08. История телевидения Франции

 

 

1. 1931 – лаборатория Рене Бартелеми провела первый публичный телесеанс (10 строк). Первая студия парижского телевидения на улице Гренель.

Начало 1930-х – опыты с телевидением на катодных трубках (развертка до 180 строк).  

1934 – первая съемка на улице. От улицы Гренель к Эйфелевой башне, где находился передатчик с антеннами, проложили кабель.

1935 – передачи стали более или менее регулярными – этот год официально считается во Франции датой рождения ТВ. Репертуар строился из номеров кабаре, цирка и т. п. На передачи в студию приходили ведущие актеры и танцовщики «Пари опера». Из-за прожекторов температура в студии к концу рабочего дня достигала 35 градусов, но никто не жаловался и актеры не требовали гонораров.

1936 – начало использования иконоскопа Зворыкина (455 строк).

1937 – международная выставка в Париже: телеустановка, домашние телевизоры вполне приемлемых размеров, посетителей выставки интервьюировал первый репортер французского ТВ Жак Доно, первый прямой репортаж с улицы.

1938 – правительство объявило о намерении покрыть всю страну телесетью. Передачи стали ежедневными (15 часов в неделю). В стране насчитывалось всего лишь 500 телевизоров, которые изготовлялись полукустарным способом. Поэтому специальная комиссия по телевидению призвала частный сектор приступить к массовому их выпуску.

1939 – создана правительственная организация «Радиодифюзьон франсез» для лицензирования радиостанций.

Во Франции, так же как в Англии и Германии, расходы на экспериментальное ТВ покрывались из абонентной платы за пользование радиоприемниками. Одно время французское правительство было склонно разрешить функционирование коммерческих телецентров, но этим планам суждено было сбыться только через полвека. В 30-е же годы в вопросах вещания политические соображения преобладали над экономическими: европейские правительства не спешили делить контроль над эфиром с промышленно-финансовыми кругами.

1940 – немецкие оккупационные власти потребовали, чтобы телевидение наладило передачи для раненых солдат вермахта, лечившихся в парижских госпиталях.

1943 – такие передачи начались и шли по 14 часов.

1945 – передатчики на Эйфелевой башне были аннексированы американцами для выпуска военных радиопередач.

1946 – французское ТВ возобновило вещание: трансляции из кабаре и цирка, драматические и оперные спектакли.

1948 – создана дирекция телепрограмм. Она входила в состав «Радиодифюзьон франсез», когда появилось массовое телевещание, она стала называться «Радиодифюзьон-телевизьон франсез» (РТФ).

Чтобы поднять популярность телевидения, было решено передавать прямые репортажи со спортивных и политических мероприятий. Появилась телегазета.

1949 – Пьер Сабах передал первый прямой репортаж для телегазеты – соревнование воздухоплавателей на воздушных шарах. Сам Сабах вместе с оператором находился на одном из шаров, они вели съемку до тех пор, пока неожиданно не произошел взрыв и не начался пожар. Успех телегазеты был столь велик, что уже к концу года она стала выходить дважды в день.

1950 – в Лилле, на северо-западе Франции, был открыт первый региональный телецентр.

1952 – состоялась франко-британская теленеделя: по радиорелейной линии Париж – Лилль – Лондон в обеих столицах транслировалось по 13 часов прямых репортажей. Первые зерна Евровидения были брошены в июне 1953 года, когда на Францию транслировалась коронация Елизаветы II. За неделю, пока шли торжества, во Франции было продано 5 тыс. телевизоров

 

2. Государственная монополия

После войны во Франции казалось естественным, что телевидение является частью иерархической системы, подконтрольной министру информации. Вещание использовалось против двух «отклоняющихся групп» – голлистов и коммунистов. Де Голль, пришедший к власти в 1958 году, отождествляя интересы общества с интересами своей партии (его сторонники получили на выборах в парламент большинство), считал себя вправе использовать для укрепления режима личной власти все имеющиеся средства, включая радио и телевидение. Коммунисты сходились с голлистами в том, что правительственный контроль является лучшим средством защиты от коммерческих интересов и что вещание не должно находиться в частных руках.

1959 – РТФ получила свой первый устав, закреплявший государственную монополию на эфир. Правительство назначало генерального директора вещания и отказывало организации даже в праве иметь свой совет директоров. Организация стала называться ОРТФ: слово «office» подчеркивало принадлежность телевидения и радио к государственной машине.

Один из министров информации того периода Ален Пейрефит вспоминал: «Мой предшественник показал мне рабочий стол с целым рядом кнопок и сказал: «Эта для вызова швейцара, другая – вашего личного секретаря, а остальные для вызова руководителя телевидения, редакторов всех передач новостей, руководителей программ и руководителя радио. Каждый день примерно в пять часов вам следует созваниваться для уточнения основных моментов вечерних новостей. Вы можете давать инструкции и по прямой линии. Не покидайте кабинет на обед до 1.30 и на ужин до 8.30. После передачи вам будут звонить коллеги с жалобами на то, что им не понравилось».

Эта система, возникшая еще до войны, последовательно использовалась десятками министров, уверенных в том, что журналисты существуют для того, чтобы как можно скорее и лояльнее распространять то, что они говорят. «О нас думают так же, как о проститутках, – признавался один видный журналист. – Мы нужны, но достойны презрения».

1964 – открылась вторая государственная телепрограмма в цвете.

1968-1974 – кризис французского вещания (замалчивание майские выступления леворадикальной молодежи, публика узнавала о событиях из газет и из-за границы). Журналисты ОРТФ, сознавая, как стремительно они теряют авторитет, пошли на забастовку. Позднее участники забастовки были уволены или переведены на другие должности.

И все же майский дух противоречия и критики поколебал ОРТФ. Как и все другие институты французского общества, организация продолжала испытывать кризис. Забастовки, политические и финансовые скандалы, отставки руководителей, парламентские расследования следовали одно за другим. Все это свидетельствовало о постепенной деградации ОРТФ.

1969 – ОРТФ поставлена непосредственно под контроль президента и премьер-министра. Телевидение получило некоторые свободы, в том числе «право на соучастие и объективность». Время от времени оппозиции стали предоставлять эфир. Телевещание от открытой цензуры переходило к самоцензуре. Его руководители перестали ждать звонков от министров. Теперь звонили второстепенные чиновники и намекали на то, что «министр был бы рад, если бы...». В любом случае заведующие информационными отделами знали правила игры.

1972 – без особого шума на Париж и пригороды стала вещать третья программа.

1974 – пришедшее к власти леволиберальное правительство распустило ОРТФ. Государство сохраняло за собой монополию на выпуск и планирование передач, но делегировало контроль над ними трем телекомпаниям: ТФ-1, Антенн-2 (А-2) и ФР-3. В советы вошли представители парламента, партии получили гарантированный доступ к эфиру.

 

1968 – с возникновением второго канала ТВ отчаянно нуждалось в средствах, на французском телеэкране стали появляться коммерческие объявления. Первые десять лет для них существовало множество ограничений: ТФ-1 и А-2 могли отводить рекламе не более 18 минут в сутки, запрещалось рекламировать детские игрушки, грампластинки, кинофильмы и другие способы проведения досуга, не говоря уже о сигаретах и алкогольных напитках. Контролировался и стиль рекламы: запрещались, например, такие определения, как «новый» или «лучший». Рекламой нельзя было прерывать основные передачи. Сведения о размерах аудитории передач и показанных в них рекламных роликов не публиковались, чтобы не возникало какой-либо связи между деньгами и характером той или иной передачи и не началась погоня за зрителем. Только раз в год телесети узнавали, эффективно ли они работают.

 

3. Коммерциализация эфира

1970-е – в соседней Италии стали возникать частные радио- и телестанции.

1981 – создание во Франции частного радио.

1982 – три важнейшие региональные станции в Лилле, Лионе и Марселе были объявлены независимыми. Это требовало денег, и было решено показывать рекламу и по программе ФР-3.

1984 – частично принадлежащий правительству конгломерат «Гавас» открыл платную телекомпанию «Канал-плюс», которую возглавил сподвижник тогдашнего президента Миттерана. Вначале распространялась как эфирная, а затем – и через спутник в расчете на кабельных абонентов и владельцев индивидуальных спутниковых антенн (в кодированном виде). Основу репертуара составили кинофильмы – самый любимый французами «тележанр». Прежде чем фильм мог появиться на «Канале-плюс», должен пройти год со дня его премьеры в парижских кинотеатрах. Для остальных сетей – больше. Был и «открытый период» (от 2 до 4,5 часа) – для привлечения абонентов (мыльные оперы, документальные передачи, новости американской Си-би-эс с переводом на французский язык). Эта часть насыщена рекламой, приносящей каналу до 10 процентов дохода. В «платной» же части реклама не идет. Самодельные декодеры!!

За первые пять лет «Канал-плюс» увеличил аудиторию до 3 млн. абонентов и стал ежегодно приносить свыше 1 млрд. франков прибыли, которая позволяет ему открывать филиалы за рубежом (в Бельгии, Испании, Германии, Польше, Африке).

1986 – вышли в эфир две коммерческие общенациональные программы, их назвали Пятой и Шестой. Пятая программа досталась группе инвесторов во главе с французским магнатом прессы Робером Эрсаном и итальянским владельцем трех частных сетей Сильвио Берлускони. Она никогда не имела особого успеха из-за того, что ее передачи прерываются рекламой в любом месте, в то время как французы привыкли к блочной рекламе между передачами. Пятую окрестили «программой больших денег и больших бюстов» из-за массы игр, викторин и шоу с большими выигрышами и обилием полураздетых женщин. 1992 – из-за ссор между совладельцами и долгов Пятая программа была закрыта.

Программа М-6 (М первоначально означало музыку) принадлежит люксембургскому радио и лионской парфюмерной компании. Через год после начала вещания ее превратили из музыкальной в общеразвлекательную и стали именовать «Метрополь-6». Не менее 30 процентов эфирного времени посвящено музыке – от хит-парадов до классики, остальное время – дешевые американские и европейские сериалы. М-6 вещает на территорию, где живет лишь треть населения.

1987 – приватизация первой программы (ТФ-1). Европейское ТВ впервые столкнулось с новым феноменом, хотя случаи денационализации в промышленности были известны на континенте с первых послевоенных лет. Контроль над ТФ-1 был передан консорциуму: строительная компания Франсиса Буига, английский издатель и телемагнат Роберт Максвелл (вскоре погибший при загадочных обстоятельствах на своей яхте в море), ряд французских банков и издательств: по закону ни одной группировке в телекомпании не может принадлежать более четверти капитала. 40 процентов акций поступило на биржу, 10 процентов было предложено купить сотрудникам компании. Передача ТФ-1 под контроль новых хозяев состоялась в апреле 1987 года.

Таким образом, за три года Франция покончила с государственной монополией вещания и перешла к смешанной системе. Конкуренция в эфире: ТФ-1 стала переманивать из государственного телевидения звезд журналистики и эстрады и избавляться от непопулярных ведущих. Рейтинга: из репертуара безжалостно изгонялись все передачи, популярность которых начинала падать. Компания увеличила в своих программах число кинофильмов, игр, легких сериалов и других передач, не претендующих на интеллектуальность, создав в глазах общественности прочный имидж канала, соответствующего настроениям «средней Франции».

В новой ситуации основной государственной программой оказалась «Антенн-2». Согласно уставу, она обязана адресоваться и массовой аудитории, и меньшинствам. А-2 столкнулась с альтернативой: либо быть похожей на американскую Пи-би-эс, задавленную конкурентами, либо подражать Би-би-си. Предпочтение было отдано европейской традиции общественного вещания, ставке на более интеллектуальные передачи, даже если это чревато потерей аудитории. А-2 на 40 процентов финансируется из абонентной платы и на 60 – за счет рекламы, в то время как третья покрывает за счет рекламы 15 процентов своего бюджета.

 

4. Стабилизация

Развитие частного телевидения и увеличение зрительского выбора привели к тому, что политические трения вокруг вещания стали значительно слабее. Общая тенденция последнего десятилетия состоит в попытке создать независимую систему радио и телевидения, окончательно отделив регулирование их деятельности от политики. Французское ТВ, тем не менее, остается самым «зарегулированным» в мире.

1989 – начал действовать Высший аудиовизуальный совет. В его составе девять членов, из которых три назначаются президентом и по три – председателями обеих палат парламента из числа видных деятелей вещания, культуры и академических кругов. Совет распределяет радио, телевизионные и спутниковые частоты и лицензирует кабельные каналы; назначает руководителей государственных теле- и радиокомпаний (на три года – по контракту), а также Национального института архивов и спутникового агентства ТДФ – совместно с парламентом, правительством и постоянным персоналом компаний; определяет условия работы с частными вещательными компаниями; следит за беспристрастностью вещания в период выборов, а также за соблюдением квот на импортную продукцию в целом и показом на экране насилия и секса в частности; наказывает нарушителей закона путем штрафов или временного прекращения передач. Одна из задач совета – не допускать злоупотребления телевидением как инструментом личной власти или коммерческих интересов.

На примере Франции можно наблюдать, как историческое развитие меняет концепцию государственного вещания.

1) Сначала идея государственного ТВ кажется убедительной и необходимой.

2) Но постепенно правительство вынуждено уменьшать влияние на телевидение (и на радио) и делиться своими правами на эфир с парламентом.

3) Вещание получает независимость и становится общественным. Государственное (или зависимое от государства) радио и телевидение утрачивает доверие публики, и это тем заметнее, чем больше у аудитории альтернативных источников информации.

4) В условиях конкуренции государственные телеслужбы предпочитают отказаться от роли правительственного рупора и действовать независимо, руководствуясь интересами общества. Разработав правовые условия деятельности общественного вещания, власть дистанцируется от выбора его руководителей, содержания конкретных передач и распределения финансовых средств. Этот подход повышает роль профессионалов: если в государственном ТВ ценятся партийная принадлежность и лояльность властям предержащим, то в общественном – прежде всего талант, объективность, профессионализм.

Аудиовизуальный совет следит:

- чтобы программы на французском языке занимали не менее 40 процентов эфира,

- европейским передачам должно принадлежать не менее 60 процентов времени,

- вещательные каналы обязаны минимум 15 процентов своих поступлений вкладывать в производство оригинальной телепродукции и еще минимум 3 процента – в производство французских фильмов.

1989 – в число государственных телепрограмм вошла еще одна – Седьмая, или «Ла сет» (название образуют начальные буквы организации, взявшейся за создание канала, – «Сосьете д'эдисьон де программ де телевизьон»). Эта «европейская культурная сеть» долго ждала своего места на спутниковом ретрансляторе и была обречена на незначительную аудиторию из-за узкой трансляционной базы, а также из-за содержания.

1992 – освободившиеся после краха Пятой программы частоты были отданы новому культурно-просветительному каналу «Артэ», владельцами которого выступают «Ла сет» и немецкие компании АРД и ЦДФ. Канал «Артэ» финансируется из бюджетов этих организаций и за счет государственных ассигнований. С 1995 года днем на ее частотах идут всевозможные передачи и циклы, преследующие цель повысить квалификацию врачей, учителей и т. д.

1992 - телепрограммы А-2 и ФР-3 начали именоваться «Франс-2» и «Франс-3».

 

5. Кабельно-спутниковое ТВ

1982 – правительство опубликовало «План-кабель», согласно которому к 2000 году каждую французскую семью предполагалось подключить к общенациональной волоконно-оптической сети. План провалился: и по причине появления новых эфирных каналов, и по причине своей дороговизны.

Финансированием строительства и эксплуатацией крупных кабельных систем занимается компания «Франс телеком», а выпуском передач – частные компании, с которых «Телеком» взимает почти половину абонентной платы.

Правительство передало под контроль «Канала-плюс» несколько специализированных кабельных программ: документально-информационную «Планет», «Канал Ж» для детей от 2 до 14 лет, «Канал Джимми» («ностальгический» – для развлекательных повторов), «ТВ-спорт». Еще два относительно крупных кабельных тематических канала – «Пари премьер» и «Сине сине».

В Париже из 18 кабельных каналов примерно половина отдана под иностранные программы. Франция отстает от лидеров европейского кабельного ТВ – Бельгии и Голландии – на пару десятилетий, хотя положение в ней лучше, чем в ряде других стран, например в Италии, где кабельного ТВ вообще нет.

Если классифицировать эти каналы по специализации, то к 2000 аудитория могла уже выбирать из 14 киноканалов, 9 музыкальных, 7 документальных, 7 спортивных, 5 молодежных и 10 «прочих» («Игры», «Путешествия», «Комедия», банковские услуги и т. п.). Услугами кабельно-спутникового ТВ стала пользоваться каждая десятая семья. По данным социометрической службы «Медиаметри», 17 процентов французов в конце десятилетия могли принимать не менее 15 программ.

 

В области спутникового ТВ достижения более впечатляющи. Французские ученые и бизнесмены активно участвовали в ряде европейских спутниковых проектов. Страна имеет свой космодром во Французской Гвинее (Южная Америка) и выводит на орбиту всевозможные спутники, в том числе коммуникационные, для собственных нужд и для других государств.

1984 – Париж сформировал межгосударственную франкоязычную спутниковую программу ТВ-5. Такое название она получила вследствие того, что ее владельцами стали три французские компании (ТФ-1, А-2 и ФР-3), а также государственные телеслужбы Бельгии и Швейцарии. Позднее к консорциуму присоединилась Канада, и программа стала выходить в трех вариантах: «ТВ-5 Европа», «ТВ-5 Квебек» и «ТВ-5 Африка» (для 14 франкоговорящих стран континента)., с 1999 – в пяти вариантах. Канал считает своей целью популяризацию французского языка и знакомство международной телеаудитории с культурой и образом жизни франкоязычных стран. Его передачи делятся на «легкие» – для начинающих изучать французский, «промежуточные» и «нормальные» – для тех, кто владеет языком свободно. Соответственно меняется темп речи, лексика, а в случае необходимости передачи снабжаются субтитрами. Дважды в день выходят уроки французского языка, по воскресеньям демонстрируется игра со словарем и т. д. Наибольшую аудиторию ТВ-5 собирает в Англии и Скандинавии, где университеты и школы используют ее сюжеты для улучшения лингвистических знаний студентов и школьников.

1989 – начал работу спутниковый «Канал Франс интернасьональ» – телеэквивалент официального французского радиовещания на зарубежные страны. Он финансируется из государственного бюджета и координирует свою работу с министерством иностранных дел и министерством по делам содружества. Кроме оперативной информации канал предлагает кинофильмы, развлекательные, спортивные и культурно-просветительные передачи. К 1990 году приемное оборудование для передач КФИ было установлено в 24 странах, преимущественно африканских, которые ретранслируют его целыми блоками.

1993 – Париж стал местом пребывания редакции круглосуточного канала «Евроспорт», владельцами которого стали первая программа французского ТВ, «Канал-плюс», Европейский союз радиовещания и крупнейшая американская спортивная кабельно-спутниковая сеть И-эс-пи-эн.

1993 – начал вещание мультилингвистический канал общеевропейской ориентации «Евроновости» со штаб-квартирой в Лионе. Его официальный владелец – Европейский союз радиовещания, канал содержит материалы, поставляемые странами–членами союза, и финансируется ими. Особенностью является отсутствие дикторов и ведущих, что связано с необходимостью давать разный аудиоряд при общем видеоряде. «Евроновости» конкурируют с американским каналом оперативной информации Си-эн-эн и Всемирной телеслужбой Би-би-си.

 

6. Современный этап

В 90-х годах государственное ТВ Франции находилось в полукризисном состоянии. Абонентная плата, составлявшая в 1986-м, перед приватизацией ТФ-1, 541 франк за цветной приемник, к 2000 году поднялась до 751 франка. Однако собираемых средств постоянно не хватало, и руководство «Франс телевизьон», включающей в себя каналы «Франс-2» и «Франс-3», непрерывно расширяло продажу эфирного времени под рекламу. К концу десятилетия реклама стала покрывать половину бюджета государственного ТВ. Впрочем, и этих денег все равно оказывалось недостаточно.

Возрастание выбора не меняет радикально привычек и вкусов массовой французской аудитории. Она по-прежнему верна многожанровым «общим» эфирным программам.

Hosted by uCoz