Главная
страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница
специальности «Организация работы с молодежью»
19. Классификация
игр
1. Сложность классификации игр
Она обусловлена тем, что:
- на игры, как на любое явление культуры,
воздействуют запреты, принуждение, мода и т.п.; они отражают социальные,
национальные, географические и исторические приметы;
- игры с одинаковыми правилами и информационной
базой могут быть разными, так как используются в разных целях: для обучения,
развлечения, психотерапии и т.п.
Принятое разделение игр на игры с правилами и
«вольные», где правила вырабатываются в процессе, условно, так как любая игр
подразумевает и некие правила, и творчество.
Автор одной из распространенных классификаций игр –
С. А. Шмаков.
2. Классификация игр по внешним признакам
По
содержанию:
игры с правилами - спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические,
музыкальные, коррекционные, шуточные, ритуально-обрядовые и т.п.;
«вольные» игры – по сферам жизни: военные, свадебные, художественные, профессиональные
и т.п.
По форме:
игры-танцы, песни,
театрализации, игры-празднества и обряды, игровые тренинги и упражнения,
игровые тесты и анкеты, соревнования, конкурсы, розыгрыши и т.п.
По назначению – внеутилитарные
и деловые.
По времени проведения.
По месту
проведения:
застольные и настольные, игры на эстраде, на открытой площадке, в природе и
т.п.
По составу и
количеству участников:
для мальчиков, для девочек и для смешанного состава
участников;
для участников разного возраста;
индивидуальные, парные, групповые, командные и
массовые.
По степени
регулирования, управления: кем-либо организованные и стихийные.
По наличию
инвентаря:
с предметами и без предметов;
компьютерные, игры-автоматы и т.п.
3. Классификация по внутренним признакам
Под внутренними признаками понимаются умения
человека и его психические функции, которые задействованы в игре, а также
наличие импровизации, риска, интенсивность поведения в игре.
А. Физические и психологические игры и тренинги:
- двигательные (спортивные, подвижные, моторные);
- экстатические, экспромтные;
Экстаз (греч. ekstasis – выход из спокойствия) – состояние
восторга.
Экспромт (лат. expromtus – готовый, скорый) – произведение,
выполненное без подготовки.
речь идет об играх-танцах, экстремальных забавах, а
также детских интеллектуальных экстатических играх – гаданиях, «вызовах
чертиков» т.п.);
- освобождающие игры – пантомимические,
юмористические забавы, фокусы и трюки, игры случайного выигрыша);
- терапевтические.
Б. Интеллектуально-творческие игры:
- предметные забавы;
- сюжетно-интеллектуальные игры;
- дидактические;
- строительные, трудовые, технические;
- электронные, компьютерные, игры-автоматы;
- игровые методы обучения.
В. Социальные игры:
- творческие сюжетно-ролевые (подражательные,
игры-драматизации, игры-грезы);
наиболее распространенные
сюжеты – созидательные (строительство, создание), поисковые (открытия),
профессиональные, военные, связанные с искусством (киностудия, цирк, театр),
этнические, сказочные, фантастические (по мотивам фильмов и книг);
- деловые игры.
Г. Комплексные игры (коллективно-творческая
деятельность, метод длительной игры).
4. Классификация игр по социальной ориентации:
игры положительного и отрицательного статуса.