11. Телевидение СССР. Этап развития: 1960-70-е годы

 

 

1. Развитие материально-технической базы

1956 – вышла в эфир вторая (московская) телепрограмма.

1965 – вышла в эфир третья (учебная) программа.

1952 – открытие телецентра в Киеве.

1955 – открытие телецентров в Риге, Харькове, Свердловске.

Конец 1950-х – на территории СССР насчитывалось около 60 программных студий.

1960 – начало работы телецентра в Кургане.

1961 – первую московскую программу стали принимать в Ленинграде.

1961 – Европа впервые увидела прямую трансляцию из Москвы: репортаж о торжественной встрече первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина. Сигнал из Москвы по кабелю поступал в Ленинград, оттуда – в Финляндию и далее по каналам Евровидения распространялся на другие страны.

Советский Союз с его огромной территорией был одним из первых государств, наладивших использование спутников связи для телевизионного вещания.

1965 – запущен ИСЗ «Молния-1». Эксперимент по ретрансляции сигнала из Москвы на Дальний Восток.

К 1967-му – введены в эксплуатацию первые 20 наземных станций спутниковой системы связи «Орбита». Система охватывала все 11 часовых поясов страны – от Калининграда до Камчатки. Позднее появились более экономичные системы «Экран» и «Москва».

К сожалению, по политическим мотивам советское ТВ выбрало тупиковую систему цветного вещания СЕКАМ. Этот выбор стал одной из причин упадка как французской, так и советской телевизионной промышленности. СССР отгородился ею от «большого телевизионного мира».

Ноябрь 1967 года – сдан в эксплуатацию новый московский телевизионный центр в Останкине. Он имеет самую высокую телебашню в Европе – 540 метров (выше ее только телебашня в канадском Торонто – 553 метра).

1 января 1976 года – Останкино ведёт передачи на восьми каналах: помимо четырёх основных программ ещё четыре дубля Первой программы по спутниковой системе «Орбита» передаются специально для восточных территорий СССР с временным сдвигом +2, +4, +6 и +8 часов («Орбита-1,-2,-3,-4»). Так, первый выпуск программы «Время» по системе «Орбита-1» выходил в эфир в 12:30 московского времени. Спутниковая система «Экран», заработавшая 26 октября 1976 года, позволяет принимать передачи ЦТ на приёмники коллективного пользования в населённых пунктах Сибири и Крайнего Севера.

1967 – начало регулярного вещания в цвете.

С 1 января 1977 года все программы ЦТ вещают в цвете.

 

На территории СССР была создана самая крупная в мире система телевизионного и радиовещания, включавшая 160 программных радиотелецентров, более 18000 телевизионных и 1200 радиопередатчиков, 10 спутников и 500 тысяч километров наземных линий связи. Она обеспечивала почти полный охват населения на территории страны двумя телевизионными и тремя радиопрограммами из Москвы. В каждой из союзных республик (кроме России) существовала также программа, вещавшая на местном и русском языках.

 

2. Обслуживание пропаганды

Советские пресса, радио и телевидение официально именовались «средствами массовой информации и пропаганды», информационные и развлекательные передачи воспринимались под углом их пропагандистского предназначения. Роль вещания в СССР на последнем этапе его существования была сформулирована тогдашним главным идеологом Политбюро ЦК КПСС Е.К. Лигачевым: «Все телевизионные и радиопередачи должны быть подчинены одной цели – разъяснению и претворению политики партии». Тотальный политический контроль над вещанием оправдывался целью «повседневного политического, культурного и эстетического воспитания населения». Председателя Гостелерадио назначало Политбюро, руководство ЦК следило за кадровыми перемещениями на вершине вещательной пирамиды и за содержанием программ, особенно информационных и публицистических.

1952 – установилась традиция: каждую субботу показывать киножурнал «Новости дня».

1956 – Центральная студия телевидения нерегулярно, но обычно в конце вещательного дня стала повторять в дикторском исполнении «Последние известия», прозвучавшие по радио. Позднее эти новости стали дополняться двумя-тремя сюжетами, снятыми операторами специально для ТВ. Тем не менее вплоть до 1960 года первые пять минут «Последних известий» представляли собой сокращенный выпуск радионовостей в чтении теледиктора. Размежевание с радио заставило переименовать выпуски информации в «Телевизионные новости» («ТН»).

1968-м – выход программы «Время». Эта главная пропагандистская передача собирала рекордную аудиторию – до 150 млн. человек ежедневно – благодаря не столько каким-то своим достоинствам, сколько программированию. Она выходила в эфир в 21.00, и так как ее были обязаны дублировать все каналы, то у зрителей просто не было никакого выбора. Хотя к тому времени во многих странах уже был накоплен опыт представления информации звездами журналистики – ведущими, официальная стилистика передачи требовала присутствия в ней дикторов, которые поочередно зачитывали текст с листа, бесстрастно озвучивая агитационно-пропагандистские материалы. Существенную часть «Времени» занимала официальная некомментированная хроника: приезды и отъезды руководителей партии и государства, встречи на высшем уровне, многочисленные заседания. Порой слово предоставлялось передовикам производства, видным деятелям науки и культуры – в основном для того, чтобы они могли поблагодарить с экрана партию и правительство за «отеческую заботу» о них. Значительная часть программы посвящалась рассказу об успехах социалистического содружества и бедственному положению трудящихся в мире капитала. В зависимости от очередной пропагандистской кампании акцентировки могли меняться, но все материалы имели тенденциозную двухцветную окраску – «у них и у нас» и подавались сухим, казенным языком.

Идеологизация распространялась не только на информацию, но и на развлекательные и культурно-просветительные передачи. Партийные руководители не упускали случая подчеркнуть, что ТВ использовало еще не все резервы для «морального и эстетического воспитания трудящихся». В ответ на эти призывы «голубой экран» предлагал зрителям такие претенциозные эпопеи, как «Летопись полувека», «Правда о великом народе», циклы о Ленине. Телефильмы воспевали «человека труда» и подчеркивали преимущества советского образа жизни. На экране отсутствовали многие жанры, давно вошедшие в обиход мирового телевидения: мыльные оперы, ток-шоу, триллеры и т. п. Зритель был огражден от мирового кинопроцесса, в лучшем случае он мог составить некоторое представление о зарубежном кино по отрывкам из «Кинопанорамы». Интересные советские киноленты лежали на полке, предпочтение отдавалось фильмам о рабочем классе и историко-революционным, как бы топорно они ни были сработаны. На этом сером фоне демонстрация удачных отечественных сериалов («Семнадцать мгновений весны») или редких зарубежных постановок («Сага о Форсайтах») воспринималась как событие, о котором «все говорили».

 

На волне хрущевской оттепели в самом начале 60-х появились передачи, выпадавшие из этого общего ряда. Важной вехой в становлении экранной публицистики было еженедельное обозрение Ю. Фокина «Эстафета новостей». Это были неотрепетированные беседы известных людей с ведущим, иногда сопровождаемые специально снятыми кинокадрами. Зрителей подкупала именно импровизационность, спонтанность передачи. Рубрика выбивалась из общей стилистики, когда все, от генерального секретаря партии до передовика производства, говорили по бумажке. Разумеется, «живые» передачи с идеологической точки зрения таили опасность своей непредсказуемостью и по мере внедрения студийных видеомагнитофонов подвергались цензурной правке в записи.

В 1961 году впервые вышла в эфир популярнейшая передача «Клуб веселых и находчивых», или «КВН». Это были построенные на импровизации состязания в эрудиции и остроумии команд, состоявших из студентов вуза или представителей какого-то предприятия или города. (Позднее такая же популярность выпала на долю игры эрудитов «Что? Где? Когда?»)

На застойном этапе отечественной истории наибольшего успеха достигли авторы передач, носивших образовательный уклон, – «Клуб кинопутешествий», «В мире животных», «Очевидное – невероятное», «Кинопанорама». Выбор зрителя был невелик, и любая рубрика, более или менее свободная от идеологической зашоренности, могла рассчитывать на гарантированную массовую аудиторию, особенно если ее создавали яркие талантливые личности.

 

3. Гостелерадио СССР

1964-1970 – Николай Николаевич Месяцев – председатель Гостелерадио СССР. Стоял у истоков создания в стране Общесоюзного телевизионного центра в Останкино. После завершения строительства телецентра под руководством Месяцева была разработана и осуществлена концепция единого многопрограммного телерадиовещания с подачей телевизионного сигнала с помощью космических спутников связи на районы Сибири и Дальнего Востока. Месяцев многое сделал, чтобы повысить качество вещания для различных слоев и возрастных групп населения, предпринимал усилия по развитию обратной связи со зрителями и слушателями. В своей работе он делал упор на творческий подход, содержательность передач. Советский Союз стал могучей телевизионной державой. Принимал непосредственное участие в создании ряда телевизионных и радиопрограмм, в частности 50-серийного фильма «Летопись полувека», «Минута молчания» (памяти павших) и многих других. Был смещен с должности Л. И. Брежневым как член группировки «комсомольцев» А. Н. Шелепина.

1970-1985 – Сергей Георгиевич Лапин – председатель Гостелерадио СССР. 1970-1980 – время глобальной реорганизации, политической и технологической перестройки системы ЦТ СССР. К Московской олимпиаде был введён в эксплуатацию новый телецентр ОТРК (Олимпийский телерадиокомплекс), после чего телецентр в Останкино стал одним из крупнейших в мире на тот момент. Во второй половине 1970-х годов к спутнику «Молния» прибавились спутники «Радуга», «Экран» и «Горизонт», существенно увеличившие возможность космической телевизионной трансляции. С именем Лапина связано введение более жёсткой, чем в годы «оттепели», цензуры на радио и телевидении. Многие передачи и фильмы подвергались серьезной правке, порой отменялись целиком. Тщательной проверке на предмет идеологической «чистоты» подвергались развлекательные и эстрадные передачи. Была введена система обоснованных запретов. Лапин не разрешал, к примеру, на экране телевизора появляться людям с бородами. Мужчинам-ведущим было запрещено выходить в эфир без галстука и пиджака. Женщинам не разрешалось носить брюки. Антисемитизм (Вадим Мулерман, Валерий Ободзинский (который евреем не являлся), Майя Кристалинская, Аида Ведищева, Лариса Мондрус, Эмиль Горовец, Нина Бродская)ри этом в характере Сергея Лапина уживались образцовая эрудиция и глубокие познания в литературе и искусстве. С 5 июля 1978 года — председатель новообразованного Гостелерадио СССР. Со смертью Брежнева карьера Лапина не закончилась, однако с приходом к власти М.С. Горбачева его отправили на пенсию.

 

Трансляция телепередач в рабочие дни начиналась в 6:00 (в 1970-е – в 8:00) и продолжалась до 13:00, затем был перерыв до 16:00 в течение которого транслировался сигнал точного времени в виде стрелочных часов (по «Второй программе» транслировалась настроечная таблица). Вечерний эфир продолжался до 23:00 иногда до 00:00. В конце вещания несколько минут транслировалось мигающее напоминание — финальный сигнал, знаменующий окончание эфира с надписью «Не забудьте выключить телевизор», сопровождавшееся громким прерывистым звуковым сигналом.

 

Hosted by uCoz