07. История телевидения Германии

 

 

1. 1884 – немец Пауль Нипков предложил способ развертки изображения с помощью вращающегося диска, имеющего ряд небольших отверстий, расположенных по спирали. Запатентованный в 1884 году диск Нипкова долго не находил практического применения; сам ученый впервые увидел свой прибор в действии лишь в 1923 году на одной из международных выставок радиоаппаратуры, успев к этому времени позабыть о своем изобретении, сделанном еще в студенческие годы.

Так или иначе, для немецких телевизионщиков Нипков стал культовой фигурой, и первый в Германии телецентр назвали именно его именем.

 

2. 1926 – первые эксперименты немецких ученых с механическим телевидением (30 строк без звука).

1928 – демонстрация на ежегодной Берлинской радиовыставке (проводится до сих пор) системы Денеша фон Михайи. Основание Михайи компании «Телехор АГ».

1929 – первая передача (1 час 20 мин., 8 на 10 см) системы Августа Каролуса, сотрудника электротехнического концерна «Телефункен».

1929 – создание компании «Фернзе АГ» Леве, Пейсом и Бошем совместно с англичанином Бэрдом.

1929 – основание ассоциации телевидения (Фернзе-Ферайн).

1930 – начало издания Фернзе-Ферайном журнала «Фернзеен» («Телевидение»).

1930 – первая передача по электронной системе со стандартом 100 строк Манфреда фон Арденне. Фон Арденне и Зигмунд Леве (физик, основатель поныне существующей фирмы по выпуску видео- и аудиотехники высокого класса) смонтировали в Берлине экспериментальную станцию, в Германии появились и первые телевизоры с электронным кинескопом.

1933 – начало показа Имперским радиообществом экспериментальных программ со стандартом развертки 180 строк. Первые прямые трансляции принимались на большой экран в зале берлинского телецентра.

 

Нацисты первыми в мире поняли уникальность возможностей телевидения для пропаганды.

1935 – передачи берлинского телецентра становятся регулярными (трижды в неделю: спектакли, музыкальные концерты, скетчи, выступления партийно-государственной номенклатуры; позднее стали выходить специальные передачи для молодежи, регулярные пропагандистские беседы.

(Историки телевидения все же отдают пальму первенства в регулярном вещании Англии, которая начала регулярные передачи по более совершенной системе в ноябре 1936 года (если быть точным, то с ноября 1936 по февраль 1937 в Англии использовались даже два стандарта — в 240 строк Берда и 405 строк «ЭМИ-Маркони»). Даже если не учитывать стандарт развертки, поставив во главу угла регулярность программ, то все равно придется признать лидерство Англии, где регулярные передачи малострочного ТВ шли в 1929-1935 годах.)

1935 – в берлинском музее почт появился первый телесалон на 30 человек с двумя телевизорами, а осенью того же года открылся телетеатр с проектором на 300 человек.

1936 – берлинский телецентр показывает передачи каждый вечер по два часа.

Август 1936 – во время Олимпийских игр в Берлине объем прямых трансляций возрос до 7-8 часов в сутки. В 25 пунктах Берлина работали просмотровые залы. В Гамбург был проложен кабель. Позднее была налажена связь с Лейпцигом, Нюрнбергом, Мюнхеном и Кельном.

Тот факт, что в Германии телевидение оказалось связанным с интересами нацистской пропаганды, не умаляет вклада немецких изобретателей и электротехнических фирм. Это были впечатляющие достижения, хотя качество их передач было ниже английского. Впрочем, и немцы, и англичане в конце концов пришли к технологии, разработанной Зворыкиным.

1937 – четкость изображения подняли до 441 строки. Появилась аппаратура, позволявшая передавать цветное изображение. Были предприняты попытки выпустить телевизор со стандартом развертки 1029 строк, однако он оказался слишком дорог, чтобы найти широкое распространение.

1939 – в продажу поступили телевизоры для массового зрителя с экраном 19,5 на 22,5 см. С началом войны их производство свернули.

26 ноября 1943 года – прекращение телепередач: в здание берлинского телецентра попала бомба.

 

Создание общественно-правового вещания

1948 – на съезде инженеров в сфере телевидения решено принять европейский стандарт — 625 строк.

1950 – возобновление телепередач в Гамбурге (3 раза в неделю по 2 часа).

1951 – начало передач в Западном Берлине и ряде других городов.

Западные державы-победительницы стремились избежать прежней концентрации вещания, чтобы не допустить влияния на него правительства или какой-то одной партии. Для радио-, а затем и телекомпаний был избран статус «общественно-правовых учреждений», формально не зависимых от государства и подчиненных землям (административные единицы, из которых состоит ФРГ), а не федеральным властям. Они не могли принадлежать непосредственно государству (как во Франции) или быть коммерческими предприятиями (как в США). Образцом стала английская система с ее концепцией внепартийного вещания, служащего благу всего общества.

1950 – в ФРГ было создано межземельное надрегиональное объединение – Рабочее содружество общественно-правовых радиорганизаций (АРД).

1953 – радиокомпании земель согласились ежедневно выпускать общую двухчасовую телепрограмму.

1953 – вступили в эксплуатацию релейные линии Гамбург — Кельн и Гамбург — Берлин, а вскоре передачами была охвачена вся территория ФРГ. Налажено массовое производство телевизоров. Таким образом появилась общая Первая программа (или АРД). Она функционирует примерно так же, как независимое ТВ в Великобритании: земли самостоятельно создают телецентры, которые ведут собственные передачи, а в определенные часы объединяются для выпуска общей программы. Контрольные функции в АРД возложены на независимые телерадиосоветы, в которые различные общественные группы (партии, профсоюзы, молодежные, женские организации и т. д.) делегируют своих представителей. Советы назначают руководителей вещания. На практике во главе телерадиоорганизации обычно оказывается сторонник правящей партии, а его заместители представляют оппозицию; при изменении политической ситуации в результате выборов они нередко попросту меняются креслами.

Спустя несколько лет после создания АРД стали раздаваться жалобы на монопольный статус этой организации, появились обвинения и в политической предвзятости. Тогда правительство поставило вопрос о создании второго телеканала. Организацию коммерческой сети сочли преждевременной. Для создания новой телепрограммы, в отличие от АРД не зависимой от земель, пришлось ввести специальную статью в конституцию ФРГ.

1962 – начало вещание «Второе немецкое телевидение» (Цвайтес дойчес фернзеен, или ЦДФ). В отличие от кооперативного сообщества АРД ЦДФ носит общегосударственный характер. У него есть своя штаб-квартира в Майнце и с десяток студий по всей стране.

1970 – открыта Третья программа – культурно-просветительная, сильно децентрализованная, как и первая.

Разрешено 20 минут рекламы в сутки. Но основной источник финансирования – абонентная плата, размеры которой, как и любых других налогов, определяет парламент (сегодня — 300 марок в год). 30% идет ЦДФ, 70% – АРД. Такая доля АРД объясняется тем, что она занимается еще и радиовещанием.

 

Середина 1980 – из-за конкуренции с кабельно-спутниковым и частным эфирным вещанием правительство форсировало создание спутниковых ответвлений АРД и ЦДФ.

1984 – «Драй сат» как ответ франкоязычному ТВ-5. Результат кооперации ЦДФ, австрийского государственного телевидения ОРФ и швейцарского СРГ с целью развивать и распространять немецкоязычную культуру. (Немецкий считают родным языком почти 100 млн человек, 2% из них смотрят «Драй сат».)

1986 – создан спутниковый канал «Айнс-плюс» — культурно-просветительное дополнение к первой программе. Как «Драй сат», так и «Айнс-плюс» существуют за счет общей абонентной платы, обходясь без рекламы.

 

Соперничество систем ПАЛ и СЕКАМ

Япония, Канада, Латинская Америка, Филиппины, Южная Корея приняли на вооружение американский формат цветного телевидения Эн-ти-эс-си.

В Европе Франция и ФРГ стремились протолкнуть на мировой телерынок свою систему цветного ТВ.

1967 – во Франции началось вещание по системе СЕКАМ («последовательный цвет и память»), которая была предложена изобретателем Анри де Франсом и развивала идеи Адамяна по последовательной передаче цвета. Французскую систему по политическим мотивам сразу же избрал Советский Союз, где эксперименты с цветным ТВ по самостоятельным программам велись еще с 1954 года.

Пробный показ передач по французской системе в Москве поразил экспертов высоким качеством изображения. Но он проводился в студийных условиях, и позднее оказалось, что система неэффективна при передаче сигнала на большие расстояния. Ее пришлось дополнять западногерманской системой. Тем не менее, систему СЕКАМ приняли около 40 стран — Восточная Европа (кроме Югославии), Греция, многие арабские и африканские страны.

1962 – начало экспериментальных цветных передач в Германии. Система ПАЛ («строка чередования по фазе»), как и Эн-ти-эс-си, основана на одновременной передаче цвета. Она надежна, проста и относительно дешева. Ее приняли около 80 стран, в том числе большинство европейских, а также Австралия, Китай и Индия. Би-би-си-2 перешла на ПАЛ в 1967 году, Ай-ти-ви и Би-би-си-1 – в 1969-м.

1967 – начало регулярного цветного вещания в Германии.

 

Соперничество между американской, французской и западногерманской системами цветного ТВ – это борьба за сферы влияния и рынки сбыта. Предложения принять единую систему остались нереализованными. Мир оказался расколотым на три системы вещания, что имело негативные последствия и для международного обмена, и для телезрителей — транскодирование из системы в систему стоит довольно дорого. Лишь спустя два десятилетия, когда началось движение за единую Европу, за «телевидение без границ», удалось сблизить системы ПАЛ и СЕКАМ.

1985 – все европейские телевизоры начинают выпускаться на стандарте ПАЛ/СЕКАМ.

 

Частное телевидение

1960-70 – общественное ТВ ФРГ отводило новостям, общественно-политическим и документальным передачам до трети эфирного времени

1986 – начала вещание первая частная кабельно-спутниковая программа «Сат-1». Общественность ФРГ в целом не возражала против частного вещания: программы АРД и ЦДФ были слишком серьезны, дидактичны, в эфире не хватало легких развлекательных передач.

1990 – частный канал РТЛ обгоняет по популярности ЦДФ и АРД. Для вещания на территорию Германии каналу пришлось перенести свою штаб-квартиру из Люксембурга в Кельн и зарегистрироваться в качестве немецкой компании.

1993 – группа немецких и американских компаний начала передачи по частному каналу Н-ТВ. Это информационный канал типа Си-эн-эн для немецкоязычных жителей Европы. Его передачи ведутся из Берлина круглосуточно.

Проведенные в ФРГ исследования показывают, что на новых каналах зрители ищут прежде всего не высокохудожественные, а развлекательные передачи. Возможно, люди подсознательно избегают информационных перегрузок, всего того, что плохо понимают.

 

Фрагментация аудитории имеет негативную сторону: различные слои общества теперь информируются по-разному, и это исчезновение «социального клея», считают некоторые специалисты, может обернуться непредсказуемыми последствиями.

 

1992 – вхождение телевидения ГДР в телесистему ФРГ: в несколько раундов были проведены сокращения персонала, журналисты прошли переподготовку, чтобы начать работать в западных традициях. ТВ восточных земель ежегодно получало от правительства 600 млн. марок, теперь этот источник финансирования иссяк, и абонентную плату за пользование радиоприемниками и телевизорами постепенно повысили, чтобы она сравнялась с существующей на западе страны.

 

1992 – официальное иновещание ФРГ «Немецкая волна» дополнило свои радиопередачи из Кельна ежедневной спутниковой телепрограммой того же названия, которая преследует ту же цель, что и радиовещание на зарубежные страны: «распространять информацию о Германии во всем мире». Этот телеканал стоит в том же ряду, что и «Уорлднет» США, Всемирная телеслужба Би-би-си и «Канал Франс интернасьональ».

1995 – «Немецкая волна» ведет передачи круглосуточно.

Hosted by uCoz