03. Принципы монтажа

 

 

1. Все, что касается творчества в кино и на телевидении, зиждется на тех или других "причудах" нашего восприятия и "механизмах" работы сознания. На закономерности построения кадров при съемке и четкость выполнения авторских задач при монтаже влияют три десятка особенностей нашего восприятия, которые располагаются на разных уровнях прохождения зрительной информации через глаза до отделов мозга, которые ведут распознавание образов, увиденных на экране. Эти особенности сформировали десять принципов монтажа, соединения кадров, которые, в одном случае, следует строго соблюдать, а в другом, зная меру, - нарушать, т. е. пользоваться своим знанием для акцента, выделения чего-либо в произведении, сцене или эпизоде.

 

2. Два подхода к монтажу кадров:

- комфортность просмотра, когда стыки между кадрами не воспринимаются,

- стык кадра как акцент (чтобы подчеркнуть разрыв в развитии сюжета и т.п.).

Ключевой вопрос: какие кадры стоит ставить рядом, а какие нет.

Принципы монтажа выявил Лев Кулешов, проанализировав анализ сотен фильмов.

 

3. Монтажная фраза - совокупность кадров, связанных по смыслу или эмоционально.

 

4. Ключевые принципы:

- единство направления движения,

- комфортная смена крупности.

 

10 принципов монтажа

 

1: Монтаж по крупности.

Кадры по крупности:

- деталь (макроплан),

- крупный,

- первый средний (поясной),

- второй средний (человек до колен),

- общий (человек в полный рост),

- дальний.

Легко и без спотыкания смотрится переход по крупности через  план, от крупного ко второму среднему, от первого  среднего к общему и обратно. Как бы исключение  из этого правила составляют стыки детали и крупного плана, дальнего и общего планов. Отличие в крупности должно быть достаточно заметным, но не настолько резким, чтобы зритель потерял ориентацию, потерял ощущение, что на экране продолжает действовать один и тот же объект.

 

2: Монтаж по ориентации в пространстве.

Съемка двух взаимодействующих друг с другом объектов должна производиться строго с одной стороны от линии их взаимодействия. Решающим фактором является взгляд человека, а не поворот головы: даже если человек смотрит всего лишь вскользь от объектива чуть-чуть левее, всегда на экране взгляд будет направлен влево от оси камеры.

 

3: Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре.

Запрещается изменять направление вектора движения объекта с правого на левое по отношению к вертикальной линии на стыке кадров. Если же это необходимо сделать, нужно его «объяснить», то есть показать поворот.

 

4: Монтаж по фазе движущихся в кадре объектов.

Все, что движется и снимается несколькими последовательными планами, должно быть смонтировано с соблюдением фаз, создавая впечатление непрерывности хода движения и действия. Особенно жестко необходимо выполнять это условие при съемках и монтаже идущего строя солдат. Когда снимается, к примеру, общий план шеренги и крупный план героя, идущего в строю, то, само собой разумеется, что движения рук и ног у нашего избранника и всего строя должны быть синхронными. По движениям плеч и головы зритель сразу может заметить, что герой идет не в ногу со своими однополчанами, если фазы взмахов рук не попадут в ритм шага строя.

 

5: Монтаж по темпу движения объектов.

Объект в рамках одной монтажной фразы должен двигаться с одинаковой скоростью. Стык кадров с движением в разном темпе будет не только означать продолжение действия, но еще станет выражать перемену в ходе событий.

 

6: Монтаж по композиции кадра (по смещению центра внимания).

При соединении кадров обязательно должно происходить смещение центра внимания. Практика показала, что такой перескок центра внимания по горизонтали для сохранения плавности перехода от кадра к кадру не должен превышать одной трети ширины экрана.

 

7: Монтаж по свету.

Если снимается какая-то единая сцена с непрерывным ходом развития событий, то характер и схема освещения должны быть сохранены от первого до последнего кадра. Это касается направления света (определяется в кадре по теням) и общая яркость кадра.

 

8: Монтаж по цвету.

В общей трактовке плавности перехода при изменении цветовых пятен от кадра к кадру существует одно простое правило: в предшествующем плане должно присутствовать пятно, которое занимает около одной трети площади в рамке кадра. Это послужит логичным и естественным оправданием для зрителя заполнения цветом всей площади следующего кадра. Зрительский глаз должен обязательно за что-то "зацепиться" в цветовом решении композиции, что-то "ухватить" в первом кадре, чтобы во втором для него не стало полной неожиданностью появление большого совершенно нового цветового фона или пятна.

 

9: Монтаж по смещению осей съемки.

Не следует снимать следующий кадр, находясь на оси объектива предыдущего. При съемке последовательно укрупняющихся планов одного объекта нужно смещаться с точки съемки, слегка меняя ось, чтобы несколько менялись пропорции в кадре и фон за объектом. Кроме того, "обегание" объекта при съемке позволяет дополнительно удовлетворить потребность человека разглядеть объект с разных сторон, как бы "ощупать" его глазами.

 

10: Монтаж по направлению основной движущейся массы в кадре.

а) Направления движущихся масс в соседних кадрах должны совпадать или иметь близкие векторные значения. 

б) При монтаже кадра с полностью статичным изображением с кадром, в котором имеется движущаяся масса, эта масса должна занимать менее одной трети площади всего изображения. 

в) Скорость движения масс в смежных кадрах должна полностью совпадать или быть достаточно близкой, т. е. темп движения в одном кадре не должен отличаться от темпа движения в следующем.

 

5. Еще несколько правил съемки и монтажа

- Движущийся в кадре предмет должен выйти за рамку.

- При склейке двух панорам они должны быть однонаправленными.

- При съемке панорам и отъездов-наездов нужно снять статичные 5-секундные кадры в начале и в конце, чтобы дать режиссеру возможность для монтажного маневра.

 

6. Типология монтажных соединений

 

Последовательный монтаж. Способ изложения содержания, при котором  действие фильма или передачи продолжается  без видимых для зрителя разрывов во времени.

Перемена точки съемки. Благодаря точно найденным различным точкам съемки и ракурсу мы получаем ощущение пространства, в котором происходит показываемое действие. Особенно выражено в спортивных съемках.

Причинно-следственная связь. Если герой повернулся, то в следующем кадре мы видим причину его реакции. И, наоборот, после кадра вошедшего человека в комнату или что-либо говорящего мы можем дать лицо героя на котором видна соответствующая реакция.

Перемена места действия. Обычно если два кадра действие, которых происходят в совершенно разных местах, монтируется рядом, то мы понимаем, что это новый эпизод сменил предыдущий.

Выделение детали. Чтобы подчеркнуть какую-то деталь, характерную для данного события, явления или персонажа в монтажную фразу врезается соответствующий макроплан рука, жест предмет и т.п. В телевизионных передачах и репортажах часто используются так называемые перебивки.

Параллельное действие. Это монтаж кадров или сцен, происходящих одновременно, но в разных местах. В современном телевидение такое часто происходит при ведении прямых передач из разных точек города, страны, мира.

Контрастное сопоставление. Фактически это столкновение кадром антонимов, то есть кадров или эпизодов общей тематической направленности, но противоположных по содержанию. (Кадров роскоши и нищеты, гурманства и голода, мира и войны и т.д.)

Ассоциация или аналогия. Ассоциативный монтаж предполагает косвенную, опосредованную связь между явлениями.

Прошедшее и будущее время. Обычно переход к эпизоду, действие которого происходило ранее того события, что мы только что видели на экране, происходит через «наплыв» или  выделяется тонально. Скажем, если крупный план задумчивого лица героя медленно сменяет другое изображение, мы понимаем, что герой предался воспоминаниям.

Монтажный рефрен. Повторяя через определенное время один и тот же кадр, авторы акцентируют на нем внимание зрителя и тем самым вызывают у него определенные ассоциации.

Ритмичный монтаж. Имеется ввиду организация изобразительного материала в остром, захватывающем темпоритме. Чаще всего такого рода монтаж осуществляется под музыку.

 

Hosted by uCoz