Главная
страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница
специальности «Организация работы с молодежью»
18.
Психолого-возрастной аспект игровой деятельности человека
1. Развитие игры в процессе развития человека
Игра сопровождает человека на протяжении
всей его жизни, начиная с младенческого возраста. В дошкольный период
игра — ведущая, основная форма деятельности ребенка.
Порядок появления типов игр:
- игры-манипуляции детей ясельного возраста
(до 3 лет) - носят врожденный характер и напоминают игры
животных; в этих играх реализуется потребность в двигательной активности
и ориентировочной деятельности;
- сюжетные игры, которые появляются в дошкольном
возрасте: происходит принятие на себя (с помощью такой формы
фантазии, как эмпатия,
вживание) активных ролей не только взрослого человека,
но и животного, машины; игрушкам при этом отводится пассивная роль.
Эмпатия (от греч. empatheya – сопереживание) –
умение поставить себя на место другого человека, проникновение в субъективный
мир другого, а также постижение эмоционального состояния другого человека,
умение сочувствовать.
Ролевым играм присущ двойственный символический
характер. Например, играющий мальчик одновременно и «шофер автомобиля»
и ребенок на стуле. При этом не только ребенок
символизирует деятельность взрослого шофера, но и сам стул становится
символом, заменяющим автомобиль из мира взрослого;
- подвижные игры детей младшего дошкольного
возраста – игра с правилами («салочки», «прятки») – подготовка к социальной
жизни; с 4-5 лет подвижные игры детей начинают приобретать спортивный
характер: дети соревнуются в беге, прыжках, броске и т.п.
2. Игра в жизни подростка
Если в дошкольном возрасте игра охватывает
почти все поведение ребенка, то в школьном возрасте игра и труд
(учеба), разъединяясь, образуют два основных русла, по которым течет
деятельность школьника. В переходном возрасте труд выдвигается
на первый план, отводя игре подчиненное и второстепенное место.
Поведение подростка — это «серьезная игра»,
оно занимает среднее место между игрой ребенка и серьезной деятельностью
взрослых.
«Серьезная игра» подростков выступает
в двух основных областях:
а) в области эротики - сексуальные грезы,
эротическая фантазия, флирт, чтение эротической литературы, игра в любовь;
б) в области общественных отношений -
дружба и вражда, окрашенные аффективностью,
характерной для детской игры, создание различных союзов, кружков
и обществ, часто со своими «уставами».
Воображение в переходном возрасте является
с генетической точки зрения преемником детской игры. Подрастающий ребенок
заменяет игру воображением, он строит воздушные замки, творит то, что
называется снами наяву. Неизжитая жизнь подростка находит выражение
в творческих образах его фантазии. Они выполняют для него
ту же самую функцию, которую художественные произведения выполняют
по отношению к взрослому человеку.
3. Игра и творческая деятельность взрослого
«Серьезная игра» подростка, игра его творческого
воображения может приобретать у взрослого форму художественного
творчества, искусства. Несомненная связь игры и искусства послужила
основанием для весьма достоверной теории искусства как игры (Кант, Шиллер
и др.). Искусство не только возникло из игры, игровое начало
активно присутствует во всех видах искусства на всем протяжении его
исторического развития, проявляясь
то с большей, то с меньшей силой. В искусстве
как ни в какой другой деятельности дает о себе знать основная
функция игры — служить средством «разрядки» жизненных напряжений
(катарсис).
Катарсис (от греч. catharsis – очищение) – связанные с получением удовольствия процесс и
результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных
факторов, прежде всего – произведений искусства.
Специфика и сущность искусства состоит
в том, что игровое начало подчинено эстетическим целям, художественным
задачам искусства.
4. Ключевые понятия теории игры
Роль (франц. role) –
образ, в который входит играющий, принимая на себя особенности и правила
поведения игрового персонажа.
Содержание – то, что игра отображает,
то, что воспроизводится в процессе игры.
Сюжет (франц. sujet) – последовательность действий и событий, в
которых раскрывается содержание игры.
Воображение – психическая
деятельность, состоящая в создании представлений и ситуаций, не
воспринимавшихся человеком в действительности.
Символ (греч. symbolon – условный знак) –
предмет, явление или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный
от их собственного содержания; образ, являющийся представителем других образов
и отношений.
Правила – положения, которые
отражают соотношение компонентов игры, устанавливают логический порядок игры и
предписывают игрокам те или иные действия.
Игровые
операции –
действия, которые игрок должны выполнять по ходу игры.