09. Интервью
1. Ньюсмейкер (англ. news maker –
человек, создающий новости):
2) «герой новости», человек, у которого берут
интервью.
2. Интервью (англ. interview)
в широком смысле – беседа с целью получить ответы на вопросы в соответствии с
программой. Используется, в частности, в психологии, социологии.
Интервью в журналистике:
а) жанр публицистики,
представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по
актуальным вопросам;
б) метод сбора информации
(наряду с изучением документов и наблюдением).
Будем рассматривать интервью как метод сбора
информации.
Классификация интервью по содержанию:
- интервью-сообщение, его цель – проинформировать;
- интервью-мнение, его цель –
прокомментировать известные факты и события.
Классификация интервью по форме проведения:
- диалог один на один;
- пресс-конференция, брифинг (англ. brief – краткое изложение) -
краткая встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации, на
которой излагается позиция по определенному вопросу.
3. Подходы к интервью
Конфронтационный
стиль
проявляется, когда журналист не доверяет своему источнику и в каждом событии
ищет двойной смысл. Его вопросы часто бывают нелицеприятными, и собеседник ждет
подвоха. Таких репортеров, по мнению коллег, характеризуют скорее холодный
расчет, жесткость и в некотором смысле агрессивная напористость. Именно такой
поведенческий стиль повлиял на формирование в общественном сознании негативного
стереотипа журналиста.
Элитарный
стиль
противостоит конфронтационной, соревновательной стратегии, а все его формы
сводятся к обостренному чувству социальной ответственности журналиста, который
стоит на страже интересов определенных социальных групп. В этом случае он
выступает в роли учителя, «социального контролера» разных сторон жизни
общества: экономики, политики, нравственности.
Партнерский
стиль
противостоит двум предыдущим. Первые два – прежде всего сбор сведений об
объектах действительности, а люди, располагающие ими, рассматриваются просто
как поставщики сведений, или информаторы. В контексте же партнерского подхода
сбор информации осуществляется не с помощью ролевых функций «сборщиков» и
«поставщиков» сведений, а в процессе человеческой коммуникации и равноправного взаимодействия
двух (или более) людей. Партнерский подход предлагает журналистам сменить
профессиональное мышление с позиции «сбора информации» на «поиск новости»,
выработку нового знания в процессе диалога, когда стороны несут обоюдную
ответственность за результат общения.
4. Виды интервью
В зависимости от формы – непосредственное общение и
интервью по телефону или в письменной форме.
В зависимости от целей – информационное интервью
(кто? что? где? когда? почему? зачем?),оперативное
интервью (разновидность информационного в еще более сжатом варианте), опрос (street talk или vox pop), интервью-расследование
(могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и
социальными ролями), интервью-портрет, беседа или диалог (присутствует личность
журналиста).
5. Условия успешного интервью:
а) подготовленность журналиста:
- нужно быть в теме,
- постараться узнать максимум о человеке, с которым
придется разговаривать,
- предварительно составить вопросы; прежде всего это
должны быть вопросы, которые могут интересовать читателей\зрителей\слушателей,
поэтому журналист не должен бояться показаться глупым, иногда даже полезно: «Разъясните мне, неспециалисту…»; если требуется, вопросы
направляют заранее; на пресс-конференции нужно приходить, имея в запасе два «умных»
(по теме) и один «глупый» (о личности) вопросов;
б)
организованность:
- заранее провести
переговоры об интервью; если необходимо – установить партнерские отношения с
посредником между ньюсмейкером и журналистом
(пресс-секретарь, пресс-служба, помощник по связям с общественностью и т.п.);
- никогда не опаздывать;
- оговорить
продолжительность интервью, не перебирать его без согласия ньюсмейкера;
в) умение
установить контакт:
- позиция
– доброжелательная объективность (если собеседник жалуется, что его предыдущие
встречи с журналистами не принесли ему удовлетворения, можно пообещать: «Я
сделаю все, чтобы достоверно донести до читателей вашу точку зрения»);
- одеваться соответственно
ситуации; на пресс-конференции – два подхода к внешнему виду: одни
выступают за деловой или по крайней мере обычный вид,
другие считают, что привлекающая внимание внешность повышает шансы журналиста
задать вопрос ньюсмейкеру («розовая кофточка» и Киркоров, Путин: «Привет блондинкам»),
- представляться – называть
себя и свое СМИ;
- не сидеть, уткнувшись в
блокнот или пытаясь вспомнить следующий вопрос;
- слушать: проявлять
неподдельный интерес (фальшь чувствуется), смотреть в глаза, где надо – кивать,
реагировать улыбкой;
- при длительном интервью
сначала «разогреть» собеседника: например, дать ему немного поговорить о том, о
чем он хочет; как правило, «рабочим» может быть только третий вопрос;
- отделять себя от критики
в адрес ньюсмейкера: «Некоторые говорят, что…»;
- не терять спокойствия;
- ждать паузы для того,
чтобы задать вопрос; на пресс-конференции – поднимать
руку и ждать разрешения пресс-секретаря;
- не отказываться от чашки
чая, поблагодарить за гостеприимство;
- быть щепетильно
аккуратным в выполнении просьб:
а) не публиковать некую информацию;
б) не указывать источник;
в) дать возможность ньюсмейкеру
ознакомиться с текстом перед публикацией;
- после окончания интервью не забыть поблагодарить
собеседника;
г)
настойчивость и предприимчивость:
- договариваясь об интервью,
быть вежливым, но настойчивым; позвонить ньюсмейкеру
в обход пресс-службы, если иначе договориться не получается (коллекция номеров
сотовых телефонов);
- если ньюсмейкер
куда-то едет (на совещание, в аэропорт и т.п.), постараться поймать его по дороге
– на выходе из его офиса или на входе у места назначения;
- не стесняться задавать
«острые» вопросы, но быть при этом корректным;
- на пресс-конференции быть
активным (установка – обязательно задать вопрос от своего средства массовой
информации);
д) умение общаться:
- не вступать в дебаты:
наша работа – задавать вопросы (исключение
– авторские телевизионные шоу);
- говорить четко и
разборчиво, избегать прокурорского тона;
- обращать внимание не
только на слова, но и на позы и жесты:
а) отклоняется назад – неприятный вопрос, подался
вперед – заинтересован,
б) горизонтальные жесты руками – настроен на
достижение согласия; вертикальные жесты руками – настроен агрессивно;
в) руки сцеплены – «держит себя в руках»;
г) прикрывает рот во время речи, почесывает нос –
возможно, говорит неправду;
д) плюс движения головы и
взгляда, демонстрирующие припоминание (направо или расфокусированный
взгляд перед собой) или конструирование (налево) – НЛП;
- не заигрывать с
представителями власти; не флиртовать (впрочем, есть разные подходы, например,
в гламурной журналистике);
- не говорить «да» или
«угу» во время интервью (особенно касается теле- и радиожурналистов);
е) умение
фиксировать информацию:
- газетчику – работать с
диктофоном: он не только позволяет фиксировать информацию, но и сохранят
особенности живой речи для передачи в тексте, и является защитой от неточного
цитирования и от претензий собеседника по этому поводу;
- иметь все необходимое для
интервью; не полагаться исключительно на диктофон или камеру, иметь блокнот и
надежную ручку, помечать основные моменты; на пресс-конференции не будет лишним
даже для газетчика выносной микрофон с длинным шнуром (впрочем, это зависит от
качества аппарата);
- развивать умение выделять
главное;
- осваивать скоропись и
навыки конспектирования;
- первым делом точно
зафиксировать фамилию, имя, отчество и должность собеседника;
- заканчивая интервью,
записать координаты собеседника на случай, если возникнет необходимость что-то
уточнить (лучше номер сотового телефона – коллекция!);
- после интервью где-нибудь
присесть и зафиксировать детали и впечатления, пока не забыл;
- для тележурналиста –
установить эффективную систему взаимодействия с оператором.
6. «Журналист на панели», или опросы
Опрос – в журналистике: серия коротких интервью, в которых разные
респонденты отвечают, как правило, на одни и те же вопросы.
Обычно опросы проводят не для того, чтобы выяснить общественное мнение: данные ненаучны,
для этого нужно соблюдать специальные социологические процедуры. Опрос нужен, чтобы
проиллюстрировать событие или явление.
Опросы бывают:
- личные
(на улице, еще где-то),
- телефонные
(практикует «Комсомольская правда»),
- на сайте в Интернете,
- по почте (??).
Успех опроса обеспечивают:
- актуальность вопросов;
- разнообразие участников (пол, возраст, социальное
положение, известность).
7. Мотивы отказа от интервью и контраргументы:
- нехватка времени. Заверить человека, что вам не
нужно много времени на подготовку и что у вас «только три маленьких вопроса»;
- чувство вины. Человек опасается, что беседа с
журналистом приведет к его необдуманным признаниям или что его слова будут
неверно истолкованы. Пообещать сделать все возможное, чтобы достоверно передать
его точку зрения;
- смущение. Застенчивый человек может бояться
самого процесса интервью, телевизионной техники или считать, что он (или,
скорее, она) будет плохо смотреться в кадре. Сказать, что не он первый и не он
последний, и как правило все заканчивается
благополучно;
- желание защитить кого-то. Человек может
стремиться кого-то защитить или просто бояться, что он сам будет
ассоциироваться с чем-то неприятным. Или человек может опасаться, что его слова
могут поставить под удар кого-то другого. Сказать, что у вас нет кровожадных
целей.
- неосведомленность. Человек не хочет показаться
неосведомленным и признать, что он не в курсе того, о чем вы его хотите
спросить. Не настаивать, поблагодарить.
- чувство неловкости. Предмет разговора смущает
человека, или ему стыдно, или он считает, что вы спрашиваете его о чем-то очень личном.
- трагедия. Человек не хочет делать серьезные
переживания достоянием общественности. Выразить личное сопереживание. Сказать,
что достаточно людей, которые смогут искренне разделить его чувства.
Психологические механизмы убеждения согласиться на
интервью:
- чувство гордости ньюсмейкера:
сообщить, что вы собираетесь делать материал в любом случае и хотите, чтобы все
стороны были представлены, в том числе и сторона вашего собеседника. Если он
«воздержится от комментариев», это будет выглядеть так, как будто он что-то
скрывает или в чем-то виноват;
- чувство справедливости: сообщить, что интервью
принесет пользу другим людям, убережет кого-то от неприятностей, которые
произошли с ним;
- демонстративность:
сказать, что людям интересны его мысли и переживания;
- чувство персонального или профессионального
престижа: скажите, что именно он в полной степени владеет информацией и в
состоянии ее адекватно передать;
- тщеславие: некоторые люди реагируют, когда вы
щекочете их самолюбие, некоторые заинтересованы в создании положительного
имиджа в прессе и поддержании хорошей репутации среди коллег;
- чувство ответственности: попросить помочь
разобраться в теме или проинформировать зрителей, чтобы они были подготовлены.
«Жесткие» методы:
- намекнуть на информацию, которой
вы располагаете; приоткрыть то, что человека может заинтересовать; показать,
что вы знаете о том, что происходит;
- сказать, что вы вынуждены будете сообщить в своем материале об отказе от
интервью;
- приехать лично и занять
позицию.
8. Вопросы бывают:
- закрытые (подразумевающие
ответ «да» или «нет») или открытые (подразумевающие более-менее
распространенный ответ);
- первичные (открывающие
тему) или вторичные (содержащие пояснения и подробности);
- нейтральный или
наводящие;
- требующие утверждения
(«да» или «нет») и поясняющие/уточняющие;
- озвученные или молчаливые
(подъем брови, жест).
Структура вопроса.
Простой
вопрос
используется в случае, если предмет обсуждения ясен. Он состоит из одной части
– вопросительной: «Как вы относитесь к последним изменениям в бюджете?»
Сложный
вопрос
состоит из двух и частей. Первая часть – констатирующее утверждение, которое
обозначает тему вопроса или описывают ситуацию. Вторая часть – вопросительная:
«Накануне дума проголосовала за изменения в бюджете этого года. Как вы помните,
были увеличены затраты на оборону. Как вы к этому относитесь?»
Поясняющие/уточняющие вопросы
Если получен однозначный ответ «да» или «нет»,
существуют несколько вариантов продолжения разговора:
- помолчать: три четверти
людей начинают что-то пояснять («беременная пауза»);
- спросить, почему
собеседник так считает/говорит;
- попросить привести
пример;
- спросить о
последовательности событий: «А что было/будет потом?»;
- поделиться с человеком
информацией по принципу «ты – мне, я – тебе»;
- изобразить
некомпетентность («инспектор Коломбо»);
- попросите пояснить
утверждение зрителей/слушателей/читателей, которые слабо разбираются в вопросе;
- удивить очень
эмоциональной реакцией;
- сделать заведомо неверное
утверждение, чтобы было трудно удержаться о того, чтобы вас поправить.
9. Уклонение собеседника от ответов. Техники:
- техника «муравей и слон»: плавный перевод
разговора на более приятную тему;
- ответ на вопрос, который не задавали;
- ответ вопросом на вопрос (не потерять контроль!);
- нагромождение цифр и статистических данных;
- шутки (не отвлекаться от темы разговора);
- просьба уточнить позже (и этого никогда не
происходит);
- сомнение в
компетентности, мотивах и манерах журналиста (Мазеин: «Провокатор!»).
Если собеседник уклоняется от ответа:
- тактика маскировки:
перефразировать и задать еще раз (бывает, приходится это делать по несколько
раз);
- тактика извинения: «Я,
кажется, плохо объяснил, что имел в виду»;
- тактика уличения: «Вы не
ответили на мой вопрос».
10. Неудачные вопросы:
- когда ответ уже содержится в самом вопросе: «Как
я понимаю, это произошло по такой-то причине, правильно?»;
- состоящие из двух
частей: это сбивает людей с толку, кроме того, это дает им возможность выбрать
для ответа ту часть, которая им больше нравится (исключение – попытка смягчить
жесткий вопрос более мягким);
- вопросы, состоящие более чем из двух предложений:
человек просто забывает первое предложение;
- размытые вопросы: как правило, на них отвечают
недоуменным молчанием;
- вопросы, которые начинаются с извинений: не нужно
предлагать человеку причину для отказа от ответа;
- наводящие вопросы: они демонстрирует вашу
необъективность, а репортер должен оставаться нейтральным (исключение – попытка
поддержать растерявшегося собеседника);
- закрытые вопросы: имеет смысл их задавать, если
будет возможность задать уточняющий вопрос.
11. Основные принципы
интервью с ребенком.
- слушать внимательно;
- относиться к детям как к равным;
- воспринимать их всерьез;
- задавать откровенные
вопросы;
- не торопить;
- объяснять все, что им
непонятно.
В частности это означает:
- серьезные интонации – как
в интервью со взрослым, сюсюканье недопустимо; не
создавать ситуацию, при которой ребенок принимает в общении со взрослым
привычную роль и говорит то, что, по его мнению, взрослые хотели бы слышать;
- не использовать жаргонных
словечек, которые присущи подросткам: чаще всего они воспринимают это как
заигрывание;
- не допускать
покровительственных интонаций и тем более – нравоучений;
- остерегаться стереотипов:
взрослые склонны представлять детей в соответствии с некими стандартами –
сиротка, отличник, уличный мальчишка и т.п.;
- остерегаться ярлыков,
унижающих достоинство детей: не жертва изнасилования, а потерпевшая и т.п.;
- маленькому ребенку есть
смысл разъяснить, что такое интервью;
- если ребенок отклонился
от темы, не стоит спешить его вернуть обратно, возможно, то, что он скажет,
будет не менее интересно;
- если ребенок фантазирует,
не следует его уличать во лжи; фантазирование – одна из нормальных особенностей
детского сознания, особенно в раннем возрасте
Как сделать интервью интереснее:
- сказать нечто спорное,
чтобы дать понять, что им не обязательно соглашаться: «Не понимаю, зачем
спасать бездомных собак? Они такие грязные!»;
- если участвуют несколько
детей, поощрять споры между ними;