Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница специальности «Организация
работы с молодежью»
26. Культурно-досуговые учреждения для молодежи
1.
Важнейшие критерии
классификации предприятий и учреждений досуга:
а) форма собственности:
- учреждения федеральной собственности (федеральное государственное унитарное
предприятие – ФГУП);
- учреждения субъектов РФ (например, ОГУП);
- учреждения муниципальной собственности (муниципальное учреждение (МУ)
или муниципальное унитарное предприятие (МУП));
- организации частной собственности физических или юридических лиц, в
том числе коммерческие и некоммерческие организации;
б) разновидность деятельности и вид культурно-досугового
продукта:
- производящие товары и продукты культурного назначения (полиграфические
комбинаты, художественные мастерские, фабрики народных промыслов и сувениров и
др.);
- оказывающие разного рода услуги: материальные
(реставрационные, видеозаписи, фотосъемка и др.), нематериальные (обучающие,
культурно-развивающие, информационные, игровые и др.);
- осуществляющие в основном торговлю культурными товарами, предметами
искусства;
в) целевая направленность:
- культурное просветительство, художественное творчество, развитие
эстетических чувств аудитории досуга;
- отдых и развлечение аудитории;
г) способ хозяйственной деятельности:
- коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельности,
получение наибольшей прибыли, достижение экономического эффекта - фирмы,
оказывающие услуги в разных сферах культуры и досуга, а также частные
организации, коммерческие структуры по производству, демонстрации и торговли
товарами культурного назначения;
- некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают
культурно-содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных ценностей
и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи, поддержание
культурного престижа нации, развитие художественного творчества и др. –
общественные каналы СМИ, государственные театры, библиотеки, музеи, клубы;
- смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и учреждения
ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой
деятельности, направляют на свое развитие, перераспределяя дополнительные
средства внутри своей организации – в условиях недостаточного финансирования в
этот тип вливается часть некоммерческих организаций.
2.
Культурно-досуговые учреждения наряду с образовательными
(дома творчества, школы искусств и спортивные школы) и социальными (дома
молодежи) учреждениями являются частью системы организации творчества,
оздоровления и отдыха молодежи. В их числе молодежные культурные
и культурно-досуговые центры – учреждения,
специализирующиеся на оказании услуг в сфере культуры и досуга населения.
Существуют
вариации в деятельности МКДЦ, но, как правило, они реализуют три основных формы:
-
организация социально-культурной деятельности (кружки, секции, студии, клубы по
интересам);
-
организация массовых
мероприятий;
- организация дополнительных услуг культурно-досугового характера (аудиозапись, кафе и т.п.).
Содержание деятельности МКДЦ определяется запросами
молодежи данного населенного пункта или микрорайона. Спрос определяется в ходе
маркетинговых исследований.
По разным источникам, список предпочтений по видам
деятельности примерно таков:
- танцы (и дискотеки, и танцевальные студии – от бальных до брейк-данса);
- прослушивание и исполнение музыки (в том числе рок-клубы);
- занятия спортом и оздоровительными техниками (в
том числе шейпинг и занятия с тренажерами);
- участие в конкурсных программах (от интеллектуальных до развлекательных);
- просмотр кинофильмов;
- творчество и общение, связанное с компьютером;
- просмотр театрализованных представлений;
- декоративно-прикладное и изобразительное
творчество;
- социальное творчество;
- участие в шоу-программах (в том числе КВН);
- техническое творчество.
Кроме того, существуют другие тематические
направления работы МКДЦ: национальные культуры, литературное творчество и
журналистика, психологические тренинги и т.п.
3. Большинство молодежных культурно-досуговых являются муниципальными или
государственными учреждениями и финансируются из соответствующих бюджетов.
Однако в настоящее время актуальной является разработка хозрасчетных и
коммерческих направлений организации досуга молодежи. Наиболее успешными
являются:
- комплексные развлечения (ночные клубы и т.п.);
- физкультура (шейпинг, тренажеры);
- оздоровительные техники (йога, спа);
- кино.
Перспективные, но неразработанные хозрасчетные направления:
- психологические услуги (как направление организации
досуга);
- ролевые игры;
- обучение актуальным видам творчества на коммерческой
основе (дизайн, фотография и видеосъемка, компьютерная графика, ди-джеинг, игра на музыкальных инструментах и т.п.).
Идеальный вариант – сочетание в рамках МКДЦ платных и
бесплатных услуг.
4. Проблема воспитания потребителей платных культурно-досуговых услуг как части воспитания культуры
досуга в целом.
Кроме социальных соображений вроде занятости молодежи
и отвлечения ее от зависимостей, где молодежь, по
большому счету выступает как объект воздействия, необходимо развивать
сознательный и целенаправленный подход к организации собственного досуга,
субъектную позицию каждого молодого человека.