Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Организация работы с молодежью»

 

 

17. Функции и свойства игры. Игра как проявление свободы

 

 

1. Исследователь игр школьников Сталь Анатольевич Шмаков

Родился 17 января 1931 года в г. Новосибирске,

Впервые в стране Шмаков создал педагогический класс, городской педагогический клуб студентов и учителей при ТЮЗе.

По инициативе Шмакова впервые были созданы инструктивные лагерные учебные сборы для подготовки студентов к работе в летних оздоровительных лагерях.

Была разработана концепция зимнего отдыха детей - "Снежная республика", лагерь при сибирском отделении Академи наук.

В 1957 г. С.А. Шмаковым были разработаны проект и концепция Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ "Орленок". В 1961 году лагерь был открыт.

В 1961 г. работал в Финляндии, создавал пионерскую организацию "Молодая Трава Суоми".

С 1963 года, после знакомства с педагогом-новатором Москаленко, Сталь Анатольевич переезжает в Липецк. С этого времени вся его жизнь связана с Липецким педагогическим институтом.

В 1975 г. разрабатывал, курировал проект строительства круглогодичного лагеря НЛМК "Прометей", готовил концепцию его деятельности. В настоящее время досугово-оздоровительный центр "Прометей" входит в число лучших лагерей России.

 

Основная работа – «Игры учащихся как феномен культуры».

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по же­ланию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный ха­рактер этой деятельности («поле творчества»);

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состяза­тельность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоцио­нальное напряжение»);

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

 

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, пла­нирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспе­чивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребле­ние предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реаль­ные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действи­тельности, условно воспроизводимая в игре.

 

 

2. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции, которые выводятся из главной, физиологически обусловленной, - функции отреагирования, снятия напряжения:

- развлекательно-рекреативная (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); именно в связи с этой функцией игра является неотъемлемой частью человеческого досуга;

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникаю­щих в других видах жизнедеятельности; (игра полезна, поскольку позволяет безболезненно изживать агрессивные инстинкты; согласно Фрейду, в игре при помощи символов реализуются вытесненные бессознательные влечения (танец как игра));

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; во многих играх человек действует как бы в экстремальной ситуации, благодаря чему выявляются и проверяются физические, психические, интеллектуальные и моральные ресурсы личности;

функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру лично­стных показателей;

- интеграционную: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

функцию социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

 

 

3. Признаки игры:

- ограниченность зоны действия во времени и пространстве; обособление от производственной деятельности, от нормативной социальной среды, локализация «вне обычной жизни»; (с другой стороны, происходит институционализация феномена игры в виде, например, биржевой игры, лотерей, состязаний сторон в суде и политической борьбы парламентских партий);

- использование специальных символов, правил, санкций и поощрений, определяющих мотивы игры и ее содержание; внутри игрового времени и пространства царит собственный и безусловный порядок, отклонение от него лишает игру собственного характера: у каждой игры свои правила, безусловно обязательные, не подлежащие сомнению; они могут быть изменены, но они должны быть; играть надо "честно", по правилам; (игра как модель общества - законодательство, стихосложение, музицирование, рисование, театр, война, церковная служба, философский спор и любовный флирт осуществляются по определенным правилам);

- специфическая игровая установка, когда человек одновременно верит и не верит в серьезность происходящего;

- коммуникативность и конкурентность;

- возможность в пределах правил использовать любые приемы, все силы и мастерство для достижения победы или выигрыша;

- непредсказуемость результата участия в исходе игры.

 

 

4. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. В жизнь человека она способна внести значительный интерес: научить творчески мыслить, активно действовать, развить особые умения и т.п. Прелести игры состоит в том, что каждому участнику необходимо проявить многие личностные качества: волю, риск, настойчивость, находчивость и др. Этим игра имитирует саму жизнь, где индивиду нередко приходится проявлять те же самые свойства. В то же время игра создает ситуацию быстро меняющейся смены психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидание, нетерпение, напряжение, радость победы, горечь поражения и т.д. Такие ситуации не только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией.

 

 

5. Игра, как и творчество, тесно связана с понятием свободы. В игре человек выступает свободным от природной и социальной зависимости и способным самому выступать как созидающий субъект, не подверженный какой-либо принудительности. Игра выступает своего рода механизмом актуализации свободы в социокультурном контексте. Речь идет:

а) о свободе от любых форм принуждения ("игра по приказу — уже не игра");

б) о свободе от прагматически целесообразности деятельности (так, усилия шулера, предпринимаемые за карточным столом ради денежного выигрыша, утрачивают качества игры, вырождаясь в псевдотрудовую деятельность); особый случай — игра профессионалов (например, футболистов), они относятся к своей игре как к работе, иногда как к творчеству с присущим этим видам деятельности спектром чувств;

в) о свободе индивида от социальных ролей и возможность выхода за рамки социального статуса (игровые возможности карнавала);

г) о свободе от заданных традицией социокультурных стереотипов (культивируя нестандартность взгляда на стандартные ситуации, игра фактически стимулирует творческое мышление).

Так из забавы, шутки игра вырастает в серьезный механизм, обеспечивающий развитие и человека, и общества в целом.

 

 

5. Игры и развлечения подростковых и юношеских группировок, аг­рессивное соперничество за лидерство, «война» за контроль над терри­торией, ведут к сращиванию уличных компаний с организованной пре­ступностью и контролю вожака за поведением каждого из сообщества.

Юношеский конформизм, принадлежность компании деформиру­ют потребности молодых. Неординарность, экстравагантность, необы­чайность - важный социально-психологический фактор поведения молодежи.

Именно поэтому игровая деятельность молодежи должна быть объектом пристального внимания педагогов, а организаторы работы с молодежью должны прилагать усилия для ее организации.

 

 

 

Вверх

 

Hosted by uCoz