02. Новость

02. Новость

 

 

 

1. В теории журналистики существует определённая терминологическая путаница: аналитики смешивают понятия «новость», «сообщение», «информация», «информационный повод». Возможно, для практика это не особо существенно, но всё же следует разграничить эти понятия.

 

 

2. Новость - сообщение о чем-то новом, явлении или событии, которое произошло совсем недавно.

Есть альтернативные определения:

- момент изменения действительности

- факт, событие, явление или проблема, к которым стоит привлечь внимание.

По Мелвину Менчеру, автору популярных в США учебников журналистики, новости - это:

- важная информация, необходимая людям для принятия решений, которые касаются их жизни;

- интересная информация: отклонения от естественного хода событий.

Пожалуй, самое оригинальное из определений новостей принадлежит перу бывшего редактора "Нью-Йорк Сан" Чарльза Дана: "Новость - это всё, что заставляет людей беседовать друг с другом..."

Есть редакторы, которые заявляют: «Новости – это то, что я считаю новостями».

По идее, главное свойство новости – новизна. Однако авторы всех этих определений вскрывают свои аспекты такого явления, как «новость».

 

 

3. Где взять новости?

Существуют новости первого, второго и третьего порядков:

1) сообщения создателей событий: организаций, предприятий (как правило, их пресс-служб и сайтов) и конкретных людей;

2) сообщения информационных агентств, которые специализируются на сборе и передаче новостей;

3) сообщения средств массовой информации, которые пользуются услугами информационных агентств, например, информационных служб теле- и радиокомпаний.

ТРК и газеты используют «вторичные» новости, но при этом стремятся всё-таки получать «первичные». (Пример – обострение внимания ВГТРК к новостному контенту региональных филиалов.)

К этому их вынуждает:

- необходимость платить информационным агентствам,

- конкуренция с другими ТРК и газетами.

Для этого используют:

- создание собственной сети информаторов и стимулирование за ценные новости и фотовидеоматериалы;

- развитие собственной наблюдательности (и умение вплести малозначимый факт в систему событий, выйти на обобщение, чтобы получить более весомую новость, возможно, с элементами аналитики);

- систему «бит» (beat – англ. дозор, обход): создание каждым репортёром круга общения, который служит источником новостей.

 

Упражнение 1. Какие места следует обойти и обзвонить хорошему репортёру в надежде, что они окажутся «рыбными»?

 

Как правило, это оказываются:

- суд, полиция;

- контролирующие органы;

- органы власти;

- образовательные учреждения;

- общественные объединения граждан;

- …

Американцы отмечают: контакты нужно регулярно поддерживать: поздравлять с праздниками, днями рождения и т.п.

Важное замечание: не следует устанавливать с источниками слишком тесные дружеские отношения. Почему?

 

 

4. Классификация новостей

По содержанию:

- «жёсткие» (на серьезные темы, о происшествиях плюс экстренные новости);

- «мягкие» (сообщения более развлекательного характера, которые обращаются прежде всего к чувствам, а не к интеллекту).

 

Упражнение 1. Придумать по 15 «жёстких» и «мягких» новостей.

 

По тематике.

По объекту рассмотрения:

- о событии,

- о процессе, явлении (часто подразумевает элементы анализа).

 

 

5. Информационное сообщение – текст, который содержит информацию, предназначенную для доведения её до потребителя.

Поводом для создания информационного сообщения является информационный повод.

По манере подачи сообщения условно делятся на:

- ньюс стори (стандартная информационная заметка);

- фиче, или фичер, или даже фичерз (англ. feature — особенность, необычное свойство, «фишка» ) - новость в литературном обрамлении. (Александр Колесниченко относит фиче к жанрам выделяемой им «эмоциональной журналистики» - история, в отличие от репортажа написанная от третьего лица, но также дающая возможность пережить событие).

 

 

6. Информационный повод – это объект, целенаправленно используемый субъектом информационного процесса для внесения информации в информационное пространство.

Существуют разные подходы к определению признаков информационного повода:

А.

- Наличие главного героя.

- Яркость события.

- Однозначность интерпретации события.

Б.

- Воздействие. Событие интереснее, если его последствия скажутся на большом количестве людей.

- Знаменитости. Нам свойственно любопытство. Интересна информация об известных, знаменитых людях, об их работе, повседневной жизни, увлечениях.

- Необычное. События или люди, не вписывающиеся в обыденность, чем-то выделяющиеся, странные или экстраординарные всегда интересны для читателей.

 

Упражнение 2. Работа со списком новостей.

 

Упражнение 3. Работа с новостями.

 

В (наш вариант).

- Ново. (На телевидении новизна сохраняется один день, а то и несколько часов.)
- Важно. (На жизнь какого числа людей может повлиять событие.)
- Интересно. (Насколько данное событие выделяется из обыденности.)

 

 

7. Новость можно сделать даже из информации, которая, казалось бы, не является новой. Есть приём, который американцы называют «update» - осовременивание, освежение новости.

 

Упражнение 3. Какие варианты «апдейта» можно придумать?

 

Варианты:

- найти новый аспект («в состоянии охранника, которого накануне ранили при ограблении банка, наметилось улучшение…»);

- ухватиться за продолжение истории;

- взять новый, актуальный комментарий;

- «подтянуть» к дате;

- найти новые сведения, которые «разворачивают» новость в новое русло (на месте новостройки был химический склад);

- …

 

 

8. Чтобы усилить новостной элемент сообщения, нужно употреблять необходимые слова. В зависимости от ситуации это могут быть: «первый», «впервые», «новый», «вновь», «как стало известно сегодня», «самый большой», «самый маленький» и т.д. Следует избегать употребления слов типа: «очередной», «в прошлом году», «в который раз», «традиционно» и т. д.

Если событие действительно традиционное, нужно понять, чем оно отличается от предыдущих.