07. Организационная (корпоративная) культура общественного объединения

 

 

0. Корпоративная (организационная) культура молодежного, детского общественного объединения – не только отличительный признак этого объединения, но и мощный инструмент влияния – как лидеров на членов, так и в целом объединения на окружающий социум.

 

 

1. Культура (от лат. cultura – возделывание) – совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности:
- отражающая определенный уровень развития общества и человека;
- воплощенная в предметных, материальных носителях; и
- передаваемая последующим поколениям.

Культура – совокупность созданного людьми в разных сферах жизни. В социальной жизни культура отражается в языке, поведении, символах, ритуалах, мифах, особенностях отношений, что отличает одни группы людей от других.

Организационная (корпоративная) культура – особенности культуры данного сообщества, корпорации, объединения.

Организационная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации.

Это организационная подсистема, выполняющая функции:

- адаптации объединения в окружающей среде: объединение заявляет о себе и своих целях и ценностях, занимая определенную нишу в общественной жизни и вербуя сторонников;

- идентификации его членов: они отличают себя от нечленов и могут ощущать свое единство.

 

Шейн / Шайн (Schein) Эдгар (род. 1928), американский психолог швейцарского происхождения. Специалист в области психологического консультирования, промышленной психологии, психологии личности и социальной психологии, психологического изучения социальных проблем. Один из основоположников организационной психологии. Занимался научными исследованиями в самых разных областях, пытаясь прояснить взаимоотношения между индивидуумом и организацией. Его ранние исследования были основаны на наблюдении за идеологическим поведением китайских коммунистов во время Корейской войны и изучением методик "промывания мозгов" корейским и китайским военнопленным. Затем он обратился к проблеме организационных структур и показал, что используемые в менеджменте методы социализации очень напоминают идеологическое внушение. Самая известная книга - «Организационная культура и лидерство». Под оргкультурой в данной работе Шейн понимает "паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия названных проблем".

Ханди / Хэнди (Handy) Чарльз (род. 1932), британский социолог. Работал исполнительным менеджером в нефтегазовой компании, затем экономистом в компании Shell; получил звание профессора по развитию бизнеса и преподавал в Лондонской бизнес-школе. Он — автор супербестселлеров, посвященных управлению корпорациями и влиянию на них изменений окружающей среды бизнеса.

 

Паттерн (англ. pattern от лат. patronus - модель, шаблон) – образец, модель, шаблон.

 

 

2. Подходы к определению организационной культуры

С точки зрения первого подхода (представители Э. Шейн, И. Ансофф, Т. Питере. Р. Уоттермен) организа­ционная культура рассматривается как образование, которое можно использовать в качестве инструмента для достижения целей, в частности, регулировать поведе­ние работников. Этот инструмент, во-первых, помогает выжить, адаптироваться к внешней среде и быть ею при­знанным, во-вторых, с его помощью организация может эффективно работать как единая команда.

С точки зрения второго подхода (представитель - А. Петтигрю) оргкультура - это то, что отличает данную организацию от любой другой, ее индивидуальность, осо­бенность, ее лицо. Попросту говоря, оргкультура - это как бы некая призма, единая для всех членов данной орга­низации, через которую все события, объекты, действия воспринимаются сотрудниками единообразно.

 

 

3. Миссия организации - философия и предназначение организации, смысл ее существования на рынке, отличие организации от остальных организаций.
Философия организации определяет ее культуру и социальные ценности.
Предназначение организации характеризуется целями и задачами, для реализации которых организация осуществляет свою деятельность.
Обычно в миссии провозглашаются:
- социальные обязательства и гражданская ответственность перед обществом;
- принципы отношения к различным группам общественности, к окружающей среде и т.д.

 

Представления о миссии некоторых общественных объединений иногда формируются под влиянием идеологии («Соколы»).

Идеология (от греч. idea – представление, logos – учение) – система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, в которых
- осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также
- содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений.

 

 

4. Культура организации (организационная культура; корпоративная культура) – свод наиболее важных положений деятельности организации, определяемых ее миссией, возможно - идеологией и находящих выражение в совокупности социальных норм и ценностей, разделяемых большинством работников. Компонентами культуры организации являются:

- корпоративные цели;

- корпоративные нормы (набор представлений, «что такое хорошо и что такое плохо», правила и законы поведения, санкции и поощрения);
- принятая система лидерства (кто и как управляет организацией, как выдвигаются лидеры, их права и обязанности);
- стиль деятельности и общения (отношение к творчеству и нестандартным идеям, особенности юмора, жаргон, жестикуляция, уровень демократизма, наличие субординации);
- действующая система коммуникации;
- положение индивида в организации;

- групповые привычки, табу, традиции и ритуальное поведение (например, совместные чаепития, обряды посвящения, запрет на нецензурные выражения и т.п.);

- герои, мифы и история объединения (например, забавные истории из жизни объединения, общие воспоминания, реликвии, в том числе фотографии, видео- и аудиозаписи и т.п.);
- принятая символика: лозунги, внешний вид и отличительные признаки членов объединения (униформа, специальные символы – значки, галстуки, бэджи, головные уборы и т.п.).

 

 

5. Уровни организационной культуры по Эдгару Шейну:

1) поверхностный или символический уровень (артефакты). Сюда относится все то, что можно понаблюдать, «пощупать» или зафиксировать еще каким-либо образом: технология, архитектура и дизайн помещений, наблюдаемые образцы поведения людей, форма одежды, кодекс поведения члена объединения и т.д.;

2) подповерностный или ценностный (провозглашаемые ценности). Этот уровень непосредственно связан с расшифровкой символов, с тем смыслом, который в эти символы вкладывают люди. На этом уровне фактически располагаются ответы на вопрос: Почему Вы поступаете так, а не иначе? При этом разные люди могут видеть за одним символом различные ценности. Поэтому на данном уровне находятся оценочные суждения и дискутируемые мнения;

3) глубинный уровень (базовые представления). Если предыдущий уровень характеризовался хорошо вербализируемыми суждениями, то данный уровень включает в себя по большей части то, чему люди в обычных обстоятельствах просто не отдают себе отчета. Это и общая философия организации и стереотипы восприятия действительности, и верования, принимаемые без доказательств. Данный уровень составляет ядро организационной культуры. Именно это ядро определяет поведение людей в организации, принятие тех или иных решений. Его связь с бессознательными реакциями, предрассудками, установками делает всю организационную культуру категорией крайне неоднозначной.

Когда мы говорим о культуре организации, то имеем в виду определенные культурные программы, заложенные в сознании людей. Примеров таких программ в реальной жизни множество. Бессознательный аспект: «У нас так принято». РУКОПОЖАТИЕ

 

Культура организации может быть охарактеризована как сильная и слабая. Сила культуры определяется:

- личностным фактором руководителя,

- степенью разделяемости (число принимающих членов объединения);

- степенью интенсивности.

Проблема организационных субкультур и контркультуры, существующих в некоторых организациях наряду с доминирующей культурой.

 

 

6. Типология организационных культур Чарльза Ханди

Культура роли, или культура Аполлона (тип «бюрократия»)

Особенность заключается в наличии точной роли, ролевой позиции для каждого члена организации. Этот тип культуры ориентирован на выполнение процедур и правил. Такая оргкультура наиболее эффективна в стабильной ситуации и не рассчитана на инновации.

Культура власти, или культура Зевса (ориентирована на лидера, тип «ордена»)

Центральной фигурой в организации с такой культурой является руководитель. Он обладает формальной властью, которую реализует в полной мере, а также большим неформальным авторитетом. Организация ориентирована при этом на ценности руководителя, его представления и ожидания. Обычно такую организацию описывают как команду единомышленников. Если это действительно так, то в этом таится определенная угроза длительной успешности организации. Смысл этой сомнительной на первый взгляд фразы заключается в том, что организация единомышленников в значительно большей степени способна совершать ошибки, чем та организация, в которой этого нет. В организации единомышленников не возникает альтернативных идей, во всяком случае, они, в силу авторитета руководителя, в явном виде не высказываются. Поэтому при планировании не рассматриваются альтернативные варианты решения проблем, нет выбора. И поэтому рано или поздно ошибка будет совершена. Карьера, продвижение определяется способностью следовать основной линии руководителя.

Организация такого типа сильно ориентирована на рост и развитие. Она ориентирована на успех и способна быстро его достичь. За счет высокой концентрации власти решения принимаются чрезвычайно просто и так же реализуются.

Культура задачи, или культура Афины (ориентирована на деятельность, «командная»)

В этой культуре нет четко выраженной иерархии. Основой деятельности является командный метод работы, когда группа заинтересованных людей объединяется для решения какой-либо проблемы. Носителем власти является, как правило, лицо, взявшее на себя ответственность за решение задачи (собственно, носителем власти является сама задача). В людях более всего ценится способность работать в команде и брать на себя ответственность за решение и результаты. Основной тип ресурсов, на который опирается эта культура, - ресурсы малых групп.

Культура личности, или культура Диониса (ориентирована на индивидуальность, «звездная»)

Эта культура во главу угла ставит личные достижения человека, его профессионализм, компетентность и успех. Доминирует осознанное или неосознанное, но разделяемое убеждение, что профессионал имеет право на автономию.            

 

 

7. Практическая часть занятия:

просмотр видеороликов об РСМ, скаутах, пионерах с выявлением элементов корпоративной культуры этих организаций и указаний на их миссию, цели и задачи.

 

 

 

Вверх

 

Hosted by uCoz