Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Организация работы с молодежью»

 

 

18. Психолого-возрастной аспект игровой деятельности человека

 

 

 

1. Развитие игры в процессе развития человека

Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни, начиная с младенческого возраста. В дошкольный период игра — ведущая, основная форма деятельности ребенка.

Порядок появления типов игр:

- игры-манипуляции детей ясельного возраста (до 3 лет) - носят врожденный характер и напоминают игры животных; в этих играх реализуется потребность в двигательной активности и ориентировочной деятельности;

- сюжетные игры, которые появляются в дошкольном возрасте: происходит принятие на себя (с помощью такой формы фантазии, как эмпатия, вживание) активных ролей не только взрослого человека, но и животного, машины; игрушкам при этом отводится пассивная роль.

Эмпатия (от греч. empatheya – сопереживание) – умение поставить себя на место другого человека, проникновение в субъективный мир другого, а также постижение эмоционального состояния другого человека, умение сочувствовать.

Ролевым играм присущ двойственный символический характер. Например, играющий мальчик одновременно и «шофер автомобиля» и ребенок на стуле. При этом не только ребенок символизирует деятельность взрослого шофера, но и сам стул становится символом, заменяющим автомобиль из мира взрослого;

- подвижные игры детей младшего дошкольного возраста – игра с правилами («салочки», «прятки») – подготовка к социальной жизни; с 4-5 лет подвижные игры детей начинают приобретать спортивный характер: дети соревнуются в беге, прыжках, броске и т.п.

 

 

2. Игра в жизни подростка

Если в дошкольном возрасте игра охватывает почти все поведение ребенка, то в школьном возрасте игра и труд (учеба), разъединяясь, образуют два основных русла, по которым течет деятельность школьника. В переходном возрасте труд выдвигается на первый план, отводя игре подчиненное и второстепенное место.

Поведение подростка — это «серьезная игра», оно занимает среднее место между игрой ребенка и серьезной деятельностью взрослых.

«Серьезная игра» подростков выступает в двух основных областях:

а) в области эротики - сексуальные грезы, эротическая фантазия, флирт, чтение эротической литературы, игра в любовь;

б) в области общественных отношений - дружба и вражда, окрашенные аффективностью, характерной для детской игры, создание различных союзов, кружков и обществ, часто со своими «уставами».

Воображение в переходном возрасте является с генетической точки зрения преемником детской игры. Подрастающий ребенок заменяет игру воображением, он строит воздушные замки, творит то, что называется снами наяву. Неизжитая жизнь подростка находит выражение в творческих образах его фантазии. Они выполняют для него ту же самую функцию, которую художественные произведения выполняют по отношению к взрослому человеку.

 

 

3. Игра и творческая деятельность взрослого

«Серьезная игра» подростка, игра его творческого воображения может приобретать у взрослого форму художественного творчества, искусства. Несомненная связь игры и искусства послужила основанием для весьма достоверной теории искусства как игры (Кант, Шиллер и др.). Искусство не только возникло из игры, игровое начало активно присутствует во всех видах искусства на всем протяжении его исторического развития, проявляясь то с большей, то с меньшей силой. В искусстве как ни в какой другой деятельности дает о себе знать основная функция игры — служить средством «разрядки» жизненных напряжений (катарсис).

Катарсис (от греч. catharsis – очищение) – связанные с получением удовольствия процесс и результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, прежде всего – произведений искусства.

Специфика и сущность искусства состоит в том, что игровое начало подчинено эстетическим целям, художественным задачам искусства.

 

 

4. Ключевые понятия теории игры

Роль (франц. role) – образ, в который входит играющий, принимая на себя особенности и правила поведения игрового персонажа.

Содержание – то, что игра отображает, то, что воспроизводится в процессе игры.

Сюжет (франц. sujet) – последовательность действий и событий, в которых раскрывается содержание игры.

Воображение – психическая деятельность, состоящая в создании представлений и ситуаций, не воспринимавшихся человеком в действительности.

Символ (греч. symbolon – условный знак) – предмет, явление или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания; образ, являющийся представителем других образов и отношений.

Правила – положения, которые отражают соотношение компонентов игры, устанавливают логический порядок игры и предписывают игрокам те или иные действия.

Игровые операции – действия, которые игрок должны выполнять по ходу игры.

 

 

 

Вверх

 

Hosted by uCoz