05. Информационное сообщение

05. Информационное сообщение

 

 

1. Информационное сообщение – относительно короткий текст, который содержит информацию о событии, являющуюся новостью для аудитории.

Поводом для создания информационного сообщения является информационный повод.

 

 

2. Размещая информационные сообщения в определенном порядке и давая их определенным объемом (большим или меньшим), СМИ тем самым ранжируют эти сообщения по важности, значимости и таким образом дают своей аудитории информационную картину дня. Она, в свою очередь, зависит от редакционной политики.

 

 

3. Кто что сделал, где. когда, как, зачем и почему?

 

Шестерка бравых слуг моих
Заткнет за пояс сто.
Зовут их «Как» и «Почему»,
«Где», «Кто», «Когда» и «Что».
      

 

I keep six honest serving-men
(They taught me all I knew);
Their names are What and Why, and When,
And How, and Where, and Who.

 

(Редьярд Киплинг)

 

Упражнение 1. Написать информационное сообщение на произвольную тему.

 

 

4. Третьяков: сложное событие приходится описывать в виде усложнённого информационного сообщения. 

Оно содержит как минимум два, как максимум три содержательных пласта.

Собственно информация о том, что произошло: голое перечисление фактов и значимых деталей.

Первичный объективный комментарий - то есть введение данного события в ряд других, случившихся ранее, аналогичных или противоречащих данному («только вчера эти две страны подписали соглашение о перемирии, а сегодня возобновили военные действия»).

Вторичный объективный комментарий - это прогноз вариантов развития событий; предположения об участниках, причинах или виновниках случившегося.

Кроме того, в сложных информациях мы часто видим и кратчайший субъективный комментарий - в виде краткой оценки какого-либо участника события, свидетеля, эксперта или самого автора информации или редакции (нынешние новости об Украине).

 

 

Колесниченко: расширенная новостная заметка состоит из ядра, деталей и бэкграунда:

- ядро всегда находится в начале заметки и содержит основную информацию о событии. Это могут быть ответы как на все шесть вопросов, так и на часть из них с добавлением ответа на вопрос «Ну и что?» (значимость новости для читателей). Новостную заметку начинают с ответа на вопрос «Ну и что?» в тех случаях, когда в чистом виде новость трудна для восприятия. Например, статьи о научных открытиях или о принятых парламентом новых законах лучше начинать не с сути этих открытий и законов, а с того, насколько они изменят нашу жизнь;

- детали включают в себя подробный рассказ о событии и обстоятельствах вокруг него;

- бэкграунд - это дополнительная информация, напрямую не связанная с событием, однако позволяющая глубже понять его смысл. Обычно в качестве бэкграунда приводятся сообщения об аналогичных событиях и статистические данные. Например, для статьи про авиакатастрофу бэкграундом будет информация о том, как часто терпели катастрофу самолеты данной модели и данной авиакомпании, как часто это происходило в том же районе и по аналогичной причине, какие выплаты положены семьям погибших в авиакатастрофе, что собираются предпринять авиаторы для повышения безопасности полетов.

 

 

5. Параметры и факторы ньюс-стори по Марку Григоряну

Параметры:

- воздействие (событие интереснее, если его последствия скажутся на большом количестве людей);

- знаменитости (интересна информация об известных, знаменитых людях, об их работе, повседневной жизни, увлечениях);

- необычное (события или люди, не вписывающиеся в обыденность, чем-то выделяющиеся, странные или экстраординарные).  

Факторы, благодаря которым события становятся достаточно интересными:

- конфликт,

- близость в пространстве,

- близость во времени.

 

Упражнение 2. Работа с новостями.

 

 

5. Проверка фактов

 

Институт освещения войны и мира (IWPR) предлагает пользоваться правилом «двух источников»: чтобы подтвердить любую информацию, нужно использовать два независимых друг от друга источника.

«Независимые друг от друга» значит, что:

- источник А получил свою информацию не от источника В;

- источники А и В не получили информацию из рук одного и того же источника С. Убедитесь в том, что и А, и В - первоисточники, и не считайте что-то «фактом», пока это не подтверждено двумя независимыми источниками.