Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Организация работы с молодежью»

 

 

 

ЛЮБОВНО И УМЕЛО ВОСПИТЫВАТЬ ПИОНЕРОВ

 

Источник: «Комсомольская правда», 11.05.1937

 

 

 

В восемь-девять лет пионерский галстук - это предмет стремлений и зависти. Каждая советская мать могла бы рассказать об этих горячих мечтаньях детворы, об этой искренней, сердечней тяге ребят к пионерской организации. Но некоторые из матерей могли бы закончить свой рассказ жалобой на то, что сын быстро охладел и к галстуку, и к значку, что дома он даже не вспоминает о звене в отряде.

Как может возникнуть у ребенка такое отношение, когда только пионерская организация и способна отразить, воплотить все стремления и чаяния детских сердец? Разве допустимо, чтобы хоть один ребенок охладевал к своим пионерских делам, когда само звание пионера маленький советский гражданин должен ощущать, как нечто почетное, выделяющее его из среды всей детворы?

Пионерское движение преследует одну-единственную цель - общественное социалистическое воспитание будущих строителей коммунизма, будущих граждан коммунистического общества. Надо вырастить поколение людей мужественных, храбрых, преданных родине, делу Ленина-Сталина, непримиримых к врагу, верных хранителей общественного добра, гордых сынов своего народа. Такими станут пионеры. И раз ты пионер, - значит ты смел, силен, честен. Ты отличаешься решительностью. находчивостью, умелостью. Когда нужно оказать первую помощь, - ты, пионер, умеешь сделать это. Задели честь твоей школы, лентяи срывают уроки, - ты, пионер, даешь им отпор. Заблудился малыш на улице, старушка тащит тяжелую кладь, хулиган обижает девочек, - ты, пионер, тут как тут, ты приходишь на помощь! Вот что несет ребенку звание пионера, вот что означает его кумачовый галстук!

Но многие ли из восьми миллионов советских пионеров повседневно, ежеминутно помнят о своих нетрудных, но важных обязанностях? У всех ли мы воспитываем органическое чувство интернационализма, миросозерцание воинствующих безбожников? Отвечать надо прямо: нет, не у всех.

Семь месяцев назад второй пленум ЦК ВЛКСМ, исходя из поручения Х Всесоюзного с'езда комсомола, постановил "утвердить в основном правила поведения юных пионеров". Окончательное редактирование этих правил, однако, изрядно затянулось. Их нет и до сих пор. Но разве позволительно на этом основании опускать руки? Разве мыслимо, прикрываясь рассуждениями об отсутствии правил пионерского поведения, ослаблять работу, попросту говоря - бездельничать? Словно нет у пионерского движения огромнейшего опыта прошлого, словно перевелись умелые вожатые, которые могли бы очень многому научить молодых, начинающих.

Конечно, есть хорошие пионерские вожатые - любимцы ребят, подлинные властители их дум и сердец. Об одном из таких вожатых рассказывала "Комсомольская правда" 26 апреля в заметке "Инженер Желковский - вожатый пионеротряда".

У Желковского и у подобных ему вожатых ребята получают живой, понятный ответ на все по-настоящему волнующие их вопросы. Желковский действительно занимается политическим воспитанием детей, не подменяя этого дела пустой трескотнёй. Он умеет находить такие яркие и убедительные жизненные истории, которые доходят до самого сердца пионеров, формируют мировоззрение, направляют поведение детворы. Некоторые руководители отделов пионеров склонны винить кого угодно за то, что пионерские организации работают плохо. Как будто кто-нибудь обязан руководить за них пионерскими отрядами! Ведь сами они ничего не делают для подготовки, инструктажа вожатых, словом - не руководят ими. Вожатые кричат об этом в один голос.

Вопрос о вожатых - давно наболевший вопрос. Из года в год повторяется одно и то же: комитеты комсомола выносят решение о подборе вожатых, вожатых выделяют, а через какое-то - весьма незначительное - количество времени обнаруживается, что их вновь не хватает. И опять все начинается сначала - решение, подбор, выдвижение, и... отряды вновь без вожатых.

В чем же тут дело? Как получается этот заколдованный бег на месте?

Дело все в том, что, потратив немалые усилия на подбор вожатых, комсомольские комитеты забывают, что главное - впереди. А это главное заключается в том, чтобы научить молодого, неопытного, никогда не соприкасавшегося с детьми товарища тонкому мастерству пионерской работы, привить ему любовь к этой работе. Но об этом никто не заботится, и, столкнув новичка-вожатого лицом к лицу с детворой, его оставляют на произвол судьбы.

Чтобы не растеряться в новой, незнакомой обстановке, неопытный вожатый должен проявить максимум изворотливости, выдумки, находчивости. Но таких настойчивых товарищей, оказывается, не так много. Большинство же, не получив своевременной поддержки и помощи, либо проваливаются на работе (и их снимают); либо самовольно уходят (и их, совершенно несправедливо, зачисляют в разряд плохих, недисциплинированных комсомольцев).

На самом же деле плохи те, кто их посылал, кто не позаботился обучить хороших, дельных товарищей очень сложному искусству пионерского вожатого.

Нельзя признать терпимым и такое положение, когда при первой необходимости послать вожатого в отряд райкомы начинают мучительные поиски "подходящих кандидатов". Разве нет среди многочисленной армии комсомольцев действительно подходящих для пионерской работы? Отсутствие у райкомов постоянных резервов подготовленных, заранее обученных вожатых показывает всю несерьезность подхода комитетов комсомола к этому важнейшему делу. Задача состоит не только в том, чтобы инструктировать уже работающих вожатых, но и в том, чтобы заблаговременно, без гонки и спешки, готовить на специальных курсах комсомольские кадры для работы с пионерами.

Единственное существующее пособие для вожатых - журнал "Вожатый". Но страницы его заполнены деляческими, убогими материалами. Ни разу он не поставил ни одного острого вопроса пионерской работы. Вожатого этот журнал не воспитывает - ни педагогически, ни политически.

Старшие вожатые, комсомольские комитеты, райкомы предали забвению детский актив. Нужно собирать детей - председателей советов отрядов, вожатых звеньев, учить их, показывать игры, занятия, не забывая ни на мгновенье простой истины: работа пионерской организации строится на основе самодеятельности самих детей.

Совсем забыты и родители. Был когда-то хороший обычай - отряды показывали родителям свои достижения, успехи работы. Вожатый отчитывался перед родителями. От всего этого теперь почему-то отказались. А родители - немалая сила. Их советы, их оценка живой пионерской выдумки, их личное участие в работе пионерских звеньев могли бы крепко помочь любому отряду. Наконец, тесная связь с родителями помогла бы отряду перекинуться из стен школы в дома и дворы, где влияние пионеров (особенно зимой) почти вовсе не чувствуется. Пионерский отряд не вылезает за школьные двери, хотя в решениях Х съезда комсомола отчетливо сказано, а вторым пленумом снова подтверждено, что пионерский отряд отнюдь не является придатком школы.

Сейчас, с наступлением лета, с окончанием школьных занятий, пионерским работникам надлежит особенно твердо помнить это. Именно школа, и только школа, но отнюдь не пионерская организация, прерывает свою работу на лето. Для пионерорганизации лето, наоборот, обозначает оживление всех пионерских дел. Ни одного большого двора без форпоста - вот как должно быть поставлено дело. Именно пионеры станут зачинщиками всех игр на детских площадках, ревнителями порядка в детских парках. В связи с летними возможностями нужно изменить и содержание работы. Пионеры - натуралисты, туристы, рыболовы, физкультурники, стрелки - могут увлечь за собой всех ребят своего дома, своего двора.

Особенное значение все это имеет для деревни, где вокруг сооруженного пионерами турника, вокруг приобретенного колхозом футбольного мяча, вокруг хорошего рассказчика-пионера можно и нужно сорганизовать всех ребятишек села. А разве нельзя увлечь сельскую детвору опытничеством в огороде и на поле? Разве нельзя устроить сдачу норм БГТО, спортивные соревнования? Все это может стать кровным делом сельских пионеров, если районные комсомольские комитеты серьезно позаботятся об отдыхе и культурном времяпровождении деревенских ребят. Городской комсомол свой опыт, свое умение обязан перенести на село, где вожатый знает и умеет меньше городского.

Ответственность, которая возложена партией на комсомол за политическое воспитание детей, за всю пионерскую работу, очень велика. Перекладывать ее не на кого. Между тем немало секретарей областных, краевых и городских комитетов комсомола самоустраняются от руководства многосложной пионерской работой, целиком передоверив ее пионеротделам.

Разве не понимают комсомольские руководители, что так продолжаться дальше не может? Комсомольские активисты ни на минуту не должны забывать, что отвечают и будут отвечать перед партией за воспитание своей смены только они.

 

 

Вверх

 

Hosted by uCoz