01 Коммуникация

01. Коммуникация

 

 

0. Умение влиять на точку зрения или поведение других людей ценилось еще в глубокой древности. Война всех против всех разрушает общество. Для нейтрального сосуществования с окружающими требуется хоть иногда в чем-то с ними соглашаться. Языки, храмы, литература, искусство, деньги и т.д. – результаты такого согласия. Достигается оно коммуникацией.

 

 

1. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Понятие «коммуникация» имеет много значений, которые отражают многоплановость подходов к этому феномену.

В общем плане коммуникацию можно представить как передачу того или иного содержания от одного сознания (массового или индивидуального) к другому. Коммуникация — это процесс обмена информацией, пересылка сведений от точки передачи отправления к точке приема без изменения последовательности или структуры содержания.

Коммуникация ориентирована на достижение, сохранение или обновление консенсуса как основного фактора солидарности и стабильности общества. Коммуникация является неотъемлемой частью системы действий: лишь достигая понимания относительно ситуации действия, субъекты могут адекватно действовать. Понимание представляет собой механизм координации действий, в значительной степени опирающийся на многоуровневую систему знаний.

Консенсус (лат. consensus – согласие) – согласованное мнение.

 

Дискурс — логически целостная, опосредованная, социально обусловленная единица коммуникации. В теории коммуникации дискурс — это социальный процесс, в который включен текст.

Тексты – это сообщения, которые передаются в процессе коммуникации. Тексты могут быть выражены иконически (визуально, изобразительно), графически, а также риторически (словом, фразой).

 

Коммуникативный акт – это процесс передачи сообщения от коммуникатора к реципиенту. Формальным критерием завершенности коммуникативного акта является наблюдаемый коммуникатором факт принятия реципиентом от него сообщения, т.е. наличие подтверждения с помощью обратной связи.


Адресант (коммуникатор) — инициатор коммуникации, осуществляет определенные, запланированные коммуникативные подходы.

Адресат (реципиент, коммуникант) — объект/субъект коммуникации, получатель информации/сообщения, обладает коммуникативными ожиданиями.

Знаковые системы / коды, с помощью которых сообщение передается в том виде, в котором оно наиболее удобно для восприятия и понятно адресату.

Цель и задачи коммуникации / предмет коммуникации / контекст коммуникации / функции коммуникации.

Сообщение (текст) – определенное содержание, имеющее смысловые значения, выраженное с помощью вербальных и невербальных средств, заключенное в определенную форму.

Канал коммуникации (личный, опосредованный).

Барьеры в коммуникации:
- технические;
- психофизиологические (связаны со способностями человека концентрировать внимание или, например, способностью к скорописи);
- знаковый и смысловой (подразумевает неспособность распознавать знаки, знать слова и термины спец. языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте);
- ситуационный (возникает, когда сообщение неактуально для человека в данной ситуации).
Шум – на языке теории информации это то, что искажает смысл. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируют от языка (в вербальном или невербальном оформлении) до различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и до различий в организационном статусе между руководителем и подчиненным. Определенные шумы присутствуют всегда, поэтому на каждом этапе процесса обмена информацией происходит некоторое искажение смысла.

Обратная связь / эффективность коммуникации.

 

В задачи специалиста по связям с общественностью входит:

- определять цели коммуникации,

- подбирать адекватные каналы коммуникации и формы сообщений (текстов),

- заботиться о преодолении информационных барьеров с целью повышения эффективности коммуникации (в частности, решить эту проблему помогает знание основ журналистики),

- отслеживать «обратную связь».

 

Предмет коммуникации — это та часть внутреннего или внешнего мира реципиента, на которую коммуникатор воздействует.

Так как коммуникативное сообщение

а) сначала воспринимается,

б) затем интерпретируется, осмысливается

в) и только после этого оно может быть принято или нет,

то предметом любого коммуникативного воздействия является, в первую очередь, духовно-психологическая сфера человека, а затем – его поведение, состояние или отношение. Духовно-психологическая сфера человека наиболее подвержена изменениям и уязвима. Она чаще всего используется в коммуникации как посредник для изменения его эмоционального, познавательного, поведенческого аспектов. Это означает, что одной и той же коммуникативной цели можно добиться, воздействуя на разные духовно-психологические стороны человека, а одни и те же формы воздействия на разных людей приводят иногда к противоположным результатам. Исходя из этого, коммуникативное воздействие на человека должно быть индивидуальным и адекватным той части его психологического мира, через которую коммуникатор стремится достигнуть своей цели. Процесс коммуникации требует от его инициатора знания своей целевой аудитории. Это позволяет прогнозировать степень достижения поставленных перед конкретным коммуникативным актом целей.

 

 

2. Технология коммуникации

Основные этапы:

1) отбор информации; бывает случайным или целенаправленным, выборочным или сплошным, запрограммированным или инициативным;    

2) кодирование отобранной информации, т.е. трансформирование передаваемого значения в послание или сигнал, который может быть передан. Для того чтобы началась социальная коммуникация, коммуникатор должен опредметить, овеществить свою информацию, т.е. воплотить ее в содержании коммуни­кационного сообщения. Информация в результате кодирования облекается в ту форму, в которой она будет доступна и понятна получателю (например, в письменную, табличную, графическую, звуковую, символическую и т.п.). Соответственно подбирается подходящий способ передачи информации. Она может быть передана устно, письменно, с помощью других сигналов или условных знаков;

3) передача информации. Коммуникационное сообщение движется в материальном пространстве и времени, дости­гая, в конце концов, реципиента. Если передаваемая информация имеет большое значение, используются несколько дублирующих каналов. Выбор канала определяется формой информации или возможностями коммуникатора. Однако общим требованием и идеальным случаем является канал, обеспечивающий максимально быструю (мгновенную), бездефектную (без искажений) и адресную передачу информации, не допускающую ее утечки третьим лицам или структурам и т.п.;

4) декодирование информации. Для того чтобы завершилась социальная коммуникация, реципиенту нуж­но распредметить смысловое содержание сообщения, т.е. понять его и включить понятую информацию в свое интеллектуальное пространство. Этот процесс включает восприятие послания получателем, его интерпретацию (расшифровку) и оценку (осмысление);

5) осуществление обратной связи, проявляющееся в результате обмена ролями участников процесса. Получатель становится отправителем, а отправитель - получателем. Отправитель информации всегда ждёт, чтобы получатель каким-то образом на неё отреагировал, т.е. отправил сигнал, которым подтвердил бы факт получения сообщения и степень понимания или непонимания его смысла. Устойчивая обратная связь позволяет повысить надёжность обмена информацией и хотя бы частично избежать её потерь, различных помех, искажающих смысл.

 

 

3. Проблема понимания

Опредмечивание и распредмечивание посланий – переход информации из психического уровня в материальный и снова в психический. Послание может «опредметиться» двояко: во-первых, в виде коммуникационных сообщений (речь, рисунок); во-вторых, в виде утилитарных изделий (орудия, оружие, одежда, жили­ща), где также воплощены знания и умения человека. Ре­ципиент может использовать для постижения информации оба вида сообщений, и в обоих случаях возникают проблемы коммуникации. Поэтому важнейшим условием для осуществления эффективной коммуникации является взаимопонимание субъектов взаимодействия.

Коммуникационное понимание, по Л.Н. Фе­дотовой, имеет три формы:

- реципиент получает новое для него знание, в результате которого комму­никационное понимание сливается с познавательным и имеет место коммуникационное познание. Коммуникационное познание является творческим познавательным актом, потому что реципиент не только осознает поверхностный и глубинный смыслы сообщения, но и оценивает их с точки зрения своих моральных принципов и прагматического интереса;

- реципиент не постигает глубинного смысла сообщения, ограничиваясь коммуникационным восприятием (к примеру, текст басни понят, а мораль понять не удалось);

- реципиент запоминает, повторяет, переписывает отдельные слова или фразы, не понимая даже поверхностного смысла сообщения; тогда имеет место псевдокомму­никация, так как нет осознания смысла полученной информации, а есть лишь запоминание ее формы или структуры.

 

 

4. Формы коммуникационного действия по А.В. Соколову

Подражание - одна из древнейших форм восприятия информации, используемая высшими животными и птицами; некоторые ученые считают источником подражания стадный инстинкт. Под подражанием понимается воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок коммуникатора. При подражании активную роль играет реципиент, а ком­муникатор – пассивный объект для подражания.

Подражание может быть:

- произвольным (имитацией) – используется при школьном обучении, овладении технологиями, мастерством;

- непроизвольным (бессознательным); это главный метод первичной социализации детей дошкольного возраста.

В общественной жизни посредством подражания про­исходит распространение модных новаций, популярных идей и веяний. Благодаря подражанию, из по­коления к поколению передаются традиции, обычаи, стереотипы поведения.

Диалог – форма коммуникационного взаимодей­ствия, освоенная людьми в процессе антропогенеза при формировании человеческого языка и речи. Участники диалога относятся друг к другу как к равноправным субъектам, владеющим определенным знанием. Меж­ду ними складывается субъект-субъектное отношение, взаимодействие носит творческий характер в том смысле, что достигается социально-психологическая общность партнеров, обозначаемая словом «мы». Участники диалога совместно создают информационное взаимодействие, обладающее относительной смысловой завершенностью. Относительность завершения диалога в том, что реакция на то или иное высказывание может проявить­ся в поведении реципиента много времени спустя. Театр и школа рассчитаны на ответ, пролонгированный во времени. Открытый диалог перерастает в коммуникационный дискурс, охватывающий множество субъектов и продолжающийся бесконечно во времени и в пространстве.

Диалог близок к поведению по схеме «стимул – реакция», он не требует такого уровня программирования и организации, как монологическое выступление. Поэтому именно диалог считается первоначальной формой речи, а монологическая речь – более поздним коммуникационным достижением, требующим более высокой культуры речи и некоторых ораторских навыков.

Управление – коммуникационное действие, при котором коммуникатор рассматривает реципиента как средство достижения своих целей, как объект управления. Между коммуникатором и реципиентом устанавливаются субъект-объектные отношения. Управление отличается от диалога тем, что субъект имеет право монолога, а реципиент не может дискутировать с коммуника­тором, он может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи, а тот при желании может ее учитывать. Управленческий монолог может быть:

- в форме приказа (коммуникатор имеет властные полномочия, признаваемые реципиентом);

- в форме внушения, когда используется принудительная сила слова за счёт многократного повторения одного и того же монолога (реклама, пропаганда, проповедь);

- в форме убеждения, апеллирующего не к подсознательным мотивам, как при внушении, а к разуму и здравому смыслу при помощи логически выстроенной аргументации.

(Особой формой внушения является психоз, который стихийно возникает в массах людей. Заражение характеризуется эмоциональным накалом и агрессивностью. Его источниками могут быть ритуальные танцы, музыкальные ритмы, религиозный экстаз, спортивный азарт, ораторское мастерство. По-видимому, при этом типе коммуникации большую роль играют бессознательные побуждения.)

Формы коммуника­ционных действий могут включать различное содержание, и вместе с тем, один и тот же смысл может передаваться в двух или даже в трех формах, например, обучать чему-либо можно путем показа (подражание), путем инструктирования (управление) или путем диалогического объяснения.

Квазикоммуникация. – иррациональная коммуникация, когда коммуникатор обращается к воображаемому субъекту и обретает ощущение диалога с ним. (Феномен фетишизации: людям начинает казаться, что вещи обладают особыми сверхъестественными свойствами быть ценностью, обладать прерогативами свя­тости, величия, источника права и т.п.  Сотворение всевозможных «кумиров», культ вождей и т.д. в конечном счете, имеет целью создание всезнающего и все­могущего «квазикоммуникационного» партнера.)

 

Наиболее «миролюбивой» формой является подражание: здесь нет почвы для конфликтов. Наиболее «воинственной» формой следует признать уп­равление, где представлены такие способы императивного принуждения, как приказ, информационная война, контрпропаганда, культурный империализм. Широкое распространение в современных демократических обществах получило манипулятивное управление, подменяющее конфликтогенное командное принуждение мягкими психологическими технологиями, создающими у реципиента иллюзию свободы выбора и сотрудничества с коммуникатором (реклама, паблик рилейшенз, политтехнологии). Диалоговая коммуникация в наибольшей степени соответствует социально-психологической природе людей и поэтому она приносит наибольшее удовлетворение участникам.

 

Реальное коммуникационное действие во всех его формах – подражание, управление, диалог – включает восприятие партнерами друг дру­га, формирование в сознании их образов (имиджей) и эмоциональное их переживание. Для эффективного управления или диалога важно предугадать реакцию реципиента на то или иное сообщение, нужно знать мотивы, ожидания и коммуникационные навыки. С другой стороны, реципиент формирует свое отношение к коммуникатору: безразличие, доверие, симпатия и т.д. Короче говоря, коммуникатор и реципиент моделируют, по выражению  А.А. Леонтьева, коммуникативно значимые особенности личности собеседника.