Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Организация работы с молодежью»

 

 

И. Н. Жуков

 

СОВЕТЫ БАДЕН-ПАУЭЛЯ ИНСТРУКТОРАМ

 

Печатается по: «Вожатый», № 1, 2, 1990 год

Источник: И. Н. Жуков. Русский скау­тизм. Краткие сведения о рус­ской организации юных развед­чиков.— Петроград: Издание Т-ва «В. Л. Березовский», 1915, с 26—30.

 

 

 

1. Скаутское движение пред­полагает управление мальчика­ми посредством самих же маль­чиков, и очень часто лучшее, что может сделать инструктор, – это стушеваться самому, конт­ролируя лишь деятельность пат­рульных вожаков.

2.  Вы должны быть чем-ни­будь в отряде, но не пытайтесь быть всем.

3.  Наблюдайте за своим от­рядом и предоставьте патруль­ным действовать в своих патру­лях так, как они сочтут наилуч­шим.  Оказывайте  им  возмож­но большее доверие и внушай­те  им веру в их  собственные силы.

4.  Никогда не кричите. Кри­ком нельзя установить ни дис­циплины,  ни порядка. Надо быть спокойным и властным.

5.  Не отдавайте приказаний, если у вас нет средств заставить их исполнить.

6.  Умейте наблюдать за всем незаметно. Если мальчики чув­ствуют, что ваш глаз постоянно следит за ними, это их стесня­ет, и вы не получите от них все­го, что они могли бы дать при других условиях.

7.  Управляйте ими при помо­щи симпатии, а не страха. Вы­слушивайте их внимательно, с чем бы они ни обращались. До­бейтесь того, чтобы они вам до­веряли, и тогда вы можете ожи­дать от них многого.

8.  Берегите это доверие и не дискредитируйте его. Будь­те верны своим питомцам. Ес­ли начальник отряда останется недоволен патрульным, скажи­те: «Это моя вина: я дурно обучил его». Если вы всегда готовы взять вину на себя, де­ти вам не изменят и в самых трудных обстоятельствах пой­дут за вами и сделают все возможное, чтобы вас не под­вести.

9.  Берите на себя всю ответ­ственность за недостатки отряда. Остерегайтесь, чтобы маль­чики не несли этой ответствен­ности, так как если дело идет дурно, то, обыкновенно, винов­ником являетесь прежде всего вы.

10.  Не позволяйте зародиться среди мальчиков убеждению, что качество их работы для вас без­различно. Всегда больше хвали­те, чем порицайте. Одобрение го­раздо лучше действует, чем яз­вительные слова. Не пропускай­те удобного повода для похвалы и,  если вы заметите ошибку, больше всего избегайте сарказ­ма. Часто это приносит больше вреда, чем ошибка.

11.  Хвалите, но не будьте рас­точительны на похвалы, иначе у мальчиков   может    зародиться убеждение, что все, что бы они ни сделали, будет хорошо.

12.  Необходимо, конечно, изучить индивидуальный харак­тер мальчиков. Без этого нельзя вести занятия с патрулем. Нель­зя огульно хвалить или по­рицать патруль. Нужно знать характер каждого мальчика, и   хотя это изучение трудно, но в высшей степени инте­ресно.

13.  Мое мнение относительно дисциплины таково: она все­цело зависит от того, что вы сами из себя представляете. Ка­ковы вы, таковы будут и ваши питомцы. Ваша речь также дол­жна подлежать дисциплине. Не­терпеливый и отрывистый  тон приказаний,  перемена  тактики и намерений недопустимы. Вы обязаны избегать выговоров при посторонних, противоречи­вых и  неопределенных прика­заний и ни в каком случае не брюзжать, что бы ни  слу­чилось.

21.  Помните затем о необхо­димости  безусловной  вежливо­сти при каких бы то ни было обстоятельствах.

22.  Никогда  не  заставляйте мальчиков делать то, что не ста­ли бы делать вы сами.

23.  Не допускайте халатного и легкого отношения к делу. Не требуйте слишком многого от вашего патруля. Ставьте хотя не легкие, но достижимые зада­чи и следите за тем, чтобы они были выполнены.

24.  Подавайте сами хороший пример  пунктуальности,  акку­ратности в одежде и т. д.

25.  Образуйте Суд Чести для обсуждения  вопросов, касаю­щихся отряда. Суд Чести явля­ется очень важным фактором в деле дисциплины. Меняйте по­мощников патрульных каждые шесть месяцев, чтобы дать каж­дому мальчику возможность в свою очередь быть некоторого рода начальником. Избрание по­мощника должно производиться самим патрулем.

26.  Пусть каждый мальчик за­ботится об успехах своего пат­руля во всех отношениях (в ис­полнительности,  дисциплине  и т. д.). Это может быть достиг­нуто главным образом через пат­рульного, энтузиазм   которого (если он неподдельный)  обык­новенно  бывает  заразителен.

27.  Всем начальникам в форме должно  оказываемо  необходи­мое почтение. Это чрезвычайно важно и отражается на всем от­ряде почти во всех отношениях. Поэтому патрульный должен на­стаивать, чтобы знаки почтения оказывались как ему, так и инс­трукторам. Салют может казать­ся мелочью, но в действитель­ности это не так. В отряде, где ослабевает дисциплина, вы прежде всего замечаете, что са­лют вышел из   употребления.

28.  Почаще осматривайте чис­тоту рук, лица, шеи, зубов, одеж­ды   мальчиков.  Приучайте их следить за собой и стремиться быть лучше во всех отношениях.

29.  Баден-Пауэль,  введя в программу  скаутских  занятий военный строй (в весьма скром­ной  форме),  так определяет его значение: «во-первых, строй приучает мальчиков правильно без толкотни и суетливости про­изводить  массовые движения, что особенно важно во время ла­герных  передвижений, во-вто­рых, дает мальчикам известную выправку фигуры,  укрепляет мускулы, поддерживающие  ту­ловище, благодаря чему легкие и сердце получают большую сво­боду для своей работы. У под­ростков особенно часто замеча­ется наклонность к согбенному положению, и потому нужно все делать, чтобы освободить их от этой вредной привычки. Физи­ческие упражнения и строй — лучшее для этого средство. Но хотя после долголетнего опыта я вполне признаю дисцип­линирующее значение строя, од­нако я ясно вижу также и его дурные стороны:

1)  Во-первых, военный строй дает слабому, лишенному вооб­ражения  инструктору  возмож­ность чем-нибудь занять маль­чиков. При этом он не считается с тем, нравится ли это детям и приносит ли им пользу. Он прос­то избегает лишних хлопот, свя­занных с необходимостью изоб­рести что-либо самому, и когда я вижу скаутский отряд, который хорошо делает военные артику­лы, но не умеет сварить себе пи­щу, я считаю, что инструктор не годится для своего дела. Инст­руктор, лишенный соображения и любви к своему делу, всегда прибегает  к  военному  учению как к единственному своему ре­сурсу.

2)  Во-вторых, в военном строе всегда есть известная тенденция стереть индивидуальность маль­чика и превратить его в автома­та, тогда как наша цель состо­ит именно в том, чтобы развить в нем индивидуальный характер. Кроме того, приемы строя, раз усвоенные,   быстро  надоедают мальчику, который жаждет дея­тельности другого рода, где он мог бы проявить свою предпри­имчивость и самостоятельность.

Вот почему в программе ска­утских занятий военный строй должен занимать весьма малое место».

30.  Главная особенность на­шей системы состоит в том, что она обращается непосредствен­но к самому мальчику. Благода­ря этому мальчик сам начинает изучать то, что при других усло­виях ему нужно втолковывать, и лично я верю, что это единствен­ный способ внушить моральные идеи мальчику самого низкого типа и сформировать его харак­тер сообразно с этим.

Этот метод можно бы было определить так: не следует обу­чать мальчиков, но надо стреми­ться к тому, чтобы они сами за­нимались изучением...

 

Вверх

 

Hosted by uCoz