Главная
страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница
специальности «Организация работы с молодежью»
17. Функции и свойства игры. Игра как проявление свободы
1. Исследователь игр школьников Сталь Анатольевич
Шмаков
Родился 17 января 1931 года в г. Новосибирске,
Впервые в стране Шмаков создал педагогический класс,
городской педагогический клуб студентов и учителей при ТЮЗе.
По инициативе Шмакова впервые были созданы
инструктивные лагерные учебные сборы для подготовки студентов к работе в летних
оздоровительных лагерях.
Была разработана концепция зимнего отдыха детей -
"Снежная республика", лагерь при сибирском отделении Академи наук.
В 1957 г. С.А. Шмаковым были разработаны проект и
концепция Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ "Орленок". В
1961 году лагерь был открыт.
В 1961 г. работал в Финляндии, создавал пионерскую
организацию "Молодая Трава Суоми".
С 1963 года, после знакомства с педагогом-новатором
Москаленко, Сталь Анатольевич переезжает в Липецк. С этого времени вся его
жизнь связана с Липецким педагогическим институтом.
В 1975 г. разрабатывал, курировал проект строительства
круглогодичного лагеря НЛМК "Прометей", готовил концепцию его
деятельности. В настоящее время досугово-оздоровительный центр
"Прометей" входит в число лучших лагерей России.
Основная работа – «Игры учащихся как феномен
культуры».
Большинству
игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая
лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не
только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный,
очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности,
соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная
природа игры, «эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих
содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В
структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование,
реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью
реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее
добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности,
удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В
структуру игры как процесса входят:
а)
роли, взятые на себя играющими;
б)
игровые действия как средство реализации этих ролей;
в)
игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми,
условными;
г)
реальные отношения между играющими;
д)
сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
2.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции, которые
выводятся из главной, физиологически обусловленной, - функции отреагирования, снятия напряжения:
- развлекательно-рекреативная
(это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить,
пробудить интерес); именно в связи с этой функцией игра является неотъемлемой
частью человеческого досуга;
- коммуникативную:
освоение диалектики общения;
- самореализации в
игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую:
преодоление различных трудностей, возникающих в других видах
жизнедеятельности; (игра полезна, поскольку позволяет безболезненно изживать
агрессивные инстинкты; согласно Фрейду, в игре при помощи символов реализуются
вытесненные бессознательные влечения (танец как игра));
- диагностическую:
выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; во многих играх человек
действует как бы в экстремальной ситуации, благодаря чему выявляются и
проверяются физические, психические, интеллектуальные и моральные ресурсы
личности;
функцию
коррекции: внесение позитивных
изменений в структуру личностных показателей;
- интеграционную:
усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
функцию
социализации: включение в систему
общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
3. Признаки игры:
- ограниченность зоны
действия во времени и пространстве; обособление от производственной
деятельности, от нормативной социальной среды, локализация «вне обычной жизни»;
(с другой стороны, происходит институционализация феномена игры в виде,
например, биржевой игры, лотерей, состязаний сторон в суде и политической
борьбы парламентских партий);
- использование специальных символов, правил, санкций и
поощрений, определяющих мотивы игры и ее содержание; внутри игрового времени
и пространства царит собственный и безусловный порядок, отклонение
от него лишает игру собственного характера: у каждой игры свои
правила, безусловно обязательные, не подлежащие сомнению; они могут быть
изменены, но они должны быть; играть надо "честно",
по правилам; (игра как модель общества - законодательство, стихосложение,
музицирование, рисование, театр, война, церковная служба, философский спор и
любовный флирт осуществляются по определенным правилам);
- специфическая игровая
установка, когда человек одновременно верит и не верит в серьезность
происходящего;
- коммуникативность и
конкурентность;
- возможность в пределах
правил использовать любые приемы, все силы и мастерство для достижения победы
или выигрыша;
- непредсказуемость
результата участия в исходе игры.
4. Значение игры невозможно
исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит
ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в
обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и
проявлений в труде. В жизнь человека она способна внести значительный интерес: научить
творчески мыслить, активно действовать, развить особые умения и т.п. Прелести игры состоит в том, что каждому участнику
необходимо проявить многие личностные качества: волю, риск, настойчивость,
находчивость и др. Этим игра имитирует саму жизнь, где индивиду нередко приходится
проявлять те же самые свойства. В то же время игра создает ситуацию быстро
меняющейся смены психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидание,
нетерпение, напряжение, радость победы, горечь поражения и т.д. Такие ситуации
не только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией.
5. Игра, как и творчество, тесно
связана с понятием свободы. В игре человек выступает свободным от природной и
социальной зависимости и способным самому выступать как созидающий субъект, не подверженный
какой-либо принудительности. Игра выступает своего рода механизмом
актуализации свободы в социокультурном контексте. Речь идет:
а) о свободе от любых форм принуждения
("игра по приказу — уже не игра");
б) о свободе от прагматически
целесообразности деятельности (так, усилия шулера, предпринимаемые за карточным
столом ради денежного выигрыша, утрачивают качества игры, вырождаясь в псевдотрудовую
деятельность); особый случай — игра профессионалов (например,
футболистов), они относятся к своей игре как к работе, иногда как
к творчеству с присущим этим видам деятельности спектром чувств;
в) о свободе индивида от социальных ролей и
возможность выхода за рамки социального статуса (игровые возможности
карнавала);
г) о свободе от заданных традицией социокультурных
стереотипов (культивируя нестандартность взгляда на стандартные ситуации, игра
фактически стимулирует творческое мышление).
Так из забавы, шутки игра вырастает в серьезный
механизм, обеспечивающий развитие и человека, и общества в целом.
5.
Игры и развлечения подростковых и юношеских группировок, агрессивное
соперничество за лидерство, «война» за контроль над территорией, ведут к
сращиванию уличных компаний с организованной преступностью и контролю вожака
за поведением каждого из сообщества.
Юношеский
конформизм, принадлежность компании деформируют потребности молодых.
Неординарность, экстравагантность, необычайность - важный
социально-психологический фактор поведения молодежи.
Именно поэтому игровая деятельность молодежи должна
быть объектом пристального внимания педагогов, а организаторы работы с
молодежью должны прилагать усилия для ее организации.