Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Организация работы с молодежью»

 

 

Сергей Афанасьев

 

Технология игр и игровых программ

 

Печатается по: Детский праздник в школе, оздоровительном лагере, дома. – М.: Московское городское педагогическое общество, 2000.

 

 

 

Играть — значит освобождаться от препятствий, чинимых действительностью, стоять над вещами, распоряжаться ими по своему усмотрению, царствовать, быть гос­подином, быть свободным...

Я. Л. Морено

 

При игре ... должно быть возможно все, даже, например, чтобы какое-нибудь растение беседовало по-латыни с самим Линнеем.

Герман Гессе

 

В школах проводятся и будут проводиться воспитательные меро­приятия. И хотя они не являются единственно возможным ви­дом работы с детьми, хотя многие задачи воспитания можно и нужно решать иными способами, мероприятия остаются, и орга­низовывать их нужно методически грамотно, с максимальным воспитательным эффектом. Этой проблеме посвящены материа­лы С. П. Афанасьева, автора популярных методических пособий «Сто творческих конкурсов», «Триста творческих конкурсов», «Клуб эрудитов», «Последний звонок», «Что делать с детьми в загородном лагере» и др.

В данных материалах найдет отражение широкое многообра­зие современной педагогической практики в организации воспи­тательных мероприятий.

 

 

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ

 

Воспитательное мероприятие — это относительно завершен­ная совместная деятельность детей в определенный фиксирован­ный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью (определение А.Г. Кирпичника).

Любое воспитательное мероприятие, как и любой другой продукт человеческой деятельности, имеет форму и содержание. И, конечно же, любое воспитательное мероприятие имеет назва­ние. Если сопоставить перечень названий тех мероприятий, ко­торые проводятся сегодня в школе, то получится список, насчи­тывающий несколько сотен пунктов. Но при внимательном изу­чении этого списка можно обнаружить, что, при всем разнообра­зии названий, в основе большинства мероприятий лежат одни и те же формы. Еще можно заметить, что в различных по форме мероприятиях нередко заключено одно и то же содержание. На­пример, «аукцион исторических знаний» и «аукцион географиче­ских знаний» — это одна и та же форма, наполненная различным содержанием. А «экологический эрудицион» и «экологичес­кий десант» — две совершенно разные формы, имеющие сходное содержание.

Умение видеть в каждом мероприятии его форму и содержа­ние — это определенный показатель методической грамотности. К сожалению, подобного умения лишены многие педагоги. Они ошибочно отождествляют название с формой, а форму с содер­жанием. А это в свою очередь приводит к низкой эффективно­сти воспитательной работы, к бесконечному, сумбурному поиску «новых» форм, которых в принципе просто нет. На сегодняшний день существует всего несколько десятков форм работы с детьми, а все многообразие мероприятий есть лишь результат наполнения этих форм новым содержанием с последующим придумыва­нием «старым формам с новым содержанием» привлекательных названий. Это явление не свойственно исключительно педагогике, такую же ситуацию можно наблюдать в любой области чело­веческой практики: количество форм всегда меньше, чем коли­чество возможных вариантов содержания внутри этих форм, а число вариантов содержания всегда меньше, чем число возмож­ных названий. Педагог, усвоивший эту, казалось бы, элементар­ную истину, находится в более выигрышном положении, чем пе­дагог, не принимающий ее и продолжающий бесконечно-бессмысленный процесс поиска «новых форм воспитательной работы». Ведь для успешного проведения мероприятий нужно лишь:

1)  знать существующие формы;

2)  уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содер­жанием;

3)  уметь придумать полученному результату название. И не существует необходимости владеть методикой организации сотен мероприятий, все мероприятия одной формы организуются по одной технологии, по одному алгоритму. Владение двумя десят­ками организационных алгоритмов и технологией «придумыва­ния» — это все, что требуется от педагога для проведения воспи­тательных мероприятий.

Поскольку из триединой составляющей каждого мероприя­тия (форма — содержание — название) форма является наиболее устойчиво-консервативной частью, постольку и все статьи цикла будут посвящены именно формам. Каждая статья — это рассказ об одной из форм. (Кстати, термин «форма» применяется фактически во всех областях человеческой практики — от балета до бюрократического делопроизводства, и везде он обозначает не­что «устойчивое, установленное, устоявшееся».) Эта статья по­свящается одной из наиболее популярных форм организации детского развивающего досуга — конкурсным программам.

Все конкурсные программы организуются одинаково, какие бы названия они при этом ни имели, как бы ни разнилось их содержание. То есть, с точки зрения организации, конкурс мо­лодых вокалистов, конкурс рисунков на асфальте и конкурс на лучшую инсценировку анекдота про Чебурашку ничем не отли­чаются друг от друга. Для того чтобы вычленить алгоритм орга­низации конкурсных программ, нужно сначала определить, что будет подразумеваться под этим термином.

В основе любой конкурсной программы лежит принцип со­ревновательности, состязательности. Этот принцип не является чисто педагогическим, он не является даже чисто человеческим: соревновательность в специфических формах присуща всей жи­вой и даже неживой природе. Поэтому отрицать соревнователь­ный момент в воспитательной работе, как это пытаются делать некоторые педагоги, — это все равно что отрицать законы при­роды на том основании, что они нам не нравятся. Дети всегда будут спонтанно состязаться, сравнивая себя с другими в самых различных сферах: кто быстрее съест яблоко, кто дальше швыр­нет камень, кто назовет больше имен девочек на букву «А» — и так до бесконечности.

Специально организованные педагогом соревнования в ка­ком-либо виде деятельности и называются конкурсными про­граммами.

Конечно, под это определение попадают и спортивные со­ревнования, и интеллектуально-познавательные игры. Их также можно назвать конкурсными программами. Но в силу того, что соревнования в физических возможностях и эрудиции имеют определенную организационную специфику и традиционно вос­принимаются как самостоятельные формы работы, о них здесь речь не пойдет, им будут посвящены отдельные статьи.

Но даже без спортивных соревнований и интеллектуально-познавательных игр круг конкурсных программ исключительно широк. Вот далеко не полный перечень конкурсов, часто или не очень часто организуемых педагогами в школе и внешкольных учреждениях:

1. Конкурс на лучшее стихотворение на тему «Как я провел лето» («Мой выходной», «Любимое время года» и др.).

2. Конкурс художественного свиста.

3. Конкурс рисунков на асфальте.

4. Конкурс юных радиолюбителей.

5. Конкурс на лучшее письмо президенту (любимому арти­сту, директору школу и др.).

6. Конкурс бального танца.

7. Конкурс бумажных змеев.

8. Конкурс юных мастеров сельского хозяйства (механиза­торов, доярок и др.).

9. Конкурс рисунков на тему «Первый день зимы» («Гриб­ной дождик», «Лето в деревне» и др.).

10. Конкурс чтецов.

11. Конкурс меховой игрушки.

12. Конкурс юных менеджеров.

13. Конкурс на лучшее стихотворение о... (школьных кани­кулах).

14. Конкурс исполнителей авторской песни.

15. Конкурс масок из папье-маше.

16. Конкурс юных кулинаров.

17. Конкурс на лучшее поздравление... (с Днем учителя).

18. Конкурс ораторов.

19. Конкурс снежных скульптур.

20. Конкурс юных авиа- (судо-, ракето- и т. д.) моделистов.

21. Конкурс на лучший перевод... (с испанского языка).

22. Конкурс актерского мастерства.

23. Конкурс глиняных шахматных фигур.

24. Конкурс будущих домохозяек.

25. Конкурс на лучший репортаж из... (школьной столовой).

26. Конкурс агитпредставлений.

27. Конкурс росписи по керамической плитке.

28. Конкурс юных фотолюбителей.

29. Конкурс на лучший гимн... (детской организации).

30. Конкурс детских хоров.

31. Конкурс на лучший замок из песка.

32. Конкурс юных модельеров.

33. Конкурс на лучшую праздничную стенгазету.

34. Конкурс современного спортивного танца.

35. Конкурс поделок из бумаги (оригами).

36. Конкурс юных парикмахеров.

37. Конкурс на лучший научный реферат о... (вреде курения).

38. Конкурс музыкальных пародий.

39. Конкурс букетов (икебана).

40. Конкурс юных дизайнеров.

41. Конкурс на лучшую сказку о... (школьных учебниках).

42. Конкурс инструменталистов.

43. Конкурс вышивки на носовом платке.

44. Конкурс юных моряков.

45. Конкурс на лучший дружеский шарж на... (директора школы)

46. Конкурс исполнителей народной песни.

47. Конкурс рисунков на стекле (витражей).

48. Конкурс юных джентльменов.

49. Конкурс на лучшую загадку в стихах.

50. Конкурс кукольных спектаклей.

51. Конкурс чеканки.

52. Конкурс юных детективов.

53. Конкурс на лучшее решение математической задачи.

54. Конкурс пантомимы.

55. Конкурс аппликаций из шпона.

56. Конкурс юных журналистов.

57. Конкурс на лучшую сервировку стола к... (Новому году).

58. Конкурс балетного мастерства.

59. Конкурс шкатулок из открыток.

60. Конкурс юных пожарных.

61. Конкурс на лучшую легенду про... (топографический объект)

62. Конкурс эстрадных миниатюр.

63. Конкурс на лучший наряд для куклы.

64. Конкурс юных туристов.

65. Конкурс на лучшую радиопередачу к... (Дню 8 Марта).

66. Конкурс строя и песни.

67. Конкурс фигурок из желудей и шишек.

68. Конкурс юных операторов ЭВМ.

69. Конкурс на лучший рисованный фильм (комикс) про... (посещение бассейна).

70. Конкурс мастеров бодибилдинга.

71. Конкурс поделок из бересты.

72. Конкурс будущих защитников Родины.

73. Конкурс на лучший кроссворд на тему... (творчество А. Блока).

74. Конкурс джазовых оркестров.

75. Конкурс выжигания на фанере.

76. Конкурс юных кружевниц.

77. Конкурс на лучшую идею о... (праздновании юбилея школы).

78. Конкурс инсценированной сказки.

79. Конкурс картин из цветов.

80. Конкурс юных дикторов и комментаторов.

81. Конкурс на лучший рекламный плакат о... (необходи­мости мыть руки перед едой).

82. Конкурс циркового искусства.

83. Конкурс рисунков на ткани.

84. Конкурс юных ювелиров.

85. Конкурс на лучший фантастический проект... (школьно­го телецентра).

86. Конкурс детских театров.

87. Конкурс пластилиновых картин на стекле.

88. Конкурс юных космонавтов.

89. Конкурс на лучший инсценированный анекдот про... (Вовочку).

90. Конкурс рок-групп.

91. Конкурс плетения из узелков (макраме).

92. Конкурс юных рыболовов.

93. Конкурс на лучший тост в... (день выпускного вечера).

94. Конкурс команд КВН.

95. Конкурс резьбы по дереву.

96. Конкурс будущих политиков.

97. Конкурс на лучшую частушку про... (сорта шоколадных батончиков).

98. Конкурс диск-жокеев.

99. Конкурс визитных карточек.

100. Конкурс юных оружейников.

И это далеко не все. Конкурсные программы — это соревно­вания в каком-либо виде человеческой деятельности, и практи­чески любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это, как вид­но из перечня, может быть профессиональная или близкая к профессиональной деятельность; это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства; это может быть деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал; при которой создаются разнообразные веши, предметы, а также произведения искусства или литературы. То есть все, что человек делает руками, головой, да и всем телом, он может делать, соревнуясь с другими людьми.

Поскольку цель такого соревнования — сравнение уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы явля­ются мощным стимулом к развитию человека, к совершенство­ванию его навыков. В этом и заключается главный педагогиче­ский эффект конкурсных программ: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс — это и есть момент сравнения. То есть конкурсные программы позволяют ребенку:

сформировать адекватную самооценку;

развить свои волевые качества;

самоопределиться в мире увлечений и профессий;

воспитать свой эстетический вкус и т.д.

Но, конечно же, эти воспитательно-развивающие возможно­сти конкурсных программ могут остаться и нереализованными, что очень часто происходит при небрежной или безграмотной организации конкурсов. Организация конкурсных программ — про­цесс не столько сложный, сколько многоэтапный, предусматри­вающий учет многих деталей, проблем, вопросов. При этом, как уже было сказано, все конкурсные программы, от самых малень­ких, рассчитанных на один час и один класс, до грандиозных, ох­ватывающих всю школу в течение месяца, подготавливаются и проводятся по одному алгоритму. И не обязательно эти програм­мы должны иметь в своем названии слово «конкурс», они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «сражение», «смотр» (синонимический ряд можно продолжить) — от этого организационный алгоритм также не меняется. Если попытаться в максимально компактной форме перечислить те вопросы и про­блемы, которые неизбежно встанут перед организатором любой конкурсной программы, то можно составить перечень из десяти слов:

1.  Участники.

2.  Задания.

3.  Критерии.

4.  Жюри.

5.  Призы.

6.  Ведущий.

7.  Реквизит.

8.  Техника.

9.  Помещение.

10.  Зрители.

Расположение слов в данной последовательности совсем не означает, что таков рейтинг значимости этих организационных проблем. Сказать, что подготовка призов (пункт 5) всегда важ­нее, чем оформление помещений (пункт 9), никак нельзя. Но в то же время нельзя и утверждать, что все эти оргвопросы равно­ценны, что если всю организационную работу принять за 100% то на каждый из десяти пунктов придется по 10% организацион­ных усилий. При организации любой конкурсной программы все эти оргвопросы необходимо учесть и решить, что доля и степень важности отдельных пунктов в каждой конкурсной программе разные, в разных программах значимость отдельных пунктов усиливается за счет других. Например, в конкурсе пластилино­вых скульптур первейшее значение будет иметь обеспеченность материалом для работы (в перечне это обозначено словом «рек­визит»), а роль ведущего в этой программе практически сводится к нулю. Прямо противоположную картину можно увидеть в кон­курсной программе, известной под названием «КВН», — в ней порой все держится на находчивом, остроумном ведущем при почти полном игнорировании какого-либо реквизита.

В любом случае организация конкурсной программы должна начаться с принятия решения о проведении конкурса. А прежде чем принять такое- решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в этом конкурсе. Исходить при этом следует не столько из потенциального желания детей — та­кое желание можно сформировать, сколько из распространенно­сти в детской среде того вида деятельности, который лежит в ос­нове конкурса. Например, организовать конкурс юных фотолю­бителей в школе, где всего 3—4 человека увлекаются фотоде­лом, — не самое умное решение. И уж если организатору очень хочется провести такой конкурс, он должен сначала, как мини­мум, организовать фотокружок и сделать его популярным среди детей. Именно в неверном изначальном решении часто кроется причина неуспеха многих конкурсных программ.

После того, как решение принято, и до того, как о нем уз­нают будущие участники, организатор должен:

1) придумать конкурсу яркое название;

2) сформулировать конкурсные задания;

3) разработать условия и критерии конкурса.

К сожалению, организаторы порой не уделяют должного внимания названиям мероприятий. Между тем привлекательное название может многократно повысить интерес детей к пред­стоящему конкурсу и вызвать у них желание участвовать. На­пример, телеведущий Юрий Николаев назвал свою программу «Утренняя звезда». Если бы он назвал передачу просто «Конкурс исполнителей песен и танцев», чем по сути она и является, то, возможно, эта программа и не имела бы той популярности, ко­торую можно наблюдать сегодня.

Но при всей значимости названия более важным элементом конкурсной программы являются конкурсные задания: если на­званием, в конце концов, можно пренебречь, то без заданий са­мо понятие «конкурс» теряет смысл. Именно конкурсные зада­ния определяют, что нужно сделать, в чем дети будут соревно­ваться. Соревноваться «ни в чем» просто нельзя.

Количество конкурсных заданий в программе зависит от ви­да конкурсной деятельности. В конкурсе на лучшее сочинение задание одно. В конкурсе юных оружейников может быть десять заданий. Но сколько бы заданий ни было, все они должны соот­ветствовать идее конкурсной программы и возрасту ребенка.

Например, задание «сочините какое-нибудь стихотворение» очень трудно выполнить из-за его расплывчатости, неопределен­ности. Еще труднее оценить то, что, возможно, получится: если один ребенок сочинил двустишие-дразнилку, а второй — сонет о любви, они оба в равной степени справились с заданием в той его формулировке, которая была предложена. Задания «начисти­те картошки» или «пришейте пуговицу» во время соревнования будущих защитников родины среди старшеклассников не вызо­вут особого энтузиазма у участников, ибо они, как минимум, просто банальны, а как максимум, не соответствуют идее защи­ты, служения Родине. Задание «нарисовать комикс на тему «Как делают жевательную резинку» просто невыполнимо, так как дети элементарно не знакомы с технологией этого процесса. К сожа­лению, подобные некорректные задания очень часто предлага­ются детям организаторами конкурсных программ.

И, к сожалению, при объявлении заданий организаторы час-то не объясняют условия их выполнения, не задают критерии, по которым будут оцениваться результаты. В зависимости от со­держания конкурсных программ в условия могут входить или не входить такие пункты:

время на подготовку конкурсного задания; О срок предварительной демонстрации подготовленного ре­зультата;

размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах и т.д.);

возможность получения помощи со стороны взрослых или сверстников;

возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и пр.;

перечень   разрешенных   и   неразрешенных   материалов, приспособлений, инструментов и т.д.

Также должны быть оговорены условия, связанные с техни­кой безопасности, и особые условия, отражающие особенности жанра или технологии. Условия конкурса обязательно должны быть зафиксированы в письменном виде.

А итогом всей предварительной работы должно стать Поло­жение о конкурсе, в котором указываются название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объяв­ляется о награде победителю.

После того как Положение составлено, работа организатора должна быть направлена на решение сразу нескольких задач.

Во-первых, организатор должен найти будущих участников конкурса. Одни конкурсные программы предполагают индивиду­альное участие, другие — наличие команд. Не бывает лишь кон­курсов без участников. А их может действительно не оказаться, если не организовать рекламно-разъяснительную кампанию. Во время этой кампании можно применять как массовую, так и ин­дивидуальную работу, можно использовать приглашения, лис­товки, стенды, радио, телевидение — выбор средств зависит от масштабности конкурса и от традиций каждой конкретной шко­лы. Главное — сделать так, чтобы ребята захотели участвовать в конкурсной программе и чтобы желающих было много.

Во-вторых, организатор должен позаботиться о наличии мате­риалов и инструментов, текстов и нот, столов и стульев, то есть всего того, что необходимо для проведения конкурса. Возможно, что материальное обеспечение должен взять на себя сам участник, но в этом случае данный вопрос должен быть оговорен в условиях конкурсной программы. Например: «Участники конкурса рисун­ков на асфальте должны явиться в назначенное время и место со своим мелом!» И, разумеется, не всегда целесообразно переклады­вать заботу о необходимом реквизите на плечи детей. Дети могут просто отказаться от участия в конкурсе из-за отсутствия у них того или иного материала или инструмента. А кроме того, подоб­ная ситуация ставит детей в прямую зависимость от материальных возможностей родителей. Девочка, которой на заказ сшили очень красивое бальное платье, заранее имеет преимущество перед де­вочкой, чья мама не может позволить себе таких расходов, при этом уровень танцевального мастерства обеих девочек может быть равным. Нужно, чтобы исход конкурса зависел в большей степени от таланта и упорства ребенка и в меньшей степени — от возмож­ности материального обеспечения его работы.

В-третьих, организатор должен пригласить для оценки ре­зультатов конкурсной работы компетентное жюри. В отличие от спортивных соревнований и эрудиционов, где победитель определяется по количественным показателям (время, расстояние, число правильных ответов), в конкурсных программах для опре­деления победителя используются качественные показатели (изящество, остроумие, находчивость и т.д.). Поскольку понима­ние этих категорий у разных людей разное, постольку абсолютно объективной оценки при подведении итогов конкурса быть не может, результат всегда в той или иной мере зависит от чьего-то субъективного мнения, личного вкуса.

Но, тем не менее, существуют способы снизить эту опасность. Для этого нужно:

1. Никогда  не доверять судейство  в  конкурсной  програм­ме одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7.

2. Никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собст­венного опыта в деятельности, которую предстоит оценить.

3. Никогда не полагаться на людей, лично заинтересован­ных в результате.

Соблюдение хотя бы этих трех правил может значительно повысить объективность оценки. Главное — сделать так, чтобы судейство не стало причиной возможных конфликтов и детских обид.

И, в-четвертых, организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоцио­нальной и материальной оценке труда детей.

Подготовительный этап конкурсной программы должен за­вершиться демонстрацией конечных продуктов деятельности. Как правило, демонстрация проходит в виде выставки работ или в виде показательного выступления на сцене или другой специ­ально оборудованной площадке. Только в некоторых случаях (например, конкурс на лучшее сочинение или конкурс на луч­ший перевод) результат публично не демонстрируется. Этап де­монстрации результатов должен стать ярким эмоциональным со­бытием в жизни ребенка-конкурсанта. К сожалению, так бывает не всегда.

Порой организаторы отказываются от выставки, и детские поделки видит только жюри, которое затем объявляет свои оценки. Вместо концерта-шоу иногда проходят выступления со­листов и коллективов в зале, где присутствуют только члены жюри и коллеги-конкурсанты. При таком подходе воспитатель­ный потенциал конкурсных программ многократно снижается. Для детей, безусловно, значим момент объявления о распределе­нии мест, но еще более значимо для них внимание со стороны ровесников и взрослых к их творчеству и труду. Без зрителей, без аплодисментов, без оформленного места проведения конкур­са-выставки или конкурса-концерта почувствовать это внимание невозможно. Поэтому организатор на финальном этапе своей работы должен решить десятки организационно-содержательных вопросов:

как пригласить зрителей;

когда провести предварительный просмотр;

кого пригласить ведущим;

как оформить помещение;

где посадить жюри;

на чем расположить экспонаты;

как организовать церемонию открытия;

какую подобрать музыку;

во что будут одеты участники;

где жюри будет обсуждать итоги;

кто будет вручать призы;

как будет проходить ритуал награждения

и многое другое.

Точку в проведении конкурсной программы можно поста­вить лишь после того, как будет проведен анализ планов и ре­зультатов.

Во всех конкурсных программах обнаруживается приведен­ный выше алгоритм организации (то есть определенная последо­вательность действий). Он присутствует, к примеру, даже в кон­курсе на лучший тост, только в максимально сжатом, свернутом виде. Соблюдение этого алгоритма, следование ему является га­рантией успешности проведения конкурсных программ, их вы­сокого воспитательного эффекта.

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ

 

Воспитательные мероприятия исключительно разнообразны. Количество же форм воспитательной работы относительно неве­лико. К одной форме работы можно отнести сотни мероприятий. И все эти мероприятия, независимо от внешнего сходства или различия, будут иметь один или несколько общих признаков. Одним из признаков, позволяющих отнести разные по содержа­нию мероприятия к одной форме, является «организационное» сходство, все мероприятия одной формы подготавливаются по одному алгоритму. Соблюдение организационного алгоритма га­рантирует успешность, эффективность мероприятия. И наобо­рот, отход от алгоритма чреват провалом мероприятия.

Одними из самых многочисленных мероприятий являются конкурсные программы. Алгоритм организации творческих кон­курсов — тот же, что и алгоритм организации всех остальных конкурсных программ. В основе же любого творческого конкур­са лежит соревнование в каком-либо виде деятельности, а это характерная черта всех конкурсных программ.

Но в то же время у творческих конкурсов имеются собствен­ные признаки. Первый и главный отличительный признак твор­ческих конкурсов отражен в слове «творческий». В отличие от

других конкурсных программ в этих конкурсах участники сорев­нуются в таких видах деятельности, которые носят преимущест­венно творческий характер. Другими словами, непременным ат­рибутом этих конкурсов должен стать творческий подход к кон­курсным заданиям, то есть нестандартный, необычный, нетра­фаретный. У детей это требование легче всего выполняется в игровой деятельности. Именно в игре (а не в труде, познании, общении) детям проще проявить свой творческий потенциал. Поэтому детские творческие конкурсы часто называют «игровы­ми конкурсными программами».

Классическими примерами творческих конкурсов, или игро­вых конкурсных программ, являются:

конкурс врунов имени барона Мюнхгаузена;

игра «Два корабля»;

конкурс «А ну-ка, девушки»;

защита фантастических проектов;

аукцион талантов;

рыцарский турнир;

конкурс «Природа и фантазия»;

фестиваль «В гостях у сказки»;

конкурс-концерт «Ромашка»

и, конечно же, КВН.

Все эти игры-конкурсы знакомы нескольким поколениям педагогов. Их организовывали в школах и пионерских лагерях и десять, и двадцать, и тридцать лет назад. И в сегодняшней шко­ле творческие конкурсы-игры занимают первые строчки в рей­тинге популярности воспитательных мероприятий. Причем у де­тей интерес к этим конкурсам даже более высок, чем у взрос­лых, — не всякое воспитательное мероприятие проходит с таким успехом.

Причин популярности творческих конкурсов можно назвать несколько.

Из причин, лежащих на поверхности, можно назвать весе­лый, задорный, жизнерадостный характер творческих конкурсов: в комнате или зале, где они проводятся, всегда раздается смех. А поскольку дети любят смеяться, постольку они, естественно, тя­нутся к тому, что может вызвать у них веселое настроение. Это причина притягательности творческих конкурсов прежде всего для зрителей: даже взрослые смотрят свой любимый КВН, желая посмеяться, отдохнуть, получить удовольствие.

Другой причиной, более существенной, можно назвать тот факт, что для выполнения творческих конкурсных заданий часто не требуется высокого уровня сформированности тех или иных навыков. В отличие от конкурса юных скрипачей или конкурса юных механизаторов, где без навыка игры на скрипке или уме­ния управлять трактором просто нечего делать, в творческих конкурсах могут принимать участие все желающие. Обладая лишь смелостью и фантазией, они имеют шанс самовыразиться, утвердиться среди сверстников, не отличаясь при этом какими-либо особыми талантами. И если во время выступления над уча­стниками будут смеяться — это хорошо: творческие конкурсы как раз и рассчитаны на то, чтобы вызвать смех у зрителя.

Еще одна причина заставляет взрослых-организаторов обра­тить внимание на это «семейство» мероприятий. Творческие конкурсы обладают исключительным потенциалом для развития самых разных способностей ребенка. Среди качеств и умений, которые развиваются у детей, активно участвующих в играх-конкурсах, можно назвать:

коммуникативные способности,

умение достойно держаться перед большой аудиторией, мимическую и пантомимическую культуру,

навык совместной групповой деятельности, умение фан­тазировать,

навыки свободного, образного говорения, то есть речевые навыки, склонность к импровизации,

нестандартность мышления при решении жизненных проблем,

эстетический вкус,

чувство юмора.

Можно перечислить еще один-два десятка способностей, формированию и развитию которых способствуют творческие конкурсы. А значит, не обращать внимания, проходить мимо та­кого сильного, многонаправленного средства развития ребен­ка — это, как минимум, педагогическая близорукость.

Пренебрежение творческими конкурсами тем более непро­стительно, что в плане организационных усилий эти мероприя­тия очень просты. В основе их организации, как уже было ска­зано, лежит тот же алгоритм, по которому идет подготовка и проведение любых конкурсных программ. При этом отдельные

этапы подготовительной работы могут носить упрощенный, сим­волический характер. Если творческий конкурс рассчитан на проведение в кругу друзей и в небольшом помещении, то можно не уделять особого внимания оформлению помещения, можно до предела сократить реквизит, можно призы сделать несерьез­ными, шуточными, в жюри можно выбрать одного человека.

Единственное, чем нельзя пренебрегать, что нельзя упро­щать, — это конкурсные задания. Они всегда должны быть яр­кими, интересными, стимулирующими воображение, вызываю­щими желание их выполнить.

И, конечно же, любое упрощение неуместно тогда, когда творческий конкурс проводится как большая праздничная шоу-программа. В этом случае ко всем этапам подготовки следует от­нестись с максимальной серьезностью. Плохо организованный общешкольный КВН или неумело подготовленный конкурс «Мисс школы» вызывают такое же чувство неудовлетворенности у зрителей, какое возникает при просмотре бездарно сыгранного спектакля. Несерьезность заданий в творческом конкурсе не оз­начает, что к этим конкурсам можно несерьезно относиться, что их можно несерьезно организовывать. Когда творческий конкурс организуется как большая шоу-программа, следование организа­ционному алгоритму должно быть неукоснительным. Но и в этом случае организовать творческий конкурс несложно, с этим может справиться любой начинающий педагог, если, конечно, он знаком с последовательностью необходимых действий и от­носится к своей работе достаточно ответственно.

А теперь, после всего вышесказанного, следует признать, что в отношении творческих конкурсов в современной школе сло­жилась парадоксальная ситуация. С одной стороны — они попу­лярны, любимы, полезны и легки в организации. С другой сто­роны — творческих конкурсов в школах проводится чрезвычайно мало. Причин этому несколько. Если не касаться субъективных причин, связанных с ленью и недобросовестностью школьных воспитателей, и рассматривать только объективные обстоятель­ства, то первым из них можно назвать тот факт, что число ши­роко известных творческих конкурсов невелико. Кроме уже на­званных, можно вспомнить еще десяток-другой конкурсов, име­ющих массовую известность. Поэтому в школах организуются одни и те же конкурсные мероприятия, а проводить ежемесячно рыцарские турниры и аукционы талантов — это все равно, что каждый день смотреть по телевизору фильм «Бриллиантовая ру­ка»: какой бы замечательной ни была эта кинокомедия, в конце концов и она утомит любого зрителя.

Вторая причина, приведшая к тому, что творческий кон­курс — редкое событие в школе, связана очень тесно с первой и заключается в том, что большинство педагогов не владеют прие­мами творческого мышления, а значит, не могут сами «изобрес­ти» новый творческий конкурс. Неумение придумывать толкает педагогов на выискивание новых идей в различных методиче­ских рекомендациях, в книгах и брошюрах по организации дет­ского досуга, а там, в свою очередь, содержатся описания все тех же рыцарских турниров и аукционов талантов. Ведь те, кто со­ставляет рекомендации, тоже не всегда отличаются способно­стью к творчеству.

Для того чтобы вырваться из этого замкнутого круга, педа­гоги, организующие творческие конкурсы, должны овладеть приемами творческого решения воспитательных задач, а в дан­ном случае — приемами придумывания новых конкурсов. Таких приемов существует немало, и они знакомы, в частности, тем, кто читал книги Г. С. Альтшуллера по ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Конкурс имени барона Мюнхгаузена посвящен литератур­ному герою, получившему всемирную известность и ставшему символом определенного качества, присущего очень многим лю­дям. «Ну ты и Мюнхгаузен», — обычно говорят о тех людях, ко­торые имеют склонность к безудержному фантазированию. Но ведь кроме Мюнхгаузена есть другие литературные герои, чье имя давно стало нарицательным. Эти персонажи не менее из­вестны, чем Мюнхгаузен, и они также символизируют опреде­ленные черты человеческого характера или устойчивые типы по­ведения людей. А это значит, что могут существовать творческие конкурсы, посвященные и другим знаменитым литературным ге­роям. Вот лишь десять подобных творческих конкурсов:

конкурс имени Шерлока Холмса;

конкурс имени Дон-Кихота;

конкурс имени Робинзона Крузо;

конкурс имени Натти Бампо (более известного как Зве­робой);   .

конкурс имени Остапа Бендера;.

конкурс имени графа Калиостро;

конкурс имени Ходжи Насреддина;

конкурс имени Робин Гуда;

конкурс имени Джеймса Бонда;

конкурс имени солдата Швейка...

Легко догадаться, что этот перечень можно продолжить. И все они будут посвящены литературным героям, а творческие за­дания в конкурсах будут отражать таланты именно этих героев.

Самое удивительное, что многие из перечисленных конкур­сов до сих пор не проводились ни в одной школе.

Основным признаком этих конкурсов является то, что кон­курсы посвящены герою-символу, но совсем не обязательно, чтобы это был литературный персонаж. А значит, могут сущест­вовать и творческие конкурсы, посвященные:

знаменитым литературным сказочным персонажам (Док­тор Айболит, Незнайка, Алиса Селезнева и др.);

знаменитым персонажам мультфильмов (Черный  Плащ, Пиф и Геркулес, кот Леопольд и др.);

героям знаменитых комиксов (медвежонок Бамси, Мурзилка, черепашки-ниндзя и т. д.);

знаменитым киноперсонажам (Рэмбо, Штирлиц и др.);

реальным людям, нашим современникам (В. Пельш, Ю. Никулин и др.);

героям древних мифов (Геракл, Одиссей, Ахиллес и др.);

знаменитым деятелям прошлого (Цезарь, Наполеон и др.);

популярным фигурам современного политического театра (В. Жириновский, Г. Явлинский и др.);

героям всего одной книги (например, «Три мушкетера», где не менее десяти колоритных персонажей);

героям всего одного телесериала (например, «Санта-Бар-бара», где масса ярких и всеми любимых героев)...

Десятки лет педагоги организуют конкурс имени барона Мюнхгаузена, не задумываясь о том, что могут существовать еще тысячи конкурсов, подобных ему!

Точно такую же работу можно проделать и с игрой «Два ко­рабля». В этой игре соревнуются в творческом выполнении зада­ний две команды, состоящие из 7—10 человек и представляющие как бы экипажи двух кораблей. В каждом настоящем экипаже есть капитан, штурман, радист, боцман, кок, матросы и юнги, поэтому все участники команды берут на себя соответствующие роли. И соревнование идет поочередно между двумя штурмана­ми, которые «прокладывают курс», между двумя радистами, ко­торые «принимают расшифровку», и т.д. Если же забыть о мор­ской специфике, то получится, что это игра между двумя кол­лективами, объединяющими представителей разных профессий, которые соревнуются между собой в своем «профессиональном» мастерстве.

Но ведь подобные «трудовые» коллективы существуют не только на кораблях, такие же многопрофильные бригады можно "встретить в самых различных сферах. И, следовательно, можно разработать творческие конкурсы, подобные игре «Два корабля», которые будут называться:

«Две поликлиники»,

«Две строительные бригады»,

«Два театра»,

«Две киностудии»,

«Два колхоза»,

«Два военных округа»,

«Две парикмахерские»,

«Два универмага»,

«Два звездолета» и т.д., и т.п.

Все эти игры будут командными. В каждую команду войдут представители разных «профессий». Все игроки будут поочеред­но соревноваться между собой в выполнении творческих задач, отражающих особенности их «профессий». Названия этим иг­рам-конкурсам можно придумать более благозвучные, но можно обойтись и приведенными, объединив все игры в один цикл «Конкурсы околопрофессионального мастерства». Такую серию игр можно проводить ежемесячно среди школьников среднего звена, и при этом в течение года ни разу не повториться ни в «профессиях», ни в конкурсных заданиях.

Кроме трудовых многопрофильных бригад, существуют и иные типы объединений. Есть политические партии и научные центры. Есть тайные, секретные службы и широкие обществен­ные движения. Есть религиозные братства и разбойничьи ватаги. Есть национальные диаспоры и социальные группы. Есть когор­ты сподвижников великих государственных деятелей (например, «птенцы гнезда Петрова»). И, наконец, есть просто соседи, жи­вущие в одном доме, и просто семьи, живущие в одной квартире. Если остановиться на последнем, то можно организовать иг­ру, подобную «Двум кораблям», в которой соревноваться в соот­ветствующих умениях будут семья-клан Кепвелов' и семья-клан Локриджей из бесконечного и популярного сериала.

Общий вывод в отношении этих игр похож на уже прозву­чавший: много лет в загородных лагерях и школах педагоги про­водят «Два корабля» и совершенно не видят, что подобных игр существует не меньше сотни.

Если вы уже поняли принцип, лежащий в основе творче­ского приема классификации, то попробуйте самостоятельно разработать новые конкурсы по типу «Защиты фантастических проектов» или «Аукциона талантов». Постарайтесь придумать не менее десяти новых конкурсов, и если у вас это получится, зна­чит, вы — творческий человек, просто вы не верили в свои силы и боялись преодолеть инертность своего мышления.

Процесс изобретения новых творческих конкурсов — очень увлекательное занятие, своеобразная «гимнастика» ума. И если воспользоваться всеми приемами придумывания, а их, кроме классификации, существует еще немало, то можно составить це­лую картотеку, насчитывающую десятки тысяч названий.

Но процесс «изобретения» не заканчивается, а только начина­ется с придумывания названий. Ведь у творческого конкурса, как и у каждого мероприятия, помимо названия, должны быть форма и содержание. А содержание творческих конкурсов, к сожалению, нередко бывает однообразным. В том, что разные конкурсы имеют часто одинаковое содержание, повинны уже педагоги, которые не умеют или не хотят разрабатывать это содержание.

Можно привести такой пример. Вот пять конкурсов, имею­щих одну «родовую» форму: «А ну-ка, девочки», «Мисс класса», «Золушка года», «Леди Очарование» и «Да здравствует маленькая Баба-Яга!». Эти конкурсы проводились в разное время в разных школах. Но во всех конкурсах девочкам-участницам предлага­лось выполнить одни и те же пять заданий:

продемонстрировать свой наряд;

исполнить свою любимую песню;

составить букет из предложенных цветов;

сказать себе как можно больше ласковых слов, глядя в зеркало;

вырезать из бумаги салфетку.

Если проанализировать эти задания, то можно отметить, что первые два из них имеют совсем не творческий характер.

Но это не так уж существенно по сравнению с тем, что «Зо­лушка года» и «Баба-Яга» должны соревноваться в одних и тех же умениях. Причину этой нелогичности можно указать только одну — некомпетентность, небрежность или халатность органи­заторов конкурсов.

Организаторы предложили в качестве заданий первое, что пришло им в голову, не удосужившись привести задания в соот­ветствие с придуманными ими же названиями. Так происходит довольно часто: когда возникает новое название, организаторы перетаскивают в этот конкурс содержание уже известных. И по­этому в конкурсе «Мисс школы» используются те же задания, что когда-то выполнялись участницами конкурса «А ну-ка, де­вушки».

Творческий конкурс будет тогда по-настоящему новым, ко­гда новому названию будет соответствовать новое содержание, то есть творческие задания.

В примере с конкурсами для девочек это требование могло бы быть выполнено таким образом:

 

Конкурс «Мисс школы»

Задания:

исполнить песню о школе;

рассказать о своем любимом учебном предмете;

повторить вслед за ведущей комплекс упражнений по аэ­робике;

организовать игру с залом;

убедить «преподавателя» отпустить ваш класс с урока.

 

Конкурс «Леди Очарование»

Задания:

продемонстрировать заранее сшитое вечернее платье;

сделать прическу под названием «Осенняя грусть»;

с выражением прочитать отрывок из неизвестного заранее прозаического произведения о любви;

составить икебану из предложенных цветов и материалов;

хореографически передать настроение звучащей музыки.

 

Конкурс «Маленькая хозяйка»

Задания:

заранее сшить и продемонстрировать рабочий фартук;

определить по запаху приправы и специи;

замесить и испечь блины на электрической плитке;

исполнить колыбельную песню для куклы;

очистить от грязи принесенное зеркало.

 

Конкурс «Золушка года»

Задания:

рассказать о своей самой большой мечте;

подобрать украшения для своего костюма из предложен­ных и объяснить выбор;

станцевать вальс с кавалером без предварительной репе­тиции;

спеть веселую песенку;

продемонстрировать манеры поведения за праздничным столом.

 

Конкурс «Да здравствует маленькая Баба-Яга!»

Задания:

придумать оригинальное магическое заклинание из деся­ти слов;

сделать макияж, используя только овощи, фрукты, ягоды;

под предложенную музыку станцевать танец с метлой;

пришить к юбке оригинальную заплатку;

исполнить музыкальную пьесу на необычных инструмен­тах (шумовой оркестр).

 

Про все приведенные здесь задания можно сказать, что они сообразны названиям конкурсов. Поменять местами задания не­возможно: где это видано, чтобы Леди Очарование танцевала со шваброй, а Золушка занималась современной аэробикой?

Такое соответствие названия, формы и содержания должно быть во всех творческих конкурсах. И, конечно, необходимо со­ответствие идеи и организационных усилий. Только тогда творческие конкурсы будут яркими и запоминающимися. Только тогда раскроется их уникальный потенциал. Только тогда они будут развивать и воспитывать детей.

 

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИГР

 

Интеллектуально-познавательные игры (известные также как эрудиционы, викторины) — на сегодняшний день одна из самых по­пулярных форм работы с детьми.

О том, как придумать новую игру, как разработать ее прави­ла и игровой сюжет, как правильно подобрать для игры вопросы, идет речь в этой статье.

Мы живем в мире, где каждый предмет или явление как-либо называются. Не будь так, людям было бы трудно пони­мать друг друга. Поэтому одна из первоочередных забот роди­телей, у которых появился малыш, изобретателей, открывших ранее неведомый процесс, — дать этому ребенку, изобретению, открытию имя, название. Наличие имени, названия у всего, что есть в этом мире, — атрибут, закон, правило нашей цивили­зации.

Но, как известно, всякое правило предполагает исключения. Так, например, явление, о котором пойдет речь в этой статье, известно людям уже несколько тысячелетий, но общепринятого, зафиксированного в словарях и справочниках названия до сих пор не имеет. Этому явлению можно дать такое определе­ние: «... — специально организованное соревнование в эрудиции и логике, проводимое по заранее определенным правилам».

Описания подобных соревнований можно встретить уже в древних мифах. Там очень часто положительные герои вступали в схватку с отрицательными, используя в качестве оружия не ме­чи и копья, а умение логически мыслить и находить правильный ответ на предложенную загадку.

С тех пор прошло уже несколько тысячелетий, за эти тыся­челетия состоялись миллионы соревнований в эрудиции и логи­ке, но... никакого всеми принятого имени-названия эти сорев­нования так и не получили. То, что у них не было своего назва­ния во времена Троянской войны, неудивительно: в те времена многое еще было безымянным, подобные состязания не имели массовой популярности, да и сами слова «эрудиция», «логика» появились много позже — во времена расцвета греческого и римского обществ. Но то, что эти соревнования никак не назы­ваются сейчас, когда их популярность колоссальна и благодаря телевидению увеличивается с каждым годом, — это какой-то нонсенс.

Поскольку отсутствие названия может привести к трудно­стям в общении, постольку из этой парадоксальной ситуации должен был быть найден какой-то выход. И он действительно был найден, точнее, не найден (его никто и не искал), а просто стихийно возник. И заключается он в том, что каждое отдельное соревнование в эрудиции получило свое собственное название, а некоторые собственные названия стали употребляться как нари­цательные.

На сегодняшний день сложилась такая ситуация: существуют десятки телевизионных игр –  соревнований в эрудиции, извест­ных всей стране, существуют сотни игр-соревнований, не по­павших на телеэкран и не имеющих массовой известности, все эти игры-соревнования имеют собственные названия, но нет та­кого названия, которое могло бы объединить все эти разные по правилам, но сходные по сути игры в одно сообщество, в одну гильдию, в один класс. В любой другой сфере жизни такая си­туация выглядела бы просто анекдотичной: представьте, что чет­вероногих животных — друзей человека зовут Шариками, Тузи­ками, Барбосами и Жучками и при этом не существует такого слова, как «собака». Увы, этот анекдот, парадокс, абсурд реален: нет ни одного общепринятого понятия, которое можно было бы безапелляционно поставить взамен многоточия в вышеприве­денном определении.

Правда, есть несколько претендентов на это место. Среди них такие слова и словосочетания, как «эрудицион», «интеллек­туальная игра», «викторина», «турнир эрудитов», «конкурс зна­токов», «познавательная игра». Поскольку все эти термины с не­значительными оговорками можно назвать синонимами, по­скольку любой из них вправе претендовать на вакантное место. Но все же шансы этих слов не равны.

Очень велики шансы у слова «эрудицион». Во-первых, оно происходит от латинского «eruditio» («ученость», «познания»), а латинское происхождение всегда ценится в терминологиях и классификациях. Во-вторых, это короткое слово (так же, как «диспут», «экскурсия», «выставка»), а это немаловажно при частом произнесении. Но у этого слова есть и недостатки: произне­сенное по-английски, слово означает само явление эрудиции, но никак не игру, соревнование, в основе которых эта эрудиция лежит. Поэтому в нашей стране это слово может быть принято за обобщающий термин, но на международной арене его ждет фиаско.

Шансы слова «викторина» велики только на первый, отнюдь не пристальный взгляд. Дело в том, что «викторина» происходит не от слова «виктория», то есть «победа», как думают многие, оно происходит от имени Виктор. Когда-то, еще в 20-е годы, ре­дактор одного из журналов не знал, под какой рубрикой помес­тить серию познавательных тематических вопросов, которые принес в редакцию некий молодой человек. И тогда, недолго думая, редактор назвал рубрику «Викторина», так как молодого человека звали Виктор. По этой причине слова «викторина» нет ни в одном иностранном языке.

Очень малы шансы у таких словосочетаний, как «турнир знатоков», «бой интеллектуалов», «конкурс эрудитов». Вообще-то все эти названия идеально отражают сущность явления: первое слово указывает на соревновательный характер происходящего, а второе конкретизирует, в чем именно соревнуются участники — в эрудиции, в умении мыслить. Но у этих названий есть один недостаток — в них нет солидности, у них какой-то несерьезно-подростковый имидж (если, конечно, можно так говорить о на­званиях). Такими терминами уместно пользоваться в школе, но когда в подобных конкурсах-турнирах участвуют взрослые, к их интеллектуальным забавам желательно применить какое-то иное, более степенное и респектабельное название.

Словосочетания «интеллектуальная игра» и «познавательная игра», взятые по отдельности, малопригодны для обозначения соревнований в эрудиции и логике. Ведь к «интеллектуальным играм» можно отнести и преферанс, и шахматы, да и про футбол в последние годы часто говорят: «Сегодня футболисты демонст­рируют очень интеллектуальную игру». А «познавательные игры» вбирают в себя все многообразие настольных, развивающих игр. Даже когда два этих прилагательных берутся в связке, получив­шийся новый термин «интеллектуально-познавательные игры» остается достаточно широким, он не укладывается в рамки опре­деления, он может обозначать игры, не являющиеся соревнова­ниями в эрудиции. То есть понятие «интеллектуально-познавательные игры» масштабнее, чем «эрудицион», «викторина» или «турнир эрудитов». Но тем не менее в заголовок статьи вынесено именно это понятие. Это сделано осознанно. И главный довод, который перевесил чашу весов в пользу этого термина, заключа­ется в слове «игра». В последние десятилетия к игровой деятель­ности человека обращено пристальное, повышенное внимание, игра перестала восприниматься как нечто из жизни дошкольни­ков, игровые методы используются для решения очень серьезных проблем, возникли даже предназначенные специально для взрос­лых «инновационные», «продуктивные», «позиционные», «имита­ционные» и другие игры. На фоне этих звучных названий вполне современно и солидно будет смотреться и термин «интеллектуаль­но-познавательные игры». В соседстве с названиями других дело­вых игр этому термину легче завоевать место под солнцем, то есть в многочисленных пособиях по теории, методике, организации игры.

Какой термин закрепится за описываемым явлением в буду­щем — покажет само время. А в статье в дальнейшем названия «эрудицион», «турнир эрудитов», «интеллектуально-познаватель­ная игра» будут использоваться как синонимы.

Вопрос о названии рассматривается так подробно не случай­но. И дело не в том, что с появлением названия появляется предмет разговора. Дело в том, что наличие названия позволяет сгруппировать явления одного порядка в некую целостность и изучать именно эту целостность, а не отдельные, единичные ее проявления. Другими словами, благодаря названию можно гово­рить о «методике организации интеллектуально-познавательных игр» и не рассматривать отдельно «методику организации игры «Брэйн-ринг», отдельно «методику организации игры «Интеллектуальный хоккей» и т.д. Кроме того, имея название и пони­мая, что все разнообразные интеллектуальные игры есть вариа­ции одного и того же явления, можно находить новые вариации этого явления, то есть придумывать новые интеллектуально-познавательные игры («новыми» они будут, конечно, только по отношению к уже существующим). Таким образом, наличие на­звания не только теоретически необходимо, но еще и практиче­ски полезно.

С точки зрения педагогики интеллектуально-познаватель­ные игры обладают огромным воспитательным потенциалом. Конечно, потенциал одного отдельно взятого эрудициона незначителен, одна игра не позволяет решить какие-либо воспита­тельные задачи (за исключением одной — обеспечить занятость ребенка на время игры)- Но когда интеллектуально-познаватель­ные игры организуются в школе как система, когда в классах возникают долговременные команды и клубы знатоков, тогда эрудиционы могут дать детям очень многое.

Во-первых, система таких игр стимулирует познавательный интерес ребенка, формирует стремление к постоянному попол­нению багажа знаний.

Во-вторых, момент соревновательности позволяет ребенку оценить свои возможности, а в случае победы — утвердиться в глазах сверстников.

В-третьих, наличие команды или клуба способствует разви­тию у детей навыков коллективной мыследеятельности, совмест­ного поиска решения проблемы...

Можно продолжить этот перечень и отметить, чем эруди­ционы полезны детям в-четвертых, в-пятых и в-шестых. Но не­обходимо всегда помнить, что любой воспитательный потенциал может и не реализоваться, возможное становится действитель­ным лишь при грамотной организационной работе со стороны тех, кто готовит и проводит эрудицион.

Все интеллектуально-познавательные игры, как уже было сказано, независимо от их названий обладают сходными черта­ми, а их подготовка и проведение осуществляются по одному организационному алгоритму. Но прежде чем раскрыть этот ал­горитм, необходимо выделить сходные черты, которые присущи всем без исключения эрудиционам. Ведь именно тому, что объе­диняет все игры, и предстоит уделить основное внимание во время подготовки игры.

Вот три ключевых признака любой интеллектуально-позна­вательной игры:

1. Наличие специальных вопросов, на которые следует отве­тить во время игры ее участникам.

2. Наличие  специальных  правил,  придерживаясь которых, следует отвечать на вопросы.

3. Наличие игрового сюжета, игровой интриги, которая яв­ляется внешней «оболочкой» игры.

На каждом из этих компонентов следует остановиться под­робнее.

 

Вопросы

Не всякий вопрос годится для интеллектуально-познаватель­ной игры. К сожалению, этой, казалось бы, очевидной истиной очень часто пренебрегают многие организаторы игр. Порой в той или иной игре встречаются некорректные вопросы, и это приводит к спорам и конфликтам между участниками и веду­щим. Порой в той или иной игре встречаются банальные, скуч­ные, а то и откровенно глупые вопросы, и это приводит к угаса­нию азарта игроков, к падению интереса к подобным играм в целом. Вот десять видов вопросов, которые крайне нежелатель­ны для эрудиционов. Увы, но все примеры взяты из реальной практики проведения эрудиционов в школах и внешкольных уч­реждениях.

1. Что такое гипотенуза? Где зимуют гуси? Когда произошло восстание декабристов?

Подобные вопросы можно назвать откровенно примитивны­ми. Они требуют от участников знания общеизвестных фактов из программных курсов школы и не требуют ни малейших прояв­лений логического мышления. Такие вопросы уместны на уро­ках, но не в игре.

2. Кто был первым царем пятой династии фараонов, правившей в Египте во времена Древнего царства ? Кому Б. Пастернак посвятил стихотворение «Приближение грозы», написанное в 1927 году?

Подобные вопросы имеют много сходства с предыдущими: они не требуют от игрока ничего, кроме эрудиции, знания фактов. Но в то же время подобные вопросы — прямая противополож­ность предыдущим: если на те способен ответить любой троечник-семиклассник, то на эти не ответит даже профессор-египтолог или ученый-литературовед, изучающий творчество Б. Пастернака. (Правильные ответы: 1. Усенкаф. 2. 3. Черняку.) Эти вопросы требуют глубоких узкопрофессиональных знаний, ответить на них можно только со словарем. Когда игра состоит из таких вопросов, у участников пропадает всякое желание играть: «Зачем? Я все рав­но не отвечу».

3. В каких городах мира есть метро? Как называются башни Московского кремля ? Каких вы знаете космонавтов?

Подобные вопросы требуют ответа-перечисления. При этом, как правило, возникает проблема: нужно перечислять все или можно ограничиться несколькими названиями? А если можно ограничиться, то что именно нужно сказать, чтобы ответ сочли правильным? Ведь городов, где есть метро, десятки, а в космосе побывали уже сотни людей. То есть подобные вопросы, задан­ные без всяких пояснений, провоцируют самые разнообразные конфликты. В целях предотвращения конфликтов вопросы, тре­бующие перечисления при ответе (даже если это перечисление состоит всего из 2-3 пунктов), не должны допускаться до игры.

4. У какого знаменитого литературного героя-сыщика был по­мощник, от имени которого написаны произведения об этом сыщи­ке? Какой пролив разделяет два материка?

Подобные вопросы не имеют одного правильного ответа. При этом авторы, сочинившие вопрос и знающие правильный ответ, порой даже не догадываются, что на их вопрос может быть и другой тоже правильный ответ. Например, в первом слу­чае, помимо Шерлока Холмса (именно о нем шла речь), можно назвать Э. Пуаро и Н. Вульфа — и это тоже правильные ответы. А во втором случае, кроме Берингова пролива (его имели в ви­ду), можно назвать Гибралтарский пролив. Поскольку подобные вопросы скрывают в себе потенциальный конфликт, они недо­пустимы в игре; вопрос должен быть сформулирован так, чтобы на него был только один правильный ответ.

5. Каково политическое устройство Великобритании? Какой вклад в науку внес А. Эйнштейн? Дайте характеристику кровенос­ной системы человека.

Подобные вопросы предполагают не просто ответ, а целое развернутое выступление-лекцию. Причем трудно определить даже минимум информации, которая должна прозвучать, чтобы ответ был признан правильным. А значит, любой ответ при же­лании можно назвать неполным и не дать участнику очка; в свою очередь игрок может подать апелляцию, а это уже кон­фликт. Конфликта не будет, если не будет и вопросов, требую­щих подробного, обстоятельного, развернутого ответа. Такие во­просы пусть останутся только на уроках.

6. Кто и в связи с чем сказал: «Велика Россия, а отступать некуда?» Кем, в каком году и при каких обстоятельствах была от­крыта радиоактивность? Как назывался, когда, где и по какой причине погиб самый большой пассажирский корабль?

К подобным вопросам вообще неприменимо слово «вопрос», взятое в единственном числе. Каждый такой вопрос — это сумма из двух, трех, а то и четырех самостоятельных вопросов. Когда в игре встречаются такие вопросы, всегда существует вероятность, что игрок ответит только на часть, а не на все вопросы. В этом случае ему может быть зачтено поражение, но это ведь не совсем справедливо. Чтобы не обижать игроков и не создавать напряжен­ности в игре, в каждом вопросе должен быть только один вопрос.

7. Какой полуостров жалуется сам на себя? (Ямал). Какой го­род летает? (Орел). В каком городе живет один мальчик и сто де­вочек? (Севастополь).

Подобные вопросы более точно было бы назвать загадками. Загадки, конечно, великолепное средство для развития ассоциа­тивного, логического мышления. Но это уже иной жанр. Присутствие подобных вопросов в игре равнозначно ситуации, когда четвертым в упряжку лошадей запрягают верблюда. Поэтому в игре или все вопросы должны быть загадками, или их не должно быть ни одной.

8. Сколько горошин может войти в пустой стакан? Почему заяц бегает? Чем заканчиваются день и ночь?

Подобные вопросы можно назвать вопросами-шутками, во­просами-розыгрышами. В каждом таком вопросе заключен вто­рой смысл, и задача отвечающего — этот смысл отыскать. (То есть надо догадаться, что горошины ходить не умеют, что заяц бегает по лесу, что в конце слов «день» и «ночь» стоит мягкий знак). Если игрок не видит «закавыки» и пытается отвечать серь­езно, над ним просто смеются. Когда подобные шутки вдруг ока­зываются в соседстве с серьезными вопросами, они «выбивают из колеи» участников игры, игроки просто не успевают переориентироваться. Эти вопросы лучше не брать для эрудиционов, лучше приберечь их для веселых вечеринок.

9. Кто был первым мужем Людмилы Гурченко? Какие сигареты курила Мерилин Монро? Кто по национальности А. Розенбаум?

Подобные вопросы просто неэтичны. Задавать их — значит демонстрировать определенный уровень воспитанности. Застав­лять детей отвечать на такие вопросы — значит прививать им обывательское мышление и дурной вкус.

10. В какой стране происходит действие сказки А. Линдгрен «Волшебный голос Джельсомино»? Как назывался пароход, на кото­ром Магеллан совершил кругосветное плавание?

А это элементарно безграмотные вопросы. Линдгрен никогда не писала о Джельсомино, а Магеллан не плавал на пароходах.

Любая (фактическая, стилистическая) ошибка — это «пощечина» самой идее интеллектуальных игр.

Возможно, не стоило бы так долго говорить о некорректных вопросах, но они встречаются в играх сплошь и рядом, не без­грешны в этом отношении даже телевикторины. Чаще всего та­кие вопросы изобилуют там, где организаторы игры: а) методи­чески малограмотны; б) мало эрудированы. Не допустить подоб­ных вопросов, а значит, не испортить игру позволяет организа­тору только собственный широкий кругозор в сочетании с владением техникой составления вопросных заданий.

Для того чтобы вопросы были яркими, интересными или, как еще говорят, «вкусными», необходимо придерживаться не­скольких правил.

1. Хороший вопрос — это тот, для ответа на который нужны не только знания, но и умение логически мыслить (сочетание эрудиции и логики 50:50).

Пример. Чье имя повторяется чаше всего в течение послед­них столетий? Это не имя Будды, Христа или Магомета. Принадлежит оно предприимчивому флорентийцу, жившему в XV веке, который в лучшем случае имел незначительные заслуги, а в худшем — был просто обманщиком. (Америго Веспуччи)

2. Хороший вопрос — это тот, который несет в себе много информации; даже если ответ на него не будет дан, участники игры обогатятся новыми знаниями, заключенными в самом во­просе.

Пример. Патент на изобретение этого транспортного средст­ва получил уроженец Венгрии Давид Шварц. 13 января 1897 года построенный по чертежам Шварца аппарат был готов к испытаниям. Но еще за три года до того, как Шварц полу­чил патент, проект точно такого же транспортного средства разработал К.Э. Циолковский, хотя это и не было признано официально. Что это за вид транспорта? (Дирижабль)

3. Хороший вопрос — это тот, в котором есть ирония, юмор. Пример. Когда троллейбус идет по городу, обычно водитель объявляет: «Остановка «Универмаг» и т. д. Какое слово вме­сто «остановка» произносил бы водитель, если бы оказался древним греком? (Эпоха)

4. Хороший вопрос — это тот, который соответствует теме игры, сюжету игры.

5. А самое главное, хороший вопрос — это такой вопрос, про который не ответившие, проигравшие игроки могут без лукавст­ва и без обиды сказать: «Это был хороший вопрос».

Образцы интересных, корректных, развивающих вопросов сегодня демонстрируют преимущественно три телеэрудициона: «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг» и «Своя игра».

Правила

В каждой интеллектуально-познавательной игре есть свои правила, и даже можно сказать, что игры отличаются друг от друга прежде всего правилами. (Вопросы — более «космополитичный» элемент игры: в разных играх с точки зрения правил могут быть одинаковые вопросы). Но хотя правила разные, при внимательном их рассмотрении можно обнаружить некую закономерность. Она заключается в том, что все правила, по сути, являются ответами на одни и те же вопросы организационного порядка. Всего этих воп­росов, или организационных проблем, десять:

1. Кто принимает участие в игре: команды или индивиду­альные участники?

2. Если играют команды, из скольких человек они состоят?

3. Сколько всего команд (индивидуальных участников) од­новременно принимают участие в игре?

4. Кто задает вопросы: ведущий или участники друг другу?

5. Как задаются вопросы: одновременно всем участникам, последовательно или по принципу жребия (могут быть и другие варианты)?

6. Сколько времени дается на подготовку ответа?

7. Как участники должны демонстрировать готовность к от­вету?

8. Кто оценивает правильность ответа?

9. Каким образом начисляются очки (баллы) за ответ?

10. До каких пор продолжается игра: пока не закончатся во­просы, пока не истечет время, пока не наберется опреде­ленная сумма баллов?

Иногда в играх бывает несколько раундов, при этом правила каждого нового раунда изменяются («Счастливый случай»). Но и здесь все вышеперечисленные организационные вопросы не те­ряют своей актуальности, просто они прилагаются теперь к каж­дому раунду в отдельности.

Если при разработке правил организаторы упустят хотя бы один оргвопрос, не определятся с ответом на него, то правила игры окажутся неполными, а это может привести к недоразуме­ниям или даже конфликтам.

Правила эрудициона обычно сообщаются игрокам заранее, но в начале игры они должны быть во всеуслышание повторены еше раз. При этом правила облачаются в игровые одежды, то есть из скучного набора указаний превращаются в игровой сюжет.

 

Игровой сюжет

Продемонстрировать, что такое игровой сюжет, можно на таком примере. Предположим, что принято решение провести эрудицион, посвященный автомобилизму (история автомобиля, устройство автомобиля, современный авторынок, автоспорт). Для этой игры подготовлены несколько десятков интересных, грамотных вопросов. Правила игры просты: играют две команды по 5 человек, ведущий поочередно задает им вопросы, побеждает та команда, которая первой наберет 10 очков.

Если игру оставить в таком виде, то она, конечно, может пройти (вопросы и правила есть — а это главное), но не будет выразительности, азарта, «изюминки». Чтобы это все появилось, нужно ввести сюжет.

Вариант 1. Представьте, что две команды — это два экипажа, участвующих в сложнейшем ралли. Трасса, которую предстоит преодолеть, насчитывает всего 10 миль, но какие это мили! Вполне возможно, что какой-то экипаж вообще не сможет дойти до финиша. Преодоление каждой мили — это ответ на один во­прос. Нет ответа — значит, случилась поломка в пути или воз­никло неодолимое препятствие. Кто первым сможет, преодолев все препятствия и избежав поломок, проехать 10 миль, — тот победитель.

При этом можно изготовить демонстрационное табло-схему с изображением маршрута и два картонных автомобильчика, ко­торые будут показывать место расположения экипажей. Пере­движение макетов по схеме равноценно появлению цифр на обычном табло.

Вариант 2. Представьте, что две команды — это два клуба автолюбителей, которые решили собрать автомобиль своими ру­ками. Лая сборки автомобиля им нужны колеса, руль, кузов, двигатель, коробка передач и т. д. Всего больших и малых частей автомобиля десять. Чтобы приобрести каждый агрегат или де­таль, нужно ответить на вопрос (вопросы при этом могут быть разного уровня сложности — в зависимости от значимости зап­части).

Каждый клуб вправе начать приобретение деталей с того, что им больше нравится. Главное — чтобы к концу игры был полный комплект составных частей. Тот, кто первым приобретет все нужные для сборки детали, — победитель.

При этом лучше заранее изготовить демонстрационные стенды и картонные автозапчасти в нужных количествах. Каждое новое приобретение можно крепить к стенду, чтобы всем было видно, каковы автосборочные успехи.

Вариант 3. Представьте, что две команды — это два частных предприятия по прокату автомобилей. Каждое предприятие по­строило гараж на 10 машин, но самих машин еще не приобрело. Чтобы приобрести автомобиль, надо ответить на один вопрос (вопросы при этом могут быть разной степени сложности — в зависимости от марки автомобиля). Если на вопрос нет ответа, значит, у предприятия не хватило денег на приобретение. Пред­приятие, быстрее заполнившее гараж, — победитель в конку­рентной борьбе.

При этом можно подготовить для игры двадцать игрушечных автомобильчиков. Лучше, если это будут точные миниатюрные копии автомобилей разных марок. Возможно, что приобретен­ные «гаражным предприятием» миниавтомобильчики и станут призом команде.

Как видно из примеров, из одного набора вопросов и одних правил возникли три внешне непохожие игры. Их непохожесть является результатом наложения на вопросы и правила игрового сюжета. Таким способом, кстати, можно придумывать десятки «новых» игр. Педагоги, которые часто проводят с детьми эруди-ционы, воспользовавшись таким приемом, могут провести десятки игр и ни разу не повториться. Внешняя новизна игр будет способ­ствовать поддержанию интереса детей к таким играм в целом.

Но игровой сюжет позволяет не только «придумывать» игры. Это даже не главное его предназначение и достоинство. Прежде всего, игровой сюжет обеспечивает динамизм игры. Наличие сюжета дает возможность ведущему ярко, красочно комментиро­вать происходящие события, играть на чувствах участников и болельщиков, вносить в достаточно скучную форму вопросно-ответного общения эмоциональность и азарт. Сюжет и роли — это как раз то, что превращает набор вопросов и перечень пра­вил в игру.

Таким образом, можно уже сформулировать первые три пункта организационного алгоритма, единого для всех интеллек­туально-познавательных игр. Выглядеть они могут так:

разработка вопросов игры;

разработка правил игры;

разработка игрового сюжета.

Эти пункты не помечены цифрами, так как реализовать их можно в любой последовательности: можно сначала придумать вопросы, а потом заняться всем остальным, но можно начать подготовку и с определения правил.

Другими этапами организации интеллектуально-познава­тельной игры будут:

создание и подготовка команд;

оформление места проведения игры;

подготовка необходимого реквизита;

техническое обеспечение игры;

приглашение болельщиков;

приобретение призов для участников;

выбор жюри;

работа с ведущим.

То есть, за исключением первых трех пунктов, организаци­онный алгоритм интеллектуально-познавательной игры ничем не отличается от организационного алгоритма конкурсных прог­рамм.

 

 

Вверх

 



Hosted by uCoz