Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Организация работы с молодежью»

 

 

 

ВРЕМЕННЫЙ УСТАВ ДЕТСКИХ ГРУПП «ЮНЫЕ ПИОНЕРЫ» ИМЕНИ СПАРТАКА

 

Печатается по: «Вожатый», № 7, 1990 год

Источник: «Юные пионеры» (Коммунисти­ческие детские группы имени Спартака). Сборник статей и ма­териалов по организации отрядов «Юных пионеров» под редакцией B. Зорина. - М.: 1922. - C. 10-16.

 

 

 

I.   Цель организации

Путем организации масс про­летарских детей на основе ши­рокой самодеятельности убе­речь их от разлагающего вли­яния улицы, воспитать в них общественные наклонности, пробудить стремления к зна­нию, развив всесторонне их натуру и воспитав в них дух классового самосознания, под­готовить к будущей обществен­но-трудовой жизни и борьбе за интересы пролетариата.

 

II.  Формы организации

1.  Первичной ячейкой орга­низации  является  звено,  объ­единяющее в себе от 7—8 де­тей с выборным вожатым и сме­няемым   периодически   помощ­ником.

2.  2—4 звена объединяются в отряд, работой которого руко­водит Инструктор (Начальник) и один помощник, назначаемые местным районным или уезд­ным Комитетом РКСМ с утвер­ждения   бюро   детских   групп.

3.  Для разбора всяких жа­лоб, вопросов, связанных с вос­питательным воздействием, для установления   побед   в   состя­заниях и испытаниях из рядо­вых «юных пионеров» избира­ется товарищеский суд отряда из 5-6 человек, с перемен­ным участием Начальника от­ряда  и  его  помощника,  кото­рые утверждают все постанов­ления суда.

4.  Вся хозяйственная, сек­ретарская  и  т. п. работа от­ряда должна возлагаться на рядовых «пионеров» под на­блюдением помощника Началь­ника отряда.

5.  Все отряды на террито­рии района или уезда объеди­няются при районных или уезд­ных Комитетах  РКСМ. Для практической работы и руко­водства Комитетами выделяют­ся   руководитель — Начальник всех   отрядов и Советы Ин­структоров, состоящие  из Начальника  района,  всех На­чальников отрядов и их  по­мощников, представителя мест­ного Отдела Народного Обра­зования,  Жен. Отдела и  др. организаций, кои   могут  быть полезны в этой работе.

Все важные принципиаль­ные вопросы, а также все спор­ные вопросы должны утвер­ждаться Комитетом РКСМ. Для руководства работой уезд­ных  и  районных  комитетов РКСМ среди детских групп и для выработки программ и ме­тодов воспитательной работы Московский Комитет РКСМ вы­деляет бюро по работе среди детских групп в составе 5 че­ловек и имеет постоянных Ин­структоров.

 

III.   Порядок организации

1.  Отряды должны организо­вываться в первую очередь из неорганизованных    детей     по месту их жительства, на ули­цах, где проживают гл. обр. ра­бочие, в домах-коммунах, с тем условием,  что в самом доме-коммуне или поблизости этой улицы представляется воз­можным найти помещение под клуб отряда.

Во вторую очередь могут быть организованы дети при школах и клубах взрослых или молодежи, с условием, что там отводят помещение под клуб отряда.

Примечание: Организация отрядов при детских домах, ин­тернатах, школах может быть допущена в крайнем случае по постановлению Комитета РКСМ и с обязательным согла­сием Местного Отд. Народного образования.

2.  Перед организацией отря­да необходимо будущему руко­водителю или специальной ко­миссии тщательно обследовать условия и возможности работы, во избежание в дальнейшем не­нужных хлопот и недоразуме­ний.

 

IV.   Правила приема

1. В отряд принимаются дети рабочих в возрасте от 11-14 лет (включительно), кото­рые имеют разрешение от своих родителей и рекомендацию хотя бы одного «юного пионера».

Примечание: 1. Возраст в иных случаях может быть по­нижен с разрешения Началь­ника отряда.

Примечание: 2. При первона­чальной организации отряда рекомендация не обязательна.

 

V.   Внешняя форма отрядов

1.  Наименование отряда. Все отряды в гор. Москве и губер­нии носят название отрядов «юных пионеров» имени Спар­така.

2. Знамя отряда. Каждый от­ряд имеет свое знамя красного цвета. На одной стороне обо­значается № отряда, название и при какой организации нахо­дится (район или уезд РКСМ). На другой стороне рисуется значок, посредине девиз и ло­зунг.

3.  Каждый отряд независимо от этого имеет флаг для игры красного цвета с значком и № отряда.

4.  Флажок патруля. Каждый патруль имеет свой флажок с изображением,  устанавливающ. название патруля  (зверя, птицы).

5.  Девиз. «Будь готов». От­вет: «Всегда готов». Это озна­чает,  что  каждый «пионер» должен быть готовым к испол­нению тех обязанностей, кото­рые  возлагаются  на  него  за­коном «Юных пионеров» и дол­гом   перед рабочим классом.

6.  Значок. Костер, как сим­вол объединения, стремления к свету и товариществу (когда пионеры собираются у кост­ра в лагере и проводят бе­седы).

7.  Обещание. Каждый, всту­пивший в отряд после извест­ного стажа,  возложенного на него начальником отряда, дол­жен давать в присутствии все­го отряда торжественное обе­щание. Формула такова: «Даю тор­жественное обещание и скреп­ляю его своим словом, что буду: 1.  Исполнять законы «юных пионеров». 2.   Помогать  своим  товари­щам. 3. Буду верен рабочему клас­су».

8.  Одежда. Устанавливается следующая   форма, как наибо­лее  гигиеничная: гимнастерка с отложным воротом защит­но-зеленого цвета, трусики или юбка черного или синего цвета, галстух-косынка     красного цвета.

9.  Праздники. 1. 8 марта — день матери-работницы. 2.  Начало    апреля — день 1-го   костра,    этот    праздник служит одновременно началом подготовки к весенней и летней работе. 3.  1-ое мая — день междуна­родной    солидарности    трудя­щихся. 4.  1-го июня — международ­ный  праздник детских  групп. 5.  Первое  воскресенье  сен­тября — Юношеский Между­народный праздник. 6.  25-го октября   (7-е нояб­ря) — Октябрьская Револю­ция. Все эти праздники имеют большое воспитательное зна­чение не только для детей, ко­торые знакомятся с задачами молодежи, женщин-работниц и задачами всего рабочего клас­са, но и для взрослых, т. к. дети своей организованностью и энтузиазмом укрепляют веру их в будущее коммунизма.

 

VI.  Законы и обычаи

1. Для детей имеет большое значение, когда на них возла­гаются правила дисциплины, которые воспитывают из них необходимых, в ближайшем будущем, трудовых граждан и борцов нашей Республики. Такими правилами самодис­циплины являются законы и обычаи «юных пионеров».

а)  Законы

1.  Юный пионер верен рабо­чему классу.

2.  Честен, скромен и правдив.

3.  Друг и брат всякому дру­гому  пионеру  и  комсомольцу.

4.  Исполнителен.

5.  Трудолюбив, весел и нико­гда не падает духом.

6.  Бережлив и уважает об­щеполезный труд.

б)  Обычаи

1.  Пионеры не валяются в постелях утром, а поднимаются сразу, как ванька-встанька.

2.  Пионеры стелят  постели своими, а не чужими руками.

3.  Пионеры моются тщатель­но, не забывают мыть шею и уши, чистят зубы и помнят, что зубы — друзья желудка.

4.  Пионеры точны и акку­ратны.

5.  Стоят и сидят прямо, не горбясь.

6.  Не боятся предлагать свои услуги людям.

7.  Не курят: курящий пионер уже не пионер.

8.  Не  держат  руки  в  кар­манах, ибо пионер, держащий руки в карманах, не всегда готов.

9.  Охраняют  полезных  жи­вотных.

10.  Помнят всегда свои обы­чаи и законы.

 

Устав разработан­ весной 1922 года Вре­менным Московским бюро дет­ских групп.

 

 

ЗАКОНЫ, ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ И ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАКОН ЮНЫХ ПИОНЕРОВ

 

Печатается по: «Вожатый», № 7, 1990 год

Источник: Наши съезды. Сборник резо­люций и постановлений съездов РКСМ. - М.: Молодая гвардия, 1925. - С. 260.

 

 

ЗАКОНЫ ЮНЫХ ПИОНЕРОВ

 

1.  Пионер   верен   рабочему классу и коммунизму.

2.  Пионер — друг и брат вся­кому другому пионеру и ком­сомольцу.

3.  Пионер честен и правдив. Его слово — как гранит.

4.  Пионер дисциплинирован.

5.  Пионер  ежедневно помо­гает   трудовым    собратьям    в строительстве    коммунистичес­кого общества.

6.  Пионер    трудолюбив    и уважает полезный труд.

7.  Пионер чист в мыслях, сло­вах и на деле.

 

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ ЮНЫХ ПИОНЕРОВ

 

«Честным словом обещаю, что буду верен рабочему клас­су, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю Законы пионеров и буду им повиноваться».

 

ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАКОН ЮНЫХ ПИОНЕРОВ

 

«Буду стремиться всегда, везде, где возможно, полу­чить знания для того, чтобы употребить их на пользу тру­дящихся».

 

Законы, Тор­жественное обещание и Же­лезный закон юных пионе­ров утверждены в октябре 1922 года V съездом РКСМ.

 

 

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ В ОТРЯДАХ «ЮНЫХ ПИОНЕРОВ»

 

Печатается по: «Вожатый», № 8, 1990 год

Источник: Юные Пионеры (коммунисти­ческие детские группы имени Спартака). Сборник статей и материалов по организации отрядов «Юных пионеров» под редакцией В. Зорина. М., 1922, с. 22—34.

 

 

Общие принципы

Детская организация, выли­вающаяся в форму отрядов «Юных пионеров», не может и не должна ставить себе зада­чей дать детям много знаний из окружающей природы и жи­зни, а главным образом долж­на стремиться пробудить инте­рес к этим знаниям и, пользу­ясь самоорганизацией детей, приучить их к общественно-трудовой жизни. Поэтому вся программа за­нятий должна исходить из не­посредственных требований детской жизни и быть проник­нута живым, творческим ду­хом. Соответственно временам го­да она должна менять свое со­держание, но в общем и целом должна включать следующие элементы:

 

Элементы программы

1. Пионерская практика (ла­герная и походная жизнь во всех  деталях, пионерское де­ло, сигнализация, топография, «разведка»,  санитарное дело и практические навыки само­стоятельной жизни).

2. Естественные физические упражнения  (игры, естествен­ная гимнастика, жизнь на воз­духе и т. п.).

3. Трудовые навыки (устрой­ство и оборудование штабквартир, клубов, лагерей; сады, огороды, мастерские; самооб­служивание и обучение трудо­вым специальностям).

4. Общественный труд (по­мощь коллективным трудом детским и иным учреждениям, охрана общественных садов, скверов и памятников старины; работа в музеях, библиотеках и других научных учреждени­ях; организация детских пло­щадок, игр и праздников; по­жарная охрана и помощь в на­родных бедствиях: голод, на­воднение и пр.; сельскохозяй­ственные и иные трудовые дружины).

5. Знакомство с природою (наблюдения во время экскур­сий и работ в саду, огороде и выяснение общих биологиче­ских  законов;  коллекциониро­вание и систематические наб­людения над явлениями приро­ды, главным образом из обла­сти астрономии, метеорологии).

6. Знакомство с окружаю­щей жизнью (окружающие за­нятия людей, окружающие про­изводства,  события  местной жизни, детская жизнь и жизнь рабочей молодежи: КСМ и его история;  международное  детское, юношеское и рабочее движение).

7. Историко-географические сведения о родной местности, а затем о всей стране и других странах (широкое краеведение: развитие родного города в свя­зи с развитием всей страны, путешествия и открытие новых земель, изучение их по расска­зам путешественников и иссле­дователей).

8. Картины из истории труда, машины и их героев (парал­лельно с этим развитие об­щества).

9. Знакомство с литературой и ее творцами   (чтение,  пере­сказ, собственные журналы, га­зеты,  листовки,  литературные диспуты и суды).

10. Знакомство с искусствами (музыка, пение, театр, рисо­вание, все практически, упраж­няясь).

11. Всестороннее   развитие органов чувств (игры, упраж­нения, состязания).

12. Гигиена   игры,  труда   и отдыха  (практическое   усвое­ние).

 

Проведение программы

Все эти элементы должны включаться в их последова­тельности в повседневную жизнь организации и ее звень­ев. Основной стержень всей работы — подвижная, един­ственно отвечающая данному возрасту пионерская практика, все остальное — постепенные наслоения, в одних случаях как развитие этой практики (пунк­ты 2, 3, 4, 11, 12), в других как следствия ее (пункты 5—10); теоретические познания ни в ко­ем случае не должны вносить­ся путем лекций или уроков, а должны быть выводом из игр и практики текущего или прош­лого дня.

 

Период работы

Всю эту работу можно раз­бить на три года и в каждом году на три периода:

1) Весенний (как подготов­ка к лету), 2) летний и 3) зим­ний (осень частью входит в летний, частью в зимний, по характеру работы).

Центр работы летом — ла­герь, зимой —  пионерклуб.

Весна

Вся весенняя работа харак­теризуется бодрой подготовкой к лету и заканчиванием, свер­тыванием зимней работы в пио­нерклубах. Звенья готовятся к летним прогулкам, изучая на практике лагерные и походные навыки (постановка палаток, шалашей, костры и т. п.), при­нимаются за устройство своих огородов, садов и пользуются пробуждением всей природы, чтобы изучить по отдельным яв­лениям смысл всей происходя­щей перемены после зимы. Кроме того, начинается закали­вание организма естественной гимнастикой, играми и спор­том на воздухе. Кратко — осно­вные элементы весенней работы следующие: 1) подготовка к летней пионерской практике; 2) знакомство и наблюдение над живой главным образом природой; 3) сезонные трудо­вые работы; 4) физические упражнения на воздухе; 5) об­щественный труд в городских скверах, садах, огородах и пр. (праздники древонасаждения).

Лето

В течение лета происходят многочисленные прогулки, по­ходы, экскурсии и, наконец, как завершение их — лагерь. Все прогулки, вся работа в патрулях имеет основное нап­равление — подготовиться к лагерю во всех отношениях. Поэтому особенно энергично изучаются лагерные практиче­ские навыки, летние ремесла (плетение корзин, обуви и т. д.), идет систематическая подготов­ка к лагерным наблюдениям природы (изучаются летние явления ее и летние способы наблюдений), на прогулках фи­зическое закаливание и нрав­ственное сплочение в общей работе и игре. Производятся специальные экскурсии с исто­рической целью или с целью ознакомления с производством, особенно летним (кирпичным, например). Попутно должен ис­пользоваться материал по исто­рии труда и производств в фор­ме кратких и образных бесед у костра. Общественная работа может вылиться в организацию дет­ских загородных прогулок и праздников (1 Мая, 1 июня), а также в организации дружин по сбору лекарственных трав и по борьбе с полевыми вреди­телями (суслики, саранча и т. п.). Краткое содержание летней работы следующее:

1. Лагерная походная жизнь.

2. Знакомство и изучение жи­вой и мертвой природы.

3. Историко-географические экскурсии.

4. Экскурсии для знакомства с сезонными главным образом производствами.

5. Рассказы о подвигах че­ловеческого   ума   и   труда,   о прежней   и   настоящей  жизни (во  время  лагерных  бесед  у костра).

6. Участие и вовлечение масс детей во все празднества и де­монстрации молодежи с соот­ветствующей    подготовкой    и объяснением.

7. Трудовые   дружины   по сбору лекарственных растений и борьбе с полевыми вредите­лями.

Зима

К началу осени завершается походно-лагерный период лет­ней работы и подготовляется постепенный переход к зим­ней работе, имеющей основ­ным своим элементом работу в пионерклубах, которые заме­няют собою и клуб, и дом отды­ха, и мастерские. Собранный за время лета экскурсионный материал систематизируется, начинается более глубокое изу­чение его, а также собираются материалы и инструменты для оборудования мастерских, где под видом получения специаль­ностей будут изучаться различ­ные ремесла, необходимые в первую очередь для оборудо­вания пионерклубов, и вооб­ще будет происходить систематическая трудовая подго­товка.

Осень используется для экс­курсий на фабрики и заводы, в школы фабрично-заводско­го ученичества, а также в му­зеи, после и во время которых идут беседы по вызванным вопросам.

Собирается урожай со всех огородов и садов и по возмож­ности посылаются дружины для помощи в совхозы, колхозы и пр. хозяйства. К осеннему праз­днику молодежи (сентябрь) ве­дется подготовка, как в форме бесед о прошлой, настоящей и будущей жизни людей, так и в форме глубокого изучения ме­ждународного юношеского дви­жения и РКСМ. Наступление зимы вызывает усиленные ра­боты в пионерклубах по заго­товке топлива, по ее оборудо­ванию и пр., а затем по ук­рашению уголков, в чем вы­является коллективное творче­ство «звеньев». Организуются клуб, библиотека-читальня, при ней же переплетная мастер­ская.

Зимою подводятся итоги лет­ней работы, изучаются теорети­ческие части программы (сани­тарное дело, например) и углу­бляется общее познание. Здесь же устраиваются клубные дни, которые выявляют театральное и иное творчество патрулей. Производятся выставки работ мастерских, устраиваются му­зеи, издаются стенные и уст­ные газетки, журналы, а теоре­тическая работа завершается устройством литературных и иных судов, диспутов, докладов и т. п. Все это не нарушает зимней тренировки (зимней прогулки, сигнализации и т. д.). Общественная деятельность за­ключается обычно в работах в детских учреждениях, в музе­ях, в библиотеках, в устрой­стве вечеров. Изучение теоре­тических знаний проводится обычно в кружках, составляе­мых из интересующихся ребят отряда.

Итак, содержание зимней ра­боты таково:

1. Зимняя пионерская прак­тика.

2. Организация труда и игры в пионерклубе и его оборудо­вание.

3. Знакомство с окружающей жизнью и организациями лю­дей.

4. Коллективное творчество, клубные дни.

5. Работа в детских учреж­дениях, в музеях, в библиоте­ках и помощь им.

6. Сплочение в труде и бесе­ды из истории труда  и обще­ства.

 

ПРОГРАММЫ ИСПЫТАНИЙ

 

Программы испытаний име­ют своей задачей подытожить те знания и умения, которые были приобретены пионерами в отряде в области главным об­разом практики и дать стимул к продолжению дальнейшей ра­боты. Не надо смотреть на них как на конспект занятий, ибо если бы это было так, то ра­бота отряда была бы чрезвы­чайно узкой и не соответство­вала бы задачам организации.

1.  На право поступления в отряд нужно иметь общее зна­комство с законами и обычая­ми пионеров и твердое желание их исполнять.

2.  На  звание «пионер  3-го разряда».

1)  Помнить и исполнять за­коны и обычаи юных пионеров.

2)  Девиз, салют, значок пионера и символ труда  (серп и молот),

3)  Тайные и дорожные зна­ки пионеров, внешние их знач­ки.

4)  Четыре узла.

5)  Показать адреса: товари­щей    по    звену,    ближайших врачей,    пожарной    команды, больницы,    Совета,    комитета РКСМ,   библиотеки,   а   также знать, где находится ближай­ший телефон.

6)  Сигналы: свистком, посо­хом и рукой.

7)  Пришить   пуговицу,   за­шить разорванное, хорошо вы­мести пол.

8)  Ежедневно делать по од­ному гимнастическому упраж­нению для укрепления и разви­тия каждой части тела.

9)  Маршируя,   спеть   «зве­ном» гимн пионеров и «Интер­национал».

10)   Знать  жизнь   и   харак­терные особенности патрульно­го зверя и подражать его кри­ку.    Рассказать    об    идейном вожде своего патруля.

3.  На  звание «пионер  2-го разряда».

1)  Толково объяснять зако­ны.

2)  Рассказать историю ста­рых и новых детских организа­ций, указать их различия, а та­кже  историю своей  организа­ции.

3)  Первая помощь в несча­стных случаях: при пожаре, удушении, угаре, ожогах, пере­ломах, вывихах; кровеостанавливающие точки  на  теле  при кровотечении; потеря сознания, обмораживание, замерзание.

4)  Знакомство с природою: а) растения окружающей  ме­стности (приготовить из них коллекцию), б)  знать десять преобладаю­щих пород минералов данной местности и приготовить их об­разцы для коллекции. в)  рассказать по собствен­ным наблюдениям о жизни трех домашних  животных и трех птиц, г) элементы  погоды; пред­сказание погоды по приметам.

5)  Лагерные навыки: разбить палатку  и устроить  шалаш в двух видах, разложить ко­стер, ориентироваться по ком­пасу и приметам; определение времени и места.

6)  Развести костер не более чем двумя спичками и сварить обед из трех блюд.

7)  Иметь не менее двух тру­довых специальностей.

8)  Участвовать не менее как в   трех   прогулках   и   описать одну из них.

9)  Определять расстояния до тысячи шагов и вес до одного пуда с ошибкой не более 25 про­центов, определять на глаз ко­личество толпы. Запомнить из 24 трудовых предметов 16 при наблюдении в одну минуту.

10)  Играть в 10 игр.

11)  Петь патрулем две пио­нерские,  две революционные песни и «Молодую  гвардию».

12)  Простейшие виды строя.

13)  Сигнализация Морзе (16 букв в минуту).

14)  Вязать еще пять узлов.

15)  Не менее двадцати при­менений посоха.

16)  16 точек компаса.

17)  Уметь мыть полы, окна и чистить посуду.

18)  Уметь держаться на воде.

19)  Рассказать о том, кто та­кой был Спартак и почему его имя носят «юные пионеры».

4. На звание «пионер 1-го разряда».

1)  Переноска, перевязка по­страдавших на носилках и на руках, перевязки бинтом и ко­сынкой,    отравление     (общие случаи).

2)  Знакомство с  природою: а)  представить двухнедельный дневник наблюдений над при­родою, б) знать способы удоб­рения земли и уход за огород­ными растениями, в) знать по собственным  наблюдениям то­пографию, флору и фауну ме­стности, г) знать все виды злачных растений.

3)  Полное   устройство   би­вака и лагерная жизнь не ме­нее недели.  (Описать один из лагерных дней.)

4)  Постройка моста на коз­лах    и    висячего,    постройка землянки.

5)  Тушение лесных и степ­ных пожаров.

6)  Съемка   местности (пол­ная топография).

7)  Определение  расстояний до двух тысяч шагов, веса до двух пудов с ошибкой не более 15 процентов.

8)  Определение высоты и ши­рины геометрическим способом.

9)  Знать десять игр и руко­водить шестью из них.

10)  Пение еще двух  песен.

11)  Рассказать краткую ис­торию юношеского движения и данной организации РКСМ.

12)  Провести беседу о двух людях-борцах   за   освобожде­ние   рабочих,   героев   труда   и науки.

13)  Заниматься  каким-либо видом спорта.  (Один летом  и один зимой.)

14)  Привлечь в отряд одного новичка и обучить его на третий разряд.

15)  Рассказать  о  том,   что дала Советская власть проле­тарским детям.

 

 

Вверх

 

Hosted by uCoz