22. Групповая динамика. Ролевое поведение. Влияние группы на личность Сайт dedovkgu.narod.ru, раздел "Организация работы с молодёжью"



22. Групповая динамика. Ролевое поведение. Влияние группы на личность


1. Механизмы взаимного влияния людей, способствующие объединению людей и формированию психологической общности:
- подражание,
- внушение,
- эмпатия,
- идентификация (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей.


2. Групповая динамика – процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее эти процессы научное направление (Курт Левин).
Групповая динамика рассматривает развитие отношений в группе, изменения, которые наступают в результате действующих в группе сил.
Элементы групповой динамики:
- общие цели;
- групповые нормы (принуждение при достижении целей и сохранении стабильности состава группы),
- структура группы и проблема лидерства,
- сплоченность группы,
- фазы развития группы.
По Льву Ильичу Уманскому при смене стадий в ходе развития группы изменяются такие показатели, как сплоченность, эмоциональный микроклимат, референтность, интрагрупповая и интергрупповая активность.
Стадии развития малой группы по степени сплоченности (по Льву Ильичу Уманскому и Артуру Владимировичу Петровскому):
- диффузная группа (случайное собрание людей, не связанных совместной деятельностью), или
- номинальная группа (внешнее формальное объединение вокруг предписанных задач),
- группа-ассоциация (начальная межличностная интеграция),
- группа-кооперация (взаимная интеграция в межличностных и деловых отношениях),
- группа-автономия (высокое внутреннее единство по всем параметрам),
- группа-коллектив (интеграция с другими группами на основе направленности на более общие социально значимые цели).
Стадии развития малой группы по общественной значимости деятельности: от антисоциальных до просоциальных.


3. Групповая сплоченность – один из основных параметров развития малой группы. Понимается как уровень психологической общности. Под сплоченностью группы мы понимаем то, насколько члены этой группы удовлетворены совместной работой и насколько их привлекает перспектива продолжать работать вместе.
Сплоченность — это заинтересованность членов группы в ее существовании. Для участников сплоченных групп характерно желание оставаться в группе.
Привлекательность участия в работе группы является ключевым фактором сплоченности, однако возможен вариант, когда человек хочет быть членом группы, не находя ее привлекательной (карьерные соображения и т.п.). Такого рода мотивация не является вкладом в сплоченность труппы. Без привлекательности сплоченность начинает утрачиваться.
По Леону Фестингеру, групповая сплоченность – результат влияния всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней:
- эмоциональная привлекательность группы,
- полезность группы для индивида,
- удовлетворенность индивида членством в группе.
Уровень сплоченности малой группы проявляется в частоте и устойчивости существующих в ней коммуникативных связей.
Факторы сплоченности группы:
- условия формирования группы – чем более важной для каждого члена группы является поставленная цель, тем выше осознанная потребность во взаимодействии при достижении поставленной цели и тем выше сплоченность;
- сложность вступления в группу – чем сложнее вступить в группу, тем желанней становится цель проникновения в нее;
- напряженность совместной деятельности – в процессе необходимо устанавливать и закреплять связи внутри группы;
- справедливость поощрений и наказаний;
- совместное реагирование – сообща выражаемые одинаковые эмоции;
- успех группы, когда члены группы ощущают чувство исполненного долга и гордость за проделанную работу;
- стабильность состава помогает поддерживать сплоченность на одном уровне, новые участники несколько подрывают это чувство;
- продолжительность совместного времяпрепровождения;
- внешняя угроза;
- размеры группы – малые группы характеризуются большей степенью сплоченности, нежели большие; у больших групп зачастую возникают проблемы организационного характера, а также проблемы, связанные с взаимодействием внутри группы;
- состав группы – сплоченность женщин в группах, как правило, выше, чем сплоченность мужчин (почему?).

((О методах повышения сплоченности малой группы.))


4. Особенности включенности личности в малую группу
Двусторонний процесс – групповое давление и влияние индивида на групповые психологические явления (лидерство).


6. Ролевая теория личности – теория, в которой личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, обусловленных социальным статусом личности в обществе или группе.
Социальная роль представляет собой своеобразный механизм, посредством которого социальные интересы детерминируют (определяют) поведение личности. Она является устойчивым регулятором взаимодействий личности в социальной общности.
Любая социальная система имеет свой «набор ролей», который определяется:
- устойчивыми ожиданиями общества или группы в отношении поведения лица,
- совокупностью ценностных ориентаций личности, называемых «интернализованной» (внутренне принятой) ролью,
- существованием людей, поведение и внутренний облик которых рассматривается субъектом как идеальное воплощение роли и служит образцом для подражания.
Стиль ролевого поведения – «личностная окраска» исполнения роли, которая зависит от темперамента, характера, мотивации, а также от обстоятельств (стиль лидерства).
«Ролевой конфликт» - переживание субъектом неоднозначности или противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является (по Леону Фестингеру – «когнитивный диссонанс»).


5. Одна из социальных ролей – лидер.
Лидерство в малой группе – феномен влияния личности на социально-психологические явления и поведение отдельных ее членов и группы в целом.
Лидерство основано:
- на личных качествах человека,
- на социально-психологических отношениях, которые складываются в группе.
Признаки лидерства:
- высокий уровень активности и инициативности человека при решении совместных задач,
- большая информированность о решаемой задаче, о членах группы, о ситуации в целом,
- выраженная способность воздействовать на других людей,
- большее соответствие поведения мнениям, позициям, ценностям, принятым в данной группе,
- более яркое проявление личностных качеств, эталонных для данной группы.
Функции лидера:
- организация совместной деятельности группы,
- выработка и поддержание групповых норм и правил поведения,
- внешнее представительство группы,
- принятие личной ответственности за групповые результаты,
- установление и поддержание благоприятного социально-психологического климата.
Лидеры бывают:
- по стилю – авторитарные, демократические, либеральные, а также гибкие,
- лидеры мнения,
- номинальные,
- по ориентации – ориентированные на людей, на групповую задачу.
Теории лидерства:
- харизматическая (харизма – феноменальное обаяние),
- ситуационная,
- системная (то и другое вместе).

Для самостоятельного изучения: соотношение понятий «лидер» и «руководитель», стили лидерства и руководства.
Есть ли «плохие» и «хорошие» стили лидерства?



Влияние группы на личность

1. Социальная ингибиция – подавление психических функций под влиянием группы (снижение чувствительности, объема и концентрации внимания, генерирование оригинальных идей – характеристики точности (качества) психической деятельности).
Социальная фасилитация – усиление психических функций под влиянием группы (увеличение силы мышечного напряжения, продуктивности внимания, долговременной памяти – скоростные (временные) характеристики психической деятельности). Это говорит об усилении тенденции к конвергенции, согласованности мнения и оценок.
Объяснения этих эффектов могут быть разными. Ряд психологов считает, что усиление общего возбуждения в присутствии других людей прежде всего влияет на доминирующую реакцию человека. Если этой реакцией является активизация, то наблюдается социальная фасилитация, если торможение – ингибиция. Фасилитация / ингибиция усиливаются в ситуации оценки действий индивида окружающими.

2. Коллективизация мышления состоит в том, что члены группы, стремясь добиться группового согласия и сохранить групповую сплоченность, выбирают мнения, которых придерживается большинство членов данной группы.
Ключевой момент: люди не обращают внимания на правильность мышления, так как главная цель – быстрее достичь группового согласия.
Симптомы коллективизации мышления:
- иллюзия неуязвимости и излишний оптимизм,
- безусловная вера в моральную справедливость принимаемых решений (линчевание),
- групповая психологическая защита - регулятивная система психической стабилизации, направленная на устранение (уменьшение) негативного эффекта, вызванного каким-либо психотравмирующим воздействием. Механизмы - подавление, отрицание, проекция, идентификация, регрессия, изоляция, рационализация, конверсия и т.д.,
- рационализация (от лат. rationalis — разумный) – обоснование абсурдного, иррационального импульса рациональными причинами (Фрейд, психологическая защита),
- стереотипизация (от греч. stereos твердый, прочный и typos форма, образец) – классификация и характеристика социального объекта путем распространения на него характеристик некоего схематичного стандартизированного образа или представления о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенного и обладающего высокой устойчивостью (политическая пропаганда, межнациональные отношения, реклама, «образ врага»), предрассудок – социальная установка, которая выражается в необоснованном отрицательном отношении,
- конформизм (от позднелат. conformis «подобный», «сообразный») – стремление соответствовать мнению большинства. Термин часто используется в негативном смысле как «бездумное, некритичное подчинение распространенным взглядам, часто по соображениям личной выгоды». Однако с точки зрения признания и подчинения нормам общественного поведения, конформизм может рассматриваться как социально желательное явление (нонконформизм!!)
- самоцензура - умышленное устранение автором из своего произведения частей, которые он полагает, по тем или иным причинам, недопустимым публично демонстрировать. Так как разногласия зачастую дискомфортны, а в группе существует видимость консенсуса, ее члены предпочитают скрывать или отбрасывать свои опасения,
- иллюзия единомыслия,
- давление со стороны большинства.
Коллективизация мышления опасна тем, что приводит к принятию и реализации ущербных решений: снижается общий (групповой интеллект). Наиболее ярко проявляется в авторитарных системах.

Лекарство:
- рассматривать все альтернативные решения,
- принимать во внимание все возражения членов группы,
- анализировать решения с точки зрения их недостатков и т.д.


3. Групповая поляризация – явление, в соответствии с которым групповая дискуссия приводит не к сближению членов группы и принятию единого решения, а, напротив, к разделению группы на противостоящие половины. В чем-то противоположна коллективизации мышления, но объединяет их иррациональная основа.
Информационная теория: во время дискуссии из разнообразной информации выбирается лишь та, что соответствует убеждениям, в результате убеждения усиливаются.
Нормативная теория: члены группы стараются соответствовать тем, с кем они себя в данный момент идентифицируют, - стремление «понравиться своим».
Выводы:
- в споре не всегда рождается истина,
- нужно стремиться к интеллектуальной и эмоциональной автономности, независимости, а это обеспечивается при адекватной самооценке.


4. Конформизм
Склонность к конформному поведению зависит от:
- сложности задачи,
- компетентности индивида,
- значимости группы,
- наличием поддержки в группе,
- статуса в группе,
- сплоченности группы,
- индивидуальных особенностей,
- культуры сообщества.


5. Социальные стереотипы
«Встречают по одежке...»
В основе – категоризация, то есть склонность мышления людей к обобщениям и подведениям многих вещей под единое понятие (категорию).
Экономия ресурсов психики.
чаще всего стереотипизация происходит:
- при дефиците времени для познания,
- при усталости или болезни,
- при эмоциональном возбуждении,
- при информационных перегрузках.
Все это характерно для современной жизни.


6. Каузальная атрибуция – стремление людей найти объяснение тому, что происходит с ними и вокруг них:
- чтобы иметь возможность управлять происходящим,
- чтобы избавиться от чувства тревоги,
- чтобы выбрать разумный, рациональный способ действий.
«Локус контроля» как проявление каузальной атрибуции: интернальная – приписывание причин поведения собственным психологическим свойствам, экстернальная – приписывание причин поведения внешним, не зависящим от человека обстоятельствам.
Ошибки атрибуции:
- хороший поступок, совершенный им самим, человек склонен объяснять собственными достоинствами,
- хороший поступок несимпатичного человека объясняется внешними обстоятельствами и наоборот во всех вариантах (идентификация – отражение себя в симпатичном человеке),
- объяснение причин происходящего зависит от настроя, установки (находим причины там, где ищем) – исключение субъективности при правосудии (позиции обвинителя и защитника)!!

7. Деиндивидуализация (деперсонализация) личности – временная потеря человеком психологических свойств, которые характеризуют его как уникальную личность, но сохранение при этом черт, объединяющих его с окружающими людьми.
Деиндивидуализированные личности более расторможены, менее склонны сдерживать себя, менее других задумываются о последствиях своих действий.
Основа – ощущение безответственности:
- под влиянием взаимного заражения (я не один это делал),
- в силу «незаметности» таких лиц в толпе (в отличие от лидеров).
Черты деиндивидуализации проявляется под воздействием алкоголя и наркотиков, из чего можно сделать вывод, что это характерно для людей в измененном состоянии психики.
Связано с влиянием на человека толпы (массы людей).


8. Положительное влияние группы на личность:
- освоение языка,
- формируются позитивные социальные нормы и ценностные ориентации,
- источник культуры,
- положительные эмоциональные подкрепления, необходимые для развития личности,
- передача знаний и жизненного опыта.