09. История телевидения Японии

 

 

1. Вне Европы и Северной Америки есть только одна страна, история телевидения которой уходит в довоенный период, – Япония.

1925 – начало телевизионных исследований в Японии. Японцы ориентировались на американцев. Основателем японского телевидения считается перподаватель Высшей технической школы Хамамацу Кендзиро Таканаяги (по совместительству работал и в радиокорпорации Эн-эйч-кей).

1925 – Хидэцугу Яги из императорского университета Тохоку изобрел направленную антенну, которая стала прототипом всех телевизионных антенн в мире (использовалась также в радиолокации).

1926 – Таканаяги получил изображение иероглифа, обозначающего «я», на трубке Брауна.

1927 – при участии Таканаяги создана корпорация Джи-ви-си.

1928 – Таканаяги осуществил экспериментальную передачу человеческого образа с разверткой 40 строк, 14 кадров в секунду.

1930 – лабораторию Таканаяги посещает сам император.

1936 – Таканаяги в университете Васэда строит полностью электронную систему телевидения разрешением 245 строк. Большой интерес у японцев вызвало освещение Олимпийских игр берлинским ТВ. В Японии намеревались последовать немецкому примеру на Олимпиаде-40 в Токио, которая не состоялась из-за Второй японо-китайской войны (перенесена в Хельсинки).

1939 – пробная передача: 12-минутная экспериментальная драма. Было объявлено о скорой продаже относительно дешевых телевизоров производства Джи-ви-си и Тошиба. Но война помешала реализации этих планов: регулярные передачи так и не начались, все силы были брошены на укрепление иновещания с прицелом на Тихоокеанский бассейн и США.

После войны первым делом пришлось восстанавливать радиовещательную корпорацию (Эн-эйч-кей – латинская аббревиатура от Ниппон Хосо Кёкай, Японская вещательная корпорация) и увольнять тех ее сотрудников, кто имел ярко выраженные милитаристские взгляды.

1945 – возобновление радиопередач под контролем американских оккупационных властей.

1950 – принятие закона, который гарантировал свободу слова, не допускал милитаристской и шовинистической пропаганды и способствовал демократизации общественной жизни. Он предусматривал создание смешанной системы вещания – наличие и государственных, и частных радиостанций и телецентров. Был создан государственный орган для выдачи лицензий на частное вещание.

1953 – возобновление телепередач обновленной государственной компании Эн-эйч-кей начались (по американским стандартам).

1953 – выход в эфир первой коммерческой сети «Ниппон телевижн», принадлежащая газете «Иомиури». (В США газетам нельзя получать лицензии на телевещание.) Коммерческая сеть была бы выгодна при наличии нескольких тысяч телеприемников: только тогда можно было бы убедить коммерсантов размещать рекламу. Основатель сети Мацутаро Сёрики сделал «ход конем» – закупил в США большие телевизоры и разместил их в публичных местах. Показы спортивных состязаний, например, собирали огромные толпы, перекрывавшие уличное движение.

1955 – начало передач «Токио бродкастинг систем» (Ти-би-эс).

1959 – начало работы сетей «Асахи» и «Фудзи». Все они принадлежат газетным издательствам, страховым и промышленным группировкам.

 

2. Эн-эйч-кей – самоуправляемая общественная компания, получившая право самостоятельно собирать абонентную плату на свои нужды. Она имеет автономный статус по образцу Би-би-си, что ограждает ее от мелочной опеки государства. Корпорацией управляет совет из 12 директоров, назначаемых премьер-министром из числа авторитетных граждан и утверждаемых обеими палатами парламента. В свою очередь совет директоров выбирает президента корпорации. Ее ежегодный бюджет принимается парламентом.

Эн-эйч-кей обязана заниматься оповещением населения о чрезвычайных ситуациях.

 

3. После войны в Японии насчитывалось всего 800 телевизоров, нередко они устанавливались в витринах магазинов и в ресторанах. Цена их равнялась средней зарплате за несколько месяцев. Тем не менее через пять лет число телесемей превысило один миллион.

1960 – в связи со свадьбой наследного принца впервые была разрешена прямая передача из императорского дворца. Это заранее объявленное событие породило телебум в стране, где обожают императора и пышные зрелища, – в конце года число телевизоров превысило 4 миллиона. Свадьбу освещали 2 тысячи телевизионщиков, 108 камер, передача шла 50 минут, ее посмотрели около 150 тысяч человек.

1960 – первые передачи в цвете.

1985 – в стране было более чем по два телевизора на семью.

Японцы – самые «запойные» телезрители в мире: среднестатистический житель страны проводит у экрана свыше четырех часов в сутки. Одни объясняют это сильной усталостью японцев от работы, а другие – высоким качеством передач.

Самый критический комментарий о телевидении оставил Соичи Охия, популярный писатель и журналист. В своем эссе 1958 года он отметил, что привычка смотреть телевизор подобна «эффекту арахиса». То есть как только вы видите на столе миску с арахисом, вы начинаете автоматически и непрерывно забрасывать его в рот. И, как едят арахис, как только вы включаете телевизор, вы не можете выключить его. В заключение Охия объявил телевидение средством для создания «ста миллионов идиотов». Фраза стала крылатой.

1978 – создан канал «Юниверсити Эйр», продукт совместных усилий Министерства образования и Министерства почты и телекоммуникации. Это университет открытого типа. Он имеет собственные радио- и телестанции, которые передают лекции 18 часов в сутки круглый год. В 1993 45 тысяч человек зарегистрированы как студенты, и, по оценкам, около миллиона граждан слушают и / или смотрят программы, предлагаемые университетом, бесплатно.

 

4. В первое десятилетие вещания происходило размежевание функций между общественным и частным ТВ:

Эн-эйч-кей занималась информацией и просвещением, а также экспериментировала с новой техникой, совершенствовала культурно-просветительное вещание, часто подкрепляя учебные телепередачи радиоуроками и специальными учебниками;

– коммерческие телекомпании дополняли ее программы легкими развлекательными и спортивными передачами, сделанными на американский манер шоу, «домашними драмами» и самурайскими историческими сагами, постепенно уменьшая число образовательных передач, которые поначалу были вменены им в обязанность.

1959 – Эн-эйч-кей создает самостоятельный второй канал – Образовательный, в то время как первая программа, именуемая теперь Общей, ориентируется на оперативное освещение текущих событий и общественно-политические передачи. (Использовать радио для образовательных целей Эн-эйч-кей начала еще в 1931 году.)

Многовековая самобытная культура страны интенсивно вбирала в себя современную американскую технологию, но местные телекомпании покупали в США лишь лучшие кинофильмы и сериалы. Никаких квот и ограничений здесь не существует – просто японцы отдают предпочтение национальным передачам.

Эн-эйч-кей раньше других общественных телекомпаний мира нашла свою нишу. Несмотря на соперничество с сильным частным вещанием, она остается одной из самых мощных и авторитетных телеслужб. Подобно Би-би-си, она обходится без коммерческой рекламы. Доходы – от абонентной платы (в отличие от Би-Би-Си нет штрафов за неуплату) и подписки на дополнительные каналы.

Гибкая политика государства в области информации, направленная на сглаживание противоречий, ограждает общественное вещание от кризисов, характерных для государственных компаний большинства других стран. Эн-эйч-кей не страдает и от конкуренции спутникового и кабельного вещания, а также видео, поскольку сама ими занимается. Еще одна причина стабильного успеха Эн-эйч-кей – ее лидерство в разработках и внедрении новых телевизионных технологий.

 

5. Но так было не всегда.

1964 – токийская Олимпиада, позор японского телевидения. Американцы и европейцы привезли на нее массу съемочного оборудования, у японцев же практически ничего не было. Рядом со стадионом, где проводились игры, зиял огромный котлован: здесь сооружали 23-этажную штаб-квартиру корпорации с двумя 8-этажными крыльями. (В СССР накануне московской Олимпиады построили новый аппаратно-студийный комплекс в Останкине.)

Олимпиада заставила японских инженеров по-новому оценить значение электронной техники, дала толчок к созданию лучшей в мире аппаратуры. Сегодня японские предприятия занимают ведущее положение на мировом видеорынке. Все заводы в США, выпускающие телевизоры, принадлежат японским радиотехническим компаниям.

 

6. 1968 – начало разработки в Японии телевидения высокой четкости (ТВЧ).

1968 – Эн-эйч-кей экспериментирует с прямым спутниковым вещанием для жителей горных и отдаленных районов.

1990 – запуск экспериментальной программы ТВЧ (стандарт развертки – 1125 строк при экране 3:5).

1987 – Эн-эйч-кей имеет две спутниковые программы НТВ.

1995 – в Японии насчитывалось около 12 миллионов спутниковых тарелок.

1990 – усилиями «Марубени», «Мицукоси» и других частных фирм для японцев, живущих за пределами страны, ведет передачи спутниковый канал «Джапан саттелайт телевижн». В его программе информационные и развлекательные передачи, фильмы, спортивные репортажи и сериалы на родном языке, уроки английского и немецкого, а также реклама. Сегодня лишь немногие страны могут позволить себе специальный спутниковый канал для соотечественников за рубежом.

2000 – в Японии 120 станций кабельного телевидения, которые дают возможность смотреть 30 каналов.

Глобализация телевидения.

Hosted by uCoz