05. Управление толпой
1. Способы управления общественным мнением:
-
стихийные – чаще всего бурная и никем не планируемая реакция на событие,
вызвавшее широкий резонанс;
-
рациональные – определенные технологии, которые используют политики и другие
группы влияния.
Способы
управления общественным мнением делятся также на:
- основанные на убеждении; предполагают воздействие на
сознание людей силой аргументов, доказательств;
- основанные
на внушении; предполагают воздействие на сознание с помощью эмоциональных
эффектов.
2. Управление толпой – разновидность
работы с общественным мнением
При проведении PR-акций нужно учитывать «законы толпы».
1) «Средняя доза ума, отпущенного на
толпу, составляет количество ума самого тупого индивида в ней. Вывод: толпа
предпочитает простые и ясные девизы.
2) Люди в массе легче поддаются эмоциям.
Вывод: нужно управлять эмоциями толпы, формировать эмоциональное отношение к
высказываемым тезисам.
3) Люди в толпе обладают повышенной
восприимчивостью к внушению. Вывод: следует обращаться к инстинктам людей –
- выживания и самосохранения (в
частности, агрессии по отношению к чужакам и стремление к материальным благам),
- продолжения рода (в частности,
потребность заботы о потомстве),
- доминирования (в частности, стремления
к лидерству).
4) Толпа не стремится к полной правде и
отличается легковерием.
5) Люди в толпе
безответственны и агрессивны.
6) Толпа склонна подчиняться лидерам, случайным или
запрограммированным. В сознании толпы доминирует не стремление к свободе, а
потребность подчинения.
3. Как увлечь толпу
1. Научиться владеть
мускулатурой лица и жестами, использовать взгляд для создания эффекта активного
общения. Если этого не будет, не будет и доверия массы, которая тщательно
наблюдает за выступающим.
2. Утверждение
тогда лишь способно оказать влияние на толпу, когда оно неоднократно
повторяется в одних и тех же формулировках: 10-кратное повторение одной и той
же фразы в течение десятиминутной речи внедряет и впечатывает идею в умы так
прочно, что она, в конце концов, воспринимается как непреложная истина, а затем
и врезается в область бессознательного.
3. Для того чтобы
увлечь толпу, нужно пользоваться сильными фразами, яркими образами и
выражениями. Любое утверждение не доказывается, а констатируется хлесткими
словами, гиперболизированными образами.
4. Не нужно заставлять
толпу думать. Прием «вопрос — моментальный ответ» — главный способ убеждения.
При этом мнение толпы нужно изменять с помощью «мнимого единства»: например,
поняв, какие мысли в данный момент занимают людей, сообщить, что вы полностью
разделяете их мнение, что вызовет безусловное доверие к вам, а затем проводить
свою линию.
5. Нельзя спорить с
толпой, любая дискуссия заставит людей относиться к оратору враждебно.
6. Говорить на языке,
который привычен данному контингенту, местности,
сословию. Можно употреблять шутки, соответствующие ситуации и
аудитории. Правильно подобранная шутка создает эффект близости к массе и
повышает общий уровень внимания.
- Перенос внимания. Здесь есть два способа переноса внимания — непосредственно
перенос и рассеивание. Перенос внимания людей с одного объекта на другой (идею,
деятельность, человека и др.) снижает волнение и агрессию, переориентирует ее,
даже отрезвляет. Опять-таки, если внимание отдельных личностей в массе
рассеивается по иным каналам, тут же формируются несколько групп, и масса,
только что представлявшая собой монолит, спаянный образом единого «врага» или
готовностью к совместным мероприятиям, распадается. Чем сильнее рассеяно
внимание, тем больше мелких группировок в толпе и тем менее оказываются
подавленными черты личностной структуры человека. В итоге, каждый индивид более
трезво осмысливает и регулирует свое поведение, а сама толпа теряет свою
активность и постепенно редеет.
- Угроза индивидуального разоблачения. Объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми
камерами осуществляется видеосъемка участников толпы, с последующим показом по
телевидению.
- Личное обращение. Для этого вам нужно узнать имена и фамилии нескольких
десятков участников собрания, митинга, демонстрации и т. д. Обращение к
конкретным личностям своеобразный «вызов» на открытый диалог. С одной стороны,
вы отвлекаете на себя внимание и толпы, и очага негативного воздействия; с
другой — каждый отдельный человек, не желая быть опозоренным публично, возвращается
в нормальное психологическое состояние.
- Обезглавливание: удаление или изоляция «смутьянов». Обезглавленная
толпа снова становится просто сборищем, без устойчивых связей и идеи.
Следовательно, нужно предусмотреть заранее возможные «случайности», в
результате которых вожак исчезает или стушевывается. И тогда его роль либо не
замещается никем, и тогда легче проводить меры по рассеиванию толпы, либо вы
принимаете роль нового вожака на себя и направляете эмоции толпы в другое
русло.
- Угроза преследованием по закону. Называйте конкретную фамилию и обещайте строгое
наказание за правонарушение. Призывайте соседей по толпе помочь в задержании
провокатора, это всегда действует — стремление уйти от справедливой кары и не
оказаться в числе свидетелей рассеивает толпу.
Вообще-то толпа фактически
невосприимчива к голосу разума. Внезапно брошенное злобное слово или иной
сигнал могут привести к панике и необратимым последствиям, даже если люди
собрались на праздник. Поэтому в любой масштабной PR-акции важна тщательная подготовка и готовность к
разным вариантам развития событий.