06. Функции и принципы молодежного (детского) объединения

 

 

1. Функции и принципы жизнедеятельности молодежного (детского) общественного объединения

Перечень функций МДОО, которые выделяют разные исследователи, отличаются. Это зависит от позиций, занимаемых авторами, их профессиональной направленности и других обстоятельств. Выберем основные.

Главная функция – это социализация молодого поколения, то есть, имеет смысл еще раз повторить, усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Кроме этого МДОО способствует:

а) широкому разностороннему включению личности в систему общественных отношений (деятельностный аспект в отличие от «интродуктивного», заложенного в понятии социализации; не только знать и уметь, но и делать);

б) организации жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию, возрастным особенностям (развивающая функция, в том числе и удовлетворение психологических потребностей личности, о которых мы уже говорили);

в) защите прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды (следует отметить 1) возможность представительства интересов возрастной когорты в органах власти и структурах гражданского общества, а также 2) возможность изучения общественных настроений в молодежной социальной прослойке и 3) организации совместных действий в защиту своих прав (молодежные профсоюзы и т.п.) – социальная функция);

г) корректировке различных влияний на личность и личностных проявлений (актуализация значимых интересов, умений, противопоставление негативным стремлениям увлекательного образа совместной жизнедеятельности, его нравственных ценностей – воспитательная функция);

д) можно говорить об усвоении знаний, умений и навыков, которые могут стать основой для профессиональной ориентации молодого человека (образовательная функция).

 

 

2. В современном демократическом обществе молодежные и детские объединения, являясь институтом социализации, в большинстве случаев рассматриваются как средство развития личности, а не как средство манипуляции личностью (впрочем, не следует обольщаться собственно демократией как типом политического режима, значение манипуляции в нем не меньше, а может, и больше, чем при тоталитарном и авторитарном). И тем не менее, цель педагога-гуманиста – развитие личности молодого человека.

Развитие личности будет позитивным только в развивающемся общественном объединении. Диалектическая взаимосвязь этих процессов обусловливает основные принципы жизнедеятельности объединения:

социализации, предусматривающий непрерывность и открытость освоения ребенком социального опыта, включения объединения в широкие социальные связи, определения своего места в социальной среде;

гуманизации, признающей личность и само объединение как самоценность;

гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей;

демократизации, гарантирующей личности осуществление ее прав и ответственности в деятельности объединения и реализацию прав и обязанностей объединения в государстве и обществе;

индивидуализации, предполагающей учет и развитие индивидуальности личности и становления непохожести объединения;

сотрудничества, обусловливающего субъект-субъектные отношения в объединении и такую же форму взаимодействия объединения с государственными и общественными структурами;

субъект-субъектный тип отношений означает, что человек должен считать субъектом, т.е. самостоя­тельной, свободной, активной личностью не только себя, но и своего партнера по общению или отношениям. Субъект-субъ­ектные отношения – это взаимоотношения равных, в отличие от субъект-объектных, т.е. таких, когда один чело­век считает субъектом только себя, а других – объектами, т.е. существами, которых можно использовать без учета их инте­ресов и потребностей как неодушевленные предметы для до­стижения своих и только своих целей.

(Вспомнить «особую позицию взрослого» и «особенности положения подростка» в МДОО как институте социализации.)

интеграции, требующей объединения и использования творческих потенциалов всех членов общественного формирования и благоприятных “внешних” воспитательных влияний.

 

Жизнедеятельность объединения, построенная на этих принципах, выдвигает необходимость обеспечения в процессе ее организации последовательности и взаимосвязи диагностики, программирования, организации деятельности, ее анализа и коррекции. Направленность на развитие личности как целевая установка деятельности общественных объединений требует его ориентации не только на сегодняшний день детей и взрослых, но и хорошего знания и учета их “вчера” и возможного “завтра” с позиций индивидуальных и возрастных возможностей, социальной ситуации…

 

Пример. Пионерская организация с коммунистической идеологией в современном обществе: инструмент манипуляции политиков за счет социализации детей (ориентирована не на будущее, а на прошлое).

 

 

Читаем в библиотеке:

«Я» становится богаче. (Концепция развития личности в детском объединении)

 

 

 

Вверх

 

Hosted by uCoz