01. Генезис новостной журналистики

01. Генезис новостной журналистики

 

 

1. Один из вариантов выделения подходов к журналистике (по Марку Григоряну):

а) журналистика факта:

- факт важнее комментария, потому что читатель сам способен сделать выводы;

- журналист предъявляет читателю факты;

- журналист апеллирует к разуму читателя;

- журналист стремится оставаться нейтральным;

б) журналистика мнения:

- комментарий не менее важен, чем факт, а иногда даже важнее, потому что именно он воспитывает и образовывает читателя;

- журналист пробует сказать читателю "правду";

- журналист апеллирует к чувствам, эмоциям читателя;

- журналист становится на одну из сторон конфликта.

 

 

2. Новостная журналистика (по Максиму Николаевичу Киму) - сфера информационной деятельности журналиста:

- где «самоочевидность факта» (термин Марины Игоревны Шостак) важнее, чем его интерпретация или анализ;

- где решающую роль играют не языковые изыски журналиста, а скорость обработки и передачи информации;

- где за счет осколочных на первый взгляд новостей создается неповторимая информационная картина дня;

- где объективность и беспристрастность в освещении событий - не требование, а профессиональная необходимость;

- где умение репортера распознавать важные и общественно-значимые события и его способность своевременно доносить их до массовой аудитории ценятся превыше всего.

Короче,

новостная журналистика – это искусство трансляции информации без фактических искажений.

Девиз новостной журналистики: читатель/зритель/слушатель способен сам сделать вывод из совокупности фактов.

 

 

3. Редактор "The Times", Лондон, 1852:

Первая обязанность прессы – добывать самые свежие и самые точные сведения о происходящих событиях и немедля публиковать их, чтобы они стали достоянием всей нации. Стремясь к достижению этих целей, хорошие журналисты могут сослужить обществу большую службу, нежели самые усердные чиновники - ведь они верны не правительствам, а гражданам. Они вооружают людей информацией. Вот потому-то правительства и власть имущие стараются помешать им, заставить замолчать и навешивают на них ярлыки "подрывных элементов". Они такие и есть.

Их работа подрывает власть тех, кто лишает общество информации.

 

 

4. Зачем людям новости? Есть несколько подходов:

- удовлетворение врождённой потребности в информации (любопытства?);

- просвещение;

- помощь в формировании плана действий (ориентировочная функция);

- наряду с «оценочной» журналистикой – формирование определённого поведения (безопасного, общественно значимого и т.п.) (воспитательная и интеграционная функция).

 

 

5. Из истории:

- Американцы считают развитие новостной журналистики своей заслугой. Во многом это так, но следует помнить, что первая русская газета «Ведомости», по сути, была новостным изданием, сообщала о фактах и событиях.

- В XVIII и первой половине XIX вв. газеты обычно отражали точку зрения издателя, и использовались для пропаганды определённых взглядов.

- Постепенно с ростом газетного производства они из рупора конкретных взглядов стали каналами информации. Плюс - развивались телеграфные агентства, которые снабжали материалами всех и спровоцировали отход от доминирования личных оценок в газетах.

- С ростом влияния научных открытий и развитием реализма в художественной литературе в обществе установился культ факта.

- Газеты стали практиковать «перевёрнутую пирамиду», в которой факты ранжировались не хронологически или логически, а по существенности.

- Во второй половине XIX – первой половине XX в. американские газеты постепенно ограничили выражение мнений редакционными статьями и специальными «полосами мнений», исключив личные оценки из информационных материалов.

- В определённые периоды происходили вспышки сенсационности. Сенсации, как правило, ориентированы на ключевые инстинкты человека: самосохранения, размножения, добывания пищи и т.п.

- Новые способы повышения уровня популярности издания широко использовали Джозеф Пулитцер (The New York World») и Уильям Рэндольф Хёрст (The San Francisco Examiner, New York Journal и др.) в начале XX в. Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному освещению интересных фактов, но и благодаря практике создания так называемых «human-interest stories» — газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий».

Сначала Пулитцер, а затем и Херст использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу.

- Такой стиль журналистики начал эксплуатировать в Лондоне Альфред Хармсуорт. В 1896 г. он начал издавать Daily Mail. В 1903 г. Хармсуорт создал первый таблоид Daily Mirror – малоформатная газета для масс, которую удобно читать не за столом, а на бульваре, в подземке, и чьи страницы были заполнены криминальной и скандальной хроникой.

- Развивалась и серьёзная репортажная журналистика. Этому способствовало широкое применение фотографий с 1887 г.

 

 

6. Традиционно в прессе Европы в XIX в. преобладали комментарий, полемика и публицистика - там, где победе капитализма предшествовала длительная политическая борьба.

В США в концу XIX в. пресса рассматривалась как средство распространения не идей, а новостей: читатель сделает вывод сам. Постепенно происходит американизация СМИ и развитие новостной журналистики:

- увеличивается информационная насыщенность текста,

- пресса быстрее реагирует на событие;

- не одобряется открытое выражение взглядов в новостной журналистике.

И всё же европейская журналистика сохраняет стремление вносить элементы анализа и комментария, компонентов публицистики в информационные тексты.