Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Журналистика»

 

 

Дарья Николаева

 

СНИМИТЕ ЭТО НЕМЕДЛЕННО

Об имидже телеведущего

 

Источник: «Телецентр», 2009, № 8.

Печатается по: http://www.ostankino.ru/magazin/

 

 

 

В идеальной картинке жизни каждый человек, независимо от профессии и рода занятий, должен следить за собой, иметь свой стиль. На телевидении это становится жесткой необходимостью. Экранная глянцевость ТВ налагает ряд серьезных обязательств на тележурналистов. Тут вам и фейсконтроль, и дресскод, и АйКью. Кто они такие – люди из телевизора? Сегодня мы поговорим об имидже и самопрезентации тележурналистов, а также о стилевых особенностях профессии.

 

Телевидение – сфера деятельности, имеющая свои особенности и секреты мастерства. Оно требует планирования, анализа и подготовки, не терпит небрежности и суеты. То же самое относится и к тележурналистам. Профессионал должен уметь позиционировать себя. Самопрезентация – это способность подавать себя, привлекая внимание к своей личности. Ведь не случайно рейтинг популярности тех, кто работает на телевидении, во многом определяется эффектом мастерства их самопрезентации.

Телеимидж весьма интересная субстанция. Ведь с одной стороны существует имидж конкретного журналиста, с другой – имидж телепередачи и, наконец, имидж всего телеканала. То есть существует образ личности, и образ компании. Симбиоз. «Ты где работаешь?» – спросит тебя сосед. Ответишь, что на одном из крупнейших телеканалов. «Круто!» – с уважением воскликнет собеседник.

Или же ситуация-перевертыш. Разговор на уровне директоров. «Кто у тебя на телеканале работает?» «Вася Пупкин, Ваня Иванов…» – начнет перечислять лучших директор. «Хорошая команда» – одобрит второй и сделает для себя определенные выводы.

Имидж зарабатывается годами. А разрушиться, кстати, может вмиг.

Первое и, наверное, главное правило в построении образа – всегда помнить о том, что ты работаешь на определенную аудиторию. Имидж – это в первую очередь то, как тебя воспринимает публика. Сам тележурналист может возомнить о себе все, что угодно, как тот самый честолюбец из «Маленького принца». «Почитать – это значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней. – Да ведь на твоей планете больше и нет никого! – Ну, доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мною». Однако финал будет таким же, как у Экзюпери. Сбежал Маленький принц от честолюбца. Поэтому, чтобы не растерять свою аудиторию, тележурналисты стремятся установить личностный, доверительный характер телевизионного взаимодействия. Это уже из области психологии: человек, включая телевизор, приглашает к себе в дом, прежде всего, хорошего собеседника, умного, знающего друга или хорошего знакомого. Считается, что телезрители не всегда могут вспомнить, что именно говорил человек с экрана, однако охотно рассуждают о том, каков он, как относится к аудитории и к своим собеседникам. Отечественные тележурналисты могут похвастаться демократичной манерой общения со зрителем. Чего нельзя сказать про советское телевидение, где журналист был наставником, просветителем общества.
Нельзя изображать знание предмета. Нужно знать. Иначе пропадает зрительское доверие, ведь на телеэкране все видно и все слышно. Малейшая неуверенность в голосе телеведущего или напряженность в его лице воспринимается телезрителями как сигнал, что человек взялся не за свое дело.

Вторая особенность – физические данные тележурналиста. К сожалению, человек – существо жестокое по своей природе. Поэтому часто можно услышать от сидящего перед телевизором: «Ой, что-то уж больно страшненький этот журналист». Ну, эстеты мы все, что тут скажешь. Поэтому и существует такое понятие как телегеничность.

И действительно, когда мы включаем телевизор и видим на экране тележурналиста, то, прежде всего, нам бросаются в глаза его лицо, причёска, одежда, руки. Часто незаметно для себя мы вслушиваемся в голос и невольно соотносим его тональность и тембр с выражением лица, энергетикой движения тела и рук.

Самая выразительная часть личного имиджа – конечно же, лицо. Создать привлекательную мимику – одна из важных профессиональных проблем телеведущего. Журналисты, работающие перед камерой, постоянно следят за состоянием кожи, делают макияж (и мужчины в том числе) и прическу.

Что касается одежды, здесь все зависит от жанра телепрограммы. Если это новости или серьезная передача, то одежда журналиста обычно строгая и неяркая, в то время как развлекательные программы позволяют использовать более модный и насыщенный по цветовой гамме гардероб.

Особую выразительность в тележурналистике имеет язык жестов. Журналист, выступающий перед камерой, хорошо знает, что поза и жесты часто говорят гораздо больше, чем слова. Они должны соответствовать содержанию того, что происходит на экране.

О внешности забывать нельзя. Но тележурналисты, чей внешний облик остаётся единственным и самодостаточным средством персонификации, вызывают лишь улыбку, постепенно переходящую в раздражение. Быть одинаково интересным, постоянно «приходя в дом» к одним и тем же людям, адски трудно. Это под силу только личности.
Имидж эффективен тогда, когда он не противоречит сложившейся системе ценностей, непосредственным интересам людей и их стереотипам. Имидж и стереотип – разные ракурсы интерпретации действительности в сознании человека, дополняющие друг друга.

Создание имиджа – это не только подчеркивание некой человеческой данности. Это еще и способность к преображению, к лицедейству, если хотите. Одна мелкая неуловимая деталь может разрушить или наоборот воссоздать образ. Здесь важны соответствие экранного образа и внутреннего мира тележурналиста.

Нельзя постоянно эксплуатировать когда-то найденный удачный образ. Если хочешь, чтобы на тебя обращали внимание, меняйся. При этом можно кардинально сменить имидж (хотя здесь следует быть предельно осторожным) или же дополнить его какой-либо новой деталью. К примеру, известная телеведущая Тина Канделаки постоянно удивляет телезрителей своей новой прической и ярким гардеробом, что уже стало частью имиджа.

Резюмируя разговор об умении самопрезентовать себя, можно выделить эталоны внешней привлекательности или, как говорят имиджмейкеры, смотрибельности телеведущего: здоровый вид, гармония черт лица, красивые волосы, стройная и пропорциональная фигура, белые и ровные зубы, приятно звучащий голос, выразительность жестов, живой ум, доверительность, коммуникабельность и удовольствие от своей работы.

 

Вот это новость!

У большинства людей, первая ассоциация с работой на телевидении – это ведущий новостей. Данная профессия – одна из самых сложных и самых популярных профессий на ТВ. Престижность обеспечивается каждодневным появлением на экране с самыми важными событиями дня. Многие студенты-тележурналисты мечтают работать в будущем ведущими, однако мало кому это потом удается.

В США ведущих называют «анкормэнами» («человек-якорь») или «ньюз презентер» («представляющий новости»). Человек-якорь объединяет, притягивает людей общей темой, проблемой, идеей местного, федерального или мирового масштаба. Важно «зацепить» единой эмоцией.

На первый взгляд кажется, что нет ничего легче в тележурналистике, чем работа ведущего новостей: сидишь себе в студии в тепле, информацию всю приносят на блюдечке, а надо-то всего несколько раз выйти в эфир. Однако все далеко не так шоколадно, как кажется. Профессиональный ведущий – это особый тип личности, обладающий целым спектром различных качеств. Эдакий греческий идеал – красота тела и красота духа.

Профессионал-ведущий вносит в дом вместе с новостями ощущение спокойствия, стабильности, дает уверенность в том, что зрители получают самую объективную, самую правдивую и самую свежую информацию. При этом нужно умудриться подать все это естественно, без постановки. Очень точно выразилась по этому поводу известная телеведущая Валентина Михайловна Леонтьева: «Нельзя играть роль ведущего, а надо быть им».

Очень важно понимание того, о чем говоришь. Зритель остро чувствует фальшь или равнодушие. Поэтому ведущий обладает четкой дикцией и выразительными интонациями: ни одна запятая из текста не должна остаться непонятой аудиторией. Некоторые профессионалы заранее помечают текст особыми значками, обозначающими паузы, речевые периоды, снижение и повышение тембра, речевой мелодии, которая ни в коем случае не должна быть монотонной, усыпляющей.

Один театральный критик однажды заметил: «Чтобы стать телевизионным ведущим, не то чтобы нужны какие-то особые черты личности, скорее необходимо отсутствие некоторых черт, которые телеэкран неизменно обнажает». По-видимому, именно способность «излучать» отличает хорошего ведущего от простого чтеца. Ведущий новостей, как правило, не красавец, но внушает симпатию. Он держится свободно, но не развязано. Демократичен, но не вульгарен. Не принадлежит к занудным интеллектуалам, однако излучает понимание и сочувствие. Он – сама уверенность, но не самоуверенность.

Помимо этого ведущий обычно человек эрудированный, знающий жизнь и людей; умный и находчивый; с чувством юмора; энтузиаст по натуре; терпеливый и, конечно же, умеющий работать в команде. Ведь все мы понимаем, что помимо ведущего выпуск новостей, как картинку из паззлов, собирают режиссеры, редакторы, продюсеры, репортеры…

Особенно ярко эти качества проявляются (или чувствуется их недостаток) в форс-мажорных ситуациях, когда происходят незапланированные прямые включения, и у ведущего нет достаточного количества времени для подготовки или же вовсе информация поступает в студию прямо в эфире и ведущий видит ее первый раз.

Образ телеведущего – это тот образ жизни, который идеологи программы и телеканала предлагают зрителям как образец для подражания. Являясь стержнем производства, имидж ведущего становится основным режиссерским приемом, определяющим весь остальной набор выразительных экранных средств. Именно через ведущего автор программы транслирует открытым текстом или в завуалированной форме свою основную идею.

 

Телевизионное многоОБРАЗие

Теоретики масс-медиа выделяют (а практики подтверждают на экране) семь основных разновидностей тележурналистов: репортёр, комментатор, обозреватель, интервьюер, модератор, шоумен, и, наконец, ведущий новостей. Последнего мы только что изучили «вдоль и поперек». Поэтому далее конспективно об остальных шести амплуа тележурналистов. Напомним, что мы рассматриваем их только с имиджеобразующей стороны.

Репортер (корреспондент)

Репортеры обычно очень мобильны, поэтому часто в этой роли выступают молодые люди. Репортер всеми средствами как вербально, так и невербально, передает срочность и важность сообщения, и собственную заинтересованность. Горящий взгляд, ритм речи, бодрый вид. На его имидж обычно работает соотношение картинки, находящейся у него за спиной и собственного облика. Заметьте, как обычно мимкрирует профессионал под среду. Если это репортаж из дайвинг-клуба он не поленится облачиться в акваланг. Или же бедный корреспондент бегает с транспарантом вместе с толпой митингующих. Зато это дает зрелищность и заинтересовывает.

Иногда репортеры пытаются быть приветливыми и обаятельными, но испуг в глазах и напряженность позы портят все впечатление. Бывает и наоборот: молодые люди с микрофоном демонстрируют непринужденность, переходящую в развязность. Здесь сказывается отсутствие навыков публичной речи.

Комментатор

Суть работы комментатора – умение видеть перед собой не камеру, а живого человека, заинтересованного слушателя. Комментатор, в отличие от ведущего новостей, позволяет себе большую эмоциональность, ведь он высказывает свое мнение.

Не всегда в качестве комментатора выступает профессиональный журналист. Это может быть специалист из определенной сферы деятельности, не работающий на ТВ. Такому человеку сложнее, ведь у него не поставлен голос, дикция. Поэтому чаще они являются консультантами до эфира.

Что касается актерских данных, комментатору они нужны не в меньшей, а, пожалуй, даже в большей степени, чем репортеру: ведь личность комментатора, весь его облик на протяжении всего выступления служат важнейшим элементом сообщения и могут либо усилить впечатление от произносимых слов, либо, наоборот, перечеркнуть весь эффект.

Обозреватель

Это специалист в какой-либо области, который ведет персональную телепередачу, высказывая личное мнение, раскрывая смысл показываемых видеофрагментов, беседуя с гостями студии. Как правило, это человек с интересной историей: путешественник, объехавший весь земной шар, музыкант, заслуженный врач или выдающаяся балерина. Разумеется, они прекрасно говорят о деле своей жизни, умело общаются с невидимой аудиторией, способны просто рассказать о сложном.

По традиции, журналист выполняет функции обозревателя чаще всего в тех случаях, когда речь идет о событиях в политической жизни страны и мира. Его персона знакома и интересна зрителю. Обычно обозреватели – люди зрелого возраста с богатым жизненным опытом, который дает возможность сравнивать, обобщать, анализировать. Обозреватели блестяще владеют словом и способны артистично произносить свои монологи перед камерой. Узнаваемый, «фирменный» стиль общения выработал политический обозреватель Михаил Леонтьев, которому хочется верить.

Интервьюер

Хотя фрагменты интервью как формы журналистской работы присутствуют практически во всех жанрах телевизионной журналистики, интервьюер – это самостоятельная профессия.
Во время интервью главное – эмоциональное оформление: атмосфера в студии, контакт глаз, естественность разговора. Чтобы добиться откровенности и психологического накала интервью, журналист пускает в ход все внутренние ресурсы своей личности; он стремится своим обликом и взглядом передать величайшую заинтересованность, иногда сочувствие, в нужном месте – сомнение; иногда притвориться непонимающим, чтобы собеседник яснее выразил свою позицию. Бывает, что молодые журналисты боятся этого и механически кивают, даже если от волнения плохо слышат собеседника.
Однако ведение крупных интервью – дело настолько субъективное, что единой формулы успеха здесь нет: что «к лицу» одному интервьюеру, то вызовет раздражение в адрес другого.

Модератор

Этот термин пришел к нам с Запада, по-нашему это ведущий «круглого стола».

Модераторы обычно ведут себя по-деловому: серьезно, взвешенно, рассудительно и рационально. Он  обычно имеет высокую компетентность в обсуждаемой теме. И хотя журналист, естественно, имеет какое-то свое мнение о предмете дискуссии, он обязан сохранять нейтралитет. Особенно при модерировании политических теледебатов.

О профессионализме модератора часто судят по умению общаться с высокопоставленными гостями. Негатив вызывает как грубость и панибратство, так и льстивое заискивание.
Интерес к происходящему на экране вызывается не только содержанием, но и характером общения. Личность раскрывается в диалоге, а роль катализатора общения играют такие качества ведущего, как чувство юмора, способность заметить смешную сторону или юмористический подтекст высказывания.

В качестве примеров профессиональных модераторов можно назвать Михаила Швыдкова («Культурная революция») с его спокойным мудрым и рассудительным взглядом на жизнь и Владимира Познера («Времена»), который работает внутри и со своей аудиторией, а не перед ней.

Шоумен

Важнейший элемент ток-шоу – зрелищность, поэтому шоумен – это массовик-затейник высокого уровня. Очень непросто держать большую группу участников передачи в заданном русле общего разговора, создавая из этого общения единое действо, интересное аудитории. Бытует мнение, что шоумен – не столько журналист, сколько драматический актер, и, может быть, есть в этом доля истины.

Здесь все важно: выражения лиц, сомнения, паузы – и соединяющая все это печально-оптимистическая улыбка ведущего. В ток-шоу любого вида первостепенное значение имеет быстрота реакции ведущего, остроумие, контактность и дружелюбие.

Завершая разговор об имидже тележурналистов, хочется сказать одно: в каком бы амплуа тележурналист ни выступал, в каком бы жанре ни работал, он всегда должен помнить, что несет ответственность за тех, кого приручил к экрану.

 

 

Вверх

 

Hosted by uCoz