Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Организация работы с молодежью»

 

 

 

Марлена Кульпетдинова, Инна Валгаева, Владимир Ковров, Дмитрий Лебедев, Елена Рутковская

 

«Я» СТАНОВИТСЯ БОГАЧЕ

(Концепция развития личности в детском объединении)

 

Источник: Теория, история, методика детского движения. Информационный бюллетень / Под ред. Т.В. Трухачевой. – М.: Издательство “Пресс-Соло”, НИИ детства Российского детского фонда. – 1995.

 

 

Происшедшие в последние годы преобразования в России резко обострили проблему детства, обозначили многоаспектность и неординарность ее решения.

Сегодняшнее положение детей в государстве и обществе, противоречивость их вхождения в социальную среду, обострившиеся проблемы подростков и выбор ими путей и способов решения, усиливающаяся отчужденность детей и взрослых – явления, которые не могут не отразиться на становлении растущей личности, на завтрашнем дне нашего государства. Реформирование политической системы страны коренным образом изменило характер и структуру детского движения, являющегося одним из факторов развития личности, саморазвития общества и его стабилизации.

Присущие сегодняшнему этапу развития детского общественного движения противоречия, и, прежде всего, между его непреходящей социальной значимостью и реальным отношением общества к его состоянию и современным проблемам, между значительными и уникальными возможностями детских объединений и их фактическим использованием, объективно устранимы. И если преодоление первого связано с социально-политическими и экономическими изменениями в обществе, то второе может быть снято разработкой и внедрением адекватных сегодняшнему дню организационных решений и педагогических технологий.

Принципиально иной характер детского движения и принципиально иные условия развития современных детей актуализируют разработку концепции развития личности в условиях детского общественного объединения.

Идея создания возможного варианта такой концепции принадлежит членам московской ассоциации исследователей и организаторов детских общественных объединений “Дети и общество”. Взявшись за ее разработку в 1993 году, авторы видели основную цель в том, чтобы сфокусировать систему идей, раскрывающих основы и сущностные характеристики общественных объединений детей, специфику влияния их деятельности на развитие личности, условия, способствующие реализации на практике воспитательного потенциала педагогически организованного сообщества детей.

При выдвижении концептуальных положений учтены историко-педагогический анализ концепций детского движения в России, результаты научных исследований и опыт деятельности существовавших и вновь созданных общественных организаций, тенденции и инновационные процессы современного этапа развития детского движения.

 

1. Детское движение сегодня: анализ ситуации

 

1.1. В нынешних условиях социального расслоения общества, разрушения традиционных нравственных идеалов, снижения доступности для всех людей сферы культуры, досуга, образования и др., резкого ухудшения криминогенной ситуации, в обстановке нестабильности и тревоги многие дети, стремясь удовлетворить свои интересы и наклонности, реализовать возможности, находят выход из создавшегося сложного положения, опору, понимание и защищенность в детских общественных объединениях, являющихся основой детского движения.

1.2. За последние годы облик детского движения в стране существенно изменился, и перемены еще будут продолжаться.

Единой, монопольной и, по существу, государственной всесоюзной пионерской организации больше нет. Новые, а также возрожденные “старые” детские объединения лишь в небольшой степени заполнили то пространство, которое она занимала многие десятилетия…

1.4. Каково же сегодняшнее детское движение?

Современный этап развития детского движения, характеризующийся переходом от одной детской организации к многообразию (по целям, идеологическим ориентациям, содержанию, формам и методам деятельности, степени включенности в социальную практику) общественных формирований, динамичностью, определенной независимостью от государственных и общественных структур и личностной ориентированностью, отражает все те инновационные процессы и явления, которые происходят в жизни нашего общества. Но, будучи в то же время явлением педагогическим, детское движение выступает сегодня самостоятельным (не вместо школы и не вместе со школой) фактором развития личности…

 

2. Детское общественное объединение как фактор развития личности

 

2.1. Детское общественное движение мы рассматриваем как совокупность состояний жизнедеятельности общественных формирований, обеспечивающих вхождение, адаптацию и интеграцию личности в социальную среду. Основу движения составляют различные детские объединения. (В законе “Об общественных объединениях” данное образование выступает в качестве общего понятия.)

2.2. Каковы сущностные характеристики детского общественного объединения?

Детское общественное объединение представляет собой созданное на добровольной основе самостоятельное общественное формирование детей и взрослых для совместной деятельности в целях удовлетворения социальных потребностей и интересов.

Объединение считается детским, если значительная часть его состава… – несовершеннолетние граждане.

2.2.1. Особенность такого рода сообществ в том, что они прежде всего создают условия для удовлетворения детьми потребности в общении и совместной социально значимой деятельности, в равноправном положении со взрослыми, для устранения дефицита содержательного разновозрастного общения, развития социального творчества, самовыражения и утверждения среди других своего “я”, освоения и формирования собственного социального опыта.

Функции детского общественного объединения заключаются в:

а) широком разностороннем включении личности в систему общественных отношений;

б) организации жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию, возрастным особенностям;

в) защите прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды;

г) корректировке различных влияний на личность и личностных проявлений (актуализация значимых интересов, умений, противопоставление негативным стремлениям увлекательного образа совместной жизнедеятельности, его нравственных ценностей).

2.2.2. Открытость и добровольность членства, эмоциональная привлекательность деятельности, большие социальные права (бóльшие по сравнению с правами ученика, ребенка в семье), возможность выбора конкретного вида деятельности, совместные формы ее организации обусловливают особые социально-педагогические особенности детского объединения.

Как специфический канал социализации оно оказывает подчас ненамеренное воздействие содержанием и характером жизнедеятельности ребенка в нем, благодаря чему он усваивает или отвергает те или иные ценностные ориентации, моральные нормы, навыки совместных действий, группового поведения.

2.3. Возможна ли какая-либо классификация современных детских объединений?

Основой для классификации детских объединений могут быть различные факторы. В зависимости от путей включения детей в широкий спектр отношений и удовлетворения их интересов и потребностей можно, на наш взгляд, выделить три группы организаций, объединений и движений детей и подростков.

2.3.1. Объединения, имеющие своей главной задачей удовлетворение интересов и потребностей подростков, передачу им знаний, умений и навыков и через это – включение их в социальную практику. Именно это отличает такие общественные объединения от кружков, секций и иных подобных образований в школах, внешкольных учреждениях или по месту жительства.

К объединениям этой группы можно отнести: клубы общения; “школы” и клубы, вводящие подростков в современные экономические отношения; объединения, первоначально созданные только с целью обучения подростков, но впоследствии переросшие в коллективы, действующие на пользу окружающим, сохранившие при этом и свое первоначальное предназначение; творческие коллективы, обретшие самодеятельные черты и активно передающие свои умения другим людям.

В то же время эти объединения находятся на грани между обычными кружками и клубами внешкольных учреждений, школ и общественными объединениями детей. Эта грань зыбка и трудноуловима, тем не менее, различать те и другие можно по чертам самодеятельного характера и характерным признакам контакта с социальным окружением.

2.3.2. Общественные объединения, предлагающие подросткам различные виды деятельности и через нее и с ее помощью включающие ребят в социальную практику. На этой базе строятся отношения в организации между взрослыми и детьми, среди детей и самих взрослых, что создает благоприятные условия для влияния на развивающуюся личность.

Наиболее типичными на сегодня профильными детскими общественными объединениями… являются: военно-патриотические и военно-спортивные, туристические и краеведческие, юнкоровские, милосерднические, экономические, объединения, включающие подростков в работу с малышами, миротворческие детские объединения…

Следует отметить: большая часть объединений этой группы функционирует на базе каких-то взрослых объединений или находится в тесной связи с ними.

2.3.3. …Объединения, предлагающие детям систему ценностей, на основе которой строится деятельность и которая является основой для формирования определенных отношений между детьми и между детьми и взрослыми в процессе деятельности и общения. Выработать такую систему ценностей непросто, но это позволяет активно влиять на формирование личности подростка.

Объединениями этой группы можно считать: религиозные детские объединения…, национальные детские организации, скаутские организации…, коммунарские группы – осколки ранее существовавшего коммунарского движения, остающиеся и по сей день наиболее многочисленными из всех перечисленных выше…

2.4. Каковы специфические черты воспитательного потенциала детского общественного объединения?

Воспитательный потенциал детского общественного объединения есть определенная целостность социально-психологических факторов, обусловливающих потребности личности в жизнедеятельности объединения, позицию субъекта познания, деятельности, общения, права, творчества, саморазвития.

2.4.1. Его общие характеристики предопределены природой данного типа формирования (добровольность волеизъявления, самоопределение, самоуправление), возможностью реализации в нем прав человека, в том числе ребенка, и освоения социальной роли члена общественного объединения, спецификой создания и функционирования как воспитательной системы, особенностями взаимоотношений детей и взрослых – членов объединения, своеобразием микрокультуры, диапазоном социальных связей…

2.5. Особо богатый потенциал заключает в себе самодеятельное детское объединение. Самодеятельными мы считаем такие объединения, которые ставят цель научить всех своих членов определять направленность и содержание, формы и способы организации деятельности на основе свободного выбора, с опорой на интересы.

В понятие “все члены детского объединения” нами включаются не только дети, но и сотрудничающие с ними взрослые: друзья, помощники, консультанты, инструкторы, … взрослые члены объединения.

2.5.1. Чем обусловлена специфика воспитательного потенциала самодеятельных объединений?

Само понятие “самодеятельность” в нашем понимании – качество, выражающее сущность как детского объединения, так и конкретной личности. На уровне объединения оно отражает специфику деятельности детей – деятельности по внутреннему убеждению, направленной на удовлетворение интересов, ожиданий детей, их максимальное самопроявление, актуализацию возможностей, развитие способностей. Основным условием такой деятельности является позиция каждого ребенка в детском объединении как субъекта целеполагания, организации и оценки своей и коллективной самодеятельности.

На уровне отдельной личности самодеятельная сущность выражается в таких качествах, как инициатива, самостоятельность, ответственность, творчество.

2.5.2. Самодеятельность детского объединения основана на:

- стремлении ребят действовать (формировании положительных нравственных мотивов, принятии цели, возникновения желания ее достигнуть);

- умении действовать (вовлечении всех ребят в коллективную организаторскую деятельность, целесообразном построении ее, выявлении и формировании лидерских умений разного плана);

- уверенности в личностной и общественной значимости деятельности (формировании определенного уровня волевого развития ребенка, навыков доведения начатого до конца).

2.5.3. Управление самодеятельным детским объединением – это особое самоуправление, при котором создана реальная возможность практического включения в управление жизнедеятельностью объединения всех или подавляющего большинства его членов, причем с обязательным осознанием ими этого участия, его значимости. Отсутствует особый постоянный, обособленный от всех аппарат власти одних над другими, деление на “руководителей” и “руководимых” (открытость органов самоуправления для всех членов объединения). Органически сочетаются механизм управления-руководства и коллективной организации деятельности.

2.5.4. Воспитательные возможности описанного типа детских объединений обусловлены степенью реализации в них самодеятельности и самоуправления (в различных видах) во всех сферах жизнедеятельности, широты выбора общественно-полезной и нравственно значимой деятельности, больших и равных прав.

Принципиально важным для реализации воспитательного потенциала детского самодеятельного объединения является создание им реальных возможностей для:

- осознания личностью целей, перспектив объединения, своего пребывания и деятельность в нем, актуализации и развития личных интересов, потребностей, возможностей;

- обеспечения личностно значимой многоролевой деятельности, интенсивного межличностного и межвозрастного общения, благоприятного положения каждого в системе отношений детского объединения…

2.6. Можно ли считать детское объединение воспитательной системой?

Целенаправленная совместная деятельность детей и взрослых – членов детского объединения, функционирующего в конкретной социокультурной среде, дает основание рассматривать общественное объединение как особую воспитательную систему.

2.6.1. Ее своеобразие обусловлено прежде всего тем, что она возникает и строится на принципах самоорганизации, самодеятельности и самоуправления. Вместе с тем ей также присущи и общие системные принципы, и в первую очередь принципы разнообразия, динамизма и открытости.

2.6.2. Стержнем воспитательной системы является уважение к личности и ее правам, развитие у нее стремления к самосознанию, самосовершенствованию и самореализации. Поэтому к числу педагогических функций детского объединения следует отнести: развивающую, ориентационную, компенсаторную, коррекционную, обеспечивающие в своей совокупности условия для:

- формирования опыта самореализации через социальное воздействие;

- удовлетворения потребностей, интересов, актуализации возможностей личности, не востребованных в других сообществах;

- ориентации в системе социальных и нравственных ценностей;

- поддержки самодостаточности жизнедеятельности объединения для удовлетворенности ею каждым его членом.

2.6.3. Специфические воспитательные задачи детского общественного объединения, независимо от конкретных его целей, в самом общем виде связаны с формированием у личности (ребенка и взрослого) положительной “Я-концепции”, общечеловеческих ценностей (плюрализм, уважение к правам личности и закону, терпимость, милосердие, взаимопонимание), опыта межличностного взаимодействия, способности к социальному творчеству, гражданской и социальной ответственности.

2.6.4. Детские сообщества, основанные на близости интересов и добровольном включении ребят в социально ориентированную деятельность, являются потенциальным гарантом прав подростков на выживание и развитие, сохранение индивидуальности; на свободу мысли, совести и религии, свободу выражения взглядов по всем вопросам, затрагивающим их интересы; свободу ассоциаций и мирных собраний; на образование; на игру и отдых и др., закрепленных Конвенцией о правах ребенка. Отсюда и одна из особенностей механизма воспитательного влияния общественного объединения – реализация прав ребенка через призму прав членов и норм жизни объединения. Другими специфическими звеньями этого механизма являются совместная социально полезная деятельность и обеспечения в ходе ее динамики социальных позиций личности.

2.6.5. Направленность на реализацию прав ребенка предопределяет и основные черты методики организации жизнедеятельности объединения, а именно: поливариантность сочетаний в ней поиска, игры, диалога, соревнования, романтики и творчества, более всего отвечающих возрастным особенностям детей, равно как особенностям должного бытия ребенка в условиях общественного формирования.

 

3. Условия развития личности в детском общественном объединении

 

3.1. Добровольность вхождения и свобода выхода из объединения, отсутствие жесткой заданности и регламентированности деятельности, возможность реализации прав и свобод, закрепленных Конвенцией о правах ребенка, создают иные, чем, к примеру, школа и семья, условия для развития личности. Общественное объединение есть определенное пространство прав, свобод и обязанностей.

3.1.1. Что и как развивает личность в детском движении?

Развитие личности в нем есть качественные изменения, происходящие в ее структуре в процессе освоения роли члена общественного объединения, отражающей принадлежность к общественному формированию, наделенность определенными правами и обязанностями, заданность стиля поведения и отношений.

Освоение роли члена общественного объединения связано прежде всего с осознанием личностью цели своего вхождения в него, своего места, роли и образа жизни в нем (и за его пределами); возможностей, предоставленных ей объединением; добровольно принимаемой меры ответственности за себя и за других. Сознательное участие в деятельности объединения предопределяет выполнение роли субъекта познания, деятельности, общения, права, творчества, саморазвития. Это, в свою очередь, ведет к необходимости развития представления о себе и других, умения строить с ними отношения, совместно участвовать в деятельности, самоутверждаться и самореализовываться через сотрудничество.

  3.1.2. Освоение роли члена конкретного объединения (эколога, скаута, пионера… и т.д.) сопряжено с овладением определенными знаниями и умениями. В результате целенаправленного воздействия в рамках объединений и вне их актуализируются потребности (в общении, совместных действиях, заботе, признании, достижении, самовыражении и др.), способности к их разнообразной – по направлению, содержанию, характеру, формам, способам – деятельности и системе отношений, стимулируется саморазвитие и самосовершенствование на основе самопознания и социальной активности.

3.2. Как обеспечить процесс развития личности в детском объединении?

В основу обеспечения процесса развития в общественном объединении должно быть положено системное осуществление личностно-деятельностного, средового и ролевого подходов.

Личностно-деятельностный подход предполагает ориентацию на развитие личности как цель и главный результат ее жизнедеятельности в условиях объединения, признание индивидуальности каждого члена объединения (ребенка и взрослого), динамизм и разнообразие деятельности.

Средовой подход обеспечивает созвучность жизни ребенка и жизни объединения как микросоциума, согласованность интересов объединения и окружающей среды.

Ролевой подход предусматривает динамику позиций членов объединения (от исполнителя до лидера).

3.3. Влияние детского объединения на развитие конкретной личности определяется:

- личностной позицией ребенка (в единстве ее внутренней или субъективной и внешней или объективной сторон);

- положением личности в системе отношений детского коллектива;

- характером, формами, способом организации, направленностью деятельности;

- разнообразием реализуемых личностью в объединении социальных ролей (позиций);

- поведением личности в коллективе, связанным с доминирующими интересами, потребностями, направленностью, характером самооценки.

3.4. Почему важно обеспечить ребенку субъектную позицию в объединении?

Субъектная позиция подростка в детском объединении – это такая позиция, при которой подросток выступает в качестве субъекта выдвижения перспективы и организации деятельности объединения, выработки общих требований, оценок, суждений в нем, а не пассивным объектом воспитательных влияний, создания условий для реализации прав и свобод личности. Подросток как субъект действует во имя целей своего объединения и осознает себя в качестве деятеля, стремится быть на уровне как общественных, так и собственных требований к себе, имея при этом реальные возможности личностного самопроявления, самопознания, саморазвития…

3.4.2. Жизнь подростка – субъекта общественного объединения заполнена определенными содержательными отношениями, интересными переживаниями. Включение в общественно-полезную и личностно-значимую деятельность, самоуправление… влечет за собой развитие социальной взрослости подростка. Устойчивым становится круг общественно направленных интересов, что, в свою очередь, является психологической базой формирования ценностных ориентаций подростка.

3.4.3. Если ребенок занимает в объединении субъектную позицию, испытывает готовность осуществлять в нем совместную с другими его членами деятельность, общаться с ними, иметь общий круг интересов и запросов, то он психологически подготовлен к восприятию идущих от детского объединения воспитательных воздействий.

3.4.4. Разнообразные, эмоционально насыщенные деятельность и общение со сверстниками и старшими (или младшими), равными с подростком в правах, осуществляемые на добровольной основе и по собственному выбору, – одно из средств компенсации нарушений его общения с родителями, с учителями, а зачастую и одноклассниками, преодоления таких явлений и психологических образований, как заниженная самооценка, неприятие оценок и суждений взрослых (независимо от их правоты), задержка личностного самоопределения, тяга к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, повышенные тревожность, агрессивность, замкнутость.

3.5. Как должны строиться взаимоотношения в детском объединении?

Одним из определяющих факторов формирования и развития личности выступает система ее взаимоотношений с другими людьми.

3.5.1. В различных ситуациях совместной деятельности могут преобладать либо деловые, обусловленные должностными обязанностями взаимодействующих, либо личностные взаимоотношения, детерминированные субъективной потребностью в общении.

В процессе совместной деятельности в детском объединении дети и взрослые занимают разные позиции (равных сотрудников, организатора и исполнителя), в ней доминируют то деловые, то личностные взаимоотношения. В результате создается определенная сетка отношений, в которой личность (как ребенка, так и взрослого) получает разнообразный опыт построения взаимоотношений.

3.5.2. Оптимальными для развития личности могут быть не любые, а лишь нравственные, гуманные, демократические отношения, полностью исключающие авторитаризм, насилие, манипуляцию поведением и сознанием другого. Признается автономность другого, его право на собственный голос. Децентрация от собственного “я” приводит к открытию мира внутренних переживаний другого, умению его понять. Вследствие этого на первое место выступает развитие личности другого.

В процессе подобных взаимоотношений идет нормоосвоение (освоение общечеловеческих ценностей): у детей 7-10 лет – как требований взрослых, которые должны выполняться ребенком; у детей более старшего возраста – осознание нормы как обязательной для каждого члена общества…

3.5.3. В отношениях усваиваются новые социальные роли, происходит движение ребенка в системе общественных отношений, развиваются коммуникативная, познавательная активность, происходит познание других и самопознание…

3.5.5. Для положительного решения проблемы построения взаимоотношений, оптимальных для развития личности в детском объединении, необходимо:

- осознание взрослыми своей роли в детском объединении;

- переход от субъект-объектного отношения к другим к субъект-субъектному;

- формирование установки – как у взрослых, так и у детей – на положительные, нравственные взаимоотношения друг с другом;

- учет психологических особенностей детей разного возраста;

- интеграция взаимных усилий взрослого и ребенка в создании благоприятной атмосферы в объединении;

- использование различных ситуаций совместной деятельности и поиск необходимого сочетания деловых и личностных взаимоотношений для обогащения личностного практического опыта общения и отношений с людьми разного возраста…

3.6. Становление субъектной позиции личности, которое предопределяется сложившейся системой взаимоотношений, непрерывно происходит во всех сферах жизнедеятельности объединения. Ее содержание, характер, формы и способы осуществления – ведущий фактор развития личности.

3.6.1. Как целесообразно организовать жизнедеятельность детского объединения?

Развитие личности будет позитивным только в развивающемся общественном объединении. Диалектическая взаимосвязь этих процессов обусловливает основные принципы жизнедеятельности объединения:

социализации, предусматривающий непрерывность и открытость освоения ребенком социального опыта, включения объединения в широкие социальные связи, определения своего места в социальной среде;

гуманизации, признающей личность и само объединение как самоценность;

демократизации, гарантирующей личности осуществление ее прав и ответственности в деятельности объединения и реализацию прав и обязанностей объединения в государстве и обществе;

индивидуализации, предполагающей учет и развитие индивидуальности личности и становления непохожести объединения;

сотрудничества, обусловливающего субъект-субъектные отношения в объединении и такую же форму взаимодействия объединения с государственными и общественными структурами;

интеграции, требующей объединения и использования творческих потенциалов всех членов общественного формирования и благоприятных “внешних” воспитательных влияний.

3.6.2. Жизнедеятельность объединения, построенная на этих принципах, выдвигает необходимость обеспечения в процессе ее организации последовательности и взаимосвязи диагностики, программирования, организации деятельности, ее анализа и коррекции. Направленность на развитие личности как целевая установка деятельности общественных объединений требует его ориентации не только на сегодняшний день детей и взрослых, но и хорошего знания и учета их “вчера” и возможного “завтра” с позиций индивидуальных и возрастных возможностей, социальной ситуации…

3.6.4. Гуманизация и демократизация жизнедеятельности детских формирований ставит руководителей и лидеров объединений в ситуацию строгого следования принципу самодеятельности при планировании и организации деятельности. Только в этом случае обеспечиваются равные возможности всем членам объединения в выдвижении целей, принятии решений о содержании и способах организации жизнедеятельности, анализе и оценке ее результатов. При этом опора на принципы природосообразности, личностной и общественной значимости, перспективности, романтики, творчества, эмоциональной привлекательности, успешности и свободный (жестко не регламентированный) характер усиливает воспитательный потенциал совместной деятельности.

Формы и способы ее осуществления, отвечающие специфике общественных формирований, должны предусматривать овладение знаниями в процессе практических дел; общение и отношения преимущественно в малых группах (звенья, патрули, команды, советы, инициативные группы); целесообразное сочетание и динамику различных позиций личности (от созерцателя до творца)…

3.7. Каким должно быть взаимодействие взрослых и детей в объединении?

Новым явлением в современном детском движении является членство взрослых в общественных объединениях детей, способствующее не только удовлетворению потребностей подростка в признании и равноправном положении со старшими, но и форсированию его отношения к себе как субъекту воспитания и социального творчества, а также созданию атмосфера общей заинтересованности, совместного поиска, установлению отношений взаимопонимания, взаимодоверия, взаимной ответственности, обеспечению условий личностного роста каждого в объединении в целом.

3.7.1. Как член общественного объединения взрослый имеет те же права, что и дети, и более широкие обязанности. Статус взрослого предполагает его защитную (прав и интересов, здоровья и безопасности детей), педагогическую (создание условий для развития личности и объединения) функции и функцию материально-финансового обеспечения. Он выступает источником социального опыта детей, их умений и знаний (предметно-практических, коммуникативных, социальных), образцом человека и профессионала, общественника и труженика, гражданина и созидателя, помощника и друга.

Взрослый должен быть для ребенка своим человекам, который увлечен вместе с детьми общей целью, видит в каждом ребенке единомышленника, поддерживает его стремление к самосовершенствованию, строит отношения с ним на основе правды, терпимости, добра, веры. Демократизм, доверие и уважение в отношениях “взрослый - ребенок” – условие самореализации ребенка, развития личности взрослого.

Взрослый-руководитель объединения дополнительно принимает на себя организаторскую, прогностическую, коррекционную функции, трансформацию социальных целей и проблем в соответствии с возрастными возможностями их восприятия детьми. Реализация руководителем и лидерских функций значительно повышает эффективность воспитательного воздействия…

3.7.4. Детские общественные объединения, составляющие основу детского движения, развиваются как суверенные самоуправляемые системы. Правомерно отказавшись от прямого диктата и вмешательства в их деятельность, государственные и общественные структуры (взрослых) в то же время не могут занимать по отношению к ним позицию стороннего наблюдателя. Не устраненность друг от друга, а уважение и признание самоценности общественных формирований, их самостоятельности, сотрудничество и поддержка в целях воспитания юных граждан должны определять сегодняшнюю этику отношений государственных и общественных организаций, действительно заботящихся о благополучии нашей страны…

 

 

Вверх

 

Hosted by uCoz