Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Организация работы с молодежью»

 

 

 

А. В. Шободоева

 

СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ «СКАУТИНГ»

 

Печатается по: Шободоева А. Российский скаутинг: история, теория, практика. – Омск: Изд-во госпедуниверситета, 1995.

 

 

 

Скаутское движение определяется как добро­вольное, неполитическое воспитательное движение для молодых людей, открытое для всех без ограничения по происхождению, вероисповеданию или расовой принадлежности, в соответствии с целью, принципами и методом, разработанным Основателем Движения.

 

Роберт Баден-Пауэлл о цели воспитательной системы «скаутинг»

 

«Скаут» в переводе с английского — разведчик, но смысловое наполнение этого слова представлялось Б-П намного шире, чем его собственно военное обозначение. Скаут — это первопроходец и перво­открыватель во всех областях жизни и знания, чело­век, который не боится работать на самых сложных жизненных участках.

Скаутинг — это игра, игра длительная, всемирная, организованная, со своими законами и обычаями, ритуалами и формой, приключениями и романтикой. Но игра — вещь серьезная, она несет огромную воспитательную нагрузку, и поэтому Б-П так определял ЦЕЛЬ своей системы — «образование характера». Что же это означало?

Во-первых, сформировать индивидуальный характер. Под этим Б-П понимал чувство долга, решительность, выносливость, терпение, умение полагаться на себя и быть находчивым в затруднительных обстоятельствах, благородство и доброта по отношению к другим.

Во-вторых, развить в ребенке любовь и привычку к труду.

В-третьих, научить молодого человека служить другим и проникнуться желанием этого служения.

В-четвертых, воспитать в нем чувство патриотизма.

Система «скаутинг» направлена на то, чтобы захватить характер ребенка в тот момент, когда в нем еще не охладел энтузиазм, поощрять и развивать его индивидуальность так, чтобы он мог стать просто хорошим человеком и ценным гражданином своего Отечества. Если обратиться к словам И. Жукова, то цель скаутинга — «воспитать Человека в человеке».

Может показаться, что ничего принципиально нового Б-П не предложил. Любая детская органи­зация стремится подготовить достойных граждан своей страны.

Но при этом следует учитывать, что скаутинг — это:

  неполитическое объединение детей;

  внешкольная воспитательная система;

  индивидуальный подход;

  саморазвитие подростка.

Вся система скаутинга лишена абстрактных по­строений. Она нацелена на то, чтобы подготовить молодого человека к жизни в обществе и природе, облегчить процесс социальной адаптации в сложной взрослой жизни.

 

Принципы скаутского движения

 

В Конституции Всемирной Организации Скаут­ского Движения записано, что целью скаутского движения является содействие развитию молодых людей в достижении их полного интеллектуального, общественного и духовного потенциала как индивидуумов, как ответственных граждан и как членов

местных, национальных и международных сообществ.

Путь к достижению целей скаутского движения основывается на его фундаментальных принципах:

— Долг перед Богом;

— Долг перед другими;

— Долг перед собой.

Первый принцип — это духовное развитие личнос­ти, второй — отношение личности к обществу, третий — ответственность личности за собственное развитие.

Фундаментальные принципы скаутского движения конкретизируются в Обещании и Законах, которые есть во всех национальных скаутских организациях. В России текст Обещания и Законов был утвер­жден вторым съездом ФСР в октябре 1993 года.

Текст обещания:

«Честным словом обещаю, что сделаю все, от меня зависящее, чтобы:

— выполнить свой долг перед Богом и Родиной;

— помогать людям;

— и жить по законам скаутов».

Долг перед Богом — один из наиболее сложных вопросов в практической скаутской работе в России. Восьмидесятилетнее господство государственного атеизма не могло не отразиться на формировании целых поколений. И поэтому в России, в отличии от других стран, в решении этой проблемы есть свои особенности.

Для Б-П религия — простая вещь. Надо верить в бога и делать добро людям.

У русских скаутов до революции были очень прос­тые традиционные формы молитвы. Утренняя: «Господи, помоги мне быть сегодня лучше, чем я был вчера» и вечерняя: «Господи, помоги мне быть завтра лучше, чем я был сегодня». В отрядах ОРЮР ребенок должен принять веру, иначе ему придется уйти. В Конституции ВОСД записано, что весь вос­питательный смысл скаутинга заключается в том, «чтобы помочь молодым людям и детям, осознавая материальный мир, осуществить поиск духовных ценностей жизни».

Во многих скаутских отрядах России Долг перед Богом понимается как развитие духовности, как овладение национальными культурными православ­ными ценностями, а Библия воспринимается как величайший памятник мировой культуры. Соответ­ственно, можно сказать, что на обрядовой стороне — обязательном посещении церкви, молитвах, соблюде­нии постов и т. д. — основное внимание не заостря­ется. Руководителем комиссии по духовному воспита­нию СибАС Павлом Заякиным предложена интерес­ная концепция христианской программы, на которой следует остановиться более подробно.

 

Что делать с долгом перед Богом?

 

Ребенка нужно воспитать не только сильным, ловким, умным, но и добрым, честным, умеющим отдавать свою любовь людям. А это не физическая, а духовная категория. Именно сочетание социального, физического и духовного развития составляет мировоззренческий фундамент, формирование которого соответствует цели скаутинга. И здесь, несомненно, должно превалировать духовное (религиозно-нравственное) воспитание, так как именно оно закладывает в ребенке понимание так называемого «естественного закона», или «нравственного закона», или «мо­рального кодекса». Во многом именно этот «естественный закон» определяет взаимоотношение людей друг с другом  и личност­ные поступки каждого. Следовательно, в детском возрасте особенно важно уяснить это для себя и открыть Того, кто стоит за этим законом. Задача взрослого — помочь и направить. А это практически невозможно, если не ВЕРИШЬ сам. Поэтому единственный выход — постараться идти к Богу вместе с детьми.

 

Почему христианство?

 

Христианство — это наша, пускай и очень нелег­кая, тысячелетняя история. Естественно, что ориентация на христианство не означает, что о других религиях и культах не надо ничего знать, а с людьми, их исповедующими, не общаться. Более того — выбор веры, дело сугубо личностное и добровольное. В нашей стране крайностей это достаточно сложно, потому что, как бы это кощунственно не звучало, вера вошла в моду.

В чем проблемы?

Личная проблема: именно Вы —  лидер, и никто так не влияет на ребят, как Вы. Поэтому, честнее приз­наться в своей некомпетентности (если она есть) и вместе с детьми искать Веру.

Семейная проблема: на Западе духовное воспитание ребенка — дело семьи, затем церкви, а затем — других структур. Наша семья, как правило, совер­шенно иной вариант. Очень часто родители просто равнодушны к этой проблеме, а порой, и прямо препятствуют посещению детьми библейских занятий. Поэтому руководитель, прежде чем приступить к их проведению, обязательно должен решить этот вопрос с родителями каждого скаута.

Отрядная проблема: как сделать первый шаг, как заставить ребят увидеть сложность духовных воп­росов? Лучше обратиться к профессионалам, найти хорошие контакты с церковью, ее служителями, организовать с их помощью проблемные дискуссии. Опыт скаутского отряд «Сталкер» позволяет пред­ложить основные направления деятельности в об­ласти духовного развития:

  организация систематического изучения Библии;

  связь с церковью;

  христианские праздники;

  программа «Милосердие»;

  миссионерские маршруты;

  сюжетные игры;

  христианские лагеря;

В Обещании Долг перед Богом и Долг перед Ро­диной тесно связаны. А АБС дает ребенку право выбора, дабы не зас­тавлять лгать самому себе и окружающим. Он может, если не верит, давать клятву только Родине. Но лояльность и патриотизм беседами не привить. В скаутинге патриотизм преломляется через любовь и знание родного края, его природы. В природе нет фальши, с ней нельзя лукавить. И не случайно мно­гие скаутские программы, названия скаутских отрядов и патрулей, скаутские игры связаны со всем живым вокруг нас.

Патриот — это человек, стремящийся к благу своей Родины, ее единству и спокойствию. Но это одна сторона вопроса. Верность своей стране во многом должна быть в гармонии с развитием мира. Проще здесь, наверное, обратиться к словам Б-П, который писал: «Мы должны позаботиться о том, чтобы, воспитывая чувство патриотизма у наших мальчиков и девочек, этот патриотизм был шире ограниченного чувства, которое обычно ограничивается собственной страной и обуславливает чувство ревности и враждебности в отношении людей из других стран. Наш патриотизм должен быть шире и благороднее, он должен признавать справедливость, разумность позиций людей из других стран... Первым шагом в этом направлении (дружбе своей страны с другими нациями мира) должно быть развитие мира и доброй воли внутри наших собственных границ, обучая наших молодых людей этому так, чтобы мир и добрая воля стали привычкой их жизни».

Хочется отметить и еще один, возможно кажущийся здесь неуместным, аспект. Патриотизм предполагает не только нравственное, но и физическое здоровье. Относясь беззаботно к последнему, чело­век может стать обузой для общества, не сумеет принести пользы своей Родине. Поэтому в основу физического воспитания Б-П были положены три принципа:

  развитие в детях чувства личной ответственности за свое здоровье;

  умение ухаживать за своим телом;

  укреплять здоровье и развивать выносливость.

Вторая часть скаутского Обещания связана со служением людям. Традицией русских скаутов был узелок на галстуке, который должен был напоминать о добрых делах. Б-П подчеркивал, что они не обязательно должны быть какими-то масштабными, например, убрать с дороги камень, мешающий ходить людям. Казалось бы, пустяк. Но, чтобы его заметить, надо быть внима­тельным и осознать необходимость данного поступка. Но доброе дело — это только первый шаг. Чтобы служить людям, надо много знать и уметь, быть готовым к любым неожиданностям.

И не случайно девиз скаутов — «БУДЬ ГОТОВ». Естественно, все помнят, что это призыв пионе­ров. Существовало даже объяснение, что это слова В. И. Ленина. Но в скаутинге «Будь готов!» не несет никакой политической нагрузки и означает — будь готов всегда исполнять свой долг и не страшиться опасности, чтобы помогать людям.

И, наконец, выполнение скаутских законов:

  1.  Скаут верен Богу, предан Родине и почитает своих родителей.

  2.  Скаут честен и правдив.

  3.  Скаут помогает ближнему.

  4.  Скаут исполняет требования своих родителей и начальников.

  5.  Скаут — друг всем и брат всякому другому скауту.

  6.  Скаут трудолюбив и настойчив.

  7.  Скаут бережлив и уважает чужую собственность.

  8.  Скаут — друг природы.

  9.  Скаут вежлив.

10.  Скаут чист в мыслях, словах и делах.

11.  Скаут весел и никогда не падает духом.

12.  Скаут скромен.

Уже упоминалось о знакомстве Б-П с рыцарской литературой. Весь нравственный кодекс скаутов, проникнутый духом служения близкому, базируется на рыцарских законах чести и взаимопомощи. Может возникнуть вопрос — законы хорошие, но и моральный кодекс строителя коммунизма ничего кроме добра в своем содержании не нес. Но дело в том, что признание этих законов — персональный, добровольный выбор каждого ребенка. Не существует массовых приемов в отряд, погони за количеством. Если ребенок сдружился со своим отрядом, потерять комфортную среду ему не захочется. Поэтому само­дисциплина заставит его подчиняться основным правилам, которые постепенно превратятся в привычку.

Воспитательная нагрузка Обещания и Законов как раз и состоит в добровольном выборе определенной линии поведения. Следует обратить внимание и еще на один важный момент. С одной стороны, законы нарушать нельзя, но ребенок — всегда ребенок, и непостоянство является одним из свойств его характера. Идеальных детей не существует. Они приходят в скаутинг из нашего реального мира. И поэтому скаутские законы — идеал, к которому ребенок должен стремиться, поднимаясь от ступени к ступени.

На протяжении всего существования скаутского движения важным инструментом в достижении ос­новной цели выступает скаутский метод.

 

 

Вверх

 

Hosted by uCoz