05. Телевидение в Великобритании. Становление (1920-60-е гг.)

 

 

1. Берд и эксперименты с малострочным ТВ

1925 – Джон Лоджи Берд впервые получил телеизображение с помощью диска Нипкова.

26.01.1926 – Берд провел публичную демонстрацию своего изобретения перед аудиторией, состоявшей из видных членов Королевского института Великобритании. Некоторые историки вещания именно эту дату считают днем рождения телевидения. Дж. Берд оказался, таким образом, первым ученым, продемонстрировавшим телевизионную систему в действии.

1928 – созданное Бердом Королевское телевизионное общество издает первый в мире журнал, посвященный исключительно телевидению, — «Телевижн».

1929-1931 – выпущено около тысячи «телевизоров Берда», они продавались преимущественно любителям лабораторных курьезов и новинок техники.

1929 – начались регулярные экспериментальные передачи, продолжавшиеся на малострочном стандарте вплоть до 1935 года. Англия, таким образом, тоже пережила ложный телевизионный бум, как США и Германия.

1930-е – Берд изготовлял и продавал видеодиски, позволявшие наблюдать стереоскопическое телеизображение.

В самой Англии слава изобретателя телевидения долгое время приписывалась Кэмпбеллу Суинтону. Действительно, он одним из первых высказал предположение, что будущее не за механическим, а за электронным телевидением, и в компании «ЭМИ-Маркони» работал над совершенствованием электронного кинескопа, придуманного Зворыкиным. С признанием заслуг Берду особенно не повезло на родине. Он был шотландцем, а англичане, как известно, не склонны возвеличивать своих северных соседей, да и, вообще, нет пророка в своем отечестве. Кроме того, в довоенные годы технической стороной дела на Би-би-си руководил человек, сводивший с Бердом личные счеты.

1936 – первый прогон электронной системы телевидения в Англии на ежегодной выставке электронного оборудования (405 строк против 240 у Берда).

Английский «эмитрон», разработанный компанией «ЭМИ», в сущности, копировал иконоскоп Зворыкина: руководитель телевизионной группы компании Айзек Шенберг учился в петербургском Технологическом институте у Розинга, между ним и другим его учеником Зворыкиным поддерживался тесный контакт. Зимой 1933 года исследователи «ЭМИ» целых три месяца провели в лаборатории Зворыкина, а позднее Ар-си-эй и «ЭМИ» подписали соглашение об обмене научной информацией.

 

2. Предвоенные передачи Би-би-си

02.11.1936 – Би-би-си начала регулярные телепередачи. Именно эта дата принята сегодня за начало истории регулярного телевидения в мире. Передачи шли по два часа в сутки шесть раз в неделю по заранее объявленному расписанию. Один день отводился профилактическому ремонту оборудования. Этой традиции придерживались позднее телеслужбы многих стран, даже если необходимости в ремонте не было: предполагалось, что один день в неделю аудитория должна отдыхать от телевизора и заниматься домашними делами.

Программы передач Би-би-си отличались выдумкой, разнообразием, хорошим вкусом. Би-би-си показывала:

- концерты знаменитых английских и американских комедийных актеров,

- выступления певцов,

- представления из кабаре,

- театральные трансляции,

- репортажи с теннисных соревнований, гонок яхт, футбольных матчей, вершиной предвоенных прямых трансляций было освещение коронации Георга VI в 1937 году.

1939 – в Англии насчитывалось 20 тыс. телеприемников. Все они принадлежали так называемому среднему классу и находились в Лондоне и его окрестностях.

01.09.1939 - на своем первом же чрезвычайном заседании по поводу вторжения Германии в Польшу и присоединения к войне Англии правительство сочло, что антенны Би-би-си могут послужить ориентиром для немецких бомбардировщиков. Корпорации дали ровно десять минут, чтобы прекратить передачи. Шел мультфильм Уолта Диснея, в котором мышонок Микки как раз говорил: «Ну, кажется, всем пора по домам». После этого экран погас на семь лет.

В годы войны телетехника использовалась для воздушного наблюдения, автоматического управления самолетами, для обороны в темноте.

 

3. Становление и развитие общественного ТВ

1946 – Би-би-си возобновила прерванные войной регулярные телепередачи показом записи парада победы. Осознавая, что вещанию нужна постоянная финансовая база, корпорация ввела комбинированную радиотелевизионную абонентную плату.

Необходимо отметить, что многие руководители довоенной и послевоенной Би-би-си полагали, что не стоит форсировать развитие телесети, пока радио еще не исчерпало своих возможностей, их пугали и огромные затраты на телепередачи для тогда еще узкой аудитории.

1948 – Би-би-си показывала Олимпийские игры с лондонского стадиона Уэмбли.

1953 – показ коронации Елизаветы II. Последнее событие побудило множество семей к приобретению телевизоров: в том году их число достигло 5 млн., а объем вещания — 40 часов в неделю. Доказательством упрочения позиций ТВ может служить и тот факт, что телеслужба Би-би-си получила своего директора.

Англия избежала ожесточенной борьбы за контроль над телевидением (что было характерно для большинства стран Западной Европы) благодаря высокой культуре политической жизни, а также заложенным в уставе Би-би-си принципам независимости информации от правительства и наработанным прессой и радио традициям ответственной журналистики.

Совет управляющих Би-би-си из 12 человек назначается правительством на пять лет. Это видные представители культуры, прессы, промышленности и других сфер — «защитники национальных интересов» в области вещания. Совет подбирается на внепартийной основе, он определяет общее направление вещательной политики и финансирования, назначает руководящих работников корпорации, включая ее генерального директора. Управляющие проводят заседания раз в неделю, вникая в повседневную деятельность корпорации лишь в исключительных случаях, следят за соблюдением ее автономного статуса и дают отпор любым попыткам внешнего давления. Би-би-си не поддерживает публично ни лейбористов, ни консерваторов, а любой телефонный звонок «сверху» лишь укрепляет решимость показать тот или иной «нежелательный» материал, подрывая репутацию власть имущих.

Придерживаясь концепции «ответственного вещания», английское правительство всегда вело открытую информационную политику: принятию важных решений в области вещания предшествуют заявления политиков, предварительная исследовательская работа под контролем парламентских комитетов, обсуждение в прессе.

Начало 1950-х – вопрос о необходимости второй телепрограммы. Дискуссия о разнообразии выбора зрителей оказалась связанной с проблемой монополии Би-би-си в эфире. В интересах массового зрителя парламент одобрил закон о создании коммерческого ТВ.

1955 – в Англии появился первый коммерческий канал Ай-ти-ви.

1956 - начала работу коммерческая телекомпания "Гранада Телевижн", региональная коммерческая франшиза. Медиа-франшиза — интеллектуальная собственность, состоящая из персонажей, вымышленной среды проекта, какого-либо оригинального медийного произведения: фильма, книги, телепрограммы или видеоигры. Например, серии фильмов, их сиквелы, приквелы, спин-оффы. Главным создателем компании был медиа-магнат барон Сидней Бернштейн. Как потом выяснилось, он работал на советскую разведку.

 

Появление конкурента благотворно повлияло на деятельность Би-би-си, заставив ее следить за размерами аудитории, делать передачи более привлекательными.

1964-67 – начала вещании в цвете Би-би-си-2. Она создавалась как общеразвлекательная программа, включающая передачи и для меньшинств, дополняющая Би-би-си-1.

 

4. Английское коммерческое телевидение

Англия первой в Европе сделала свою систему вещания смешанной. (В Италии первые частные телестанции явочным порядком, без какого бы то ни было разрешения властей, стали возникать начиная с 1975-1976 годов, а в 80-е произошло объединение большинства из них в три коммерческие телесети, принадлежащие коммуникационному магнату и будущему премьер-министру Сильвио Берлускони. В Германии и Франции частное ТВ появилось в середине 80-х, в Испании — в конце того же десятилетия и т. д.)

Коммерческое ТВ существует как обычное предприятие, стремящееся к извлечению прибыли путем продажи части своего вещательного времени под рекламу.

Коммерческая организация:

- делает телевизионную компанию независимой от правительства,

- обеспечивает широкий выбор программ для массового зрителя, поскольку от численности аудитории впрямую зависят рекламные тарифы.

Если на общественное (государственное) вещание зритель может влиять как гражданин и избиратель, то на частное — прежде всего как потребитель, настроения которого выявляются регулярными опросами.

Недостаток коммерческой организации — постоянная зависимость от рекламодателей, которые ради прибыли готовы потакать даже самым низменным вкусам и желаниям аудитории. Поэтому нужны сильные законодательные фильтры, которые позволяли бы коммерческому ТВ противостоять давлению заказчиков рекламы и побуждали его служить общественным интересам, культурному развитию аудитории.

Основной способ контроля и регулирования в коммерческом вещаниилицензирование. Ай-ти-ви имеет региональную природу: ее программы верстаются из передач полутора десятков местных частных компаний, каждая из которых получает лицензию самостоятельно — сейчас срок лицензии составляет десять лет. По истечении этого срока в зависимости от качества проделанной работы лицензия или продлевается, или передается на конкурсной основе другой компании. При этом может несколько меняться и география зоны, на которую вещает станция.

1991 – впервые в мировой практике правление коммерческого ТВ не распределяло лицензии, а продавало их с аукциона. На 16 лицензий претендовало 40 компаний. Считается, что если у какой-то из них не хватает средств на приобретение лицензии, то, следовательно, она не сможет выпускать и качественные передачи, требующие все больших вложений. Ай-ти-ви зарабатывает на рекламе свыше 2 млрд. долларов в год, четверть этих средств поступает в казначейство в виде платы за лицензию, купленную на аукционе.

Доходы от рекламы позволяют коммерческому ТВ не только производить самому и покупать дорогостоящие зрелищные передачи, но и оплачивать услуги своего персонала в среднем на треть выше, чем на Би-би-си. (Правда, следует отметить, что работа во влиятельной и престижной корпорации остается исключительно привлекательной, хотя ее профсоюзы время от времени и проводят забастовки, требуя увеличения зарплаты персонала.)

1982 – в Англии была создана «альтернативная» программа «Канал-4»Чэннел фор»), управляемая особой администрацией, формально некоммерческая, но финансируемая за счет рекламы. Ее размещением в эфире первые полтора десятилетия занималась Ай-ти-ви, что позволяло «Каналу-4» целиком и полностью сосредоточиться на творческих вопросах. Согласно закону, программа должна предлагать зрителю то, что «не могут показывать другие каналы», быть полигоном для обкатки новых идей и приемов, культурным дополнением к Ай-ти-ви для вдумчивой аудитории. К 2000 году объем оригинальной продукции канала достиг 60 процентов. Остальное время занимают первоклассные документальные, культурно-просветительные и развлекательные передачи зарубежного производства вроде американского сериала «Скорая помощь». «Канал-4» собирает до 10 процентов аудитории, что можно считать большим успехом для программы подобного профиля. Сегодня канал продает эфирное время самостоятельно. Его подвергают постоянной критике за стремление конкурировать с другими каналами, за чрезмерную эротизацию ночного блока; предлагают даже забыть об альтернативности и попросту его приватизировать. Как бы то ни было, «Канал-4» остается уникальным явлением в мировом телевидении, доказывая, что коммерческая основа может вовсе не препятствовать культурной миссии телевидения.

 

 

Задание: сообщение об истории и системе управления Би-би-си.