05. Управление толпой

 

 

1. Способы управления общественным мнением:

- стихийные – чаще всего бурная и никем не планируемая реакция на событие, вызвавшее широкий резонанс;

- рациональные – определенные технологии, которые используют политики и другие группы влияния.

Способы управления общественным мнением делятся также на:

- основанные на убеждении; предполагают воздействие на сознание людей силой аргументов, доказательств;

- основанные на внушении; предполагают воздействие на сознание с помощью эмоциональных эффектов.

 

 

2. Управление толпой – разновидность работы с общественным мнением

При проведении PR-акций нужно учитывать «законы толпы».

1) «Средняя доза ума, отпущенного на толпу, составляет количество ума самого тупого индивида в ней. Вывод: толпа предпочитает простые и ясные девизы.

2) Люди в массе легче поддаются эмоциям. Вывод: нужно управлять эмоциями толпы, формировать эмоциональное отношение к высказываемым тезисам.

3) Люди в толпе обладают повышенной восприимчивостью к внушению. Вывод: следует обращаться к инстинктам людей –

- выживания и самосохранения (в частности, агрессии по отношению к чужакам и стремление к материальным благам),

- продолжения рода (в частности, потребность заботы о потомстве),

- доминирования (в частности, стремления к лидерству).

4) Толпа не стремится к полной правде и отличается легковерием.

5) Люди в толпе безответственны и агрессивны.

6) Толпа склонна подчиняться лидерам, случайным или запрограммированным. В сознании толпы доминирует не стремление к свободе, а потребность подчинения.

 

 

3. Как увлечь толпу

1. Научиться владеть мускулатурой лица и жестами, использовать взгляд для создания эффекта активного общения. Если этого не будет, не будет и доверия массы, которая тщательно наблюдает за выступающим.

2. Утверждение тогда лишь способно оказать влияние на толпу, когда оно неоднократно повторяется в одних и тех же формулировках: 10-кратное повторение одной и той же фразы в течение десятиминутной речи внедряет и впечатывает идею в умы так прочно, что она, в конце концов, воспринимается как непреложная истина, а затем и врезается в область бессознательного.

3. Для того чтобы увлечь толпу, нужно пользоваться сильными фразами, яркими образами и выражениями. Любое утверждение не доказывается, а констатируется хлесткими словами, гиперболизированными образами.

4. Не нужно заставлять толпу думать. Прием «вопрос — моментальный ответ» — главный способ убеждения. При этом мнение толпы нужно изменять с помощью «мнимого единства»: например, поняв, какие мысли в данный момент занимают людей, сообщить, что вы полностью разделяете их мнение, что вызовет безусловное доверие к вам, а затем проводить свою линию.

5. Нельзя спорить с толпой, любая дискуссия заставит людей относиться к оратору враждебно.

6. Говорить на языке, который привычен данному контингенту, местности, сословию. Можно употреблять шутки, соответствующие ситуации и аудитории. Правильно подобранная шутка создает эффект близости к массе и повышает общий уровень внимания.

 

 

4. Как управлять толпой

- Перенос внимания. Здесь есть два способа переноса внимания — непосредственно перенос и рассеивание. Перенос внимания людей с одного объекта на другой (идею, деятельность, человека и др.) снижает волнение и агрессию, переориентирует ее, даже отрезвляет. Опять-таки, если внимание отдельных личностей в массе рассеивается по иным каналам, тут же формируются несколько групп, и масса, только что представлявшая собой монолит, спаянный образом единого «врага» или готовностью к совместным мероприятиям, распадается. Чем сильнее рассеяно внимание, тем больше мелких группировок в толпе и тем менее оказываются подавленными черты личностной структуры человека. В итоге, каждый индивид более трезво осмысливает и регулирует свое поведение, а сама толпа теряет свою активность и постепенно редеет.

- Угроза индивидуального разоблачения. Объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы, с последующим показом по телевидению.

- Личное обращение. Для этого вам нужно узнать имена и фамилии нескольких десятков участников собрания, митинга, демонстрации и т. д. Обращение к конкретным личностям своеобразный «вызов» на открытый диалог. С одной стороны, вы отвлекаете на себя внимание и толпы, и очага негативного воздействия; с другой — каждый отдельный человек, не желая быть опозоренным публично, возвращается в нормальное психологическое состояние.

- Обезглавливание: удаление или изоляция «смутьянов». Обезглавленная толпа снова становится просто сборищем, без устойчивых связей и идеи. Следовательно, нужно предусмотреть заранее возможные «случайности», в результате которых вожак исчезает или стушевывается. И тогда его роль либо не замещается никем, и тогда легче проводить меры по рассеиванию толпы, либо вы принимаете роль нового вожака на себя и направляете эмоции толпы в другое русло.

- Угроза преследованием по закону. Называйте конкретную фамилию и обещайте строгое наказание за правонарушение. Призывайте соседей по толпе помочь в задержании провокатора, это всегда действует — стремление уйти от справедливой кары и не оказаться в числе свидетелей рассеивает толпу.

Вообще-то толпа фактически невосприимчива к голосу разума. Внезапно брошенное злобное слово или иной сигнал могут привести к панике и необратимым последствиям, даже если люди собрались на праздник. Поэтому в любой масштабной PR-акции важна тщательная подготовка и готовность к разным вариантам развития событий.