Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Журналистика»

 

 

 

СПРАВОЧНИК ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

(Фрагменты)

 

 

 

Репортаж: с чего начинается журналистика

 

В журналистике все начинается с репортера. Самые замечательные редакторы могут творить чудеса, и наикратчайшие сроки обрабатывая и редактируя материалы для великолепной, учитывающей все запросы и нужды читателей газеты. Но редакторы могут делать свою часть работы только после того, как репортеры сделали свою. Прежде всего должен быть собрал урожай новостей.

Для успешной работы репортеру необходимо иметь особые свойства характера и профессиональные навыки, начиная с честности, любознательности и аккуратности. Они обязаны распознавать полости, то есть такую информацию, которая будет интересна и полезна читателям, видеть факты, из которых может сложится потенциальный материал, улавливать связи между разрозненными на первый взгляд данными, которые на самом деле есть части целого.

Репортерам необходимо уметь выкапывать факты, не лежащие на поверхности, вызывать людей на разговор, находить источники информации, создавать сеть информаторов, предоставляющих нужные факты или указывающих, где их можно добыть. Репортерам следует быть ловкими людьми, знающими, как делать дела.

В довершение всего они обязаны быть дисциплинированными, уметь быстро переключаться с одного задания на другое или даже одновременно работать над несколькими.

Им нужно постоянно помнить, что факты не всегда соответствуют истине. У каждого, даже самого искреннего очевидца события может быть своя правда. А какие-то пропущенные детали способны исказить впечатление, созданное опубликованными фактами. Несколько лет назад шли споры о сущности объективного.

Многие журналисты пришли к выводу, что объективность недостижима, потому что отбор любого факта для публикации является процессом субъективным. Поэтому в наши дни делается особый акцент на беспристрастность - по отношению ко всем личностям или организациям, к которым может относиться публикация. Репортеры знают также, что чистая правда часто проявляется позже, по мере получения новой информации.

 

Довольствоваться ли тем, что уже добыто?

 

Не стоит забывать и о тирании крайних сроков сдачи материала. Как часто репортеру не хватает времени для “самого последнего” звонка или для проверки еще одного нужного документа. Тогда перед ним (и перед редактором) открываются два выбора. Первый - “довольствоваться тем. что уже добыто”, обязательно поясняя читателю, каких фактов недостает (например, число погибших во время пожара). Это единственный выход в случае экстренных новостей. Второй выбор - отложить публикацию “развивающегося” материала до следующего выпуска. Умудренные опытом редакторы рекомендуют такой выход из положения, если необходима дополнительная проверка материалов-расследований.

Основной принцип репортера - ничего не принимать на веру. Здоровый скептицизм (но не цинизм) - ценнейшее качество журналиста, так как ситуация иногда оборачивается совсем не той, какой кажется на первый взгляд. Репортер должен “копать глубоко” и обличать недостатки и правонарушения.

Когда сбор информации завершен или по крайней мере близок к публикации, репортер должен рассортировать беспорядочную кучу собранных фактов (точнее, явных фактов), отбросить незначительные и не имеющие отношения к данному вопросу, свести все оставшееся в четкий рассказ-изложение и представить материал в редакцию в нужный срок. При всем этом журналист никогда не должен забывать о том, что самое главное качество опубликованного материала - его достоверность.

Обычно у тех, кто пришел в журналистику, многие из перечисленных качеств являются врожденными. Журналиста-новичка любое задание может поставить в тупик. Со временем это проходит - при условии упорной работы. Один уважаемый репортер - обладатель многих журналистских наград как-то сказал, что научился восьмидесяти процентам того, что умеет, за первые три года работы. А потом ему понадобилось еще десять лет, чтобы научиться оставшимся двадцати процентам. Он, конечно, имел в виду то, что репортер никогда не должен прекращать учиться.

В идеале репортеру требуется хорошее гуманитарное образование. Если он его не имеет, ему следует компенсировать это постоянным чтением и приобретением опыта выполнения заданий. Хорошее базовое образование для журналиста обычно включает язык, литературу, историю, политические науки, экономику, социологию, психологию, математику и естественные науки. Так как окружающий мир становится все более сложным, в крупных газетах были введены специальные постоянные тематические задания для репортеров - на темы образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, бизнеса, религии и т. д. Журналисты никак не решат, что лучше - найти готового специалиста и научить его “быть репортером” либо просить хорошего репортера специализироваться в какой-то из упомянутых областей. На этот вопрос редакторы обычно отвечают: “Дайте мне хорошего репортера, который знает, как добывать информацию”.

 

Три источника

 

Репортеры добывают информацию из следующих трех источников: I) документы и записи, 2) интервью и 3) личные наблюдения. Каждая категория достаточно обширна и заслуживает отдельного рассмотрения.

Упоминание о документах и записях, вероятно, сразу наводит на мысль о брачных лицензиях, завещаниях, актах передачи недвижимости, свидетельствах о смерти, результатах вскрытия, дипломах, повестках в суд, ордерах на арест, полицейских отчетах об арестах и происшествиях, патентах, свидетельствах о разводе, стенограммах судебных заседаний, правительственных бюджетах и тому подобных вещах. Но под документами и записями подразумевается нечто гораздо большее. Вырезка из газеты - это тоже документ, как и информационное сообщение или пресс-релиз. Добавьте сюда справочники, любую публикацию по интересующему вас вопросу - и начало работы над материалом можно считать успешным.

Большинство репортеров быстро осваивают эти известные источники. Кроме всего прочего, репортер не должен забывать о том, что мы живем в мире записанных слов. Любое мало-мальски значительное событие имеет целый “шлейф” документов: заявка, монография, научное изыскание, доклад, изобретение, справка, банковский отчет, акт о ревизии. Иногда можно отыскать документы, проливающие свет на самые запутанные истории. Они могут скрываться под самыми непредсказуемыми названиями, но они имеются.

Итак, обязательный принцип: всегда предполагайте, что документ существует.

Вы скоро узнаете, где искать стандартные правительственные документы, вы будете отличать их по типичным названиям. Но поиск не будет легким в отношении разовых документов - например, докладной записки для внутреннего пользования. Поэтому, когда вы будете объяснять возможному владельцу документа, что именно вам нужно, вам придется опираться не на название документа, а на его описание. Очень часто бывает так: пока вы пребываете в замешательстве по поводу поисков “трудного” документа, тот, кого вы просите о нем, вдруг говорит: “Не имеете ли вы в виду такой-то материал о том-то? Он как раз находится у меня в подшивке”. И разумеется, нужные документы часто можно найти в банке данных компьютера. Никогда не забывайте о существовании документа. Он представляет ценность сам по себе, подтверждая или подвергая сомнению ту информацию, которую вы набрали с помощью интервью или наблюдений. Далее, документ является необходимой поддержкой, если кто-то пытается опровергнуть ваш материал.

Второй источник информации - интервью - может быть любого размера и годится при любых обстоятельствах. Фраза вспотевшего после матча спортсмена в раздевалке - это интервью. Так же как и звонок служащему правительственного учреждения с просьбой проинформировать вас о повестке дня. Но, как правило, интервью означает некую последовательность вопросов-ответов, создающую цельный материал на заданную тему. Советам по проведению удачного интервью будет посвящена отдельная глава.

Во время любого интервью репортер должен быть уверен, что интервьюируемый знает, с кем говорит. С обычными информаторами проблем, как правило, не возникает. Они могут возникнуть при интервьюировании людей, которые редко (если вообще когда-либо) общаются с прессой. Им следует сообщить, что вы ищете информацию, которая будет опубликована.

И репортер, и информатор обязаны знать, на каких условиях предоставляется информация.

Официальные лица часто дают сведения, предполагая, что в качестве источника будет приведено не конкретное имя, а, например, ссылка на некое “высокопоставленное официальное лицо”, Они могут давать информацию и таким образом, что опознать их в опубликованном материале будет невозможно, а это означает, что вы вообще не сможете сослаться на источник. Очень часто информатор дает вам сведения “не для печати”, имея в виду, что вы не вправе ими воспользоваться. В этих случаях нужно быть очень осмотрительным. Как правило, такую информацию не стоит принимать, поскольку она свяжет вам руки. И если вам удастся в дальнейшем получить те же сведения где-то еще, первый информатор решит, что его предали, либо он запретит вам использовать ее.

Тем не менее бывают ситуации, когда информация “не для печати” может помочь вам строить материал. Необходим здравый смысл. Если вы сомневаетесь, посоветуйтесь с редактором.

Иногда информатор излишне пуглив, но после необходимого разумного внушения может согласиться на опубликование предоставленных им сведений. Бывают случаи, когда репортеру нужно сразу предупредить информатора: “Если это не для печати, я не хочу этого слышать”. Отношения с информатором могут быть сложными из-за того, что в прошлом у него был негативный опыт работы с журналистами, и теперь он не верит ни одному из них. Это препятствие можно преодолеть только завоеванием вашей собственной доброй репутации, т. е. честностью и профессионализмом.

Третий важный источник информации - ваши личные наблюдения. Число примеров бесконечно: военный корреспондент на поле боя, репортер на пожаре, на спортивном состязании или репортер, берущий интервью у важного лица. В каждом из случаев необходимо уметь подмечать такие детали, которые помогут перенести воображение читателя на место события.

 

Репортерское задание

 

Репортерам даются либо обычные разовые, либо постоянные тематические задания. Тематическое задание подразумевает определенную специфическую область (или области) освещения. Типичные постоянные тематические задания: местное самоуправление, полиция, суд, образование, здравоохранение и больницы, бизнес и т. д. В маленькой газете одни репортер обычно совмещает несколько областей освещения. В больших газетах они более специализированы. Обычные разовые задания даются редактором тем репортерам, которые не заняты в тематических заданиях. Темы первых, как правило, не подпадают под вышеперечисленные типы постоянных заданий и могут касаться самых разнообразных событий и явлений. Иногда репортер, работающий по разовым поручениям, может подменять репортера, имеющего постоянное тематическое задание.

Совершенно ясно, что все репортеры должны создавать свою сеть информаторов. Это, в частности, относится к репортерам с постоянными заданиями. Если репортер освещает деятельность муниципального совета, он должен быть знаком с мэром, начальниками отделов, секретарями и даже со сторожами. Каждый из них является потенциальным источником информации или хотя бы намека на информацию. Репортеру следует знать должностные обязанности официальных лиц, а также насколько хорошо они этими лицами исполняются. Лучше не полагаться на официальные заявления, а писать о том, что происходит в действительности. Писать следует так, чтобы читатель понимал, какие последствия для него лично могут иметь те или иные действия мэра или муниципального совета.

Репортеры обычно “закреплены” за определенными отделами редакции - городских новостей, спорта, бизнеса и т. д. В небольших газетах, как правило, существует только отдел информации. Как правило, большая часть репортеров работает в отделе городских (столичных) новостей, который отвечает за освещение местных событий.

Репортер получает задание от редактора своего отдела, но он не должен ограничиваться только его выполнением. Репортеры - это “глаза и уши” газет, и им следует постоянно генерировать новые идеи помимо обычной работы. Такие идеи называются инициативным сбором информации.

Журналисты обладают большой властью в обществе, и осознание этой власти должно сочетаться со скромностью и чувством долга перед читателем. Во все времена они добивались признания благодаря высокому уровню точности и беспристрастности, а также благодаря соблюдению ими правил честной игры.

 

Интервью: это больше чем вопросы и ответы

 

Интервью может провалиться по многим причинам, но это произойдет почти наверняка, если репортер к нему не готов. Тот, кто соглашается дать интервью, как правило, предполагает, что репортер будет максимально подготовлен и осведомлен. Неподготовленного репортера очень легко ввести в заблуждение, и, разумеется, добытая информация в этом случае будет малоценной. Компетентно поставленные вопросы располагают к диалогу большинство интервьюируемых.

Поэтому репортеру следует сначала прочитать все, что можно достать, об интервьюируемом (или о предмете расследования). Для созданий его портрета опросите сначала тех, кто его хорошо знает. Разумеется, бывают случаи, когда герои интервью ранее не был объектом интереса газет. И даже в таком случае можно пронести полезные расспросы о вашем будущем собеседнике у членов его семьи, соседей, коллег по работе, учителей к т. д.

Затем репортеру нужно составить список вопросов, запомнить главные из них и во время интервью держать список наготове на случай внезапного провала памяти. Но список не должен управлять интервью. Уже первые вопросы и ответы могут придать беседе совершенно иное, чем предполагалось репортером, направление. В результате может получиться даже более удачный материал.

Интервью тет-а-тет гораздо предпочтительнее беседы по телефону. При личном общении, особенно если это происходит на работе или дома, репортер увидит окружение интервьюируемого. В этом случае интервью не прерывается и совмещается с личными наблюдениями репортера. Телефонный же собеседник может в любой момент отключиться, и тогда - конец интервью.

Репортер должен быть одет соответствующим образом, любезен и деловит. Во время интервью важно все время быть начеку и соответствующими вопросами возвращать разговор в нужное русло, если собеседник забирается в какие-то не относящиеся к делу области. Это не слишком легко для начинающих репортеров, особенно если их собеседники намного старше, знамениты или облечены властью. Но и в этом случае может помочь предварительная подготовка.

 

Как добиваться ответов

 

Популярные личности, привыкшие часто давать интервью, умеют отвечать на вопросы, не сообщая при этом ничего по сути дела. Особенно любят эту практику политики. В таких ситуациях репортер должен спросить себя: действительно ли он получил ответ на заданный вопрос или же ответ абсолютно ничего не означает? Если вопрос все-таки остался без ответа, попробуйте перефразировать его и задать еще раз. Можно даже сказать собеседнику, что он не ответил на ваш вопрос.

Те, кто не привык часто давать интервью, обычно пугаются блокнота или диктофона репортера. Можно ободрить такого собеседника, сказав, что вы заинтересованы в получении абсолютно точной информации. Если вы пользуетесь диктофоном, параллельно выборочно делайте записи - диктофон неожиданно может отказать. Если интервьюируемый все-таки стесняется блокнота или диктофона, сразу после интервью сядьте где-нибудь поблизости - прямо за дверью рабочего кабинета, например, - и восстановите разговор, набрасывая заметки или наговаривая в диктофон. Память может подвести, и то, что кажется совсем свежим впечатлением, часто забывается уже по пути в редакцию. Кстати, диктофон - это надежная защита от ошибок при цитировании, так же как и от претензий собеседника по поводу неверного цитирования. Интервью обычно проводится тет-а-тет: репортер и интервьюируемый. Иногда мудрым шагом будет проведение интервью вместе с еще одним репортером - один задает вопросы, другой записывает. Это особенно полезно при подготовке материалов-расследований, например, когда предполагаемому правонарушителю предоставляется для комментария доказательство его преступления.

 

Предварительные любезности

 

Почти всегда о длительных интервью договариваются заранее. Профессиональные манеры репортера не исключают кратких предварительных любезностей. Так, репортер должен быть уверен в том, что произносит имя собеседника правильно: искаженное имя может сильно повредить беседе.

Смысл любого интервью в том, что ваш собеседник должен говорить. Если он молчит, попробуйте сказать, что вы только выполняете свою работу и хотите сделать ее хорошо.

Несколько дополнительных советов по ведению интервью:

1. После нескольких кратких любезных фраз начните с легкого или менее спорного вопроса, оставив самые трудные на конец разговора. Иногда можно растянуть вступительную часть и дать собеседнику поговорить немного о том, о чем он хочет. Когда тон и настроение разговора установятся, переходите к самым простым из ваших вопросов.

2. В начале разговора задайте вопрос-другой, на которые вы сами знаете ответ. Это поможет проверить, насколько правдив собеседник. Относитесь скептически к любому ответу, который нельзя проверить. Ваш собеседник, особенно если это политическая фигура, может иметь свои планы относительно интервью.

3. Записывая ответы, отмечайте также, как одет собеседник, как себя ведет, что его окружает - это те специфические детали, которые помогут вам воссоздать место действия для читателя вашего материала.

4. Убедитесь в том, что понимаете ответы. Если сомневаетесь, попросите объяснить. Если сомнения остались, опишите ваше понимание ответа и спросите у собеседника, верно ли оно. Это особо важно в беседах на научно-технические темы.

5. Задавайте вопросы, на которые нельзя ответить односложно “да” - или “нет”. Незавершенные вопросы обычно вызывают более откровенные ответы.

6. Попробуйте начать вопрос с “как” или “почему” - “Как вы себя чувствовали в тот момент?” или “Приняли бы вы такое же решение еще раз?” и так далее. Такие вопросы помогают вам больше узнать о собеседнике.

7. Метод, сходный с предыдущим. Задайте вопрос: “Что удивило вас (в такой-то ситуации)?” Иногда это может много добавить к вашим наблюдениям.

8. Поговорите о биографических подробностях. Вызовите собеседника на разговор о нем. Спросите: “Какое самое тяжелое переживание связано у вас с...?”

9. Ведите разговор так, чтобы всегда предполагался ответ. Не просите: “Не хотите ли прокомментировать то-то и то-то...” Собеседник может сказать “нет”. По возможности задавайте вопрос так, как будто вы уже знаете ответ или часть ответа.

10. Если собеседник уклоняется от ответа, перефразируйте вопрос и задайте его снова, но немного позже.

11. Опираясь на свои предварительные исследования, задавайте вопросы типа: “О вас говорят так-то и так-то. Какова ваша реакция на это?”

12. Используйте так называемую “беременную” паузу. Если собеседник сразу не отвечает на вопрос полностью, тихо ждите, изображая ожидание. Часто по мере того, как убегают секунды, собеседник делает для себя заключение, что вам нужны еще какие-то детали, и дополняет короткий ответ. Трюк заключается в умении с пользой “перемолчать” собеседника.

13. Когда беседа близится к концу, начинайте задавать самые сложные вопросы, на которые, по вашему мнению, собеседник не склонен отвечать охотно. К этому моменту нежелание говорить может уже исчезнуть. Если оно все же имеет место, это не испортит ваше интервью, так как на большинство вопросов вы уже получили ответы.

14. Продолжайте беседу и после того, как вы закрыли блокнот и выключили диктофон. Это самый благоприятный момент для наиболее искренних ответов.

15. В конце интервью поблагодарите собеседника, который потратил на вас свое время, и договоритесь о возможности связаться с ним, может быть, по телефону, если вы вдруг обнаружите какие-то пробелы в своем материале. Оставьте о себе самые лучшие воспоминания - ведь этот человек может не раз пригодиться вам в качестве информатора. Если есть вероятность того, что он не сможет приобрести газету, пошлите ему вырезку с опубликованным интервью.

 

Подготовка материала: ремесло и процесс

Малькольм Ф. Мэллет, директор проектов. Всемирный комитет свободы печати

 

Самое тяжелое в жизни начинающего журналиста - это те стрессовые моменты, когда перед ним чистый лист бумаги или пустой дисплей компьютера и редактор сердито требует готовый материал, а слова не приходят. И тут же, рядом, опытные коллеги-журналисты с кажущейся легкостью “выпекают” прекрасные материалы. В такие моменты новички начинают подумывать о том, почему они не выбрали в свое время менее нервное занятие - прыжки с парашютом, например.

У начинающих журналистов будет меньше поводов для отчаяния, если они поймут, что написание информационного материала - это процесс, состоящий из пяти определенных этапов. Знание их поможет новичкам, и даже ветеранам, понимать, на каком этапе создания материала они находятся и как выйти из ступора, когда “не пишется”.

Одна из причин уныния новичков - это то, что хорошо написанный материал выглядит так, как будто работать над ним было очень легко. В мастерски написанной статье не видно следов тяжкого труда, поисков лида и подтверждающих фактов, многочисленных переработок.

Неудивительно, что, когда у новичков получается очередное топорное и неуклюжее “произведение”, они начинают сомневаться, достойны ли они хотя бы того, чтобы с них брали налоги как с журналистов.

Можно ли вообще стать хорошо пишущим журналистом? Ответ, в общем, положителен, потому что журналистика является таким же ремеслом, как, скажем, столярное дело. Но только самые лучшие умеют превращать ремесло в искусство.

 

Реквизиты хорошего стиля

 

Что требуется для приобретения хорошего стиля? Краткий ответ: интеллект и умение компоновать частности. Кроме того, необходимы практика и умение пользоваться некоторыми основными принципами работы, не говоря уже о любви к языку и абсолютной грамотности. Все это должно стать настолько естественным, чтобы проявляться рефлекторно под прессом сроков сдачи материалов.

По истечении некоторого времени новички начинают работать лучше, но только после осознания того, что именно у них не получается. Конечно, практика и упорный труд тоже делают свое дело. Вскоре мы расскажем о некоторых принципах работы, но сначала попробуем исследовать процесс написания материала.

Как уже отмечалось, он состоит из пяти этапов. Иногда, особенно у новичков, эти этапы должны идти последовательно друг за другом, но автор должен знать, на каком из них он в данный момент находится. Иногда этапы смешиваются или автор переходит к следующему, не закончив предыдущий. Набрав опыт, можно молниеносно пробегать их все, не особо задумываясь над самим процессом создания материала.

Речь идет о следующем: 1) оформление идеи материала, 2) сбор фактов, 3) анализ фактов и составление плана материала, 4) набрасывание черновика и 5) переработка и отделка текста. Часто затруднения журналистов объясняются недостаточно хорошей работой на одном из ранних этапов работы. В таком случае приходится возвращаться назад и переделывать все заново. Давайте последовательно пройдем по всем стадиям работы над конкретным материалом.

Первое: идея. Часто она бывает самоочевидной. Разбивается самолет или проходит заседание городского совета — и газета должна дать материал об этом. У журналиста, имеющего постоянное тематическое задание, многие идеи возникают автоматически. Но репортер высокого класса находит идеи вне пределов обыденного. Предположим, что в один прекрасный день в вашем городе появляется стая грачей. Никогда прежде вы не видели такого количества этих птиц сразу. К чему бы это? У вас созревает идея материала, и вы делитесь ею со своим редактором.

Вместе вы начинаете планировать, как подать эту идею. У кого следует взять интервью? У орнитологов? Есть ли хоть один в местном университете? У отдельных сограждан, которые тоже не могли не заметить “нашествия”? У представителе и городской санэпидемстанции, которая может столкнуться с проблемой птичьего помета как в смысле количества, так и в плане угрозы повышения уровня заболеваемости в городе? Увеличилась ли численность птиц в близлежащих городах? Есть ли план их изгнания? Случалось ли нечто подобное раньше; может быть, стоит покопаться в редакционной библиотеке? Фотографии? Самое время позаботиться об иллюстративном материале.

Итак, идея обрастает плотью, и вы начинаете планировать сбор фактов для материала, переходя таким образом ко второму этапу.

На втором этапе, собирая информацию, вы можете уже продумывать переход к третьему этапу и начинать составлять план статьи. Фраза, оброненная специалистом-орнитологом, охотником пли домохозяйкой, может показаться вам настолько удачной, что вы вынесете ее в лид статьи. Отмечайте все в памяти или в блокноте. Каждое наблюдение или интервью выводит вас на новые источники информации.

 

“Чердак” журналиста

 

Хочу заметить, что человек научится хорошо писать, если создаст нечто похожее на бабушкин чердак. Он должен коллекционировать слова, фразы, образы; собирать цвета, запахи, звуки, движения, качества; культивировать в себе особое восприятие обыденных вещей: спущенной шины, перегоревшей лампочки, разорванного кружева, оброненной записки, последнего удара судьбы, чувства тошноты у человека, окончательно выбившегося из сил... Мы накапливаем эти кусочки и обрывки, зная, что когда-нибудь они нам пригодятся.

Джеймс Дж. Кнлпатрик (из бюллетеня Американского общества редакторов газет)

 

Все время помните, что материал - это подборка фактов, мастерски изложенных и умело скомпонованных. На этом этапе вы еще не можете знать, какие из них войдут позже в материал. Поэтому набирайте как можно больше фактов, особо отмечая те, которые помогут создать у читателя ощущение его присутствия на месте происшествия. И если в материале использованы все факты из вашего блокнота или диктофона, это означает, что вы недобрали фактического материала.

И вот вы в редакции и переходите к третьему этапу - анализу фактов и составлению плана материала. Что будет квинтэссенцией вашей статьи? - спрашиваете вы себя.

О чем она на самом деле? Иногда полезно определить суть статьи одним кратким предложением. Такое упражнение помогает принести ваши мысли в порядок.

 

Держите редактора в курсе

 

Кратко проинформируйте редактора, давшего вам задание, о положении дел, ведь в конце концов именно он решает судьбу вашей статьи - объем, место на полосе и т. д. Объясните редактору свою концепцию. Если таковой не имеется или ее формулировка ускользает от вашего возбужденного сознания, он может предложить свой, быть может, лучший вариант. И если вас заносит куда-то не туда, редактор направит вас в нужную сторону.

На третьем этапе вы должны принять несколько решений. Какие факты наиболее яркие? Какие резонные вопросы могут возникнуть у читателей и на какие из них они захотят получить ответы в вашей статье?

Вы вдруг понимаете, что в собранной информации налицо явный пробел. Вы не узнали, например, в какое время года грачи выводят потомство и сколько у них обычно бывает птенцов. Вы брали интервью у орнитолога, который должен это знать. Вы звоните ему, получаете информацию и заполняете таким образом пробел.

Есть и другие важные решения. Каким будет тон статьи? Если нет угрозы здоровью людей и грачи, по всей вероятности, скоро улетят, вы, скорее всего, захотите подать это событие в беззаботно-легком тоне. Если же существует потенциальная угроза здоровью людей, юмористический тон не подойдет. Тон должен соответствовать содержанию материала.

О структуре материала. Один из вариантов - “перевернутая пирамида”, когда самые важные факты сконцентрированы в лиде. а все остальные расположены последовательно по степени убывания значимости. В варианте “перевернутая пирамида” в одном-двух вступительных абзацах материала даются ответы на пять вопросов: что, где, когда и почему. Также - как.

“Перевернутая пирамида”, широко используемая в материалах информационных агентств, позволяет сокращать материалы с конца. Другой вариант - очерковый лид, иногда называемый затяжным лидом. Он имеет бесчисленное множество вариаций, и ему отдают предпочтение, если нет риска, что концовка материала будет сокращена из-за нехватки моста па полосе. В любом случае структура материала должна быть тщательно продумана.

 

Пользуйтесь планом, который работает на вас

 

Разные журналисты составляют планы по-разному. Некоторые составляют схему, отдаленно напоминающую план школьного сочинения. Другие готовят простую схему, перечисляя “обязательные” факты и располагая их по номерам - 1. 2. 3... Третьи могут просто отмечать красными чернилами нужные факты из записанных в блокноте.

Каким бы ни был наш метод, вы должны решить, в каком порядке подавать факты, и затем сгруппировать псе родственные так, чтобы подать их в одной связке. Главным недостатком многих статей является то, что родственные факты разбросаны. Без плана вы обязательно запутаетесь. Если вы выбрали очерковый вариант лида, вы должны написать концовку материала до того, как приметесь за лид. В противном случае ваша статья в конце «обвиснет».

Постарайтесь сделать концовку запоминающейся, заставляющей читателя испытать такие же эмоции, какие испытали вы, когда писали материал.

Третий этап - это проверка вашего умения компоновать детали. Журналистка похожа на архитектуру, и прихотливая игра слои не заменит крепкую структуру.

Подготовив ее, вы садитесь за устрашающую вас пишущую машинку, с тем чтобы набросать первый черновик. Начинается четвертым этап. Думается, что на этом этапе условия работы идеальны, так как времени писать и переписывать черновик у вас достаточно. Вас только двое - вы и пишущая машинка (или дисплей компьютера). Правилом здесь должно стать следующее: нужно вынести на бумагу или экран хоть что-то. Вы не гравируете золотом на мраморе.

Черновики и делаются для того, чтобы их править и переделывать. Ваши первые пять вариантов лида никуда не годятся? Ничего страшного. Скомкайте бумагу или загоните этот мусор с экрана куда-нибудь подальше в электронные внутренности компьютера и - начните заново.

Сколько журналистов до вас страдало из-за груд скомканной бумаги под ногами...

Одной из причин возможного ступора может быть страх создать что-то не соответствующее придуманным вами же стандартам. Это все та же неосознанная боязнь того, что все написанное будет тут же высечено на мраморе. Черновик - отправная точка. Поэтому напишите для начала хоть что-нибудь.

Здесь, на четвертом этапе, вы можете неожиданно осознать, что ваш план неполноценен. В таком случае вам придется вернуться на третий этап и переработать структуру. И лучше вовремя вернуться, чем рваться вперед - к неминуемому провалу.

При обсуждении четвертого этапа уместно проанализировать старый принцип “пиши так, как говоришь”. Он не совсем верен. Редко можно встретить человека, который говорит точными, краткими, “написанными” предложениями. Цель заключается в следующем -писать так, чтобы создавалось впечатление, что вы рассказываете, но без обычных в разговоре “ахов”, “охов” и вступлений типа “Ну, ты понимаешь...”.

 

Создание эмоциональной отстраненности

 

Ура! Вот вы и закончили писать первый черновик. Но - будьте осторожны. Эмоции созидания могут соединить вас с этим черновиком так же крепко, как пуповина соединяет мать и дитя. Отделять свое творение от себя очень больно. Будет лучше, если вы достигнете некой эмоциональной отстраненности.

Журналисты советуют “замораживать” статью, отпускать ее от себя спокойно. Завтра вы сможете увидеть в ней недостатки, не замеченные сегодня. Жесткие сроки обычно не допускают такой роскоши. И все же в вашем распоряжении если не часы, то хотя бы минуты. Выпейте что-нибудь освежающее. Полистайте комиксы. Смастерите себе ожерелье из бумажных полосок.

Сделайте что-нибудь, что поможет снять эмоциональную пелену с ваших глаз. Если ваш редактор не занят, обратитесь к нему за советом. Это поможет сберечь время в дальнейшем.

Следующий - пятый - этап: переработка черновика. Может быть, понадобится только легкая шлифовка. Может быть, нужно будет переписывать материал полностью. Приложите все свои усилия и доделывайте его до тех пор, пока редактор не потребует готовый продукт. При доработке пользуйтесь принципами хорошего стиля, список которых вы найдете ниже.

Практикуясь, вы сможете быстро обнаруживать многие недостатки материала, а редактор укажет вам на оставшиеся.

Перечисленные ниже принципы приведут вас к соблюдению азбучных истин хорошей журналистики, которыми являются точность, краткость и ясность. Точность - потому что неточный материал не просто плох, он может сильно навредить. Краткость - потому что живой, выразительный материал всегда краток и не содержит лишних подробностей. Это, кроме всего прочего, еще и проявление уважения к читателю. И наконец, ясность - если сообщение может быть понято неверно, то так и случится. Когда вы пишете материал, то общаетесь с будущим читателем без обратной связи.

Много раз, когда чей-то текст казался мне неясным и запутанным и я обращался к его автору, я заранее знал, что он скажет: “Ну, понимаете, вот что произошло...” Автору не удалось изложить на бумаге то, что так ясно складывалось у него в голове. Вы должны убедиться в том, что факты “легли” на бумагу.

Иногда мне попадались и такие журналисты, которые в разговоре смущенно признавались, что не вполне поняли то событие или явление, о котором написали статью. Запутывать читателя - это большой журналистский грех. Не понимая происходящего, вы пытаетесь писать вокруг да около. Это никогда не приводит к добру.

И еще раз: черновики - не надпись, высеченная на камне. Правьте. Переписывайте. Делайте все, что нужно. И только после этого сдавайте вашу статью.

Если вы сделали все возможное на этих пяти этапах, то можно считать, что вы достигли цели: точности, краткости, ясности.

Журналисты прогрессируют, когда учатся распознавать недостатки своей работы.

Следовательно, этому стоит научиться. Следующий список поможет вам находить слабые места в вашей работе:

1. Используйте действительный залог. Он более энергичен, чем страдательный.

2. Полагайтесь в основном на существительные и глаголы. Прилагательные и наречия используйте экономно. Сильные, энергичные глаголы лучше всего создают “картинку” в воображении читателя.

3. Пишите в основном простыми повествовательными предложениями: подлежащее, сказуемое, дополнение.

4. Пользуйтесь простыми, короткими словами.

5. Избегайте употребления модных словечек, неблагозвучных слов, штампов, бюрократизмов, любого профессионального жаргона.

6. Пользуйтесь короткими фразами, но варьируйте их длину так, чтобы материал не выглядел монотонным. Одна мысль - одно предложение. Средняя длина предложения - не более 18 слов. 7. Проверяйте согласование времен глаголов.

8. Избегайте излишних подробностей, особенно в лиде. Их можно передвинуть в следующие абзацы.

9. Используйте особенные, “повествующие” детали, чтобы читатель как бы присутствовал на месте действия.

10. Дайте необходимую предысторию. Каждый материал должен “стоять на собственных ногах”.

11. Дайте определения всем терминам, которые могут быть непонятны читателям.

12. Используйте аналогии для объяснения сложных явлений.

 

Учиться всегда

 

Журналисты могут быть тяжелыми людьми. Я устал от нытья других. Я устал даже от собственных стенаний. Но факт остается фактом: писать, имея опыт, не становится легче, потому что вы постоянно повышаете собственные “планки” и одновременно узнаете все больше и больше способов отображения одного и того же события... Журналист заслуживает понимания и уважения за все тяготы своего специфического ремесла. Вы можете научиться выполнять работу редактора, - видимо, это возможно, но я абсолютно уверен, что писать вы не научитесь никогда. Вы всегда будете учиться, всегда будете чувствовать себя уязвленным из-за провалов, и вас всегда будут из-за них ставить в угол.

Дон Мюррей (из бюллетеня Американского общества редакторов газет)

 

13. Если вы знакомите читателя с кем-то в начале статьи, сделайте это еще раз при повторном упоминании этого человека, например: “Джонс, бухгалтер”.

14. Не оставляйте без ответа ни одного вопроса. Старайтесь отвечать на них сразу после того, как они были заданы.

15. Не делайте голословных утверждений. Например, если вы говорите об уме человека, приведите красноречивый пример.

16. В драматических материалах соблюдайте сдержанный тон.

17. Показывайте, а не рассказывайте. Не “Он гневался”, а - “Он молотил по столу кулаками, и глаза его сверкали”.

18. Помещайте самые значительные слова предложения в его начале и конце.

19. Не злоупотребляйте прямым цитированием. Приводите цитаты только в том случае, если что-то было сказано в своеобразной манере или есть необходимость привести фразу точно. Обычно пересказ экономит слова.

20. Перед приведением цитаты укажите ее источник.

21. Уберите все несущественные детали. Выразительный стиль - краток.

22. Не растягивайте материал. Большинство тем нуждаются в простом и кратком изложении.

23. При переходе от одной части материала к другой используйте связующие слова и предложения.

24. Прочитайте статью вслух - так легче обнаружить неуклюжие места.

Если вы будете следовать этим советам, ваша проза, которая была тяжеловесной, многословной и запутанной, приобретет выразительность, краткость и ясность. Давайте посмотрим, чего можно достичь, следуя некоторым из них.

“Сильные, энергичные глаголы лучше всего создают “картинку” в воображении читателя”. Например, не “Машина сбила дерево”, а “Желтый “фольксваген” врезался в огромный дуб”. Глагол во втором варианте более выразителен, характерные черты машины и дерева также способствуют созданию картинки.

“Средняя длина предложения - не более 18 слов”. Исследования показывают, что понимание читателем текста растет по мере сокращения количества слов в предложениях. Не обязательно каждое предложение должно быть коротким, но сложных, длинных предложений лучше избегать вообще. Если же вы пользуетесь такими предложениями, поищите подходящие союзы - лучше всего “и” и “но”; Сложноподчиненные предложения лучше трансформировать в сложносочиненные.

Другие пункты списка также помогут вам отшлифовать ваш стиль. Сделайте эти советы частью себя - и вы сможете пользоваться ими автоматически, даже если вы пишете на сумасшедшей скорости при поджимающих сроках.

 

Главное - крепкая структура

 

Хотя вышеприведенные советы и могут творить чудеса в отдельно взятом предложении или абзаце, ваша статья может оказаться неудачной, если ее структура слабовата. Еще раз подчеркнем: хороший материал - это архитектура и структура. Коснемся структуры еще раз.

Структура материала в форме “перевернутой пирамиды” очевидна. В лиде вкратце приводится главный факт или факты материала. Затем следует подтверждение. Написать лид такой статьи нетрудно, если в статье всего один или два основных элемента. Проблемы растут с увеличением их количества. Когда нужно отразить сразу несколько важных элементов в первом абзаце или в двух, следует избегать употребления длинных и сложных предложений. Иногда хорошие результаты дает разбивка сложных предложений на два (или более) простых.

Едва ли стоит “набивать” все существенное в один абзац, ведь лид может состоять и из двух-трех абзацев.

Вот пример двух многоэлементных материалов, построенных в виде “перевернутой пирамиды”. День первый и день второй. Ассошиэйтед Пресс плавно излагает факты:

“Лондон. В четверг жестокий ураган с проливным дождем и ветром, достигавшим скорости 110 миль в час, оставил за собой полосу разрушений в южной части Англии и на континенте. Погибли по меньшей мере 62 человека в пяти странах.

Лондон. В пятницу бригады спасателей были подняты по тревоге, чтобы восстановить линии электропередач и очистить автострады от разбитых машин после жестокого урагана, пронесшегося по Западной Европе. Погибло более 90 человек”.

Если в сложном материале требуется упомянуть несколько фактов сразу, лид может состоять из нескольких абзацев, как в следующем материале об историческом событии, опубликованном в “Вашингтон пост”:

“Кейптаун, ЮАР. Лидер черных националистов Нельсон Мандела вышел сегодня из тюрьмы свободным человеком после 27 лет заключения и заявил приветствовавшим его сторонникам, что их вооруженная борьба против господства белого меньшинства должна стать более интенсивной. 71-летний Мандела, с которым правительство надеется вступить в переговоры, чтобы прекратить позорную расовую дискриминацию стране, признал “честность” человека, подписавшего приказ о его освобождении, но сказал, что у черных “нет иного выбора, кроме продолжения” борьбы за политические права. Он также призвал к тому, чтобы международные экономические санкции против Претории продолжались до тех пор, пока полностью не будет ликвидирована система апартеида”.

Теперь давайте представим себе миллион способов, с помощью которых можно было бы начать наш материал о грачах с затяжного или очеркового лида. Каким бы ни был выбор, первые четыре-пять абзацев, не раскрывающих всего содержания статьи, должны заинтриговать читателя и заставить его решить, стоит ли читать дальше.

Но читатель долго ждать не любит. Поэтому где-то к пятому абзацу ему нужно кратко объяснить суть дела. Такой абзац часто называют абзац-орех. Например, лид открывается сообщениями двух-трех удивленных людей о стаях грачей. Ага, у читателя появился интерес.

Тогда вы пишете:

“Со всех концов города поступают подобные сообщения. Весь округ наводнен грачами. Никто не может с уверенностью сказать, откуда они взялись, как долго пробудут здесь и представляет ли это угрозу здоровью людей”.

Такая статья, конечно, не потянет на премию, но в ней есть идея. Теперь вы можете один за другим ставить вопросы, которые обсуждали со своим редактором на первом этапе создания материала, а также те, что возникали в ходе сбора информации.

 

Один блок - затем другой

 

Последовательно отвечая на вопросы, вы используете блочную структуру, как будто строите башню из детских кубиков. Расположите вопросы и ответы в наиболее логичном порядке - так, чтобы один блок информации плавно переходил в другой. В данном материале первым вопросом мог бы стать следующий: откуда прилетели эти птицы? Затем следуют пояснения: знают ли специалисты о подобных явлениях и т. д.

Есть и другие структуры, например хронологическая, но она хороша только для определенных материалов. Еще вариант - можно взглянуть на ситуацию глазами разных людей. Вариантов множество. Неизменно одно - наличие крепкой структуры, которая не позволит материалу рассыпаться и свяжет воедино все родственные факты.

Вне зависимости от варианта структуры мастерски написанная статья должна быть подобна хорошему скоростному шоссе: она обеспечивает плавное передвижение к месту назначения. Все перемены направления должны быть обозначены яркими, понятными знаками.

Когда автор статьи “меняет направление” и переходит к следующему вопросу, он должен сигнализировать об этом читателю. Помогают абзацы, но часто этого недостаточно. Поэтому необходимы связующие звенья. Без этого читатель обязательно собьется с курса и хорошо еще, если ненадолго.

Следующие слова и словосочетания могут служить хорошими связующими звеньями: и, но, итак, тем не менее, все же, все-таки, конечно, разумеется, понятно, следовательно, фактически, желательно, общепризнанно, очевидно, поэтому, более того, далее, с другой стороны, действительно, вдобавок и т. д.

Иногда требуется нечто более сильное, чтобы направлять читателя. Один из методов называется “крючок” абзаца. Кончается абзац, и последнее его слово вставляется в первое предложение следующего абзаца. Это помогает ввести новую идею. “Крючком” может быть и слово, и фраза. Иногда “крючок” засаживается на несколько абзацев раньше. Но чем ближе, тем лучше - пока слово или фраза еще свежи в памяти читателя. В любом случае связующие звенья помогают читателю не сбиваться с дороги мысли автора.

Без крепкой структуры статья “провисает” и даже может развалиться. Опытные журналисты много работают над структурой, что мы советуем делать и вам.

 

Как писать лид: один путь из множества

 

Кто-то делает это на бумаге, кто-то в уме - но опытные журналисты всегда планируют структуру материала до того, как приступают непосредственно к его написанию.

При написании любой статьи возникают три вопроса, которые нужно прояснить для себя:

1. Каким будет тип лида?

2. Какова будет манера изложения?

3. От третьего или от первого лица ведется повествование?

Рассмотрим эти вопросы.

 

Первый абзац

 

Задача лида - привлечь внимание читателя к материалу, “пригласить” его к чтению. Из основных типов лидов чаще всего используются следующие:

А. Резюме, или краткое изложение события (результатов). Например: “Вчера муниципальный совет минимальным перевесом голосов утвердил городской бюджет в размере 100 млн. долл. Бюджет превышает прошлогодний на 10 млн. Таким образом, средний налог с домовладельцев увеличится на 142 долл.”. Здесь присутствуют главные элементы материала: кто (муниципальный совет), что (утвердил бюджет), когда (вчера) и как (минимальным перевесом голосов).

В следующих абзацах нужно подробнее раскрыть эти пункты, а также упомянуть, почему (сколько голосов “за” и “против”) и где (что в данном случае не имеет решающего значения, но должно быть упомянуто в описании места действия или реакции общественности).

Большинство лидов-резюме включают три или четыре из этих шести основных вопросов. Не перенапрягайтесь, пытаясь втиснуть в лид все шесть - в результате он, как правило, получается слишком громоздким. Второй и третий абзацы могут взять на себя часть этой ноши.

Б. Единичный. Этот тип лида выделяет только один важный аспект. Например: “Если вы - рядовой домовладелец нашего города, ваш налог на недвижимость в следующем году возрастет на 142 долл.”.

В. Драматический. Например: “Сегодня утром член муниципального совета Дэвид Джонс долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном 100-миллионном бюджете города. Голоса разделились поровну - три к трем, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: “Я - за”.

Г. Цитатный. Например: “Город нуждается во многом, - сказал член муниципального совета Дэвид Джонс, объясняя, почему он проголосовал за принятие предложенного городского бюджета. - Другого пути не было. Я должен был голосовать “за”.

Д. Оттеночный, сценический, описательный. Например: “Мэр Браун, казалось, перестал дышать. Его лицо было искажено, пальцы крепко сцеплены. В муниципальном совете происходило голосование по предложенному им бюджету, на который он возлагал все свои надежды на будущий год. Он знал, что один голос может быть решающим”.

Е. Затяжной. Такой лид обычно персонифицирован или основан на случае из жизни. Например: “Уильям и Дороти Смит присутствовали вчера на заседании муниципального совета, когда был утвержден 100-миллионный бюджет на будущий год. Они отлично понимали, чего следует ожидать - налог повысится, и покупку нового покрытия для пола придется отложить”.

Ж. Реакция - последствия - что дальше? Например: “Вчера собирали подписи под петицией, призывающей к перевыборам и смещению мэра Брауна - спустя всего несколько часов после утверждения муниципальным советом нового городского бюджета, который приведет к повышению налогов”.

3. Аналитический. Например: “Мэр Браун выиграл битву за новый бюджет, но может потерять свой пост”.

И. Ситуационный отчет. Пример: “С окончанием битвы за принятие нового бюджета финансовая ситуация в городе на следующий год представляется такой-то”.

К. Вопросительный. Например: “Что произошло бы, если бы член совета Дэвид Джонс проголосовал против предложенного городского бюджета?”

Л. Одиночный “выстрел”, состоящий иногда из двух-трех слов: “Налоги рванули вверх”.

Существует множество других типов лидов: сюрприз, контрастный, дразнящий, знакомящий с грядущим событием, статистический, анекдотический, повествовательный, ретроспективный.

Выбирая тип лида, можно испробовать три-четыре, а потом взять наиболее подходящий. Помните о следующем:

1. Свежа ли ваша информация? Если да, то как лучше подать самые экстренные моменты? Если событие произошло вчера, то как поинтереснее преподнести его сегодня?

2. Простое ли это событие или сложное?

3. Что в материале главное - люди или события?

4. Насколько сам читатель может быть уже осведомлен о событии?

5. Насколько это важно для читателя?

Какой бы тип лида вы ни выбрали, избегайте умничанья и чрезмерной живописности. Пусть лид будет скорее информативным, чем сенсационным.

 

Как скомпоновать оставшуюся часть материала

 

Вы написали лид, но как подать оставшийся материал?

Задача одна - связать все части статьи в единое и интересное целое. Нельзя надеяться на удачу, нужен план.

Традиционный способ детального изложения информационного материала похож на перевернутую пирамиду. Самая свежая, самая важная информация расположена “вверху”, затем следуют менее значительные и интересные факты.

Такая структура, как правило, наиболее удобна для читателя. Он быстро схватывает главное и может прервать чтение в любом месте, не упустив ключевых пунктов.

Но если делать главным критерием структурирования материала только значимость фактов, хронологическая последовательность изложения может быть нарушена. Взаимоотношения между различными частями статьи станут неясными. Поэтому в сложных материалах метод “перевернутой пирамиды” является для журналиста суровой проверкой на мастерство.

Внутри “пирамиды” поток информации может принимать множество форм. Оптимальной, пожалуй, будет следующая (1-5):

1. Лид-резюме, основанный на самых свежих фактах.

2. 2-4 абзаца, в которых они излагаются более подробно.

3. Абзац-предыстория или абзац-связка, которые связывают эти факты с тем, что происходило ранее, или демонстрируют их общественную значимость.

4. Дополнительная информация об этих фактах.

5. Дополнительная информация о предыстории или дальнейших перспективах развития событий.

Другие формы компоновки материала могут быть следующими:

А. Хронология. После лида материал излагается в том порядке, в котором происходили события.

Б. Сериал или эпизод. После лида разделите материал на подтемы и рассматривайте каждую из них по очереди. Концовка должна связать их в одно целое.

В. Затяжная форма. Вступление в форме жанровой сценки или пример из жизни даются перед изложением событий. Не растягивайте этот лид, иначе читатель может не уделить внимания остальному.

Г. Напряжение. Обратный поворот “перевернутой пирамиды” - концовка “с сюрпризом”. Вы рассказываете о случившемся, но результаты придерживаете до последнего абзаца. Этот вариант используется редко, но он хорош для событий, ход которых замысловат или комичен.

Д. Очерк. Здесь ваша цель - не только давать информацию, но и делиться впечатлениями. Фактор времени не так важен, как личностные или общечеловеческие проблемы. Вам нужно нарисовать картинку в воображении читателя. Выделите центральную посылку, обозначьте ее в самом начале и разрабатывайте на протяжении всей статьи. Вокруг этой центральной посылки создайте кружево из наблюдений, анекдотов, аналогий, примеров, цитат и описаний, чтобы картинка стала цельной.

Е. Анализ. Форма обычно такова: а) описание проблемы; б) мнения причастных к ней людей и занимаемые ими позиции; в) ваши соображения по поводу дальнейшего развития событий и конечного результата. Комментарий продвигает анализ на шаг вперед; автор также занимает определенную позицию.

Ж. Рубрики-колонки и обзоры. Здесь существует неисчислимое множество форм. Годится все, что имеет отношение к читателю, осуществляет цели автора и мастерски написано.

При компоновке материала полезно задать себе следующие вопросы:

1. Присутствует ли в нем какая-то особенная тема, от которой вы не должны отходить далеко?

2. Если какие-то элементы не укладываются в рамки этой темы, должны ли вы а) так или иначе вплести их в ткань материала; б) построить на них отдельный материал; в) отбросить их?

3. Будут ли способствовать цитаты и диалоги лучшей последовательности изложения материала, будут ли они удачными связками, найдется ли вообще место для вопросов-ответов?

4. Может ли укрепить основную линию статьи разбивка на пункты?

5. Будут ли присутствовать в материале анекдоты или примеры из жизни, и есть ли они у вас?

6. Есть ли необходимость в сбалансированных периодах - обвинение и опровержение, одна точка зрения - и противоположная ей, то-то в противовес тому-то? Выиграет ли статья от использования таких конфликтов или контрастов?

7. Что может сказать читателю заголовок статьи? Соответствует ли он выбранной вами структуре материала?

8. Можно ли представить вашу статью графически? Если материал сложен, попробуйте изобразить его в виде диаграммы - как если бы вы рисовали генеалогическое древо вашей семьи. Если вы собираетесь писать об ограблении крупного банка, нарисуйте кружок в центре листа бумаги, впишите в него “ограбление”.

Проведите линию из круга, обозначьте ее “банк”. Ответвления этой главной линии будут обозначать его местонахождение, величину, штат работников, предыдущие случаи ограбления, способы охраны и т. д. Проведите еще одну линию из круга, которая будет обозначать преступников, а ее ответвления - то, что вы знаете о них. Нарисуйте другие “ветвистые” структуры для остальных важных компонентов вашего материала.

Часто структурирование материала сильно облегчается применением подобных рисунков.

 

От третьего лица или от первого?

 

Большинство материалов в газете пишется от третьего лица. Автор дает оценку событию, но сам не фигурирует в материале.

Повествование от первого лица обычно приберегается для следующих ситуаций:

1. Рубрики-колонки. Так как автор здесь превращается в представителя общественности, “я” в материале выглядит вполне естественно.

2. Яркие, драматические события, в которых автор принимал участие: “Облако дыма приближалось, и хотя мой разум удирал без оглядки, ноги мои, казалось, не сдвинутся с места”.

Подача материала от первого лица может стать очень сильным приемом. Но убедитесь сначала, что тема действительно увлечет читателя. Ему, несомненно, будет интересно, что же вы пережили во время ужасного пожара, но вряд ли их заинтересует рассказ о том, как вы провели свой летний отпуск.

 

Содержание газеты: обгоняя читателя

 

Какая подборка новостей может считаться наиболее удачной? Вопрос этот вечен, и ответ на него всегда разный. Оптимальное содержание одной газеты может быть неприемлемым для другой. И то, что годилось в прошлом году, в нынешнем может потребовать модификации, потому что запросы и нужды читателя постоянно меняются.

Редакторы должны уметь постоянно идти впереди читателя. Сколько раз они вводили какие-то изменения в содержание газет - и вдруг обнаруживали, что их читатели изменились еще больше. Вот пример того, как редакторы могут вовремя не учесть перемены в читательской аудитории.

За последние 25 лет в Канаде, США и некоторых других странах количество работающих женщин значительно увеличилось. Многие издания не сумели быстро среагировать на эту тенденцию и не учли их запросы и нужды. В результате появились новые конкуренты пециализированные журналы для деловых, работающих женщин. Так как интересы читателя все время меняются, газетам - большим и маленьким, ежедневным и еженедельным - необходимо приспосабливаться к этому. Регулярные небольшие перемены гораздо предпочтительнее нерегулярных резких изменений курса, которые не соответствуют сложившемуся облику газеты и могут оттолкнуть читателя. Построение образа газеты - медленный, бесконечный процесс, и неожиданная “выходка” может только навредить.

Издатели должны наметить желаемый облик газеты и постоянно работать над его достижением. Газета многолика: от материалов не слишком хорошего тона до сенсационных хитов - со множеством промежуточных ступеней между этими крайностями.

Несмотря на все различия газет, существуют определенные правила по отбору содержания неспециализированной газеты. Для начала издателям нужно выяснить, почему читатель покупает именно их газету.

 

“Среднего” читателя не существует

 

Его просто нет в природе. Читающая публика - разная, хотя и может подразделяться на большие группы. Серьезный читатель столичной ежедневной газеты хочет найти в ней полный набор мировых, общенациональных и местных новостей, а также новости искусства, спорта, бизнеса и т.д. Читатель местного еженедельника будет искать в нем в первую очередь новости локального характера, и только во вторую очередь будет интересоваться мировыми проблемами.

В борьбе за читателей столичные ежедневные газеты часто публикуют местные новости и готовят специальные полосы для региональных новостей. Это, в свою очередь, заставляет еженедельники освещать местные события еще более интенсивно.

Спорный вопрос: что представляют собой местные новости? Событие в отдаленном уголке мира - например, засуха - может стать жизненно важным для здешних читателей, если повлечет за собой повышение цен на привозимые оттуда продукты. Другой пример - новое достижение медицины, позволяющее бороться с каким-то серьезным недугом, также станет “местной новостью”.

Не следует забывать и о растущей конкуренции с телевидением и радиовещанием, которые для многих стали важным, если не единственным источником информации. В этой конкурентной борьбе газеты могут полагаться только на преимущества печатных средств: возможность детально рассказывать о сложных событиях, предоставлять читателю право выбора нужной ему информации, компактность газеты, которую можно хранить сколь угодно долго.

Теперь поговорим подробнее об отборе информации. Для начала полезно перечислить причины, в силу которых читатель прибегает к газете как к средству получения информации, - кроме приведенных в предыдущем абзаце.

Их может быть четыре:

1. Тяга к осведомленности. Множество людей читают газеты, потому что хотят знать, что происходит в их стране и за рубежом. К сожалению, есть и такие, которые не страдают от своей неинформированности. Журналистам, которые по самой своей природе являются поглотителями информации, существование таких людей кажется невероятным. Учитывая стремление читателя к осведомленности, газета должна предлагать ему широкий выбор тем - в соответствии со своим положением на рынке информации. Помните о том, что “среднего” читателя не бывает. Поэтому газету нужно сделать похожей на кафе с разнообразной едой. И так как желающие знать новости обычно страдают от недостатка времени, их следует подавать компактно (это вовсе не означает, что все материалы следует делать как можно короче).

2. Общественные связи. Вспомните, как часто упоминание о какой-либо газетной статье помогало вам завязать разговор или найти точки соприкосновения с кем-нибудь. Как правило, разговор заходит о каких-то важных статьях или же о необычных или забавных материалах. Лучшая реклама для газеты, когда один ее читатель говорит другому: “Вы видели эту статью, которая...” Правы те редакторы, которые часто публикуют в своих газетах “жизненные” материалы, интересные многим людям.

3. Развлечение. Это слово употреблено здесь не только для обозначения статей о театре или спорте. Оно означает просто удовольствие от чтения мастерски написанных и отредактированных газетных статей. Многим приятно прочесть хорошо закрученную фразу или броский заголовок, убедительно выраженное мнение или ядовитое письмо издателю. Всегда быть профессиональным и никогда - скучным: вот нехитрое правило, если вы хотите не только информировать читателя, но и доставлять ему удовольствие.

4. Помощь в принятии решений. Читатели обращаются к газете за помощью по самым разным поводам. Они хотят знать о выгодных торговых сделках, для чего, собственно, и существует реклама. Точно так же необходима и информация для потребителей в колонках новостей. Они хотят знать, как починить протекающий кран, когда уберут мусор или не обесценятся ли завтра их сбережения. В нашей жизни миллионы раз мы сталкиваемся с необходимостью принять верное решение, а это требует информации. Газеты - наши друзья в разрешении многих проблем: они печатают информацию обо всем - от прогноза погоды (не надеть ли мне завтра плащ?) до советов страдающим от несчастной любви.

 

Настоятельное требование: освещайте деятельность правительства

 

В свободном обществе неспециализированная газета должна в полном объеме и очень точно освещать деятельность правительства и ведущих политиков. Для свободной прессы это логично: нужно обеспечить граждан необходимой информацией, в соответствии с которой они будут отдавать свои голоса либо оказывать давление на власть.

Обеспечить лучшую читаемость материалов на эту тему можно, представляя действия правительства как действия отдельных лиц, а не безымянной организации. Далее, в материалах нужно разъяснять, как эти действия отразятся на конкретном человеке, то есть на читателе.

Принесет ли новая политика повышение налогов, или улучшение дорог, или установление разумной квартплаты? Читатель спрашивает, например: “Насколько могут возрасти мои налоги?”

Экстренные новости есть главные “строительные блоки” содержания газеты, но даже очевидные события не всегда дают полную картину происходящего. Поэтому необходимы очерки, анализ произошедших событий или рассказ о том, что еще не стало событием. О чем люди переживают, о чем думают, что может изменить их жизнь?

Для газет США существует по меньшей мере две главные сферы постоянного читательского интереса: бизнес и образование. Рассмотрение этих тем важно и для газет тех стран, где происходят крупные перемены.

Многие годы события в мире бизнеса отражались на страницах американских газет в недостаточном объеме. Бизнес-репортажи рассматривались просто как чересчур раздутые рекламные объявления. Природа, однако, не терпит пустоты, что можно сказать и об издательской индустрии. Осознав, что проблемы делового мира касаются всех - на рабочих местах, при покупке товаров и услуг и т. д., вакуум заполнила “Уолл-стрит джорнэл”, выходящая в Нью-Йорке. Эта газета выросла от чисто финансовой до общенациональной, а затем стала крупнейшим международным изданием в области бизнеса.

Три последних десятилетия большинство неповоротливых ежедневных газет пытаются догнать “Уолл-стрит джорнэл” - они расширили штат репортеров и завели отдельные бизнес-тетрадки.

Другая сфера - образование, которое, по правде говоря, всегда привлекало редакторов, но неправильный подход к теме часто портил дело. По традиции на протяжении многих лет образование рассматривалось лишь как сеть учебных заведений. Репортеры усердно писали о заседаниях педсоветов и университетских опекунов. Это хорошо, но они упустили главное, с чем соглашаются сегодня многие редакторы, - а что же происходит в классной комнате?

Многое меняется в учебных планах, в подготовке преподавателей, поведении учащихся и в их академических достижениях. До последнего времени читатели не знали об этом, и газетам снова приходится наверстывать упущенное.

 

Очерки и новости

 

Два приведенных примера должны помочь ответить на вопрос: все ли сферы читательского интереса освещаются в вашей газете достаточно хорошо? В этой главе термин “очерки”, используемый для материалов по неэкстренной информации, будет не совсем точным. Самые лучшие очерки связаны именно с важными экстренными новостями. Помимо того что они сообщают о случившемся, они еще и позволяют заглянуть “за кулисы” событий или же соединить кажущиеся несовместимыми факты, которые на самом деле являются частями одного целого.

Газеты рождаются, газеты умирают. Когда дела их идут плохо, они напоминают тонущего человека: редакторы пытаются ухватиться за любую формулу ее содержания и подачи материала. Иногда чахнущие газеты переходят на журнальный вариант: они публикуют меньше материалов, но большего объема и без акцентов на важные события. Такие преобразования только помогают им ускорить свою кончину.

Этот урок еще раз доказывает, что самое ценное качество газеты - сиюминутность. Да, читатель хочет видеть все - и очерки, и информационные сообщения, но явное предпочтение отдает последним. Это опять заставляет вспомнить аналогию с кафетерием: в газете должен быть большой выбор самых разнообразных материалов.

Информационные материалы отвечают многим запросам читателей, но все же что-то остается неохваченным. Поэтому к ним можно добавить следующие темы: питание, жилье, семья, образование, здоровье, работа, деньги, секс и знакомства, самосовершенствование, одежда, транспорт, религия, окружающая среда, погода и досуг.

Не забудьте и о так называемом сервисе для читателей: календарь предстоящих событий, сообщения (завещания, дни рождения и смерти, торговые сделки и т. д.). Хотя их обычно печатают агатом, эти сообщения часто читаются.

Все подобные услуги должны быть хорошо оформлены. И не забывайте о постоянном “косметическом ремонте” газеты - если вы хотите успеть за своим постоянно меняющимся читателем.

 

 

Вверх

 

Hosted by uCoz