01. Генезис новостной журналистики
1. Один из вариантов выделения подходов к журналистике (по Марку Григоряну):
а) журналистика факта:
- факт важнее комментария, потому что читатель сам способен сделать выводы;
- журналист предъявляет читателю факты;
- журналист апеллирует к разуму читателя;
- журналист стремится оставаться нейтральным;
б) журналистика мнения:
- комментарий не менее важен, чем факт, а иногда даже важнее, потому что именно он воспитывает и образовывает читателя;
- журналист пробует сказать читателю "правду";
- журналист апеллирует к чувствам, эмоциям читателя;
- журналист становится на одну из сторон конфликта.
2. Новостная журналистика (по Максиму Николаевичу Киму) - сфера информационной деятельности журналиста:
- где «самоочевидность факта» (термин Марины Игоревны Шостак) важнее, чем его интерпретация или анализ;
- где решающую роль играют не языковые изыски журналиста, а скорость обработки и передачи информации;
- где за счет осколочных на первый взгляд новостей создается неповторимая информационная картина дня;
- где объективность и беспристрастность в освещении событий - не требование, а профессиональная необходимость;
- где умение репортера распознавать важные и общественно-значимые события и его способность своевременно доносить их до массовой аудитории ценятся превыше всего.
Короче,
новостная журналистика – это
искусство трансляции информации без фактических искажений.
Девиз новостной журналистики:
читатель/зритель/слушатель способен сам сделать вывод из совокупности фактов.
3. Редактор "The Times", Лондон, 1852:
Первая обязанность прессы – добывать
самые свежие и самые точные сведения о происходящих событиях и немедля
публиковать их, чтобы они стали достоянием всей нации.
Стремясь к достижению этих
целей, хорошие журналисты могут сослужить обществу большую службу, нежели самые
усердные чиновники - ведь они верны не правительствам, а гражданам. Они
вооружают людей
информацией. Вот потому-то правительства и власть имущие стараются помешать им,
заставить замолчать и навешивают на них ярлыки "подрывных элементов". Они такие
и есть.
Их работа подрывает власть тех, кто
лишает общество информации.
4. Зачем людям новости? Есть несколько подходов:
- удовлетворение врождённой потребности в информации (любопытства?);
- просвещение;
- помощь в формировании плана действий (ориентировочная функция);
- наряду с «оценочной» журналистикой – формирование определённого поведения (безопасного, общественно значимого и т.п.) (воспитательная и интеграционная функция).
5. Из истории:
- Американцы считают развитие новостной журналистики своей заслугой. Во многом это так, но следует помнить, что первая русская газета «Ведомости», по сути, была новостным изданием, сообщала о фактах и событиях.
- В XVIII и первой половине XIX вв. газеты обычно отражали точку зрения издателя, и использовались для пропаганды определённых взглядов.
- Постепенно с ростом газетного производства они из рупора конкретных взглядов стали каналами информации. Плюс - развивались телеграфные агентства, которые снабжали материалами всех и спровоцировали отход от доминирования личных оценок в газетах.
- С ростом влияния научных открытий и развитием реализма в художественной литературе в обществе установился культ факта.
- Газеты стали практиковать «перевёрнутую пирамиду», в которой факты ранжировались не хронологически или логически, а по существенности.
- Во второй половине XIX – первой половине XX в. американские газеты постепенно ограничили выражение мнений редакционными статьями и специальными «полосами мнений», исключив личные оценки из информационных материалов.
- В определённые периоды происходили вспышки сенсационности. Сенсации, как правило, ориентированы на ключевые инстинкты человека: самосохранения, размножения, добывания пищи и т.п.
- Новые способы повышения уровня популярности издания широко использовали Джозеф Пулитцер (The New York World») и Уильям Рэндольф Хёрст (The San Francisco Examiner, New York Journal и др.) в начале XX в. Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному освещению интересных фактов, но и благодаря практике создания так называемых «human-interest stories» — газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий».
Сначала Пулитцер, а затем и Херст использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу.
- Такой стиль журналистики начал
эксплуатировать в Лондоне Альфред Хармсуорт. В
- Развивалась и серьёзная
репортажная журналистика. Этому способствовало широкое применение фотографий с
6. Традиционно в прессе Европы в XIX в. преобладали комментарий, полемика и публицистика - там, где победе капитализма предшествовала длительная политическая борьба.
В США в концу XIX в. пресса рассматривалась как средство распространения не идей, а новостей: читатель сделает вывод сам. Постепенно происходит американизация СМИ и развитие новостной журналистики:
- увеличивается информационная насыщенность текста,
- пресса быстрее реагирует на событие;
- не одобряется открытое выражение взглядов в новостной журналистике.
И всё же европейская журналистика сохраняет стремление вносить элементы анализа и комментария, компонентов публицистики в информационные тексты.