13. Массовые кампании. Избирательные кампании 13. Массовые кампании. Избирательная кампания


1. Избирательная кампания – один из видов массовых кампаний.
Всякая масштабная кампания представляет собой скоординированные, целенаправленные и осуществляемые на протяжении определенного периода времени усилия, рассчитанные на решение одной или нескольких задач, которые должны приблизить организатора кампании к стратегической цели, обусловленной его общей социальной миссией.
Кампании преимущественно планируются и проводятся ради того, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме, разрешить ее или каким-либо образом исправить или же изменить общую социальную ситуацию. Такая цель достигается путем
- модификации поведения людей,
- изменения общественного мнения,
- изменения законодательства,
- сохранения в неизменном виде существующего поведения, общественного мнения, законодательной базы по определенному вопросу.


2. Типы массовых кампаний:
1) кампании, направленные на привлечение внимания общественности к какому-либо явлению или событию. Задача сводится главным образом к тому, чтобы заблаговременно предупредить население, помочь ему запомнить нечто важное с точки зрения инициатора кампании (дети на дорогах);
2) кампании по информированию общественности, предоставлению ей некоторой системы фактов или аргументов по отдельной важной проблеме. Такие усилия, как правило, прилагаются параллельно с привлечением внимания населения и дополняют первый тип кампании;
3) образовательные кампании среди общественности: имеется в виду усвоение материала определенного содержания и объема и применение полученных знаний в повседневном поведении;
4) кампании, направленные на закрепление установок и линий поведения тех, кто имеет общие с организаторами точки зрения;
5) кампании, целью которых является изменение или попытка изменить установки тех, кто не разделяет точку зрения или позиции организатора по какой-либо проблеме. Такие кампании очень сложны и требуют немалых усилий для устранения так называемого "когнитивного диссонанса", то есть преодоления ситуации, когда люди не склонны проявлять интерес к содержанию информации, расходящейся с их собственной точкой зрения, диссонирующей с нею;
6) кампании, направленные на модификацию поведения (ремни безопасности или прийти проголосовать).

Организаторы массовых кампаний должны:
1) путем аналитической работы выявлять потребности, цели и возможности приоритетных групп общественности;
2) систематически планировать мероприятия и своевременно реализовывать их;
3) постоянно отслеживать и оценивать проделанную работу и в случае необходимости вовремя вносить соответствующие коррективы и прилагать дополнительные усилия;
4) особое внимание уделять вопросам роли и использования средств массовой информации и межличностной коммуникации;
5) осуществлять точную селекцию СМИ с целью выхода на каждую приоритетную группу общественности и наиболее эффективного распространения сообщений.

Массовая кампания — это сложное явление общественного процесса, которое, как правило, почти никогда не протекает стихийно. Именно вследствие
- заблаговременно спланированных,
- организационно подготовленных
- и обеспеченных соответствующими ресурсами акций, принимающих форму массовой кампании, политический процесс получает определенную направленность и позволяет политическим институтам (государственным органам, партиям, общественным формированиям, отдельным деятелям) достичь успеха в своей деятельности, приблизиться к поставленной цели.


3. Особенности избирательной кампании
Избирательная кампания - это скоординированные, целенаправленные, осуществляемые в течение определенного законодательством времени публичные усилия с целью мобилизации поддержки кандидата избирателями и обеспечения его победы в день выборов. В качестве ее главного действующего лица выступает кандидат на определенную выборную должность. На результаты кампании влияют:
- его способность работать в команде,
- его саморганизованность.
Кампании различаются в основном тремя следующими факторами:
- личностью кандидата: его способностями, взглядами на жизнь, характером, а также профессиональными связями, влияющими на структуру и организацию кампании;
- спецификой окружения: географическими и демографическими особенностями избирательного округа, количеством избирателей, уровнем органа власти, в который проводятся выборы, уровнем урбанизации, наличием средств массовой информации;
- политическим планом: целями, стратегией, общей темой, направленностью, графиком, бюджетом, тактикой.
Общие принципы организации избирательной кампании:
- план действий;
- учёт конкретной обстановки: не стоит копировать структуру других избирательных кампаний;
- наличие способных людей, работающих как платно, так и бесплатно;
- создание организации (команды);
- разнообразие тактики, чтобы с наибольшей эффективностью использовать имеющиеся ресурсы для укрепления сильных сторон кандидата и нейтрализации их у оппонента;
- соблюдение "правил игры": постоянные контакты с партийной организацией, ее руководителями, избранными должностными лицами, которые в состоянии оказать помощь при создании организации.


4. Кандидат
Кандидат несет полную ответственность не только перед самим собой, но и перед теми, кто его поддерживает.
Избирательная кампания изнурительна не только для него, но и для его семьи, друзей, всех помощников. Поэтому любой кандидат с самого начала должен быть уверен в себе, в правильности принятого решения и готов отдать все силы для победы.

Общие принципы поведения кандидата
1. Ключевое ответственное лицо. Всем понятно, что в избирательный бюллетень вносится только имя кандидата. Поэтому основная ответственность за избирательную кампанию и выборы ложится на его плечи. Поэтому все должны считаться с его мнением.
2. Бодрый лидер. Кандидат — это общественный "продукт", который должны "купить" избиратели. Поэтому он обязан сосредоточиться и использовать все свое время для работы с людьми. На публике кандидат должен демонстрировать положительные эмоции и проявлять энтузиазм. Он обязан создавать у людей впечатление, что все идет прекрасно, даже если это далеко не так. То есть ему нужно быть бодрым и настойчивым в достижении своей цели. Кандидат должен напоминать спортсмена, стремящегося победить и отдающего этому все силы.
3. Главный оратор. Кандидат должен сформулировать тему (лейтмотив) избирательной кампании. Он должен пользоваться широкой популярностью. Важно, чтобы кандидат не поучал, а убеждал общественность в том, что именно он и есть та уникальная личность, которая способна лучше всех служить им.
4. Главный сборщик средств. Нужно избавиться от ощущения неловкости. Ведь, заняв выборную должность, кандидат принесет людям немало пользы. То есть их взносы в его избирательный фонд – это инвестиция в свое будущее.
5. Председатель комитета кампании. Важно с самого начала распределить обязанности членов команды.
6. Главное действующее лицо кампании. Кандидат должен четко придерживаться разумно составленного графика. Исчезновение кандидата из поля зрения — самое плохое, что может произойти во время избирательной кампании.
7. Доверяющий руководитель. Кандидат обязан следить за избирательной кампанией в целом, однако не вмешиваться абсолютно во все дела. Если кандидат одобрил стратегию избирательной кампании, ее план и график, его обязанность — делегировать полномочия руководить деталями своим помощникам, а самому общаться с избирателями.
8. Поддержка со стороны семьи. Кандидат и члены его семьи должны научиться выдерживать нападки со стороны оппозиции и быть стойкими к возможным оскорблениям в свой адрес.
9. Прекрасный парень. Кандидату нужно быть источником доброты и вызывать у людей чувство, что он лично заинтересован в разрешении их проблем, давать избирателям почувствовать, что даже при расхождении мнений по каким-либо вопросам он заботится о них. Необходимо уметь слушать людей и сочувствовать им. Кандидаты, добившиеся наибольшего успеха, как правило, откровенны. Любое темное дело из их собственного прошлого с большой вероятностью может всплыть на поверхность в ходе напряженной избирательной борьбы. Поэтому кандидату следует быть честным и демонстрировать высокую мораль, обладать здравым смыслом, но не быть при этом наивным человеком.
10. Инициатор, новатор, лидер. Кандидат обязан видеть перспективы развития местности, где он баллотируется. Мало просто понимать суть проблем, крайне важно предложить разумный и реальный подход к их разрешению. Самый лучший подход к выборам на конкретную должность — это вообразить себя уже на этой должности.

Подготовка кандидата
1. Кандидат читает все письма, пришедшие в редакцию местной газеты в последние две недели. Выбирает среди них 10, наиболее заинтересовавших его. Связывается с их авторами и устраивает с ними встречу для обсуждения вопросов, которые они подняли в письмах. Записывает свои впечатления об этих встречах, а также ключевые фразы, которыми пользовались присутствующие.
2. Кандидат проводит несколько рабочих дней на трех различных предприятиях, где он никогда не был раньше, причем подбирает такие, где работает большинство людей его избирательного округа (лучше сделать это инкогнито). Записывает свои впечатления о работе на предприятиях.
3. Поочередно, в воскресные дни кандидат посещает различные церкви на территории избирательного округа. В каждой пытается поговорить с прихожанами и духовными лицами. Записывает свои впечатления.
4. Кандидат встречается с местными руководителями сферы охраны здоровья, просит у них разрешения провести какое-то время в больницах. Беседует там с больными, родственниками, которые их навещают, и другими людьми. Берет интервью у врачей. Делает записи о своих впечатлениях.

- Кандидат составляет список известных людей в своем избирательном округе и организовывает встречи с ними. Заносит в список избранных должностных лиц, а также влиятельных представителей промышленности и предпринимательских структур, культуры, лидеров общественного мнения.
- Кандидат изучает ведущих "игроков" в средствах массовой информации. Дальновидный кандидат должен установить добрые отношения со средствами массовой информации в округе. Кандидат делает попытку встретиться с ключевыми фигурами СМИ и узнать как можно больше об их организациях. Выясняет порядок работы возглавляемых ими информационных каналов, их отношение к письмам на имя редактора, ведут ли они какие-то особые рубрики, например, колонку гостей в газете, местные программы на радио и телевидении и т.д.
- Кандидат проявляет внимание к местным общественным организациям, пробует вступить в наиболее влиятельные организации и активно в них работать, старается посещать общие собрания таких общественных образований, как советы ветеранов, организации женщин, школьные советы и пр.
- Кандидат заранее готовится к встречам с людьми и большим нагрузкам, стремится находиться в хорошей физической форме. Некоторые ради этого худеют, бросают курить, начинают систематически заниматься физическими упражнениями.
- Кандидат следит за развитием событий, влияющих на его избирателей. Обращает внимание на проблемы, близкие ему по профессии.


5. Руководитель (менеджер) избирательной кампании. На выборах в местные органы власти руководитель кампании, как правило, является единственным членом команды кандидата, работа которого оплачивается. Наряду с кандидатом менеджер несет ответственность за успех кампании. Он должен быть способен возглавить и объединить разных людей в сплоченную, эффективно действующую команду.
Чтобы работать плодотворно, менеджер должен обладать достаточным объемом полномочий. Кандидату нужно быть настолько уверенным в человеке, назначенном им на данную должность, чтобы разрешить ему принимать ответственные решения.
- Во время избирательной кампании менеджер должен полностью контролировать текущие дела.
- Он должен быть абсолютно уверен в кандидате и никогда не высказываться и не действовать против него.
- Менеджер несет полную ответственность за бюджет и распределение средств.
- Он обязан постоянно информировать кандидата о работе и ходе выполнения плана кампании, но только в общих чертах.
- Менеджер должен обладать крепким здоровьем и способностью выдерживать нагрузки в течение длительного времени.
- Менеджеру нужно быть настойчивым, не бояться иногда выглядеть "плохим парнем". Он должен иметь смелость ради дела говорить "нет" персоналу, добровольцам и, что очень важно, самому кандидату.
- Менеджеру следует больше заботиться об управлении кампанией, чем о том, чтобы красоваться на людях вместе с кандидатом.
- Менеджер должен знать проблемы и возможности участников кампании. Ему необходимо умение "нанимать" и "выгонять", не забывая, однако, что это очень деликатное дело, особенно если штаб состоит исключительно из добровольцев.
- Менеджер должен быть человеком, наделенным здравым смыслом, умеющим делегировать полномочия другим работникам штаба кампании.

Председатель комитета поддержки. Это почетная должность, на которую назначается уважаемый и хорошо известный населению округа человек. Кандидат предоставляет эту должность тому, кто оказал ему доверие. Имя председателя может иногда появляться на основных документах избирательной камлании, брошюрах и объявлениях.
Комитет поддержки. В некоторых случаях комитет поддержки формируется для того, чтобы ввести в его состав нескольких "столпов" местной общественности и тем самым укрепить доверие к избирательной кампании и придать ей больший вес. Эти люди позволяют использовать свои имена в качестве сторонников кандидата но они, как правило, не являются работающими членами штатной команды. В состав данного комитета входят также председатель исполнительного комитета избирательной кампании, заместитель председателя и секретарь.
Руководящий комитет ("кухонный" кабинет). Это рабочая группа в составе 5—7 человек, к которым кандидат и менеджер могут обратиться за советами по ходу избирательной кампании. Это люди, с которыми кандидат считается и которым разрешено откровенно, открыто и критически высказываться о кампании. Председательствующим на заседаниях "кухонного" кабинета должен быть руководитель избирательной кампании. В зависимости от объема загруженности кандидат тоже может посещать заседания, однако напряженный график работы не позволяет ему делать это постоянно.
Казначей кампании. Основная обязанность – контроль за своевременным и в строжайшем соответствии с действующим законодательством поступлением средств в избирательный фонд. Казначей ведет бухгалтерские книги, оплачивает счета, готовит отчеты об использовании средств и общем состоянии финансов. Он должен работать в тесном контакте с руководителем кампании и ее коммерческим директором.
Коммерческий директор. Вместе с кандидатом он является главным сборщиком средств, необходимых для ведения избирательной кампании. Коммерческий директор должен быть хорошо известен в финансовых кругах.
Юрисконсульт кампании. Это может быть практикующий юрист, который консультирует штаб кампании по всем вопросам избирательного законодательства, а также о путях предупреждения возможных его нарушений. Законодательством, как правило, предусмотрен целый ряд ограничений в ведении кампании, поэтому юрисконсульт тут незаменим. Юрисконсульт также крайне необходим в день выборов. Если возникает потребность, он собирает команду юристов-добровольцев для оказания помощи штабу кампании при нарушениях, случающихся в этот день. Руководитель группы добровольцев. Иногда такого человека называют еще "организационным директором". Руководитель добровольцев должен обладать талантом набирать и вдохновлять их, руководить их работой. Руководитель добровольцев обязан вести постоянный учет деятельности добровольных помощников, обеспечивать их материалами, всем необходимым для выполнения задач кампании.
Ответственный за график кампании. Одно и только одно лицо должно составлять график работы кандидата. В некоторых случаях ответственность за это берет на себя руководитель избирательной кампании. Поскольку время кандидата слишком дорого и его следует разумно распределять, координатор графика его работы должен работать на постоянной основе. Это человек, пользующийся абсолютным доверием кандидата.

Существуют два варианта подходов к составлению графика: "пассивный", при котором реагируют на просьбы групп людей, и "активный", когда ответственный за график стремится к наиболее продуктивному использованию времени кандидата.
Ответственный за график обязан также следить за тем, чтобы кандидат был обеспечен транспортом, подбирать сопровождающих на различные мероприятия, и если нужно, содокладчиков.
Ответственный за связи с общественностью (пресс-секретарь). В некоторых случаях, особенно на уровне местных выборов, данные обязанности берет на себя руководитель кампании. Главная задача — сделать кандидата человеком, хорошо известным избирателям. Имеется в виду обеспечение общения в работниками средств массовой информации, подготовка речей, дирижирование разнообразными мероприятиями, заслуживающими внимания прессы, планирование появления кандидата перед работниками средств массовой информации, координация оплачиваемых рекламных материалов в прессе (для этого, правда, зачастую бывает нужен специальный консультант). На начальном этапе избирательной кампании ответственный за связи с общественностью (пресс-секретарь) часто занимается аналитической работой и руководит ею. То есть он собирает информацию, изучает материалы, необходимые для составления плана избирательной кампании.
Руководитель штаба. Это человек, который отвечает за работу штаб-квартиры и обеспечивает ее всем необходимым для нормального функционирования.
Участковые координаторы. Работа на участке — это сердцевина всех организационных усилий. Работа на конкретном участке обеспечивается участковым координатором, подотчетным руководителю добровольцев. Участковые координаторы во всех деталях планируют организацию кампании "от двери до двери", созывают помощников, чтобы провести оперативные встречи с избирателями, выяснить, кто из них будет голосовать на дому. Они очень тщательно дирижируют работой по распространению агитационных материалов и проведению иных конкретных мероприятий.
Руководители специальных программ. Во время проведения избирательных кампаний возникает необходимость в осуществлении специальных программ, способствующих росту их общей эффективности.
Организатор сбора подписей. Такой руководитель особенно необходим тогда, когда собираются подписи избирателей в поддержку претендента в кандидаты либо когда используются их петиции, чтобы привлечь внимания к важным проблемам, на которых сосредоточивает внимание кандидат.
Руководитель по специальным вопросам голосования избирателей. Такой организатор крайне необходим в тех районах, где много избирателей преклонного возраста или болеющих, избирателей, часто бывающих в командировках, или когда определенная категория избирателей может использовать день выборов для домашних и семейных дел (студенты — для посещения родителей, живущих в другой местности; владельцы садово-огородных участков — для работы на них и т.д.).
Руководитель программы распространения листовок и плакатов.
Руководитель дня выборов. Часто избирательные кампании выигрываются благодаря эффективности мер именно в день выборов. Поэтому специально назначенный человек должен направить все свои усилия на организацию работы в этот день. В его обязанности входит подбор и подготовка тех людей, которые будут наблюдать за голосованием.
Руководители коалиций (групп) избирателей с особыми интересами. Все большее значение для результатов выборов приобретает выделение групп избирателей, имеющих одинаковую специальность или общие интересы и налаживания контактов с ними. Для этого участка работы обязательно нужно назначить руководителя. Специальными группами избирателей или их коалициями могут быть объединения пожилых людей, ветеранов, женщин, молодежи, учителей, врачей, рабочих, сторонников различных партий и другие четко выделяющиеся объединения.


6. Основные правила работы с добровольцами:
- им дают понять, что они действуют не изолированно, что их работа имеет большое значение для кампании в целом;
- добровольцев подробно инструктируют, поскольку не все они осмеливаются обратиться за помощью;
- им дают такие поручения, которые позволят им увидеть конечный результат своей работы;
- им создают такие рабочие условия, которые не вынуждают их оставить команду;
- в работе с добровольцами нужно быть терпеливым;
- информировать добровольцев о ходе кампании, запланированных мероприятиях, чтобы они чувствовали свою причастность к делу;
- нельзя возвращать добровольцев с полпути или отправлять их по домам, если для них не нашлось работы, необходимо что-нибудь придумать;
- благодарить, благодарить, благодарить:
а) вознаграждать специальными значками, билетами на различные мероприятия и т.п.;
б) посылать письма или открытки с благодарностью от имени кандидата;
в) приглашать добровольцев на вечера и встречи;
г) кандидат должен лично выражать благодарность добровольцу, если тот добился успеха, особенно когда осуществлена большая программа;


7. Специальные программы в ходе избирательной кампании
- Кампания «от двери до двери» призвана обеспечить личные контакты кандидата или его доверенных лиц с избирателями. Она особенно эффективна с точки зрения мотивации их поведения, ведь людям преимущественно запоминаются «живое» общение, контакты «с глазу на глаз».
- Активизация явки избирателей на выборы:
- выявление сторонников кандидата во время проведения кампании «от двери до двери»,
- раскладывание открыток-напоминаний по почтовым ящикам избирателей,
- обход домов и квартир с целью активизации явки избирателей на выборы,
- мероприятия и акции, привлекающие внимание избирателей,
- активность в день выборов.