Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Организация работы с молодежью»

 

 

 

26. Культурно-досуговые учреждения для молодежи

 

 

 

1. Важнейшие критерии классификации предприятий и учреждений досуга:

а) форма собственности:

- учреждения федеральной собственности (федеральное государственное унитарное предприятие – ФГУП);

- учреждения субъектов РФ (например, ОГУП);

- учреждения муниципальной собственности (муниципальное учреждение (МУ) или муниципальное унитарное предприятие (МУП));

- организации частной собственности физических или юридиче­ских лиц, в том числе коммерческие и некоммерческие организации;

б) разновидность деятельности и вид культурно-досугового продукта:

- производящие товары и продукты культурного назначения (поли­графические комбинаты, художественные мастерские, фабрики народ­ных промыслов и сувениров и др.);

- оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрацион­ные, видеозаписи, фотосъемка и др.), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые и др.);

- осуществляющие в основном торговлю культурными товарами, предметами искусства;

в) целевая направленность:

- культурное просветительство, художественное творчество, разви­тие эстетических чувств аудитории досуга;

- отдых и развлечение аудитории;

г) способ хозяйственной деятельности:

- коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельнос­ти, получение наибольшей прибыли, достижение экономического эф­фекта - фирмы, оказывающие услуги в разных сферах культуры и досуга, а также частные организации, коммерческие структуры по произ­водству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения;

- некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают культурно-содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных цен­ностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи, поддержание культурного престижа нации, развитие художественного творчества и др. – общественные каналы СМИ, государственные театры, библиотеки, музеи, клубы;

- смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и учреждения ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие, перераспределяя дополнительные средства внутри своей организации – в условиях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть неком­мерческих организаций.

 

 

2. Культурно-досуговые учреждения наряду с образовательными (дома творчества, школы искусств и спортивные школы) и социальными (дома молодежи) учреждениями являются частью системы организации творчества, оздоровления и отдыха молодежи. В их числе молодежные культурные и культурно-досуговые центры – учреждения, специализирующиеся на оказании услуг в сфере культуры и досуга населения.

Существуют вариации в деятельности МКДЦ, но, как правило, они реализуют три основных формы:

- организация социально-культурной деятельности (кружки, секции, студии, клубы по интересам);

- организация массовых мероприятий;

- организация дополнительных услуг культурно-досугового характера (аудиозапись, кафе и т.п.).

Содержание деятельности МКДЦ определяется запросами молодежи данного населенного пункта или микрорайона. Спрос определяется в ходе маркетинговых исследований.

По разным источникам, список предпочтений по видам деятельности примерно таков:

- танцы (и дискотеки, и танцевальные студии – от бальных до брейк-данса);

- прослушивание и исполнение музыки (в том числе рок-клубы);

- занятия спортом и оздоровительными техниками (в том числе шейпинг и занятия с тренажерами);

- участие в конкурсных программах (от интеллектуальных до развлекательных);

- просмотр кинофильмов;

- творчество и общение, связанное с компьютером;

- просмотр театрализованных представлений;

- декоративно-прикладное и изобразительное творчество;

- социальное творчество;

- участие в шоу-программах (в том числе КВН);

- техническое творчество.

Кроме того, существуют другие тематические направления работы МКДЦ: национальные культуры, литературное творчество и журналистика, психологические тренинги и т.п.

 

 

3. Большинство молодежных культурно-досуговых являются муниципальными или государственными учреждениями и финансируются из соответствующих бюджетов. Однако в настоящее время актуальной является разработка хозрасчетных и коммерческих направлений организации досуга молодежи. Наиболее успешными являются:

- комплексные развлечения (ночные клубы и т.п.);

- физкультура (шейпинг, тренажеры);

- оздоровительные техники (йога, спа);

- кино.

Перспективные, но неразработанные хозрасчетные направления:

- психологические услуги (как направление организации досуга);

- ролевые игры;

- обучение актуальным видам творчества на коммерческой основе (дизайн, фотография и видеосъемка, компьютерная графика, ди-джеинг, игра на музыкальных инструментах и т.п.).

Идеальный вариант – сочетание в рамках МКДЦ платных и бесплатных услуг.

 

 

4. Проблема воспитания потребителей платных культурно-досуговых услуг как части воспитания культуры досуга в целом.

Кроме социальных соображений вроде занятости молодежи и отвлечения ее от зависимостей, где молодежь, по большому счету выступает как объект воздействия, необходимо развивать сознательный и целенаправленный подход к организации собственного досуга, субъектную позицию каждого молодого человека.

 

 

 

Вверх

Hosted by uCoz