Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Организация работы с молодежью»

 

 

А. Н. Дедов

 

БУДЬ ГОТОВ!

Пионерская организация нового поколения

 

 

 

 

Предисловие ко второму изданию

 

Брошюра «Будь готов! или Как живут новые пионеры» была выпущена в 1994 году Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. Это стало возможным благодаря настойчивости и организационным усилиям Лидии Витальевны Блудовой, а также поддержке Светланы Геннадьевны Анисимовой и Надежды Ивановны Минеевой. Спасибо им за участие в рождении моей первой «методички».

В 1993-1995 годах опыт, описанный в брошюре, был представлен на всероссийских сборах вожатых, где вызвал интерес организаторов детского движения. После этого в некоторых российских регионах появились детские общественные объединения, сочетающие в своей деятельности элементы пионерской методики и скаутинга. Проявилось желание подробнее познакомиться с такой моделью организации социальной активности детей и у педагогов Курганской области.

В ответ на пожелания коллег подготовлена новая редакция брошюры с необходимыми изменениями и дополнениями. Буду рад, если она окажется полезной.

Автор

 

Предисловие к первому изданию

 

Здравствуйте, коллега!

Очень приятно, что вы открыли эту книжку именно на первой странице, а не где-нибудь в середине. Очевидно, Вы настроены читать серьезно и основательно. В ответ на такое отношение здесь Вас не будут: а) поучать, б) воспитывать и в) призывать. Эта книжка – просто рассказ о жизни и системе работы одной из школьных детских общественных организаций.

 

Все началось в 1990 году, когда стало ясно, что пионерская организация в слишком глубоком кризисе, и нужно серьезно задуматься об изменении целей и методики работы детского общественного объединения. Ясно было следующее:

– нужно приблизить работу объединения к потребностям подростков, заняться тем, что им нужно и интересно;

– членство в объединении нужно сделать действительно свободным, добровольным;

– необходимо не быть связанными со школьной классной структурой, с классными руководителями, поскольку в этом случае общественное объединение превращается в безликий отросток школьной системы, теряя свою самобытность и гибкость методики.

Сейчас это может восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Но в 1991 году все это было слишком непривычно и в школе казалось невозможным. Однако отказываться от работы с детской организацией не хотелось. Было очевидно, что организация является эффективным средством социализации подростков, интересным как для педагога, так и для ребят. Эффективность этого средства обусловлена прежде всего:

а) добровольностью участия в общественном объединении: приходя в привлекательное для него объединение, подросток добровольно принимает его ценности и связанные с ними обязанности, сознательно стремится придерживаться задаваемых корпоративной культурой объединения моделей поведения и направления социализации; в такой ситуации активизируются механизмы самовоспитания;

б) свободой выбора круга общения и видов деятельности: благодаря этой возможности, подросток обретает в рамках детского объединения «нишу эмоционального комфорта», в условиях которой снижается личностная тревожность и необходимость в психологической защите; в результате подросток более открыт для педагогического взаимодействия, высвобождаются его творческие ресурсы;

в) участием подростка в самоуправлении коллектива, возможностью его активного влияния на групповую динамику: в детском объединении происходит воспитательное взаимодействие не только в системе «педагог - подросток», но и в системе «группа - подросток»; сочетание таких взаимодействий обогащает условия социализации личности;

г) особым положением педагога: характерная для взрослого в детском объединении пристройка «наравне» (в отличие от школьной «сверху»), необходимый демократизм взаимоотношений расширяет возможности влияния педагога на процесс социализации подростков по сравнению с возможностями в рамках школьного учебно-воспитательного процесса.

Очевидно и то, что детское общественное объединение предоставляет подростку возможности для удовлетворения его насущных психологических потребностей (в любви, уважении, ощущении безопасности), а также потребностей, связанных с социализацией (в определении своих интересов, жизненных ценностей, приобретении актуальных знаний и умений). Общественное объединение, сочетающее в себе черты педагогической системы с ее социальной ориентированностью и неформальной «улично-дворовой» среды с ее спонтанностью и демократизмом, нужно ребенку! Именно поэтому на переломном этапе было решено сохранить в школе пионерскую организацию, существенно пересмотрев ее цели, принципы деятельности и методические приемы.

В поисках подходящей методики интересным показалось обращение к скаутингу, набиравшему в 1990-1991 годах популярность в России. В это время появились газетные и журнальные статьи о жизни скаутов, была без купюр опубликована статья Крупской «РКСМ и бойскаутизм», в которой, кстати, Надежда Константиновна блестяще продемонстрировала компетентность педагога и талант аналитика.

Скаутская методика – очень удачное изобретение в сфере социальных технологий. Созданная в США и Великобритании в начале ХХ века и не раз усовершенствованная, она вполне современна и актуальна. Скаутские организации действуют более чем в 150 странах мира. В 20-е годы деятельность только что созданной пионерской организации СССР также была основана на скаутинге. Составными частями этой методики являются:

- жизнь по законам скаутов,

- работа в малых группах (самоуправление, корпоративная культура и т.д.);

- обучение через дело (освоение скаутских специальностей);

- стимулирующие программы (акции и творческие дела в соответствии с интересами и возрастными потребностями подростков);

- активность, направленная на взаимодействие с природой и обществом.

Особенно ценными нам показались система морального стимулирования самообразования детей с применением знаков и нашивок, ориентация на интересы и увлечения детей, а также модель роста участника организации, предусматривающая переход ребенка с одной возрастной ступени на другую и взаимодействие старших и младших. Всего этого так не хватало в пионерской организации образца 70-80-х годов!

Итак, скаутская методика показалась свежей и интересной, потому решено было использовать ее элементы в работе пионерской дружины. Но кое-что применить оказалось невозможно. Финансовая неустроенность заставила расстаться с идеей формы и фирменных нашивок. В поисках выхода их этой ситуации возникла мысль о придании новых функций пионерскому красному галстуку. Почему бы не сделать его носителем специальных знаков? А поскольку галстук в этом случае становится своеобразным послужным списком пионера, можно сделать его именным. Отказались мы и от заимствования скаутских законов. В частности, большие сомнения вызывал призыв скаутских лидеров принадлежать к одной из религиозных конфессий. И главное. В то время, когда идеалы, казавшиеся незыблемыми, рассыпались в прах, хотелось создать некий островок стабильности. Поэтому, а также в связи с тем, что в методике, традициях, символах и целях организации имелись значительные отличия по сравнению с собственно скаутскими, решено было название не менять, сохранить пионерскую дружину и все лучшее, что с ней связано. Позднее появилось и название дружины – «Юниор». Его унаследовали школьный подростковый клуб, радиостудия и «малая» газета.

Главной своей целью взрослые организаторы пионерской дружины «Юниор» считают всемерное содействие развитию и социализации личности подростка. Для этого по нашему мнению необходимы:

– создание атмосферы эмоционального комфорта;

– помощь подростку в полезном применении его физических, эмоциональных, интеллектуальных сил, а также свободного времени в целях собственного развития;

– воспитание социально значимых качеств личности: самостоятельности, трудолюбия, терпимости, волевых и коммуникативных качеств;

– создание условий для развития интересов и увлечений, познавательной активности и творческого самовыражения подростка;

– дополнительное образование;

– формирование опыта взаимодействия в группе;

– приобщение подростков к общественным ценностям, воспитание гражданской ответственности.

Для достижения целей необходимо выполнять следующие основные задачи:

– развитие внутренней демократии и самоуправления в дружине;

– организация акций, коллективных творческих дел, других мероприятий;

– взаимодействие с образовательными учреждениями, другими общественными объединениями.

В 1996 году пионерская дружина «Юниор» пережила серьезный кризис и была преобразована в Отряд юных разведчиков. Одной из причин этого было создание в Кургане пионерской организации под покровительством сил, втягивающих детей в политическое противостояние. Однако разработанная модель общественного объединения оказалась настолько удачной, что сейчас, по прошествии нескольких лет, встал вопрос о возрождении дружины. Как будут развиваться события дальше – покажет время. А на страницах этой брошюры мы предлагаем Вам материалы о жизни пионерской дружины «Юниор» периода 1991-1996 годов, отредактированные и дополненные в 2003 году.

 

 

Вступающему в пионеры *

 

Дорогой друг!

Если ты открыл эту книжку, значит, слово "пионер" тебе уже знакомо. Ты услышал его от родителей, учителя или приятелей. А может, ты уже встречал ребят с красными галстуками на груди? Это и есть мы, пионеры, и мы искренне рады, что наша книжка попала в руки именно тебе. Почитай ее, и если будет интересно, присоединяйся! Ты тоже можешь стать пионером.

Давай познакомимся поближе.

 

Кто такие пионеры?

 

Пионер – значит первый, передовой, первопроходец. Так называют людей, которые открывают и первыми осваивают новые земли, знания, технику. Пионеры всегда впереди. Это почетно, но трудно. Ведь настоящий первопроходец должен быть целеустремленным, трудолюбивым, ответственным. Он должен не бояться трудностей и чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Для этого нужно многое знать и уметь. Он должен быть любознательным, а еще – добрым, потому что все его старания для пользы людей.

 Ребята, которые собрались в нашей дружине, тоже называют себя пионерами. Мы любим приключения и стараемся быть передовыми людьми, открывая для себя каждый день что-нибудь новое. Для нас пионерская жизнь – это:

·        надежные друзья, с которыми весело, когда все в порядке, и которые помогут, когда трудно;

·        увлекательная игра, которая поможет тебе научиться многим полезным вещам;

·        интересное дело, которому можно посвятить свободное время, а может, и всю жизнь;

·        радость человека, преодолевшего трудности и достигшего цели;

·        возможность открыть и развивать свои способности;

·        ощущение своей нужности, которое испытывает человек, приносящий добро и радость другим людям;

·        красивые символы и традиции;

·        таинственные приключения, которые ожидают тебя в ночном лесу, на утренней заре и в самых незабываемых ситуациях;

·        справедливые законы, помогающие выбрать верное направление в жизни и стать настоящим человеком;

·        знакомство с природой и историей своего края и своего Отечества.

 

Чего хотят пионеры?

 

Пионеры – это люди, которые поставили перед собой определенные цели. Именно для их достижения мы и объединились вместе. Цели помогают нам ориентироваться в человеческом обществе и в жизни. Вот они:

·       мы хотим жить интересно и активно;

·       мы хотим быть полезными;

·       мы хотим научиться жить и действовать вместе;

·       но самая главная наша цель – многое знать и уметь, чтобы быть подготовленным к жизни. Об этом напоминает наш девиз «Будь готов!» На него пионер отвечает: «Всегда готов!».

 

 

Будь готов! – Всегда готов!

 

 

Что такое пионерская дружина?

 

«Дружина» – старинное русское слово, родственное слову «дружба». Дружина – это объединение людей, которые связаны товариществом, общим делом и хорошо понимают друг друга. В старину в дружины собирались русские воины, чтобы дать отпор врагам. Первопроходцы, которые осваивали новые земли – Урал, Сибирь, Дальний Восток – тоже отправлялись в дальний путь дружинами.

Дружинами называют свои объединения и пионеры. Каждая из них может объединять пионеров одной школы, двора, микрорайона, поселка. Чтобы лучше разобраться, как устроена пионерская дружина, представим ее в виде вот такого дома:

 

 

На чем стоит любой дом? Конечно, на фундаменте. А на ком держится пионерская дружина? На самых опытных ребятах, которые не только сами многое знают и умеют, но и помогают организовать пионерскую жизнь младшим товарищам. Это – пионеры-инструкторы. С ними все советуются, их мнение особенно важно. Периодически инструкторы собираются на свой Совет, где делятся друг с другом опытом и координируют свои действия.

«Стены» нашего дома составляют пионерские отряды. В каждом из них объединяются обычно 10-15 пионеров. У каждого отряда – свое название, вымпел и старший товарищ – инструктор. Для решения общих для дружины вопросов отряд на своем сборе выбирает одного или двух представителей. Время от времени представители всех отрядов собираются на Совет представителей, где решаются текущие дела дружины.

Руководят жизнью дружины пионерские вожатые. Они несут ответственность за всю деятельность дружины, решают финансовые вопросы, собирают Совет инструкторов и Совет представителей, вместе с ними организуют дружинные дела. Вожатые обязательно лично беседуют с каждым новым пионером.

На крыше нашего дома мы нарисовали вымпел, на котором написано «Совет чести». В этот Совет избирают общим голосованием пятерых самых уважаемых, авторитетных пионеров дружины. Только Совет чести может исключить человека из пионеров за недостойное поведение и нарушение пионерских Законов. Но это произойдет только в том случае, если все пятеро членов Совета проголосуют за исключение единодушно. Также Совет чести принимает решение о награждении пионеров Почетным знаком «Золотая ветвь».

Высшая власть в дружине принадлежит Сбору дружины, который собирается не реже двух раз в год. В Сборе участвуют все пионеры. Здесь обсуждаются главные для дружины вопросы. Каждый на Сборе имеет право высказываться и отстаивать свою точку зрения. Решения принимаются в ходе голосования большинством голосов. После этого они обязательны для всех пионеров дружины.

 

Что означает пионерская эмблема?

Взгляни на пионерскую эмблему: восходящее солнце, костер и пятиконечная звезда. Каждый из этих символов имеет свое значение.

Звезда означает пять пионерских Законов. Она в самом верху рисунка: это означает, что для каждого пионера выполнение Законов важнее всего.

Костер – символ романтики приключений и пионерской дружбы, ведь именно у костра собираются путешественники.

Солнце – символ добра и пользы. К солнцу у пионеров отношение особое: каждый год в свой праздник 19 мая они по традиции отправляются на Пионерскую зорьку встречать восход солнца и начало нового года своей дружины.

Пионерская эмблема изображается на Флаге дружины, а также на значках, наклейках, футболках, кепках.

 

Каковы Законы пионерской жизни?

 

Наших Законов пять. Каждый пионер, вступая в дружину, дает обещание выполнять их до тех пор, пока у него есть красный пионерский галстук.

 

 

Закон роста

Пионер любознателен и активен. Пионер сегодня лучше, чем вчера, а завтра – лучше, чем сегодня.

 

Закон верности

Пионер верен своим друзьям, семье, дружине, Отечеству, их законам и традициям.

 

Закон чести

Пионер дорожит своим честным словом. Когда трудно или страшно, пионер не теряет самообладания. Если нужно, пионер старается защищать то, что считает правильным.

 

Закон доброты

Пионер ко всем относится по-доброму и хочет доброго отношения к себе. Пионер всегда готов прийти на помощь. Пионер уважает права других людей.

 

Закон улыбки

Пионер никогда не унывает, он умеет во всем находить хорошее. Пионер стремится приносить радость людям.

 

 

Как видишь, все просто. К тому же, всегда помнить пионерские Законы нетрудно. Их столько же, сколько пальцев на руке. Взгляни на нее: каждый палец напоминает об одном из Законов:

·          большой палец – о Законе улыбки. Когда у нас хорошее настроение, на вопрос «Как дела?» мы показываем именно большой палец;

·          указательный – о Законе доброты. Он указывает верное направление в жизни;

·          средний – о Законе роста. Это самый сильный, большой и серьезный палец;

·          безымянный – о Законе верности. Именно на этом пальце носят обручальное кольцо – знак супружеской верности;

·          мизинец – о Законе чести. Честь сразу не бросается в глаза, но без нее человек как рука без мизинца: прожить можно, но чего-то важного не хватает. А еще обрати внимание: если пошевелить пальцами, легко заметить, что мизинец тесно связан с безымянным. Так и человек живет с честью только тогда, когда умеет быть верным.

 

Чем занимаются пионеры?

 

У пионеров есть большая игра, которая называется «Ступени». Она длится всю пионерскую жизнь. В пути вверх по ступеням пионеру предстоит многому научиться с помощью своих товарищей по дружине. А на его красном галстуке появятся символы ступеней, которые он прошел, и метки, которые он заработал, проявив свои знания и умения. У кого меток больше, тот более опытный, активный и настойчивый пионер. А какие у нас есть метки и за что они присваиваются – смотри в справочнике «Что нужно знать и уметь, чтоб пионерские метки иметь».

По ступеням шагает каждый пионер, становясь взрослей и опытней. Ведет его за собой пятиконечная звезда. Вспомни пионерскую эмблему: каждый луч звезды символизирует один из пионерских Законов. Они и помогают выдержать в пути верное направление.

 

 

На пути от ступени к ступени каждого ждет множество интересных и важных дел. Это игры, путешествия, конкурсные программы, соревнования, благотворительные и трудовые акции, выставки, а также занятия пионерских клубов и кружков. Наиболее любознательные, заинтересованные и активные пионеры становятся инструкторами, а порой и вожатыми. Тогда работа с пионерами становится для человека профессией. Правда, для такого дела желательно получить педагогическое образование.

 

Зачем пионерам красный галстук?

 

Красный галстук – символ принадлежности к пионерской организации. Он призван напоминать о необходимости выполнять пионерские Законы. Нарушить их, опозорить свой галстук – это для пионера тяжелый проступок, меру наказания за который определяет Совет чести.

«Галстук» – слово немецкого происхождения, которое означает «шейный платок». Поэтому пионерский галстук треугольный. Каждый из них именной, на нем написана фамилия владельца. Галстук – один на всю жизнь, его нужно беречь. На нем размещаются символы ступеней и полученные пионером метки. Если галстук потеряется, то незадачливому пионеру придется подтверждать все метки, вновь проходя положенные испытания.

Пионеры должны повязывать галстук, участвуя в дружинных делах, в остальное время его носят по желанию.

Пионерский галстук можно завязывать двумя способами или скреплять специальным зажимом. Перед тем, как повязать галстук, рекомендуется завернуть его край один или два раза, вот так:

 

 

 

 

 

 

 

Способ 1. «Квадратный узел»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способ 2. «Галстучная петля»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зажим для галстука можно изготовить самому из дерева, пластика, других материалов. Здесь предлагается схема изготовления модного плетеного зажима из нетолстой кожи или кожзаменителя. Изнанка на рисунке окрашена черным цветом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За галстуком нужно ухаживать, чтобы он жил долго. Ткань, из которой обычно его изготавливают, называется ацетатный шелк. Такую ткань можно бережно стирать в теплой воде (40°С). Сильно тереть и выкручивать нельзя. После стирки галстук нужно прополоскать сначала в теплой, потом в холодной воде и слегка отжать. Гладить галстук следует утюгом, стрелка регулятора которого направлена на две точки, желательно через влажную ткань или марлю. Оттирать пятна ацетоном или другими агрессивными растворителями нельзя.

 

Что такое пионерский салют?

 

Пионерский салют – это знак приветствия, который используют только пионеры. Во время салюта правую руку поднимают таким образом, чтобы большой палец оказался посередине чуть выше головы. Пальцы сомкнуты вместе и выпрямлены, ладонь прямая. Сжатые пальцы символизируют пять пионерских Законов, которые пионер всегда помнит. Левая рука во время салюта опущена вниз.

Пионерский салют подчеркивает отношение пионера к особым мероприятиям. Салютуя Государственному Флагу и Гимну, ты демонстрируешь уважение к государству. Салютуя своим товарищам-пионерам и вожатым, ты заявляешь о своей принадлежности к пионерской дружине.

 

Как стать пионером?

 

Стать пионером можно, если тебе уже исполнилось 10 лет. Прежде всего нужно встретиться с пионерским вожатым. Он подробнее расскажет тебе о пионерской жизни, ответит на все вопросы, если надо – покажет, как завязывать пионерский галстук. Затем он предложит тебе заполнить личную карточку и даст бланк заявления родителей.

 

 

 

Личная карточка пионера

 

 

Фамилия, имя, отчество _______________________________________________

___________________________________________________________________

Число, месяц и год рождения __________________________________________

Почтовый индекс, домашний адрес, телефон, электронный адрес _____________

___________________________________________________________________

Дата принятия Клятвы пионера _________________________________________

 

Подпись пионера

Подпись пионерского вожатого

 

 

Теперь, если ты серьезно решил стать пионером, тебе предстоит пройти три испытания.

Первое: нужно приобрести пионерский галстук. Он будет твоим спутником всю пионерскую жизнь. Галстук покупают в дружине за небольшую плату. Однако среди пионеров считается престижным заработать деньги на галстук честным трудом. Это гораздо ценнее, чем просто попросить денег у мамы или бабушки, не правда ли? Так что тебе есть смысл подумать, где и как можно заработать такую пусть и небольшую сумму. Поверь, существует множество достойных, безопасных и законных способов даже для человека 10-11 лет. Посоветуйся об этом со старшими товарищами и родителями. Есть еще один вариант первого испытания: тебе нужно изготовить пионерский галстук самому.

Второе: все пионеры должны знать наизусть Клятву пионера, а также названия и требования пионерских Законов. Предстоит их запомнить и тебе.

Третье: тебе нужно написать небольшой рассказ о том, почему ты хочешь стать пионером. Каким ты хотел бы быть? Что ты хочешь найти в пионерской жизни? Что по-твоему значит быть настоящим пионером? Ответы на эти вопросы и составят твой рассказ. Можно его дополнить рисунками.

Если ты прошел три испытания, значит, впереди у тебя волнующий момент, когда вожатый или инструктор сообщит тебе место и время торжественной церемонии посвящения в пионеры. Здесь у костра или огня свечи ты перед лицом своих товарищей-пионеров произнесешь слова пионерской Клятвы:

 

 

«Я даю честное слово жить по пионерским Законам, дорожить своим красным галстуком и беречь доброе имя пионерской дружины».

 

 

После этого в знак верности своей Клятве ты поставишь свою подпись в личной карточке, а рядом распишется твой вожатый, который отныне будет нести ответственность за твою пионерскую судьбу. Старшие товарищи повяжут тебе пионерский галстук. С этого момента ты – пионер.

Членство в пионерской организации не имеет верхнего возрастного предела.

 

 

Пионер однажды – пионер навсегда

 

 

 

Каковы права и обязанности пионера?

 

Пионер имеет право:

·       свободно высказывать свое мнение;

·       участвовать в выборах и принятии важнейших для дружины решений;

·       участвовать в любых программах и делах дружины;

·       использовать с разрешения пионерских вожатых имущество, находящееся в распоряжении дружины, для целей своего обучения и развития;

·       свободно выйти из пионерской организации.

Пионер обязан:

·       помнить и выполнять Клятву пионера и пионерские Законы;

·       присутствовать на Сборе дружины;

·       выполнять решения Сбора дружины;

·       выполнять добровольно взятые на себя обязательства;

·       бережно относиться к имуществу, находящемуся в распоряжении дружины.

 

Какие у пионеров награды?

 

За особые заслуги перед пионерской дружиной, а также за спасение жизни человека решением Совета чести пионера награждают Почетным знаком «Золотая ветвь», который помещается на левом переднем лепестке пионерского галстука. Имена пионеров, удостоенных «Золотой ветви», навечно заносятся в летопись пионерской дружины.

За победы в соревнованиях и конкурсах, участие в выставках пионеров награждают Дипломами дружины.

Высокая награда для пионера – поездка во Всероссийские детские центры «Орленок» и «Океан». Путевками центров награждаются самые активные пионеры. В память о такой поездке на их пионерских галстуках помещаются памятные надписи.

 

Итак, дорогой друг, ты познакомился с пионерской организацией. Быть пионером не всегда легко, но всегда интересно. Приходи в нашу дружину! Мы верим, что, став пионером, ты останешься с нами надолго, возможно – на всю жизнь.

 

 

 

 

Родителям будущего пионера**

 

 

Уважаемые ________________________________________________________!

(имена родителей)

 

Рады сообщить, что Ваш сын изъявил желание стать пионером и собирается вступить в нашу пионерскую дружину «Юниор», которая действует на базе средней общеобразовательной школы № 38 г. Кургана. Мы надеемся, что он уже посоветовался с Вами, и что его желание – не сиюминутный порыв, а достаточно осознанный и продуманный шаг. Хотелось бы, чтобы Ваш сын полюбил беспокойную пионерскую жизнь. Пусть все лучшее, что есть у нас, станет и его достоянием.

 

Наша пионерская дружина – это…

 

… неполитическая организация. Мы не представляем какую-либо политическую партию и не стремимся формировать определенные политические взгляды детей. Вместе с тем мы стараемся приносить пользу обществу, своей стране;

… добровольное объединение. Дети самостоятельно принимают решение о вступлении в пионеры и вправе добровольно покинуть его. Взрослые сотрудничают с пионерской дружиной также на добровольных началах;

… система дополнительного образования. Мы дополняем школу и семью, помогаем реализовать познавательные, творческие и социальные интересы детей. Мы стремимся поддерживать в человеке такие качества, как любознательность, самостоятельность, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию, способность к сотрудничеству;

… развлечение с пользой. Мы реализуем программы, направленные на организацию досуга детей. Через деятельность в свободное время мы помогаем людям развиваться физически, интеллектуально, социально и духовно;

… педагогическая система. Мы используем в своей работе передовой отечественный и зарубежный опыт, эффективные методики, основанные на научных знаниях. Руководят работой дружины педагоги с высшим образованием;

… дело на любой вкус. Наши интересы разнообразны: туризм и экология, познавательные и творческие игры, спорт, журналистика, искусство, основы безопасности;

… пионерский дух. Мы живем по особым законам, имеем свои знаки отличия, традиции, игры, песни, дорожим пионерской романтикой.

 

Согласно нашим традициям, чтобы стать пионером, Ваш сын должен пройти три испытания. Пожалуйста, помогите ему в этом. Кроме того, требуется Ваше официальное согласие на его участие в наших делах. Для этого заполните, пожалуйста, этот бланк.

 

 

В пионерскую дружину «Юниор»

 

Заявление

 

Я, _______________________________________________________, не возражаю против вступления моего сына _____________________ в пионерскую организацию и его участия в программах деятельности пионерской дружины.

 

Дата:                                           Подпись

 

 

Мы просим Вас ответить на вопросы небольшой анкеты. Мы очень хотим лучше узнать Вашего ребенка и будем благодарны Вам за помощь.

 

Какие особенности здоровья Вашего ребенка Вы хотите, чтобы мы учли?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

На какие особенности его характера, поведения Вы хотели бы обратить наше внимание?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сообщите, пожалуйста, круг интересов Вашего ребенка.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Как Вы относитесь к идее оказать посильную помощь нашей дружине?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что бы Вы хотели предложить или пожелать нам в нашей работе?

_______________________________________________________________________________________________________________________

 

Благодарим за проявленное Вами внимание к нашим делам. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

С уважением – старшие вожатые ______________________________________

                                                                                   (имена, подписи)

 

 

 

Что нужно знать и уметь, чтоб пионерские метки иметь

 

Программные нормы, выполнение которых необходимо для получения пионерских меток

 

 

Направление 1. Безопасность

 

Светофор

 

Знай правила движения для пешеходов и велосипедистов, которые пригодятся тебе:

·       при движении по городским улицам,

·       при движении по загородному шоссе,

·       при движении в ночное время,

·       при движении группой.

Умей читать дорожные знаки.

Умей понимать сигналы светофоров и жесты регулировщика.

Испытания: тест; специальные конкурсы; работа в качестве организатора движения во время походи или велосипедных соревнований.

 

Красный крест

 

Умей оказать первую помощь себе и другим:

·       при потертостях и мозолях;

·       при царапинах, порезах, ссадинах и занозах;

·       при кровотечениях;

·       при ушибах, растяжениях и разрывах связок;

·       при вывихах и переломах;

·       при ожогах;

·       при обмороках и тепловых ударах;

·       при попадании инородных тел в глаза;

·       при укусах насекомых и змей.

Знай, как правильно делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Знай способы транспортировки пострадавших.

Испытания: экзамен; практическая помощи пострадавшим.

 

Красный вымпел

 

Знай и выполняй меры физической и экологической безопасности в походе:

·       при действиях с ножом;

·       при работе с топором;

·       при разведении костра;

·       при приготовлении пищи на костре;

·       при установке и сворачивании лагеря;

·       при движении группы по пересеченной местности;

·       при укладке рюкзака;

·       при спасательных работах;

·       при потере ориентировки на местности.

Испытания: экзамен.

 

 

Направление 2. Краеведение, туризм и экология

 

Курган

 

Знай дату основания города кургана и имя основателя, основные события истории нашего города.

Знай официальную символику Курганской области и города Кургана

Знай главные исторические достопримечательности Кургана (не менее 10 объектов).

Знай имена людей, прославивших наш город.

Умей провести экскурсию по центру города с рассказом о самых интересных объектах.

Умей рассказать о самом своем любимом месте города.

Испытания: конкурсная программа; сочинение; соревнования по историческому ориентированию; проведение экскурсий по городу; участие в работе музея.

 

Костер

 

Знай и выполняй правила безопасности при разведении костра.

Знай и выполняй правила безопасности при работе с топором.

Умей сложить костер не менее чем пятью способами и знай, какие у каждого способа особенности и области применения.

Знай свойства различного топлива для костра.

Умей зажечь костер не более чем двумя спичками.

Умей зажечь костер и поддерживать горение в сырую погоду.

Испытания: соревнования; практическое выполнение обязанностей кострового в походе.

 

Котелок

 

Знай и выполняй правила безопасности при приготовлении пищи на костре.

Умей варить суп и кисель из концентратов.

Умей варить кашу и компот.

Умей готовить не менее пяти блюд из картофеля.

Умей заваривать чай с лесными и полевыми травами.

Испытание: практическое выполнение обязанностей повара в походе.

 

Тучка

 

Умей определять прогноз погоды:

·       по облакам;

·       по цвету заката и восхода;

·       по поведению животных и растениям;

·       по атмосферным явлениям.

Знай, как узнать прогноз погоды по барометру.

Испытания: тест; экзамен; практическое составление прогнозов погоды.

 

Компасная стрелка

 

Умей определять стороны света:

·      по компасу;

·      по солнцу (в том числе и в пасмурный день);

·      по луне;

·      по звездам;

·      по местным признакам.

Умей ориентироваться на местности с помощью компаса и карты.

Знай топографические условные знаки.

Умей определять азимут и двигаться по заданному азимуту.

Умей определять пройденное расстояние в шагах, метрах и по времени как по карте, так и на местности.

Испытания: соревнования по ориентированию.

 

Узел

 

Знай булинь (беседочный узел).

Знай не менее двух страховочных узлов.

Знай не менее трех соединительных узлов.

Знай не менее трех штыков.

Знай способы маркирования концов и правила хранения веревок.

Испытания: соревнования; конкурсная программа; зачет.

 

Шмель

 

Знай не менее десяти лекарственных растений Зауралья.

Знай наиболее часто встречающиеся ядовитые растения.

Испытания: тест; практическая деятельность.

 

Палатка

 

Знай и выполняй правила безопасности при обращении с топором.

Знай, где лучше организовывать палаточный лагерь и ставить палатку.

Умей правильно и быстро установить и свернуть двухместную палатку.

Умей защитить палатку от дождя.

Умей зашить палатку, поставить заплату.

Знай правила хранения палаток.

Знай и выполняй требования экологической безопасности при организации  полевого лагеря.

Испытания: соревнования; сдача нормативов; практическая деятельность.

 

Тигр

 

Особый знак. Присваивается пионеру, имеющему не менее двух меток направления "Краеведение, туризм и экология", имеющему метки "Красный крест" и "Красный вымпел" и совершившему испытательный поход на расстояние не менее 17 км с не менее чем двумя ночевками.

 

Робинзон

 

Особый знак. Присваивается пионеру, имеющему не менее двух меток направления "Краеведение, туризм и экология", имеющему метки "Красный крест" и "Красный вымпел" и совершившему четырехдневную экспедицию с целью выживания в природе.

 

Роза ветров

 

Особый знак. Присваивается пионеру, совершившему не менее десяти походов или экскурсий, приравниваемых к походу.

 

 

 

Направление 3. Техника и спорт

 

Динамик

 

Знай и выполняй правила безопасности при работе с электроприборами.

Умей правильно обращаться со звуковоспроизводящей аппаратурой.

Умей правильно выполнить:

·      воспроизведение записи с различных источников;

·      запись на различные источники (магнитофон, компьютер);

·      запись с микрофона:

·      простой монтаж звукозаписи;

·      совмещение нескольких сигналов при записи.

Умей работать с усиливающим комплексом.

Умей работать с микшерным пультом.

Умей работать с усилителем радиосети.

Выполняй обязанности звукооператора:

·      транслируй радиопрограммы;

·      участвуй в записи программ;

·      участвуй в проведении танцевальных, концертных и конкурсных программ.

Испытания: выполнение обязанностей звукооператора; конкурс ди-джеев.

 

Велосипед

 

Знай и выполняй правила дорожного движения для велосипедистов.

Знай устройство велосипеда и умей устранять простые неисправности.

Прими участие в велосипедных соревнованиях.

Испытания: велогонка; велоралли; велопробег; соревнования по фигурному вождению велосипеда.

 

Олимпийские кольца

 

Занимайся спортом.

Стань победителем пионерских спортивных соревнований

Или:

получи спортивный разряд по одному из видов спорта.

Испытания: спортивные соревнования.

 

Направление 4. Искусство, литература и журналистика

 

Палитра

 

Занимайся каким-либо видом изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, прикладным искусством.

Участвуй в пионерских выставках.

Или:

Научись выполнению нескольких шрифтов.

Знай основные правила композиции текста.

Придумай собственный шрифт.

Участвуй в оформлении газет и журналов, плакатов и афиш.

Испытания: выставка; оформление печатных изданий и помещений.

 

 

Маски

 

Научись четко и выразительно читать дикторский текст.

Участвуй в записях и трансляциях радиопередач, рекламных звуковых роликов.

Или:

Научись уверенно держаться на сцене.

Умей вести массовое представление, конкурсную программу.

Умей развлечь зрителей в зале.

Тренируй быстроту реакции и остроумие.

Или:

Развивай свои актерские способности.

Участвуй в театральных постановках и театрализованных представлениях.

Испытания: практическое участие в работе радио, проведении массовых творческих дел, театральных представлений.

 

Скрипичный ключ

 

Научись играть на музыкальном инструменте.

Участвуй в пионерских концертах, творческих программах.

Испытание: выступление на конкурсе, в концерте.

 

Фотоаппарат

 

Умей получать качественные фотоснимки.

Научись делать художественные фотографии.

Испытания: фотовыставка; выполнение обязанностей фотокорреспондента.

 

Золотое перо

 

Пиши заметки и статьи для газет и журналов, тексты для радио.

Бери интервью, участвуй в опросах.

Или:

Занимайся литературным творчеством в области прозы или поэзии.

Испытания: литературный конкурс; публикация в газетах и журналах.

 

 

 

Традиционные коллективные дела пионерской дружины

 

Из опыта дружины «Юниор», город Курган

 

Сентябрь

Дружинный сбор планирования

Всемирный день туризма (27 сентября): закрытие летнего туристического сезона; соревнования и игры в лесу

 

Октябрь

Тренировочный марш-переход на 15 км

Открытие пионерских кружков и клубов

 

Ноябрь

День разведчика (5 ноября): праздник самых опытных туристов дружины, обладающих категорией «разведчик» и особым знаком «Тигр»

Всемирный день ребенка (20 ноября): акция «Имею право!», посвященная правам ребенка (радиопередача, спецвыпуск газеты, социологический опрос, выступление перед младшими классами с сообщениями

 

Декабрь

День инструкторов (Международный день добровольцев (волонтеров) – 5 декабря): праздник инструкторов, чествование лучших из них и посвящение новых

Акция «С чего начинается Родина?» (День Конституции России – 12 декабря): рассказы о Гербе, Флаге и Гимне России в младших классах, конкурсные программы

Всемирный день прав человека (10 декабря)

Открытие лыжного сезона

Предновогодняя дискотека с командными конкурсами, посвященная самой длинной ночи в году (22 декабря)

 

Январь

День памяти жертв фашизма (27 января): акция «Они не пройдут!» с раздачей антифашистских листовок и наклеек

День образования Курганской области (6 февраля): конкурсная программа

 

Март

Конкурсная программа для мальчиков и девочек, посвященная мужскому и женскому праздникам

Выставка изобразительно-прикладного искусства «Весенний вернисаж», посвященная Международному дню культуры (10 марта)

 

Апрель

Соревнования по историческому ориентированию, посвященные Международному дню памятников и исторических мест (18 апреля)

Итоговый сбор дружины

 

Май

«Маевка» (1-2 мая): открытие летнего туристического сезона, поход или пикник в лесу

День Победы (9 мая): участие в праздновании, акция «Помним» с возложением цветов

«Пионерская зорька» (19 мая): встреча рассвета в городе или с выходом в лес, награждение лучших пионеров по итогам года

 

Июнь

«Тигриный поход» на 3 дня с испытаниями

 

 

Что ты думаешь о детских общественных объединениях?

 

Анкета для подростков

 

Ты, конечно, знаешь, что такое общественное объединение: это группа людей, которые добровольно объединяются вместе для достижения общих целей. Существуют и общественные объединения детей. О некоторых из них – пионерах, скаутах – ты, возможно, слышал или даже являешься их участником.

Вопросы нашей анкеты посвящены детским общественным объединениям. Выбери, пожалуйста, для каждого вопроса один или два ответа, которые ближе всего к твоему личному мнению.

 

1. Нужны ли детские общественные объединения?

а) нужны, потому что они готовят ребят к взрослой жизни;

б) нужны, потому что помогают с пользой провести свободное время;

в) нужны, потому что воспитывают любовь к Родине;

г) нужны, потому что там собираются люди, которым вместе интересно;

д) не нужны, потому что отвлекают от более полезных дел;

е) вообще все это никому не нужно.

 

2. Хотел бы ты вступить в такое объединение?

а) хотел бы, чтобы всем помогать, делать добрые дела;

б) хотел бы, чтобы иметь хороших друзей и общаться с ними;

в) хотел бы, чтобы заняться интересным делом;

г) хотел бы, чтобы вместе с другими бороться за свои права;

д) если все вступят, то и я тоже;

е) не хотел бы, потому что всяких пионеров в народе не любят;

ж) не хотел бы, потому что это игры для малышей;

з) вообще все это никому не нужно.

 

3. Что должно быть главным в детском объединении?

а) чтобы ребята сами принимали все решения и взрослые ими не командовали;

б) чтобы можно было научиться чему-то интересному и полезному, чему не учат в школе;

в) чтобы там были друзья, с которыми приятно общаться;

г) чтобы все члены объединения совершали добрые дела, помогали нуждающимся, улучшали мир вокруг себя;

д) чтобы можно было почувствовать себя взрослым, умелым, самостоятельным;

е) чтобы была своя форма, знаки различия, чтобы отличаться от всех;

ж) чтобы дети боролись за свои права.

 

4. Расскажи, пожалуйста, немного о себе: отметь нужные ответы.

Кто ты?

а) мальчик;

б) девочка;

Сколько тебе лет?

в) 10 или меньше;

г) 11 или 12;

д) 13 или 14;

е) 15 и больше;

Участвуешь ли ты в работе какого-либо детского общественного объединения?

ж) да;

з) нет.

 

Спасибо за работу!

 

 

 

В начало страницы

 



* Текст предназначен для информирования потенциальных членов организации и рассчитан на младших подростков (10-11 лет).

** Этот текст предлагается для ознакомления родителям подростка, желающего стать пионером. Один из родителей должен письменно дать согласие на вступление ребенка в организацию, заполнив специальный бланк. Заготавливаются однотипные тексты для родителей мальчиков (со словом «сын» и согласованием в мужском роде) и девочек (со словом «дочь» и согласованием в женском роде).

Hosted by uCoz