02 Массовая коммуникация. СМИ

02. Массовая коммуникация. Средства массовой информации

 

 

1. Термины «общение» и «коммуникация» не тождественны.

Общение – межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Это один из видов коммуникации межличностная.

Наряду с этим выделяется понятие массовой коммуникации как разновидности социальной коммуникации.

 

Социальная коммуникация – это коммуникативная деятельность людей, организаций, масс-медиа, которая обусловлена совокупностью социально-значимых ценностей, оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных норм общения, принятых в данном обществе. Она рассматривается как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в массовом общении и включает два аспекта: коммуникативно-социальный и социально-психологический. Содержательной стороной того и другого выступает информация.

 

В данном контексте, информация— это содержание, которое передается в процессе коммуникации и, таким образом, является одним из ее элементов.

Социальная информация – это актуальная для общества и находящаяся в обращении часть знаний. Она включает в себя сведения, отражающие объективную и субъективную социальную реальность о процессах, мотивах, чувствах, настроениях, фактах, основанных на интересах и потребностях различных социальных групп.

Потоки информации, циркулирующие в обществе, обслуживают различные социальные образования (социальные институты, организации, группы).

 

Массовая коммуникация – систематическое распространение сообщений, информации с помощью средств массовой коммуникации среди численно больших и рассредоточенных аудиторий с целью информирования, утверждения духовных ценностей и оказания идеологического, политического, экономического, культурного давления на мысли, чувства и поведение людей.

По определению Тамары Васильевны Науменко, «сущностью массовой коммуникации как деятельности является воздействие на общество путем внедрения в массовое сознание определенной системы ценностей,... которые всегда являются оценками тех или иных социальных общностей, групп». Субъектами массовой коммуникации являются «социальные группы, реализующие свои потребности, связанные с обеспечением условий собственного существования».

Впервые понятие в 30-е годы сформулировал американский социолог Гарольд Лaccyэлл, анализируя язык политической пропаганды. Он определил «три функции массовой

коммуникации:

1) информационную функцию, или обозрение окружающего мира и выявление всего

того, что могло бы поколебать систему ценностей социальной общности или ее частей;

2) преобразующую функцию, или воздействие на общество через обратную связь;

3) познавательно-культурологическую функцию, или передачу культурного

наследия».

Дэннис МакКвейл (Амстердамский университет) предложил семь основных характеристик массовой коммуникации:

1) направленность на большие аудитории,

2) открытость, публичный характер;

3) сложная формальная организационная структура;

4) социально-культурная неоднородность аудитории, участвующей в процессе коммуникации; 5) коммуникант, как правило, обладает знанием о социальном статусе коммуникатора;

6) коммуникация выполняет функцию сплочения аудитории вокруг общей цели во имя решения общих задач;

7) одновременный контакт с большим числом людей, удаленных друг от друга и от коммуникатора.

 

В зависимости от канала распространения информации массовая коммуникация может носить формальный и неформальный характер.

Формальная – коммуникация в форме текстов того или иного технического канала массовой коммуникации. Неформальная – это, в основном, устная коммуникация в виде слухов, сплетен, анекдотов, песен, возможно записанных и распечатанных, но циркулирующих вне официально признанного социокультурного цикла.

Массовая коммуникация реализует ряд социальных задач:

1) создание и поддержание общей картины мира (дает глобальные знания);

2) создание и поддержание картины отдельной общности (конкретные знания);

3) социализация членов общества;

4) передача из поколения в поколение культурных ценностей;

5) предоставление массовой аудитории развлекательной, способствующей релаксации информации.

 

 

2. Каналом формальной коммуникации с большими аудиториями являются средства массовой коммуникации. К ним относят телекоммуникацию, информатику и средства массовой информации, или масс-медиа.

Телекоммуникация – это технические службы, обеспечивающие прием и передачу информации.

Информатика – система переработки данных с помощью компьютеров.

 

Появление средств массовой коммуникации стало настоящей революцией. В Европе точкой отсчёта обычно называют 1438 г., когда Иоганн Гутенберг основал первую европейскую типографию. Он разработал новую технологию процесса печати, использовав подвижные литеры. Письменность, которая тысячелетия развивалась от насечек на камнях до рукописных книг, относительно быстро завоевала огромную аудиторию. Распространение печатной продукции изменило мир.

 

Массовая информация – это вид социальной информации, которая собирается, накапливается, обрабатывается, передается с помощью средств массовой информации и которой хотя бы на одном из этапов ее жизненного цикла оперирует массовая аудитория. Массовая информация лежит в основе процесса массовой коммуникации.

К характерным чертам массовой информации относятся:

- направленность на массовую аудиторию (общество, народ, слой, группу, регион, профессию и т.п.);

- направленность на формирование единой позиции масс по социальным проблемам;

- способность ориентировать массы в реализации социально-политических, экономических, культурно-духовных и других потребностей и интересов гражданского общества;

- доступность: легкость восприятия и усвоения информации, удобные способы ее получения;

- возможность интерактивного (благодаря современным информационным технологиям) обмена информацией взаимодействующих сторон;

- регулярность поступления;

- открытость для участия в работе органов информации в различных формах.

Массовая информация распространяется по массовым каналам (в том числе глобальным, чему порой склонны препятствовать некоторые государства) и потребляется массовой аудиторией.

 

Средства массовой информации (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.

К СМИ относятся:

- печатные издания (пресса): газеты, журналы;

- электронные СМИ: телевидение, радио, сетевые издания.

СМИ имеют следующие признаки:

- массовость (применительно к законодательству РФ, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);

- периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;

- принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.

СМИ – понятие правовое, их деятельность регулируется законодательством.

 

Все виды средств массовой коммуникации объединены в открытой информационной среде социальных коммуникаций – Интернете.

 

 

3. Периодизация и типология исследований эффектов воздействия СМИ

Расширению исследований в этой области способствовали актуальные социальные проблемы — необходимость изучения медиа в качестве возможного источника насилия, фрустрации, агрессивности. Изучение эффектов деятельности СМИ предполагает исследование изменений в сознании и поведении людей, происходящих под воздействием массовой коммуникации. Выделяют три основных этапа исследования эффектов.

На первом этапе исследований (в 20-30-е годы XX в.) предполагалось, что массовая коммуникация обладает очень большими возможностями воздействия. Такие понятия как «теория магического снаряда» или «теория подкожной иглы» достаточно точно отражают ранние концептуальные построения.

На втором этапе исследований (с середины 40-х до начала 70-х годов) выяснилось, что предполагаемые ранее мощные эффекты массовой коммуникации не находят эмпирического подтверждения. Поэтому доминирующими в тот период были «теории ограниченных эффектов» массовой коммуникации.

В 60-70-е годы ХХ в. с расширением рекламы аудитория СМИ из пассивного реципиента превратилась в товар, который СМИ предлагают рекламодателям. Залогом успеха медийной индустрии стало точное знание аудитории медиа, основанное на её постоянном изучении. Содержание СМИ перестало рассматриваться только как способ воздействия на аудиторию, а, прежде всего, как способ привлечения и удержания аудитории. Если СМИ расплачиваются с рекламодателем аудиторией, то аудитория в свою очередь расплачивается своим редким ресурсом - свободным временем. Подход к аудитории как активному субъекту массовой коммуникации отразился в концепциях, основанных на идее взаимовлияния СМИ и аудитории: «установление пунктов повестки дня», «спираль молчания», «зависимости эффектов массовой коммуникации».

Третий этап исследования эффектов (с начала 70-х годов по настоящее время) характеризуется тем, что отсутствует какое-либо одно ведущее теоретическое направление. Показательно, что часть исследователей вернулись к представлениям о значительных возможностях воздействия массовой коммуникации.

 

 

4. Группы эффектов воздействия СМИ по Болл-Рокичу и Де Флюэру (на основании общих эффектов коммуникации)

Эффекты когнитивные: формирование установок; определение приоритетных тем; расширение представлений людей; уточнение ценностных ориентации.

Эффекты аффективные: формирование чувств обеспокоенности, страха; влияние на моральное состояние и степень отчуждения в обществе.

Эффекты поведенческие: активизация (или не активизация) какой-либо деятельности; направление различных видов акций (например, политических демонстраций); провоцирование альтруистических проявлений (кампании благотворительности).

 

Типология проявлений эффектов массовой коммуникации по МакКвейлу.

 

Полюсами горизонтальной оси являются эффекты краткосрочный и долгосрочный. Полюсами вертикальной оси – эффекты планируемые и непланируемые.

Индивидуальный ответ, отклик — процесс, с помощью которого происходит изменение установок, знаний, поведения или закрепление, стабилизация последних. Происходит это в качестве реакции на сообщения, цель которых и состоит в осуществлении изменений.

Кампания в СМК. В этом случае используется несколько каналов массовой коммуникации, помощью которых достигаются цели информирования или убеждения аудитории. Наиболее часто кампании применяются в области политики, потребительской рекламы.

Индивидуальная реакция. Состоит в непланируемых коммуникатором последствиях, наблюдаемых после контактов индивидов с материалами массовой коммуникации. Происходит за счет подражания и научения. Предметом их могут быть самые различные области индивидуальной и социальной реальности — следование новым жизненным стилям, акты девиантного поведения, проявления боязни и страха, и т.д.

Коллективная реакция представляет собой ряд индивидуальных реакций, переживаемых одновременно многими людьми. Последнее приводит к совместным действиям неуправляемого типа. Эффекты страха, беспокойства, ярости в потенциале могут приводить к панике и гражданским волнениям.

Распространение инноваций. Планируемое распространение нововведений в целях долгосрочного развития. При этом используются кампании в средствах массовой коммуникации, а также сети межличностной коммуникации.

Распределение информации и знаний. Является следствием деятельности СМК по распространению информации событийного порядка. При этом зачастую происходит неравномерное распределение информации между социальными группами, а также выборочная расстановка приоритетов при освещении тех или иных фрагментов реальности.

Социализация. Влияние СМК на процессы научения и принятия норм, ценностей и образцов поведения в конкретной социальной ситуации.

Социальный контроль. Относится к тенденциям в деятельности СМК по поддержке стабильности сложившегося социального порядка посредством «индустрии сознания».

«Представление» социальной реальности. Процесс близкий к предыдущему. Однако здесь больший акцент делается на производстве знаний и мнений, нежели формированиии ценностных представлений. Связано это с тем, что массовая коммуникация в силу своей природы вынуждена постоянно создавать и транслировать незавершенные версии реальности.

Институциональные изменения. Результат непланируемого приспособления существующих институтов к развитию средств массовой коммуникации. Прежде всего, это относится к коммуникационным функциям этих институтов.

Влияние на результаты событий связано с той ролью, которую играют СМК, наряду с прочими властными институтами, в разрешении ключевых вопросов жизни общества — войны, мира, и т.п.

Культурные изменения. Трансформации в наиболее общих образцах ценностей, поведения, символических формах, присущих отдельным социальным группам, обществу в целом или совокупности обществ.

 

5. Концепции эффектов воздействия СМИ на социальные группы и общество

Концепция «повестки дня». Эффект воздействия на формирование общественного мнения определяется прежде всего избирательным вниманием коммуникатора, который устанавливает «повестку дня». Из сообщений средств массовой коммуникации аудитория не только узнает о событиях, но и получает информацию об их относительной важности. Таким образом формируется база знаний аудитории, на основе которой формируются мнения и принимаются решения. Особенность подхода в том, что при формировании «повестки дня» следует учитывать особенности той или иной части аудитории.

Концепция «спирали молчания». Большинство людей стараются избежать ситуации, когда только им одним приходится разделять определенные установки и представления. Поэтому люди через изучение своего окружения стараются выявить как господствующие точки зрения, так и менее популярные. Если индивид обнаруживает, что разделяемые им установки являются мало распространенными, то, скорее всего, он не будет выражать их открыто. По крайней мере, из-за элементарной боязни остаться в изоляции. Ситуация, когда одни ориентированы на выражение своего мнения, а другие на его сокрытие приводит к нарастанию спиралеобразного процесса. В ходе него устанавливается доминирование какой-то одной точки зрения. при этом порой именно средства массовой коммуникации определяют господствующую «на сегодня» точку зрения. Другой «движущей силой» процесса является окружение индивида. Если человек не выражает своего мнения, то скорее всего также поступает его ближайшее окружение. Это в свою очередь способствует доминированию роли массовой информации и нарастанию «спирали молчания».

Теория информационного дефицита. Основная идея подхода состоит в том, что при нарастании потока информации в социальной системе в большей степени ее будут воспринимать лица более образованные, с более высоким социальным статусом. Т.е. увеличение информационных потоков приводит не к сокращению в разрыве знаний и информации между социальными группами, а к его возрастанию. Таким образом, массовая коммуникация может способствовать усилению существующего неравенства. Одна из причин существования разрывов в информации связана также с разными типами использования каналов массовой коммуникации. Лица с более высоким уровнем образования и социально-экономическим статусом обычно используют более информационно насыщенные средства, например, печать. В качестве детерминант информационных разрывов, наряду с уровнем образования или социально-экономическим статусом, могут выступать и другие переменные. К ним, например, относятся: уровень мотивации; степень интереса; доступ к информации; включенность в те или иные организации. Кроме того, определяющим может быть уровень оценки индивидом значимости конкретного типа информации. Информационный разрыв оказывается меньше в случае сообщений о делах повседневных. То же происходит, если сообщение транслируется в обстановке социального конфликта.

Модель зависимости эффектов массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации трактуются как информационные системы, глубоко включенные в процессы формирования стабильности, изменений и конфликтов на уровне социума в целом, на межгрупповом и индивидуальном уровнях. В современных условиях люди становятся зависимыми от средств массовой коммуникации. Прежде всего это касается информации, знаний и оценок о происходящем в обществе. Аудитория, массовая коммуникация и социальная система находятся в высокой степени взаимозависимости. Причем, характер этих взаимосвязей существенно отличается в различных обществах.

- Когда общества находятся в состоянии кризисов, революционных или эволюционных изменений, неизбежно происходят кардинальные трансформации в ценностных представлениях и установках людей. Это сопряжено с более активной, чем в стабильные периоды, циркуляцией социальной информации.

- Группы, составляющие аудиторию, оказываются в неодинаковом положении в связи с изменениями социальных условий. Как правило, элитные группы общества имеют больший доступ и контроль над массовой коммуникацией и, соответственно, меньшую от них зависимость.

Концепция «полезности и удовлетворения потребностей». Базовая посылка концепции состоит в том, что из всей совокупности материалов массовой коммуникации аудитория выбирает материалы, удовлетворяющие в той или иной мере ее потребности. Степень информационной активности зависит от индивидуальных потребностей и интересов. Вероятность выбора конкретного сообщения зависит от того, в какой мере оно отвечает тем или иным индивидуальным потребностям. Первые интерпретации концепции выводили перечень потребностей из т.н. базовых потребностей (известных, например, по работам Маслоу). Позднее к ним были присоединены потребности более высокого уровня. Сегодня этот перечень обычно включает потребности в ориентации, безопасности, взаимодействия и снятия напряженности. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека и становящихся формой проявления потребностей. Одна из типологий мотивов:

1) информационные: поиск совета, обучение, оценки и ориентировки в происходящем;

2) самоидентификации (идентичности): поиск моделей поведения, подкрепление индивидуальных ценностей;

3) интеграции и социального взаимодействия: выяснение условий существования других, приспособление к выполнению индивидуальных ролей, создание условий для социального общения;

4) развлечения: релаксации, отвлечения от повседневных проблем, заполнение свободного времени, удовлетворения сексуальных потребностей.

Вывод состоит в многообразии мотивов обращения к массовой коммуникации. Очевидно также, что представления коммуникатора об обращении аудитории к его сообщению зачастую может не совпадать с теми причинами, по которым люди действительно обращаются к его сообщениям.