Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Журналистика»

 

 

03. Телевидение в США. Период развития (1950-70-е гг.)

 

 

1. Формирование коммерческих телесетей

Из 10 существовавших в США телестанций вторую мировую войну пережили только шесть, но объем их вещания сократился с 15 до 4 часов в неделю.

1942 - в связи с войной ФКС заморозила развитие вещания: не выдавались новые лицензии. Заводы переключились на военную продукцию. Однако в научных лабораториях исследования не прекращались. Можно было осмыслить начальный этап развития телевидения, в США даже появляются первые книги о ТВ.

1946 - в США всего 10 тыс. телевизоров.

1948 - ФКС вновь заморозила распределение частот в ожидании принятия нового, цветного, стандарта. Корейская война затянула этот процесс до 1952 года. Тем не менее в этот период появилось свыше ста телестанций. Передачами были охвачены территории, где проживало свыше половины населения страны. Число телеприемников возросло до 15 млн., были модели с дверцами, дабы «всевидящее око» не подсматривало за владельцами телевизора, когда он не работает.

1950 - формирование общенациональных телесетей. Как и в других странах, это делали радиосети, ставшие теперь телерадиокомпаниями.

«Нэшнл бродкастинг компани» (Эн-би-си) во главе с Сарновым была создана как радиосеть еще в 1926 году тремя гигантами электротехнической промышленности — «Радио корпорейшн оф Америка», «Вестингауз» и «Дженерал электрик», причем две последние компании вскоре вышли из игры («Дженерал электрик» — до середины 80-х годов, когда она поглотила Ар-си-эй вместе с Эн-би-си).

1940 - Эн-би-си объединила свою нью-йоркскую телестанцию со станцией в Филадельфии, дата начала формирования первой общенациональной телесети в США. Конечно, в полном объеме она стала функционировать лишь в 50-е годы: для охвата всей страны необходимо, чтобы в сеть входило не менее двухсот станций.

Основной конкурент Эн-би-си радиосеть «Коламбия бродкастинг систем» (Си-би-эс) существует с 1927 года. Основателем, президентом, а затем председателем совета директоров компании был еще один выходец из России Уильям Пейли (1901-1990). К формированию своей телесети Си-би-эс приступила в 1948 году.

«Америкен бродкастинг компани» (Эй-би-си) была создана в1953-м одноименной радиосетью, возникшей в 1943 году.

В 50-е годы в эфире США складывается господство большой коммерческой тройки – Си-би-эс, Эн-би-си и Эй-би-си, показывавших, в общем, однотипную продукцию для массового зрителя. Сети довели объем ежедневного вещания до 18 часов в сутки, в то время как телестанции крупнейших городов уже работали круглосуточно. Позднее была сформирована культурно-просветительная некоммерческая сеть Пи-би-эс, а в конце 80-х коммуникационный магнат Руперт Мердок приступил к созданию четвертой коммерческой сети под названием «Фокс».

 

2. Лицензирование ТВ в США

1952 – «размораживание» выдачи лицензий на новые станции, начало «эры телевидения»: доходы телевидения от рекламы впервые превысили доходы радио.

Государство в лице ФКС регулирует деятельность не телесетей, а только станций — филиалов сетей и «независимых», т. е. не ретранслирующих сетевые программы. Предполагается, что сети могут возникать и распадаться по законам рынка.

Лицензирование — не цензура. Это вынужденная мера в условиях нехватки частотного спектра, направленная на охрану интересов самих же вещателей. Это аванс общества, который можно отобрать, если компания не справляется со своими обязанностями (ныне действующий закон формулирует их как обязанности «вести передачи в интересах и на благо общества») или нарушает технические стандарты и законы. Первоначально ФКС учитывала два десятка критериев, однако по мере насыщения телеэфира произошла либерализация.

Идея продажи лицензий на конкурсах-аукционах в США поддержки не нашла, но стала практикой, например, в Англии, с 2000 года — и в России.

Власть ФКС распространяется, помимо радио и ТВ, на телефон, телеграф и новейшие средства коммуникации: кабельное вещание, спутниковую связь и видео. Сегодня во главе ФКС – пять человек, назначаемых президентом США с согласия сената, а персонал насчитывает примерно тысячу сотрудников.

 

3. Формирование в США единого информационного ТВ-пространства

1951 - первые общенациональные выпуски новостей на Си-би-эс и первая передача «от побережья до побережья»: в общественно-политической передаче «А теперь смотрите» Эдварда Марроу американцы одновременно увидели «живьем» статую Свободы в Нью-Йорке и залив в Сан-Франциско.

Первоначально телевизор покупали преимущественно ради развлечения.

1963 – преобладающее число американцев (сегодня – две трети) стали называть телевидение главным средством информации о событиях внутри страны и за рубежом. В тот год ТВ убедительно раскрыло свои возможности за четыре дня непрерывного освещения обстоятельств убийства и похорон Джона Кеннеди.

 

4. Усиление влияния ТВ в США

1968 - выступления самого влиятельного в стране тележурналиста Уолтера Кронкайта подтолкнули американскую администрацию к переговорам о прекращении вьетнамской войны.

Рубеж 60-70-х – американское телевидение (пожалуй, единственный раз за свою историю) подверглось активной атаке со стороны администрации. Однако телевидение и пресса не только отбили нападки на свободу слова, но и добились через конгресс отставки сначала вице-президента Спиро Агню, а затем президента Ричарда Никсона, разоблачив их противоправные деяния.

Размежевание функций ТВ и других СМИ: радио стало специализироваться на оперативной информации, музыке. (1948 - появление транзисторного приемника и усиление мобильности радио.) Локализация радио: общенациональные радиосети распались, эфир принадлежит сегодня тысячам небольших станций, представляющих малый, нередко «семейный» бизнес Америки.

Под воздействием ТВ в крупных городах закрылись некоторые газеты, но зато в пригородах начали выходить новые. И если прекратили свое существование некоторые массовые, особенно иллюстрированные, журналы, то их место заняли сотни специализированных новых изданий.

1950-1955 – посещаемость кинотеатров упала в пять раз, и ведущие студии Голливуда поразил экономический кризис. Спасение киноиндустрии пришло со стороны самого конкурента: телевидение начало заказывать Голливуду сериалы и щедро платить за прокат блокбастеров.

Перемещению телепроизводства в Лос-Анджелес способствовали и так называемые скандалы с викторинами.

1955 – появляется «Вопрос ценой в 64 тысячи долларов» — первая игра с большими призами. Через три года телесети показывали уже 22 игры.

1959 – скандал с телевикторинами. Для повышения драматического накала спонсоры начали заранее знакомить с вопросами некоторых участников. Мошенники попали за решетку, а телевидение было вынуждено усилить контроль над производством программ. Институт спонсорства дал трещину, хотя и не исчез совсем. Рекламодатель покупал эфирное время и отстранялся от вмешательства в содержание конкретных передач. Эта система позволила привлечь в телепроизводство огромные деньги. (В 2000 году Эй-би-си получила за 30-секундную рекламную перебивку в финале футбольного чемпионата 2,2 млн. долларов.)

 

5. Переход на цвет

1670-е – Исаак Ньютон изобрел призму, разлагавшую свет на составляющие цвета, и провидчески доказал, что белый свет образован смешением различных цветов.

1925 – Ованес Абгарович Адамян (1879-1932) завершил проект трехцветного ТВ, назвав его «эратес», что в переводе с армянского означает «дальновидец». Основной недостаток системы заключался в ее несовместимости с черно-белым ТВ: при ее внедрении все монохромные телевизоры оказались бы ненужными. Но принцип последовательности, поочередности цветового сигнала, предложенный Адамяном, был впоследствии развит во французской системе СЕКАМ.

1926 – в Глазго механическую цветную систему, подобную системе Адамяна, продемонстрировал Джон Берд. Она позволяла последовательно рассматривать объекты через красный, зеленый и синий фильтры, расщеплявшие свет на компоненты.

1928 – в лаборатории американской компании «Белл» был смонтирован аппарат с тремя наборами фотоячеек. Приемник представлял собой вращающийся диск с тремя трубками, дававшими изображение одного цвета каждая, и эти изображения накладывались друг на друга, образуя новые цвета.

1940 – работа Ар-си-эй над цветным ТВ.

1940-е – Питер Голдмарк (CBS), которого сегодня в США называют отцом цветного телевидения, разбивал картинку на красное, зеленое и синее изображения с помощью трех фильтров (последовательное сканирование цвета). На приемной трубке фильтр оставлял только свой цвет, устраняя все другие цвета и оттенки. Фильтры вращались синхронно с фильтрами камеры. Качество изображения было довольно высоким, но системе Си-би-эс не суждено было воплотиться на телеэкранах: ФКС в мае 1941 года решила, что цветное ТВ — дело будущего, и утвердила монохромные стандарты в 525 строк. Затем началась война, и Си-би-эс прекратила свои эксперименты с цветом.

1944 – Джон Берд в Шотландии создал трехпушечный кинескоп «Телехрома», но так и не достиг подлинно цветной картинки.

1950 – В США комитет по национальной телевизионной системе (NTSC) исследовал совместимость предлагавшихся стандартов с монохромным ТВ, проверил их в реальных условиях и, отобрав все лучшее, впервые в мире утвердил основные стандарты цветной системы, получившей название Эн-ти-эс-си. Это были преимущественно доработанные стандарты Ар-си-эй, основанные на одновременном сканировании цвета. Первые цветные телевизоры Ар-си-эй имели три кинескопа.

1953 – налажен выпуск трехцветного теневого кинескопа. Его теневая маска отбрасывала электронные пучки на соответствующие участки экрана, покрытого фосфором.

1953 – Федеральная комиссия связи разрешила начать регулярное цветное вещание. Первая крупная цветная передача была показана на другой же день Эн-би-си — это была опера «Амаль и ночные гости», специально написанная для ТВ.

Си-би-эс признала свое поражение и отказалась от системы последовательного цвета. Приняв обязательные для всех стандарты, она заказала несколько камер Ар-си-эй.

В то время как монохромное ТВ переживало в США небывалый рост, цветное приживалось относительно медленно: у аудитории не было особого стимула покупать цветные приемники из-за малого объема цветных передач, а вещатели и рекламодатели затягивали внедрение цвета в ожидании, когда цветные телевизоры приобретет достаточно большая аудитория. Благодаря совместимости телевизоров зрители могли достаточно долго принимать цветные передачи в черно-белом варианте. Разорвать этот порочный круг удалось главным образом благодаря тому, что одна из телесетей, Эн-би-си, входила в состав электротехнического гиганта Ар-си-эй, который был заинтересован в стимулировании продаж оборудования и цветных приемников.

1960 – общая сумма от продажи цветных телевизоров и оборудования Ар-си-эй превысила миллиард долларов. Последующие годы были так же необычайно прибыльными. О лидерстве Эн-би-си в области цвета на рубеже 50-60-х годов напоминает ее сегодняшний логотип — стилизованный павлин.

1962 – регулярное цветное вещание Эй-би-си.

1965 – регулярное цветное вещание Си-би-эс.

 

6. Прогресс техники и видео

Благодаря массовому производству цена телевизора, стоившего поначалу 750-1000 долларов, снизилась почти вдвое, а его технические и потребительские характеристики улучшились.

1962 – конгресс телевещателей США по представлению ФКС обязал все заводы выпускать только многоканальные телевизоры, способные принимать передачи как в метровом диапазоне (каналы 1 — 12), так и в дециметровом (каналы 13 — 84). Через два десятилетия телевизор обогатился стереозвуком. Появились декодеры для глухих: для них субтитры даются телетекстом, который без декодера на экране не виден.

1953 – Ар-си-ай продемонстрировала свою видеокамеру, которая записывала сигнал на пленку (правда, на ее доработку ушло еще полтора десятилетия).

1950-е – разработки молодой фирмы «Ампекс», где в составе группы из нескольких человек работал изобретатель видеомагнитофона Чарльз Гинзбург. Основателем и руководителем фирмы был уроженец России Александр Матвеевич Понятов, инициалы которого составляют первые три буквы названия «Ампекс». Здесь был смонтирован первый в мире пленочный видеомагнитофон, пригодный для использования в студии.

1956 – Си-би-эс впервые использовала «Ампекс» для отсроченного выпуска в эфир программы вечерних новостей.

1960-е – инициативу в развитии теле- и видеотехники перехватили японцы.

Середина 60-х – на видеопленку стали записывать концерты, игры, представления с участием аудитории в студии, а также некоторые драматические постановки. Видеопленка по сравнению с кинопленкой существенно упрощала монтаж.

1970-е – видеопленка стала внедряться и в программы новостей. Тележурналистика освоила электронный сбор информации с помощью портативной видеокамеры.

1976 – продан первый домашний видеомагнитофон производства Ар-си-эй. Начавшийся видеобум привел к снижению цены на домашние видеомагнитофоны до уровня черно-белых телевизоров.

Одним из последствий внедрения видео в систему массовых коммуникаций США стало изменение в способе кинопроката. Из репертуара телесетей стали исчезать кинобоевики, поскольку зрители успевали посмотреть их в кинотеатрах, в видеозаписи или по специализированным платным кабельно-спутниковым каналам. Каждая сеть сохранила в недельном расписании один-два «вечера кино», но показывает в этих рубриках главным образом малобюджетные, сделанные по ее заказу телефильмы.

 

7. Общественное (образовательное) ТВ

В США телевидение – это прежде всего бизнес. Однако уже в послевоенные годы при распределении частот в каждом регионе ФКС начала резервировать один канал под «некоммерческие операции».

1953 – первой заняла такой канал учебно-образовательная станция города Хьюстона.

Середина 1960 – подобных станций насчитывалось 75. Днем они показывали уроки для школ, вечером — общеобразовательные и культурно-просветительные передачи. Эти станции принадлежат городским властям, колледжам и университетам, всевозможным общественным организациям и финансируются ими, а также за счет пожертвований аудитории и даров корпораций.

1967 – учреждена Корпорация общественного вещания для государственной поддержки некоммерческого радио и телеидения. К термину «общественный» решили прибегнуть по тактическим соображениям, поскольку слово «образовательный» могло вызывать у зрителей неприятные ассоциации с классной комнатой. (Следует подчеркнуть, что американское общественное ТВ – это культурно-просветительное вещание, в то время как в Европе общественными телекомпаниями именуются государственные структуры, достаточно автономные от правительства.)

1969 – создана телесеть Служба общественного вещания (Пи-би-эс).

1970 – 128 станций начали трансляцию единой вечерней программы Пи-би-эс, в которую вошли такие рубрики, как «Обзор Вашингтонской недели», «Французская кухня», «Цивилизация», «Чернокожая граница».

Сама Пи-би-эс передач не готовит, а приобретает их у независимых продюсеров или заказывает местным общественным станциям и зарубежным организациям. Таким образом, ее сфера — программирование, приобретение передач и верстка расписания, а также техническое обеспечение сети, изучение аудитории и самореклама. Это своего рода кооператив, возглавляемый советом из управляющих местных образовательных станций, которые выделяют средства на содержание общей вечерней программы. Днем они работают по самостоятельным программам, обычно предлагая лекции и уроки.

Коммерческие телесети США приветствовали и поддержали Пи-би-эс, которая избавляет их от необходимости показывать высокохудожественные, но заведомо обреченные на узкую аудиторию передачи. Никакой серьезной конкуренции Пи-би-эс для них не представляет: ее средняя аудитория не превышает трех процентов, а лучшие передачи, вроде детской «Сезам-стрит», собирают не больше шести-семи процентов.

Система финансирования Пи-би-эс очень ненадежна. Частные пожертвования и дары корпораций уменьшаются при экономических спадах, а поддержка из государственного бюджета недостаточна (около 300 млн. долл. ежегодно на все общественные радио и телестанции, в то время как их общие расходы составляют 1,4 млрд. долл.). Обсуждаются такие возможные способы финансирования Пи-би-эс, как налог на покупаемые телевизоры, налоговые льготы для корпораций-спонсоров, а также косвенная реклама. В 80-е годы были проведены эксперименты с косвенной рекламой, но от этой идеи отказались, так как тем самым нарушался сам принцип некоммерческого вещания.

Как бы то ни было, Пи-би-эс создает альтернативу развлекательным программам коммерческого ТВ. Ежевечерне она предлагает четыре часа общественно-политических передач, передач по культуре, науке и технике, а также серьезные развлекательные программы (например, «Театр шедевров» — обычно это английские сериалы по литературным произведениям). В 80-е годы Пи-би-эс расширила свою деятельность, открыв Службу обучения для взрослых — систему заочных занятий, в которой принимают участие 1500 колледжей страны. При компании действует видеослужба, за небольшую плату продающая или предоставляющая напрокат записи образовательных передач школам, колледжам, библиотекам, больницам и другим организациям.

 

Задание: подготовить рефераты про Эй-би-си, Пи-би-эс и Си-эн-эн (обратить внимание на понятие «эффект CNN»).

Hosted by uCoz