01-02. Современные психологические концепции Сайт dedovkgu.narod.ru, раздел "Организация работы с молодёжью"


01-03. Современные психологические концепции


1. Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.
На основе концепций возникают научные теории.
Теория (греч. theoría, от theoréo — рассматриваю, исследую), в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле — высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности — объекта данной теории.
В основе теории находится идеализированный объект — теоретическая модель существующих связей реальности, представленных с помощью определённых гипотетических допущений и идеализаций.
Ценность теории прежде всего в том, что, объясняя явления, она дает возможность предсказывать развитие событий в данной области и предоставляет инструменты для творческого управления действительностью. Для психологии это значит описание направлений и способов решения психологических проблем отдельных людей и общества в целом.


2. Кризис психологической науки во второй половине XIX века (почти одновременно с выделением ее в самостоятельную науку в 1860-х годах). Причины:
1) понимание психических явлений стало невозможным с позиций точных естественных знаний;
2) взаимосвязь между психическим и телесным не поддавалась разумному объяснению;
3) ученые-психологи были не в состоянии объяснить сложные формы человеческого поведения, выходящие за рамки рефлексов.

Вильгельм Вундт (1832 – 1920) – один из основоположников экспериментальной психологии, открывший в 1879 году в Лейпциге первую психологическую лабораторию.

В поисках преодоления кризиса возникло три направления психологического учения: бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ (фрейдизм).


3. Бихевиоризм
Основоположником является американский ученый Джон Уотсон (1878 – 1958), который в качестве предмета психологии предложил рассматривать поведение (от англ. behaviour), а душевные явления считать непознаваемыми при помощи естественнонаучных методов.
Как писал Уотсон, бихевиорист «не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».
Для познания поведения вполне достаточно описать само поведение, выяснить и описать внешние и внутренние силы, воздействующие на организм, изучить законы, согласно которым происходит взаимодействие стимулов и поведения.
Бихевиористы полагали, что разница между поведением животных и поведением человека заключается лишь в сложности и разнообразии реакций.
Психические состояния интерпретировались как функции, выполняющие активную роль в приспособлении организма к миру, при этом признавался, что не в состоянии понять, каково значение этой роли.
В 1930-е годы такие взгляды Уотсона были смягчены необихевиористами, прежде всего Эдуардом Толменом (1886 – 1959) и Кларком Халлом (1884 – 1952). Толмен вел понятие о разумности и целесообразности поведения.
Цель — это конечный результат, достигаемый в результате выполнения поведенческих актов. Важнейшими психологическими феноменами, по Толмену, являются цель, ожидание, гипотеза, когнитивная картина мира, знак и его значение.
Халл разработал модель поведения, основанную на реакциях на разнообразные стимулы. Организм реагирует на стимулы с помощью врожденных и приобретенных способов, которые связаны с системой «промежуточных переменных», опосредующих это взаимодействие.
Таким образом, бихевиоризм не изучает сознание человека, полагая, что психология должна объяснять поведение, исследуя входящие в организм стимулы и исходящие поведенческие реакции.
Из этого тезиса исходит теория научения, в основе которой лежит применение всевозможных наказаний и подкреплений при необходимости формирования соответствующих реакций, благодаря чему теория и до настоящего времени пользуется популярностью, прежде всего среди американских психологов (Беррес Фредерик Скиннер (1904 – 1990)).


4. Гештальтпсихология
Зародилась в Германии и распространилась практически по всей Европе, в том числе и в России, особенно в предвоенные годы. Это направление находилось под влиянием таких наук, как физика и математика.
Яркими представителями являются Курт Левин (1890 – 1947), Макс Вертгеймер (1880 – 1943), Вольфганг Келер (1887 – 1967) и др.
Гештальтпсихология изучает не явления, а структуру связей, поэтому иногда ее называют структурной психологией (от нем. Gestalt – образ, форма, структура). Целое не эквивалентно сумме его частей, оно обладает неким главным, основополагающим качеством, которое не меняется при изменении отдельных его частей. Целостные структуры (гештальты) в принципе не выводимы из образующих их компонентов, им присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон). Построение сложного психического образа происходит в инсайте — особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле.
Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.
Левин считал, что поведение личности можно понять, лишь исходя из целостной ситуации, в которой эта личность оказывается. Среда же определяется субъективным восприятием действующих в ней людей.
Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.
Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
- близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),
- схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),
- целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
- замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),
- смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
- общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).
Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).
В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (Prägnanz). Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».


5. Психоанализ
Разработан австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом (Фройдом) (1856 – 1939), поэтому иногда называется «фрейдизм».
Основывая научное теоретическое направление в психологии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изначальный предмет: проникновение в сущность души человека.
Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание и бессознательное.
Именно бессознательному (сексуальное влечение – либидо, а также влечение к смерти) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека. Впрочем, уже среди ближайших учеников Фрейда в 1910-х годах возник спор о том, что следует считать основным движущим фактором психики. Бессознательные представления с трудом переходят в сознание, практически оставаясь неосознанными вследствие работы двух механизмов — механизмов вытеснения и сопротивления.
Фрейд выделял три слоя психики: Ид (оно) – бессознательная, иррациональная часть психики, Эго (я) – осознаваемая часть психики, находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия, реагирует на воздействия окружения, Суперэго (сверх-я) – часть психики, сформированная под влиянием сообщества и включающая совесть, стыд и т.п.
Цензура со стороны сознания подавляет бессознательные влечения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок, забываний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях. Человеческие конфликты порождены преимущественно противоречием запросов индивида и культурных запросов сообщества.
Фрейд разработал теорию о стадиях развития личности, которые предопределены генетически, порядок их развертывания по мере созревания неизменен.
Психоанализ получил широкое распространение не только в Европе, но и в США, где популярен и до настоящего времени.
В первые годы советской власти это направление было также востребовано и в нашей стране, но в 1930-е годы на общем фоне ограничения психологических исследований (постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса») репрессиям подверглось и учение Фрейда. Вплоть до 1960-х годов психоанализ изучался лишь с критических позиций. Только со второй половины ХХ столетия интерес к психоанализу вновь возрос, причем не только в России, но и во всем мире.

Однако ни одно из вновь возникших психологических направлений полностью не разрешило противоречий, приведших к кризису психологии как науки.
Со второй половины ХХ века начали развиваться современные психологические концепции.

6. Когнитивная психология
Возникла на основе развития информатики и кибернетики. Представители когнитивной школы — Жан Пиаже (1896 – 1980), Ульрик Найссер (1928), Джером Сеймур Брунер (1915), Ричард Аткинсон (1929) и др.
Для когнитивиста познавательные процессы человека выступают аналогом вычислительной машины. В отличие от фрейдистов, когнитивисты утверждают, что все психические явления суть явления познавательные и могут быть описаны в терминах логики познания и процессов переработки информации
Главное — понимать, как человек познает окружающий мир, a для этого следует изучить способы формирования знаний, как возникают и развиваются познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как соотносятся слово и образ в памяти и мышлении человека. В качестве основного понятия когнитивной психологии используется понятие «схема», которая представляет собой план сбора и переработки информации, воспринимаемый органами чувств и сохраняющийся в голове человека. Схема выступает как механизм осуществления семейства сходных действий. Взаимодействие схем определяет динамику протекания когнитивных процессов.
Основной вывод, к которому пришли представители этого направления, заключается в том, что во многих жизненных ситуациях человек принимает решения, опосредованные особенностями мышления.


7. Неофрейдизм
Вышел из психоанализа Фрейда. Представители — Альфред Адлер (1870 – 1937), Карл Густав Юнг (1875 – 1961), Карен Хорни (Хорнай) (1885 – 1952), Эрих Фромм (1900 – 1980), Эрик Эриксон (1902 – 1994) (не путать с Милтоном Эриксоном, основателем позитивной психотерапии) и др. Основные концепции:
- индивидуальная психология Адлера,
- аналитическая психология Юнга,
- эго-психология Эриксона,
- социокультурная теория Хорни,
- теория Фромма
- теория Райха и др.
Общее во всех этих воззрениях — признание значительности бессознательного в жизни людей и стремление этим объяснить многие человеческие комплексы.
Так, Адлер полагал, что человеком управляет комплекс неполноценности, который он получает с момента рождения, будучи беспомощным существом. Стремясь преодолеть этот комплекс, человек действует разумно, активно и целесообразно. Цели определяет сам человек, а уже исходя из этого формируются познавательные процессы, черты личности, мировоззрение.

Концепцию Юнга называют еще аналитической психологией. Он рассматривал психику человека через призму макропроцессов культуры, через духовную историю человечества. Выделяются два типа бессознательного: личное и коллективное. Личное бессознательное приобретается в ходе накопления жизненного опыта, коллективное — передается по наследству и содержит опыт, накопленный человечеством. Коллективное бессознательное Юнг охарактеризовал как архетипы, которые чаще всего проявляются в мифах и сказках, первобытных формах мышления, образах, передающихся из поколения в поколение. Личное бессознательное человеку близко, это часть его самого; коллективное же часто воспринимается как нечто враждебное, а потому вызывающее отрицательные переживания, а подчас и неврозы.
Юнгу принадлежит заслуга в выделении таких типов личности, как интроверты и экстраверты.
Интровертам присуще находить в себе все источники жизненной энергии и причины происходящего, а экстравертам — во внешней среде. В дальнейших исследованиях выделение этих двух типов было подтверждено экспериментально и стало широко использоваться в диагностических целях.
Согласно типологии личности, разработанной Юнгом, выделяются следующие типы:
1) мыслительный (интеллектуальный) — создает формулы, схемы, склонен к властности, авторитарности; в большинстве присущ мужчинам;
2) чувствительный (сентиментальный, эмоциональный) — преобладает отзывчивость, способность к сопереживанию, более женский тип;
3) сенсорный — довольствуется ощущениями, отсутствуют глубокие переживания, хорошо адаптируется к внешнему миру;
4) интуитивный — находится в творческом поиске, новые идеи приходят в результате озарения, но они не всегда продуктивны и требуют доработки.
Каждый из перечисленных типов может быть как интро-, так и экстравертированным.
Юнг также ввел понятие индивидуализации, что означает развитие человека как индивидуума, отличающегося от общности. Это конечная цель воспитательного процесса, однако на начальных этапах человек должен усвоить тот минимум коллективных норм, которые необходимы для его существования.

Направление, которое разработал Эриксон, называется эго-психологией. В отличие от фрейдистского подхода, основное внимание в эго-психологии отводится нормальному, здоровому личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем во взаимодействии с социальным окружением. По-новому рассмотрено влияние культуры с ее системой ценностей и нормативных предписаний. Эриксон подчеркивал значимость исторического и культурного контекста развития личности, его несводимость к индивидуальным взаимосвязям с родителями в раннем возрасте. Помимо традиционной для психоаналитиков клинической практики с проблемными детьми и содержательного анализа конкретных случаев, Эриксон проводил лонгитюдное изучение здоровых детей. Он также использовал кросс-культурный (этнографический) метод: изучал особенности воспитания детей в племенах американских индейцев и в условиях современного технологического американского общества. Это позволило ему обстоятельно анализировать воздействие разных культур на становление личности. Был поставлен вопрос о различиях в достижении индивидом идентичности в тех обществах, где социальные роли жестко регламентированы, и в демократических обществах с гораздо более широким спектром потенциальных возможностей (профессиональных, политических, идеологических и т.п.). Получили известность исследования Эриксона, посвященные выдающимся личностям, таким, например, как Мартин Лютер или Махатма Ганди. В этом случае Эриксон пытался соотнести основные темы жизни человека с историческими событиями и обстоятельствами, т.е. использовал психоисторический метод. Эриксон показывает единство процесса человеческой жизни, в котором три важнейших аспекта (соматический, личностный и социальный) взаимосвязаны и вычленяются лишь для удобства анализа и изучения. Человек во все времена есть организм, член общества и Эго (Я, личность). Огромное значение Эриксон придает периоду детства, подчеркивая, что именно человеку свойственно длительное детство: «Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости... иррациональные страхи, происходящие из самого состояния детства».
Основными принципами Эго-психологии Э. Эриксона являются следующие:
а) важнейшая часть психики - Эго и его адаптивные способности;
б) любой психологический феномен есть сочетание биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов,
в) важнейшими для понимания человека является понимание изменений, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни;
г) главное - изучение нормы, а не патологии;
д) главное внутреннее чувство - чувство идентичности;
е) финансово важны и клинические наблюдения и культурологические и историографические исследования человека.

Теория личности Райха: система взглядов на личность психоаналитической ориентации. Согласно этой теории существует фундаментальная жизненная энергия – своеобразная биологическая сила, либидо – конкретное проявление этой силы. Каждая личность стремится к защите от разрушения своего Я, порой в силу этого чрезмерно "зажимаясь", закрываясь. Освобождение личности от "зажатости" (распускание защитного панциря – основного препятствия для оптимального развития человека) достигается специальными психоаналитическими процедурами – отработкой жестов, движений, поз и т.д. Райх считал психоанализ революционной наукой, которая дополняет марксову критику буржуазных экономических отношений критикой буржуазной морали, основанной на подавлении инстинктов, прежде всего сексуальных. Позднее Райх пришел к отрицанию идеологии коммунизма, социализма, полагая что ей не соответствует природа человека; он стал называть себя индивидуалистом.

Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.
Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

Фромм стал родоначальником гуманистического психоанализа. Он полагал, что психика и поведение человека социально обусловлены. Патология появляется там, где подавляется свобода личности. К числу таких патологий относятся: мазохизм, садизм, отшельничество, конформизм, склонность к разрушению. Невроз, по Фромму, – это симптом морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплеку. Фромм разделяет все общественные устройства на те, которые способствуют свободе человека, и те, где свобода человека теряется. Из-за связи построений Фромма с философией общества его теорию иногда называют фрейдомарксизмом.


8. Гуманистическая психология
Ее виднейшие представители Гордон Олпорт (1897 – 1967), Генри Мюррей (1893 – 1988), Карл Роджерс (1902 – 1987), Абрахам Маслоу (1908 – 1970) предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека.
Целью такой личности является не потребность в гомеостазе (состоянии равновесия), как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл — именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека.
Одно из направлений гуманистической психологии – логотерапия, разработанная Виктором Франклом (1905 – 1997). Основным двигателем поведения и развития личности является стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает состояние экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, выступающее причиной так называемых ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения. Попросту говоря, при отсутствии интереса к жизни человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи.
Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно также считать духовную (христианскую) психологию.


9. Генетическая психология
Основатель – швейцарский психолог Жан Пиаже (1896 – 1980), который изучал психическое развитие ребенка, главным образом его интеллект, поэтому отчасти его можно рассматривать и как представителя когнитивной психологии.
Теория стадий: в процессе когнитивного развития выделяются три периода:
1) сенсомоторный (от рождения до приблизительно 1,5 лет);
2) этап конкретных операций (с 1,5—2 до 11—13 лет);
3) этап формальных операций (после 11—13 лет).
Наступление этих этапов можно ускорить или замедлить в зависимости от характера обучения, от влияния среды.
Обучение только тогда будет эффективным, когда оно вовремя начато и учитывает уже имеющийся уровень.
Основными факторами, определяющими когнитивное развитие, являются созревание, опыт и социальное научение.
Современные представители неоструктурализма разработали и представили модифицированный вариант теории стадий.


10. Интерактивная психология
Результат концепции – транзакционный анализ, рациональный метод понимания поведения, предложенный Эриком Берном (1910 – 1970).
Сознание человека представляется как слияние трех состояний «Я» - Эго-состояний:
- состояние Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребенка;
- состояние Взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая;
- состояние Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства.
В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из трех Эго-состояний.
Трансакция – это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Во время общения (обмена трансакциями) наши Эго-состояния взаимодействуют с Эго-состояниями нашего партнёра по общению.
Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребенком на основе предложенных родителями и, реже, обществом. На решение о выборе сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Для того чтобы избавиться от неблагоприятного сценария, человек может сознательно формировать контрсценарий и антисценарий.


11. Нейролингвистическое программирование (НЛП)
Название происходит от греч. neuron — нерв + лат. lingua — язык + греч. programma — предписание, последовательность. Как направление практической психологии возникло в 1970-е годы в США в результате междисциплинарных исследований в области лингвистики, теории систем, нейрологии, физиологии, антропологии, психологии, психотерапии, философии и анализа деятельности успешных психотерапевтов.
К основателям относят Джона Гриндера (1940), Ричарда Бэндлера (1950). Всю историю метод и его создателей окружают скандалы, обвинения в дилетантизме и ненаучности.
Основные положения:
- в процессе кодирования сенсорного опыта в слова (в процессе речи человека) и в процессе декодирования (когда слушатель переводит слова в свою систему сенсорных репрезентаций) может теряться или искажаться важная информация;
- у каждого человека есть ведущая репрезентативная система – визуальная, аудиальная или кинестетическая.
Понимание этих аспектов позволяет сделать общение эффективнее.
По сути, многие положения НЛП продолжают на новом уровне концепцию бихевиоризма.
Результаты исследования НЛП активно используют не только психологи и психотерапевты, но и специалисты по пропаганде и рекламе.


12. Современная структура психологических знаний характеризуется следующими тенденциями:
1) стирание границ между ранее существовавшими самостоятельными направлениями в психологической науке, например, многие современные ученые используют в своих теориях знания, накопленные в рамках различных направлений;
2) современная психология все чаще становится востребованной практикой, а это приводит к дифференциации не по теоретическим школам, а по областям применения знаний в практических сферах деятельности;
3) психологические знания обогащаются за счет тех наук, с которыми психология активно сотрудничает, решая общие задачи.