02. Изобразительно-звуковой образ

 

 

1. Изобразительно-звуковой (аудиовизуальный) образ (ИЗО) – это элемент экранного искусства, который рождается из соотношения и взаимосвязи отдельных аудио и видео (звуковых и зрительных) элементов.

ИЗО складывается из

- видеоизображения,

- видеоэффектов,

- темпа и ритма,

- закадрового текста,

- шумов,

- музыки.

Цельность ИЗО и его соответствие идейному замыслу обеспечивает телережиссер.

 

2. Видеоэффекты

Наиболее распространенные - монтажные переходы. Их называют своеобразными знаками препинания в экранном языке. Эффекты вводятся в ИЗО при нелинейном монтаже в омпьютерной программе или при прямой трансляции/записи с помощью монтажного пульта.

Вытеснение одного изображения другим осуществляется при помощи затемнений, всевозможных шторок, наплывов (микшера).

Можно использовать различные смазки в конце эпизода, получаемые при резком повороте съемочной камеры в сторону (в голубизну неба или черноту пропасти), уход в нерезкость или выход из нее.

Только в том случае, если этот монтажный стык несет смысловую нагрузку, оправдан драматургически, он может быть применен с большой осторожностью.

 

3. Темп и ритм

Чередование кадров, монтажных фраз, эпизодов — всех элементов экранной речи — их взаимосвязь, сопоставление, получаемое в результате смены изобразительных композиций при помощи внутрикадрового движения и межкадрового соединения, предопределяют ритмическую основу телепроизведений.

Часто темп и ритм произведения зависят от темперамента режиссера.

На телевизионном экране ритм имеет временную окраску подобно отсчету тактов в музыке и определяется понятием длительности – кадра, монтажной фразы.

 

4. Звук в телевизионном произведении

С приходом звука на экран палитра художественно-выразительных средств значительно обогатилась.

Сейчас даже трудно себе представить, что реакция большинства выдающихся режиссеров на появление звука в 20-х годах была отрицательной. Новое техническое средство, позволяющее записывать и воспроизводить звук, встречали настороженно.

Телевизионный экран избежал дискуссий о целесообразности использования звука, так как "немым" никогда не был. Телевидение возникло как разновидность вещания, и звук сразу занял подобающее ему место.

Звук на экране существует в трех формах: слово, музыка и шумы. Слову принадлежит главенствующая, ведущая роль.

 

5. Закадровый текст

Изображение, как правило, монтируют под готовый закадровый комментарий. Впрочем, Рабигер допускает и «прямой» комментарий.

До сих пор идут дискуссии о том, что  телевидении важнее – слово или картинка. Истина, скорей всего, посередине: они выступаю как союзники при донесении до зрителя информации.

Словесные формы:

- авторский комментарий (в кадре и за кадром),

- дикторский текст, интервью,

- диалоговые формы и монологи,

- тексты, воспроизводимые актерами,

- тексты-размышления документальных героев.

При начитке текста следует обратить внимание:

- на темп речи,

- на интонационный рисунок,

- на тембр голоса.

 

6. Музыка

Музыкальный строй телепроизведения выявляет жанровые и стилистические его особенности, помогает наиболее полно раскрыть авторский замысел.

Основные элементы и выразительные средства музыки: лад, метр, ритм, темп свидетельствуют (даже есть сходство в терминологии) об общих закономерностях с экранным искусством.

Основополагающей категорией для них является категория времени. Благодаря ей ритмы музыки и ритмы зрительного ряда поддаются синхронизации.

Музыкальное решение может быть тождественно зрительному ряду или контрастно, а также дано в контрапункте.

Роль музыки в создании ИЗО:

- для создания атмосферы действия, для характеристики среды обитания героев;

- может указать на географические координаты местности, где происходит действие;

- при помощи музыкальных произведений можно передать характерные приметы времени;

- позволяет дать нужные характеристики героям телепроизведений;

- музыка может быть введена в изобразительно-звуковую структуру произведения как его лейтмотив, самостоятельный смысловой элемент, выражающий основную идею, наиболее важный эмоциональный пласт;

- музыкальное решение используется как своеобразный авторский комментарий, субъективный взгляд автора на изображаемое явление, его личностное отношение к видеоматериалу.

- музыкальные произведения включены в визуальную структуру, являясь основной ее движущей силой.

В работе над музыкальным оформлением телепроизведения существуют два пути: либо, отталкиваясь от изображения, авторы подбирают к нему музыку (из фонотеки или сочиняют оригинальную), либо, имея уже готовую фонограмму, монтируют под нее изображение.

 

7. Шум

До 70-х годов фонограмма состояла в основном из музыки и слов, и только впоследствии шумы стали использоваться как самостоятельный элемент звукового решения телепроизведений.

В экранном искусстве шумы (точно так же как музыка и текст) подразделяются на закадровые (интершум) и внутрикадровые (лайфы).

Шумы различают и по их функциональному значению. Одни из них могут быть главными, другие — второстепенными, третьи — фоновыми.

Недостаточно просто зафиксировать реальный звук, следует осмысленно включить его в образную структуру эпизода, возложив на него решение определенных, строго очерченных творческих задач.

Тишина как художественно-выразительное средство экрана, к сожалению, редко используется в образной структуре телепроизведений. Используя тишину творчески, можно подчеркнуть напряженность ситуации, сосредоточить внимание зрителя на снимаемом объекте — беззвучное течение времени всегда настораживает и заставляет пристальнее вглядываться в изображение.

 

 

8. Заканчивая рассмотрение звуковых художественно-выразительных средств экрана, следует остановиться на акцентах, используемых в его образной структуре.

Для того чтобы привлечь внимание зрителя, сосредоточить его на наиболее важных композиционных и смысловых компонентах кадра, подчеркнуть эмоцию, снимаемый объект выделяют не только оптически, к примеру, при помощи света, цвета или внутрикадрового движения (наезд на крупный план), но и акустически.

Звуковые акценты — шумовые, музыкальные и интонационные — помогают раскрыть скрытый глубинный смысл изображения, подчеркнуть наиболее существенные моменты действия, добиться нужного эмоционального воздействия на зрителя.

 

9. Синтетичность телеискусства

Иногда зрителя привлекают отдельные компоненты изобразительно-звукового образа, например, музыка из фильма. Однако большинству важен органический сплав всех компонентов — экранный образ того или иного явления. Именно поэтому телевизионное искусство называют синтетическим.

 

Hosted by uCoz