15. Подростковый возраст Сайт dedovkgu.narod.ru, раздел "Организация работы с молодёжью"



15. Подростковый возраст


1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
Возрастные рамки – от 11-12 до 14-15 лет.
Внешне социальная ситуация остается той же, что и в предыдущий возрастной период. Однако меняется внутренняя позиция подростка:
- совершается поворот от направленности на мир к направленности на себя (связано с изменениями в результате физического развития),
- формируются новые ценностные ориентации,
- меняется отношение к себе и, следовательно, к семье, школе, сверстникам.
Влияние физического развития на поведение подростков:
- перепады активности / утомляемости (изменения сосудистой системы),
- нарушения в моторике (почерк, речь, неловкость) – сензитивный возраст для овладения сложными движениями (спорт, хореография, труд).
Интерес к своей внешности, сравнения с другими и с идеалом. Рано созревающие мальчики имеют больше шансов на лидерство, у девочек – двоякая ситуация.
Развитие сексуальных установок и сексуального поведения. Колебания самооценки.
Дисморфофобия – бред мнимого уродства.
Нервная анорексия.
Главное, что обусловливает внутреннюю позицию подростка, - чувство собственной взрослости: желание быть и казаться взрослым. при этом физически, психологически и социально он не может быть полностью самостоятельным, по-настоящему взрослым, и сам это ощущает. Формируется подростковый внутренний конфликт между желаниями и возможностями. Это противоречие и определяет социальную ситуацию развития подростков.

Дискуссии о ведущей деятельности подростков
- учение (Божович),
- интимно-личностное развитие (Эльконин),
- общественно-полезная деятельность (Фельдштейн),
- задается конкретной ситуацией (Асмолов): выбор совершается самостоятельно либо под влиянием группы сверстников.

Подростковые реакции:
- эмансипации,
- группирования,
- хобби,
- имитация (характерна и для более раннего возраста).

2. Когнитивное развитие
Оперирование абстрактными понятиями.
Выдвижение и проверка гипотез, построение прогнозов.
Анализ и оценка своих умственных действий.
Способность применять вторую систему символов – символы для символов, что делает мышление более гибким.
Способность размышлять о возможностях, которые не даны непосредственно, отрешиться от конкретной реальности. Следствие – подростки начинают больше мечтать.
Совершенствование и развитие когнитивных способностей приводят подростков к самоанализу и самокритике, в результате развивается новая форма эгоцентризма, которая имеет два проявления:
- феномен воображаемой аудитории (предположение, что люди постоянно наблюдают и оценивают тебя), результат – поведение «как на сцене»,
- персональный миф (убежденность в собственной исключительности, уникальности личных переживаний, неуязвимости), результат – рискованное поведение.
Дальнейшая интеллектуализация познавательных процессов. Сближение теоретического мышления с воображением дает импульс к творчеству. Воображение становится на службу бурной эмоциональной жизни и служит для фантазий – как защитного плана, так и с представлениями о будущей жизни.
Мотивация учения - парадоксальная:
- с одной стороны, происходит ее снижение,
- с другой, 12-13 лет – сензитивный период для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации, связанных с осознанием стремления к самосовершенствованию.
Любознательность младших подростков (внеучебная). Интересы формируются под влиянием сверстников.
Хобби-реакция.

3. Личностное развитие
Парадоксальность характера подростка: активность и вялость, уверенность в себе и застенчивость, высокие нравственные стремления и низкие побуждения и т.п.
Чувство взрослости формируется под влиянием:
- значительных сдвигов в физическом развитии и половом созревании,
- растущей самостоятельности,
- сравнения себя со взрослыми (с опорой на те качества, которые оцениваются у себя высоко).
Уровни взрослости по Драгуновой:
- подражание взрослому поведению (курение и т.п.),
- равнение на качества «настоящего мужчины» и стремление их продемонстрировать порой рискованными способами,
- овладение «взрослыми» умениями,
- интеллектуальная взрослость: переход учения в самообразование.

Формирование Я-концепции в результате сравнения Я-реального с Я-идеальным, Я-желаемым и т.п.
Важность для подростка воспитания воли, склонность ее проверять в особых ситуациях в сочетании со «слабостью цели» (Выготский) в обычной жизни: волевые усилия проявляются только ради эмоционально значимой цели.
С развитием воли и саморегуляции становится возможным самовоспитание и даже целые программы самосовершенствования.

4. Друзья и взрослые
В 11-12 лет начинается борьба подростка за автономию, прежде всего от тех, с кем раньше был связан наиболее тесно: потребительское отношение к родителям и учителям как проверка равенства прав, ревность к заботам взрослых о самих себе, активное отстаивание собственного понимания справедливости, отстаивание права на внешний вид.
Уклонение от открытого выражения любви родителей, особенно в присутствии сверстников (воспринимается как выражение покровительства).

Реакция эмансипации.
При этом велика роль педагога: если его отношения с подростком основаны на личном взаимопонимании, открытости и уважении, он становится образцом для подражания, способен существенно воздействовать на формирование целей, устремлений, самосознания.
Отрочество сензитивно для развития средств общения. На первом месте – общение со сверстниками. Известно, что те подростки, которые в 12-14 лет были ориентированы преимущественно на семью и взрослых, в более позднем возрасте испытывают трудности во взаимоотношениях с людьми, причем не только личных, но и служебных.

Реакция группирования.
Чувство «МЫ».
Группа дает подростку чувство безопасности. Подросток платит ей конформностью. Подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой, плохо учатся, испытывают душевные расстройства.
Привлекательность ценностей и установок одного лица.

Реакция имитации.
Дружба как замена родительской опеки.
Насыщенность и эмоциональность дружеских отношений подростков порой приводит к конфликтам, если потребности их участников не находят удовлетворения.

Межгендерное общение:
- предподростковый возраст – обособленность полов, интерес проявляется в неадекватных формах,
- ранний подростковый возраст – появляется скованность, стеснительность, для открытых дружеских отношений приходится преодолевать насмешки сверстников,
- старшие подростки – отношения становятся более открытыми, возникают разнополые компании, желание нравиться, фантазирование (как защита или любит скорее придуманный образ), быстрый переход от дружбы к влюбленности (влияние масс-культуры плюс желание взрослеть).

Подростковая сексуальность:
- вначале может быть недифференцирована,
- повышенная возбудимость (гиперсексуальность).
Устойчивый и сильный интерес к сексуальной сфере может быть результатом а) переживания неполноценности, б) неудовлетворительных отношений со сверстниками, в) интенсивного полового созревания. Требует вмешательства, которое начинается с установления доверительных отношений и направлено на укрепление чувства собственного достоинства.


5. Кризис ранней юности (15 (14-16) лет)
Общество требует профессионального самоопределения. Неопределенность будущего. Распутье. Необходимость принимать серьезные решения с неотвратимой ответственностью.
Решения должны быть приняты самостоятельно (хотя бы и с помощью взрослых): бегство от кризиса задерживает развитие личности, кто достойно принимает кризис, становится способен управлять своей судьбой.