09. Интервью

 

 

 

1. Ньюсмейкер (англ. news maker – человек, создающий новости):

1) человек, деятельность которого предполагает намеренную или ненамеренную публичность и вызывает устойчивый интерес прессы. Обычно журналистов интересует текущая деятельность ньюсмейкера, изменения его статуса, изменения в его окружении и его личная жизнь. Различают:
- должностных ньюсмейкеров, ставших таковыми в силу своего положения, должности или статуса: чиновники, руководители, политики, бизнесмены; и
- харизматических ньюсмейкеров, ставших таковыми благодаря своим личным качествам: артисты, шоу-звезды, телеведущие, вожди;

2) «герой новости», человек, у которого берут интервью.

 

 

2. Интервью (англ. interview) в широком смысле – беседа с целью получить ответы на вопросы в соответствии с программой. Используется, в частности, в психологии, социологии.

Интервью в журналистике:

а) жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по актуальным вопросам;

б) метод сбора информации (наряду с изучением документов и наблюдением).

Будем рассматривать интервью как метод сбора информации.

Классификация интервью по содержанию:

- интервью-сообщение, его цель – проинформировать;

- интервью-мнение, его цель – прокомментировать известные факты и события.

Классификация интервью по форме проведения:

- диалог один на один;

- пресс-конференция, брифинг (англ. brief – краткое изложение) - краткая встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации, на которой излагается позиция по определенному вопросу.

 

 

3. Подходы к интервью

Конфронтационный стиль проявляется, когда журналист не доверяет своему источнику и в каждом событии ищет двойной смысл. Его вопросы часто бывают нелицеприятными, и собеседник ждет подвоха. Таких репортеров, по мнению коллег, характеризуют скорее холодный расчет, жесткость и в некотором смысле агрессивная напористость. Именно такой поведенческий стиль повлиял на формирование в общественном сознании негативного стереотипа журналиста.

Элитарный стиль противостоит конфронтационной, соревновательной стратегии, а все его формы сводятся к обостренному чувству социальной ответственности журналиста, который стоит на страже интересов определенных социальных групп. В этом случае он выступает в роли учителя, «социального контролера» разных сторон жизни общества: экономики, политики, нравственности.

Партнерский стиль противостоит двум предыдущим. Первые два – прежде всего сбор сведений об объектах действительности, а люди, располагающие ими, рассматриваются просто как поставщики сведений, или информаторы. В контексте же партнерского подхода сбор информации осуществляется не с помощью ролевых функций «сборщиков» и «поставщиков» сведений, а в процессе человеческой коммуникации и равноправного взаимодействия двух (или более) людей. Партнерский подход предлагает журналистам сменить профессиональное мышление с позиции «сбора информации» на «поиск новости», выработку нового знания в процессе диалога, когда стороны несут обоюдную ответственность за результат общения.

 

 

4. Виды интервью

В зависимости от формы – непосредственное общение и интервью по телефону или в письменной форме.

В зависимости от целей – информационное интервью (кто? что? где? когда? почему? зачем?)перативное интервью (разновидность информационного в еще более сжатом варианте), опрос (street talk или vox pop), интервью-расследование (могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями), интервью-портрет, беседа или диалог (присутствует личность журналиста).

 

5. Условия успешного интервью:

а) подготовленность журналиста:

- нужно быть в теме,

- постараться узнать максимум о человеке, с которым придется разговаривать,

- предварительно составить вопросы; прежде всего это должны быть вопросы, которые могут интересовать читателей\зрителей\слушателей, поэтому журналист не должен бояться показаться глупым, иногда даже полезно: «Разъясните мне, неспециалисту…»; если требуется, вопросы направляют заранее; на пресс-конференции нужно приходить, имея в запасе два «умных» (по теме) и один «глупый» (о личности) вопросов;

б) организованность:

- заранее провести переговоры об интервью; если необходимо – установить партнерские отношения с посредником между ньюсмейкером и журналистом (пресс-секретарь, пресс-служба, помощник по связям с общественностью и т.п.);

- никогда не опаздывать;

- оговорить продолжительность интервью, не перебирать его без согласия ньюсмейкера;

в) умение установить контакт:

- позиция – доброжелательная объективность (если собеседник жалуется, что его предыдущие встречи с журналистами не принесли ему удовлетворения, можно пообещать: «Я сделаю все, чтобы достоверно донести до читателей вашу точку зрения»);

- одеваться соответственно ситуации; на пресс-конференции – два подхода к внешнему виду: одни выступают за деловой или по крайней мере обычный вид, другие считают, что привлекающая внимание внешность повышает шансы журналиста задать вопрос ньюсмейкеру («розовая кофточка» и Киркоров, Путин: «Привет блондинкам»),

- представляться – называть себя и свое СМИ;

- не сидеть, уткнувшись в блокнот или пытаясь вспомнить следующий вопрос;

- слушать: проявлять неподдельный интерес (фальшь чувствуется), смотреть в глаза, где надо – кивать, реагировать улыбкой;

- при длительном интервью сначала «разогреть» собеседника: например, дать ему немного поговорить о том, о чем он хочет; как правило, «рабочим» может быть только третий вопрос;

- отделять себя от критики в адрес ньюсмейкера: «Некоторые говорят, что…»;

- не терять спокойствия;

- ждать паузы для того, чтобы задать вопрос; на пресс-конференции – поднимать руку и ждать разрешения пресс-секретаря;

- не отказываться от чашки чая, поблагодарить за гостеприимство;

- быть щепетильно аккуратным в выполнении просьб:

а) не публиковать некую информацию;

б) не указывать источник;

в) дать возможность ньюсмейкеру ознакомиться с текстом перед публикацией;

- после окончания интервью не забыть поблагодарить собеседника;

г) настойчивость и предприимчивость:

- договариваясь об интервью, быть вежливым, но настойчивым; позвонить ньюсмейкеру в обход пресс-службы, если иначе договориться не получается (коллекция номеров сотовых телефонов);

- если ньюсмейкер куда-то едет (на совещание, в аэропорт и т.п.), постараться поймать его по дороге – на выходе из его офиса или на входе у места назначения;

- не стесняться задавать «острые» вопросы, но быть при этом корректным;

- на пресс-конференции быть активным (установка – обязательно задать вопрос от своего средства массовой информации);

д) умение общаться:

- не вступать в дебаты: наша работа – задавать вопросы (исключение – авторские телевизионные шоу);

- говорить четко и разборчиво, избегать прокурорского тона;

- обращать внимание не только на слова, но и на позы и жесты:

а) отклоняется назад – неприятный вопрос, подался вперед – заинтересован,

б) горизонтальные жесты руками – настроен на достижение согласия; вертикальные жесты руками – настроен агрессивно;

в) руки сцеплены – «держит себя в руках»;

г) прикрывает рот во время речи, почесывает нос – возможно, говорит неправду;

д) плюс движения головы и взгляда, демонстрирующие припоминание (направо или расфокусированный взгляд перед собой) или конструирование (налево) – НЛП;

- не заигрывать с представителями власти; не флиртовать (впрочем, есть разные подходы, например, в гламурной журналистике);

- не говорить «да» или «угу» во время интервью (особенно касается теле- и радиожурналистов);

е) умение фиксировать информацию:

- газетчику – работать с диктофоном: он не только позволяет фиксировать информацию, но и сохранят особенности живой речи для передачи в тексте, и является защитой от неточного цитирования и от претензий собеседника по этому поводу;

- иметь все необходимое для интервью; не полагаться исключительно на диктофон или камеру, иметь блокнот и надежную ручку, помечать основные моменты; на пресс-конференции не будет лишним даже для газетчика выносной микрофон с длинным шнуром (впрочем, это зависит от качества аппарата);

- развивать умение выделять главное;

- осваивать скоропись и навыки конспектирования;

- первым делом точно зафиксировать фамилию, имя, отчество и должность собеседника;

- заканчивая интервью, записать координаты собеседника на случай, если возникнет необходимость что-то уточнить (лучше номер сотового телефона – коллекция!);

- после интервью где-нибудь присесть и зафиксировать детали и впечатления, пока не забыл;

- для тележурналиста – установить эффективную систему взаимодействия с оператором.

 

 

6. «Журналист на панели», или опросы

Опросв журналистике: серия коротких интервью, в которых разные респонденты отвечают, как правило, на одни и те же вопросы.

Обычно опросы проводят не для того, чтобы выяснить общественное мнение: данные ненаучны, для этого нужно соблюдать специальные социологические процедуры. Опрос нужен, чтобы проиллюстрировать событие или явление.

Опросы бывают:

- личные (на улице, еще где-то),

- телефонные (практикует «Комсомольская правда»),

- на сайте в Интернете,

- по почте (??).

Успех опроса обеспечивают:

- актуальность вопросов;

- разнообразие участников (пол, возраст, социальное положение, известность).

 

 

7. Мотивы отказа от интервью и контраргументы:

- нехватка времени. Заверить человека, что вам не нужно много времени на подготовку и что у вас «только три маленьких вопроса»;

- чувство вины. Человек опасается, что беседа с журналистом приведет к его необдуманным признаниям или что его слова будут неверно истолкованы. Пообещать сделать все возможное, чтобы достоверно передать его точку зрения;

- смущение. Застенчивый человек может бояться самого процесса интервью, телевизионной техники или считать, что он (или, скорее, она) будет плохо смотреться в кадре. Сказать, что не он первый и не он последний, и как правило все заканчивается благополучно;

- желание защитить кого-то. Человек может стремиться кого-то защитить или просто бояться, что он сам будет ассоциироваться с чем-то неприятным. Или человек может опасаться, что его слова могут поставить под удар кого-то другого. Сказать, что у вас нет кровожадных целей.

- неосведомленность. Человек не хочет показаться неосведомленным и признать, что он не в курсе того, о чем вы его хотите спросить. Не настаивать, поблагодарить.

- чувство неловкости. Предмет разговора смущает человека, или ему стыдно, или он считает, что вы спрашиваете его о чем-то очень личном.

- трагедия. Человек не хочет делать серьезные переживания достоянием общественности. Выразить личное сопереживание. Сказать, что достаточно людей, которые смогут искренне разделить его чувства.

 

Психологические механизмы убеждения согласиться на интервью:

- чувство гордости ньюсмейкера: сообщить, что вы собираетесь делать материал в любом случае и хотите, чтобы все стороны были представлены, в том числе и сторона вашего собеседника. Если он «воздержится от комментариев», это будет выглядеть так, как будто он что-то скрывает или в чем-то виноват;

- чувство справедливости: сообщить, что интервью принесет пользу другим людям, убережет кого-то от неприятностей, которые произошли с ним;

- демонстративность: сказать, что людям интересны его мысли и переживания;

- чувство персонального или профессионального престижа: скажите, что именно он в полной степени владеет информацией и в состоянии ее адекватно передать;

- тщеславие: некоторые люди реагируют, когда вы щекочете их самолюбие, некоторые заинтересованы в создании положительного имиджа в прессе и поддержании хорошей репутации среди коллег;

- чувство ответственности: попросить помочь разобраться в теме или проинформировать зрителей, чтобы они были подготовлены.

«Жесткие» методы:

- намекнуть на информацию, которой вы располагаете; приоткрыть то, что человека может заинтересовать; показать, что вы знаете о том, что происходит;

- сказать, что вы вынуждены будете сообщить в своем материале об отказе от интервью;

- приехать лично и занять позицию.

 

 

8. Вопросы бывают:

- закрытые (подразумевающие ответ «да» или «нет») или открытые (подразумевающие более-менее распространенный ответ);

- первичные (открывающие тему) или вторичные (содержащие пояснения и подробности);

- нейтральный или наводящие;

- требующие утверждения («да» или «нет») и поясняющие/уточняющие;

- озвученные или молчаливые (подъем брови, жест).

Структура вопроса.

Простой вопрос используется в случае, если предмет обсуждения ясен. Он состоит из одной части – вопросительной: «Как вы относитесь к последним изменениям в бюджете?»

Сложный вопрос состоит из двух и частей. Первая часть – констатирующее утверждение, которое обозначает тему вопроса или описывают ситуацию. Вторая часть – вопросительная: «Накануне дума проголосовала за изменения в бюджете этого года. Как вы помните, были увеличены затраты на оборону. Как вы к этому относитесь?»

 

Поясняющие/уточняющие вопросы

Если получен однозначный ответ «да» или «нет», существуют несколько вариантов продолжения разговора:

- помолчать: три четверти людей начинают что-то пояснять («беременная пауза»);

- спросить, почему собеседник так считает/говорит;

- попросить привести пример;

- спросить о последовательности событий: «А что было/будет потом?»;

- поделиться с человеком информацией по принципу «ты – мне, я – тебе»;

- изобразить некомпетентность («инспектор Коломбо»);

- попросите пояснить утверждение зрителей/слушателей/читателей, которые слабо разбираются в вопросе;

- удивить очень эмоциональной реакцией;

- сделать заведомо неверное утверждение, чтобы было трудно удержаться о того, чтобы вас поправить.

 

 

9. Уклонение собеседника от ответов. Техники:

- техника «муравей и слон»: плавный перевод разговора на более приятную тему;

- ответ на вопрос, который не задавали;

- ответ вопросом на вопрос (не потерять контроль!);

- нагромождение цифр и статистических данных;

- шутки (не отвлекаться от темы разговора);

- просьба уточнить позже (и этого никогда не происходит);

- сомнение в компетентности, мотивах и манерах журналиста (Мазеин: «Провокатор!»).

Если собеседник уклоняется от ответа:

- тактика маскировки: перефразировать и задать еще раз (бывает, приходится это делать по несколько раз);

- тактика извинения: «Я, кажется, плохо объяснил, что имел в виду»;

- тактика уличения: «Вы не ответили на мой вопрос».

 

 

10. Неудачные вопросы:

- когда ответ уже содержится в самом вопросе: «Как я понимаю, это произошло по такой-то причине, правильно?»;

- состоящие из двух частей: это сбивает людей с толку, кроме того, это дает им возможность выбрать для ответа ту часть, которая им больше нравится (исключение – попытка смягчить жесткий вопрос более мягким);

- вопросы, состоящие более чем из двух предложений: человек просто забывает первое предложение;

- размытые вопросы: как правило, на них отвечают недоуменным молчанием;

- вопросы, которые начинаются с извинений: не нужно предлагать человеку причину для отказа от ответа;

- наводящие вопросы: они демонстрирует вашу необъективность, а репортер должен оставаться нейтральным (исключение – попытка поддержать растерявшегося собеседника);

- закрытые вопросы: имеет смысл их задавать, если будет возможность задать уточняющий вопрос.

 

 

11. Основные принципы интервью с ребенком.

- слушать внимательно;

- относиться к детям как к равным;

- воспринимать их всерьез;

- задавать откровенные вопросы;

- не торопить;

- объяснять все, что им непонятно.

В частности это означает:

- серьезные интонации – как в интервью со взрослым, сюсюканье недопустимо; не создавать ситуацию, при которой ребенок принимает в общении со взрослым привычную роль и говорит то, что, по его мнению, взрослые хотели бы слышать;

- не использовать жаргонных словечек, которые присущи подросткам: чаще всего они воспринимают это как заигрывание;

- не допускать покровительственных интонаций и тем более – нравоучений;

- остерегаться стереотипов: взрослые склонны представлять детей в соответствии с некими стандартами – сиротка, отличник, уличный мальчишка и т.п.;

- остерегаться ярлыков, унижающих достоинство детей: не жертва изнасилования, а потерпевшая и т.п.;

- маленькому ребенку есть смысл разъяснить, что такое интервью;

- если ребенок отклонился от темы, не стоит спешить его вернуть обратно, возможно, то, что он скажет, будет не менее интересно;

- если ребенок фантазирует, не следует его уличать во лжи; фантазирование – одна из нормальных особенностей детского сознания, особенно в раннем возрасте

Как сделать интервью интереснее:

- сказать нечто спорное, чтобы дать понять, что им не обязательно соглашаться: «Не понимаю, зачем спасать бездомных собак? Они такие грязные!»;

- если участвуют несколько детей, поощрять споры между ними;