Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Журналистика»

 

 

Наталья Маркова

 

АЛЕКСЕЙ ПИЩУЛИН: «НАШЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ НЕ ВЫДЕРДАЛО ИСПЫТАНИЯ ОГРОМНЫМИ ДЕНЬГАМИ»

Интервью с И. Кирилловым

 

Печатается по: http://www.lenta.tv

 



 

Алексей Пищулин - творческая личность. За его плечами работа в крупных телекомпаниях: МТК, НТВ, "ТВ Центр". Его богатейший опыт был высоко оценен руководством познавательного телеканала "Rambler-телесеть", куда он был приглашен на должность генерального продюсера. Однако 1 апреля, в день юмора, познавательный телеканал уйдет в историю, на его месте начнет вещание анимационный канал "2×2".

 

- Алексей Юрьевич, вы на телевидении больше 20 лет. А как изменилось, на ВАШ взгляд, российское телевидение?

- В конце 80-ых, выбравшись на волю из идеологического блиндажа, российское телевидение стало экспериментировать, открывать для себя новые формы и новые темы. Именно тогда появились в эфире программы, ставшие классикой жанра - "До и после полуночи", "Взгляд", литературно-художественный канал "Слово", "Веселые ребята" А.Кнышева и "Монтаж" Дмитрия Диброва и А.Столярова, "Тема" Владислава Листьева и многие другие. В 1989-м году, стажируясь на CBS в Нью-Йорке, и в 1992-м, совершая тур по телекомпаниям Калифорнии, я с гордостью говорил коллегам, что российское телевидение сейчас - лучшее в мире. И я действительно в это верил.

- И все-таки?

- К сожалению, наше телевидение не выдержало испытания огромными деньгами, которые обрушились на вещателя благодаря бурному развитию рекламы. Как говорил один мой друг, немец, "...вы, русские, всегда заявляете, что вы европейцы - и при этом всегда стремитесь подражать американцам!". Пока европейское (в особенности - британское и французское) телевидение на протяжении 15-ти лет смело экспериментировало с форматами, осваивало свежие приемы творческого синтеза разных искусств, создавало новые, высочайшего качества каналы - такие, как Canal +, ARTE, объединяющие возможности сразу нескольких языков и культур - мы спешно адаптировали, а иногда и "заимствовали" американизированные развлекательные проекты, последовательно вытесняя из эфира все самобытное, талантливое, основанное на русской культурной традиции. За эти годы многие блестящие профессионалы были потеряны для телеаудитории - вытеснены на периферию вещания, или, что еще хуже, подвергнуты "переквалификации", а иногда просто принуждены сменить ремесло. Их место повсюду занимали мастера по "освоению бюджета" и "привлечению средств", менеджеры, которые, прочитав несколько американских учебников по "технологии успеха", вместе с убогим бизнес-жаргоном приобретали уверенность, что могут управлять чем угодно. И, наконец, пришли сериалы - и довершили превращение зрителя в "телепузика", лишенного критериев качества и собственного достоинства.

Если вдруг покажется, что я сгущаю краски, предлагаю обратить внимание на систематическое "протестное голосование" телеакадемиков: год за годом ТЭФИ достается не амбициозным и запредельно-затратным проектам "национальных" каналов, а тем, кто пытается и в условиях рынка не снижать планку качества - каналам "Культура" и прежнему РЕН ТВ, снятым с эфира проектам "Намедни", "Тушите свет" и т.д.

- Вы прошли потрясающую школу профессионалов российского телевидения. Работали на МТК (делали программу "Кто есть кто?"), занимали должность зам. Главного продюсера на НТВ, и в течение семи лет работали главным продюсером канала ТВЦ. У вас богатая телебиография?

- К сожалению, да, если под "богатством" понимать большое количество мест работы. Но я, безусловно, предпочел бы много лет работать в одном проекте, а не пятиться перед превосходящими силами неприятеля, отдавая одну линию окопов за другой.

- Алексей Юрьевич, как вы можете объяснить свой переход в 2006 году на канал "RAMBLER-телесеть"?

- Когда Раневскую спросили, почему она так часто меняла театры, она с усмешкой ответила: "Искала Великое Искусство!". Я, конечно, не равняю себя с Фаиной Георгиевной, и не сопоставляю высокий мир театра с такой специфической областью массовой культуры, как ТВ, но... НТВ, где мне посчастливилось работать в эпоху, которая кажется теперь Золотым Веком (при Евгении Киселеве, прим. редакции Lenta.TV), и ТВЦ при Олеге Попцове давали возможность работать в сфере массовой культуры, не теряя самоуважения. Когда, после очередной смены руководства на ТВЦ, ко мне обратились люди с Рамблера, они произнесли лишь три слова: "образовательно-просветительское телевидение" - и я в ту же секунду осознал, что именно таким телевидением и хочу заниматься больше всего!

- Насколько, я понимаю, именно с вашей легкой подачи, на накале RAMBLER стали показывать эксклюзивные документальные фильмы и сериалы?

- Приходя на канал в апреле 2006-го, я получил некий кредит доверия и бюджет, достаточный для того, чтобы приобретать качественный европейский телепродукт. Я горжусь тем, что удалось отобрать для показа российскому зрителю, и могу только сожалеть, что большую часть из отобранного он в бесплатном эфире так и не увидит. Всего лишь за полгода Рамблер приобрел у европейских коллег репутацию канала, который проводит последовательную программную политику, знает, чего хочет и следует общепринятым стандартам современного телевидения. Думаю, некоторые из фильмов, выйди они в эфир не на Рамблере, а на одном из каналов с большим охватом, - стали бы громким телевизионным событием.

- Как вы считаете, в России должен существовать доступный познавательный канал, или он должен быть вместе с другими тематическими каналами в пакете спутникового телевидения?

- По моему мнению, уважающая себя и свою историю, и культуру держава, даже если она перестала считать себя "самой читающей в мире", просто обязана иметь мощный, богатый, общедоступный познавательный канал, занимающий достойное место в "социальном пакете" вещания, сколько бы каналов он не включал в себя. Недопустимо превращать телевизор в источник одних незатейливых и бессмысленных развлечений: он может и должен быть источником информации, знаний о мире и человеке, трибуной умных, образованных и компетентных людей. Именно такова была программная концепция канала "Рамблер".

- 19 марта "Телеканал 2×2" начал техническое вещание в Москве. Известно, что 1 апреля познавательный канал RAMBLER перестанет вещать. Неужели на этом история познавательного телевидения в России заканчивается?

- Мне не хочется в это верить. Думаю, государство, осуществляя национальный образовательный проект, не может пренебрегать таким мощным средством, как телевидение. Это противоречило бы государственным интересам, которые подразумевают воспитание образованных, любознательных граждан с широким кругозором. Мы получали письма, в которых наши зрители сообщали нам, что записывают наши программы и фильмы с эфира, а иногда даже демонстрируют их на уроках в школе! Не секрет, что не у всех есть материальная возможность поездить по свету, увидеть разные страны и народы, пообщаться с виднейшими представителями мировой науки. Познавательный канал способен предоставить такую возможность каждому обладателю телевизора, где бы он не жил и каков бы не был уровень его финансовой состоятельности.

- Ряд СМИ в прошлом году, когда канал был продан холдингу "ПРОФ-МЕДИА", сообщили, что RAMBLER все это время был убыточный, и лишь в 2006 году канал вышел на самоокупаемость?

- Это - общее правило телевизионных бизнес-проектов: первые несколько лет они остаются убыточными, затем выходят на самоокупаемость, и лишь через пять-шесть лет начинают приносить прибыль. Рамблеру не дали этих пяти-шести лет. Но в стране, где частотный ресурс принадлежит государству, власть не может, не имеет права быть безразличной к тому, как этот ресурс используется! Мы ведь, кажется, уже перестали поощрять "перепрофилирование" проданных детских садов в коммерческие предприятия? Как же можно санкционировать покупку "телевизионной школы" для последующего превращения еe в очередной "развлекательный центр"? Ведь освобождение российского эфира от осмысленного вещания в долгосрочной перспективе повлечет за собой убытки, которые будет невозможно наверстать! Не хотелось бы, по традиции российской истории, сперва отступать до Урала, а потом неимоверными усилиями поворачивать вспять и отвоeвывать территорию, которая принадлежит нам по праву. Поэтому ответственный бизнес в союзе с ответственной властью должны вкладывать средства и предоставлять эфир образовательному телевидению сегодня, пока еще не перевелись в стране зрители, которым не всe равно, что смотреть.

- Какие телеканалы и программы Вы предпочитаете сегодня смотреть? И почему?

- Из телеканалов систематически смотрю "Культуру". Из первоначального формата он, мне кажется, вырос во всеобъемлющий канал для нормального зрителя, который может найти тут и качественное кино, и научно-популярные фильмы, и "человеческую" музыку самых разных жанров. Можно только пожалеть, что "Культура" имеет недостаточный охват по России: думаю, телевизионщикам приходилось бы выслушивать меньше жалоб на оглупляющее воздействие "ящика", если бы общедоступные развлекательные каналы уравновешивались бы хоть одним содержательным. Что касается программ, продолжаю - по инерции десятилетней давности - смотреть новости, смотрю документальные фильмы на "России", некоторые ток-шоу на той же "Культуре", иногда - свежее игровое кино. И - вы не поверите - пока был жив "Рамблер", с удовольствием смотрел его.

- Что категорически не приемлете на современном телевидении?

- У меня вызывает отвращение потворство самым гадким, самым примитивным инстинктам необразованного и убогого зрителя - в погоне за мифическим "рейтингом". Как выразилась в интервью госпожа Наталья Вашко, генеральный директор канала "2×2" и наследница сети канала "Рамблер", "...лучший способ получить лояльную аудиторию - это делать порноканал". Если следовать подобной логике, лучший способ заработать на жизнь молодой девице сегодня - это выйти на обочину шоссе: вот уж где "лояльная аудитория!" зачем учиться, терпеть нужду, вообще - терпеть, делать усилия, когда решение всех проблем - "в шаговой доступности!" и, к сожалению, эти представления, пусть не в такой гротескной форме, диктуют сегодня многие программные решения и на других каналах. Мне бывает стыдно за свой цех, мне жалко огромных денежных средств, изъятых в том числе у населения - и истраченных на его же растление и оглупление.

- Какие программы вызывают у Вас раздражение?

- Те, где ведущий и гости в студии орут, чтобы создать "энергетику"; те, где нам предлагают следить за подопытными участниками, как за лабораторными крысами, а сами подопытные готовы показывать любые трюки, лишь бы обеспечить себе минутную популярность (кто помнит сегодня, как звали участников программы "за стеклом?")... вообще, меня раздражает умышленное "снижение планки" - авторской, драматургической, объясняемое классическим: "пипл хавает!" как же надо презирать - не только свой народ, но и самого себя - чтобы участвовать в производстве подобного телевизионного "фаст фуда!"

 

СПРАВКА:

Пищулин Алексей Юрьевич родился в 1960 году. В 1982 году с отличием окончил Московский Полиграфический институт по специальности "художник-график". Является членом Союза художников. Телевизионная карьера Алексея Пищулина началась в 1986 году с работы в Главной Дирекции Центрального Телевидения (ЦТ) в качестве художника-постановщика. С 1989 по 1990 год Пищулин был художественным руководителем Центра компьютерной графики Центрального телевидения, а в 1990-91 гг. принимал непосредственное участие в создании Российского телевидения и в разработке проекта "Первый канал ЦТ". В качестве режиссера Алексей Пищулин начал работать в 1992 году на студии Никиты Михалкова "ТРИТЭ Видео", затем он продолжил режиссерский путь в студии Музыкальных программ телекомпании "Останкино", на "Первом канале" (в программе "Империя зрелищ") и на "НТВ" (программа "Овация"). С 1995 по 1996 год был автором и режиссером еженедельной публицистической программы "Кто есть кто" (МТК). В 1996 году Алексей Пищулин начинает работу в новом для себя качестве - генерального продюсера (компания "Всемирный русский канал"). С 1997 по 1999 гг. занимал пост продюсера музыкального и художественного вещания НТВ, затем был руководителем отдела производства и приобретения телевизионных программ, и, наконец, заместителем главного продюсера; автором сценария и продюсером документального пятисерийного фильма "Николай II. Круг жизни" с Георгием Жженовым и четырехсерийного фильма "Жизнь Солженицына", а также соавтором пятисерийного фильма "Живой Пушкин" (совместно с Леонидом Парфеновым). С 1999 года Алексей Пищулин был главным режиссером, затем - главным продюсером телеканала "ТВ Центр". 3 апреля 2006 года Алексей Пищулин был назначен на пост генерального продюсера телеканала "Rambler-телесеть".

 

 

Вверх

 

Hosted by uCoz