04. Голос телеведущего Сайт dedovkgu.narod.ru, раздел "Журналистика и массовые коммуникации" 


04. Голос телеведущего             


1. Сначала - гимнастика органов речи
 
 

2. Природа голоса
Голосовой аппарат человека состоит из легких, гортани, связок и грудной клетки. Механизм создания звука достаточно прост: легкие выдыхают воздух, и под его действием голосовые складки гортани начинают колебаться, создавая звуки различного тембра. Смыкая связки, мы делаем звук ярче, размыкая — глуше (так рождается шепот).

Резонаторы:

- головной (пазухи носа, лба и череп);
- грудной.

Индивидуальная окраска, интонация и громкость голоса зависит от грудной клетки, работающей как резонатор. Разумеется, одним голосовым трактом дело не обходится, в той или иной степени в произнесении звуков задействованы:
- сердечно-сосудистая система, питающая легкие;
- мышечная система, а особенно — мышцы шеи, плеч и предплечий, напряжение которых часто передается гортани и трахеям, делая голос сдавленным и безжизненным.
Важнейшие факторы, от которых зависит звучание голоса:
- культура дыхания,
- расслабленность мышц плечевого пояса и гортани, включая голосовые связки,
- открытость резонаторов.

3. Изменение особенностей голоса в течение жизни
Голос новорожденных. Издаваемые новорожденными звуки могут быть разными по силе, но они, как правило, одинаковы по высоте и тембру. Поэтому плач и крик новорожденных часто кажутся совершенно одинаковыми.
Голос детей ясельного возраста отличается узостью диапазона и слабой степенью модуляции силы звука — дети говорят либо только громко и очень громко, либо только тихо и очень тихо.
Голос детей дошкольного и школьного возраста отличается заметным расширением диапазона и использованием специальных приемов для придания большей выразительности и доходчивости. К концу этого периода завершается оформление голосового тембра, который остается у человека на всю жизнь.
Голос взрослых отличается широким диапазоном высоты и силы звука, индивидуальным тембром и т.д.
Голос стариков отличается сужением диапазона используемых звуков — как по высоте, так и по силе, вследствие чего становится слабым, более монотонным и менее выразительным. По мере старения организма может усиливаться также и вибрация голоса.
 

4. Личная диагностика голоса

Резонанс
Представьте, что вы — паровоз. Громко скажите несколько раз «чух-чух». Вы должны почувствовать вибрацию в горле и груди, а не в носу. Теперь нужно прикинуться героем повести и позвать свою собаку — Му-Му — растягивая "м" и прижимая кончики пальцев к груди. Ими также нужно почувствовать вибрацию. Если все так — с резонансом полный порядок. В противном случае, при разговоре вы перенапрягаете связки. Нужно стараться, чтобы голос рождался не в горле, а в груди, как у оперного певца.
Гнусавость
Расслабьте горло, раскройте рот и произнесите долгое "ааа". При этом воздух должен выходить только через рот, вы не должны чувствовать вибрацию в носу. Причиной гнусавости может стать гайморит, насморк, а также неправильно сформировавшиеся в детстве пазухи из-за воспаления гланд и аденоидов.
Осторожнее с сосудосуживающими!  

5. Коррекция

Как и во всяком серьезном деле, в вопросе корректировки голоса нельзя рассчитывать на мгновенный эффект. При регулярных и систематических занятиях ощутимого результата можно ожидать через три-шесть месяцев.
Начинать нужно прежде всего с корректировки дыхания. Нужно научиться глубоко и ровно дышать, попробовать различные варианты дыхания — грудью и животом.

Упражнения:
 
1. Свеча:
а) дуть на воображаемую свечу, чтобы погасить;
б) дуть, чтобы отклонить пламя;

в) потушить поочередно 8 свечей.
 
2. Роза. Встать, снять плечевой зажим (свободно опустить и чуть отвести плечи назад). «Нюхаем розу»: вдох на раз-два, выдох – на четыре счета. Ощущаем как работают грудь (у девушек) и живот (у юношей).
 
3. Звуки природы. Выполняется стоя. Ветер шумит – ш-ш-ш-ш. Шмель летит – ж-ж-ж-ж.
 
4. Пилка дров. Пилим отрывисто: с! с! с! с! Чувствуем, как работает диафрагма.
 
Пение — это отличная тренировка.

Заставить работать грудной резонатор, а заодно понизить регистр можно, несколько раз проговорив: "Били барабаны, били барабаны, били барабаны в бурю".
Низкий голос кажется слушателям более приятным. Но он должен быть естественным. Если, разговаривая, выпрямить спину, диафрагма автоматически прогнется, сделав голос немного ниже.


Своего рода настройка голоса - вибрационный массаж. С его помощью включаются верхняя (черепная коробка, полость носа и рта) и нижняя (грудная полость) системы резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание голоса.
Энергично постукивать пальцами обеих рук:
- по лбу с произнесением звука [М] (мычание);
- по крыльям носа с произнесением звука [М];
- по верхней части груди с произнесением звука [Ж];
- по нижним частям грудной клетки справа и слева (на звуке [М]).
После вибрационного массажа, который лучше проводить стоя, отдохните, сделав 5—10 медленных спокойных вдохов и выдохов.
 


Нулевая тональность - это такое положение связок, при котором легче всего говорить, менять силу звука и артикулировать. В этой тональности голос чувствует себя комфортнее всего. Чтобы определить нулевую тональность, нужно сделать сильный и глубокий зевок. Сразу после него голосовые связки займут самое удобное для них положение.
Теперь нужно прочитать какой-нибудь текст, не выходя из нулевой тональности. Если хочется говорить громче, не следует напрягать связки, просто нужно быстрее выдыхать воздух. Больший напор воздуха увеличит громкость звука, не добавляя лишней нагрузки на связки. Основой всех интонационных модуляций должна быть нулевая тональность.


Работая над голосом, следует помнить, что он должен быть цельным и единственным. Нельзя иметь один голос для работы, второй для девушки, а третий для ругани в очереди — тогда все они будут одинаково фальшивы. Следует всегда разговаривать тем голосом, который хочется иметь.
  

6. Профилактика 
– Избегать холодных и газированных напитков, громких криков.
– Носить шарф и шерстяные носки (особенно в коварные весенние месяцы). На подошвах ног находятся акупунктурные точки, связанные с носом и горлом. Поэтому опасно промачивать ноги.
– Пить горячий чай при возвращении с промозглой улицы.

– Мед. С теплым чаем он — отличное лекарство. Сам по себе в чистом виде – раздражающее горло вещество.

– При разговоре по телефону связки напрягаются в 3 раза сильнее, чем при непосредственном общении — из-за отсутствия визуального контакта. Нужно следить, чтобы не было перенапряжения, а также чаще общаться лично.
– Тепло может быть коварно. Придя с промозглой улицы в помещение, нужно помолчать минуту-другую, дать голосу привыкнуть к комфортным условиям.

– Вообще, молчать очень полезно для голоса.
– Нужно пить достаточное количество воды, чтобы избежать пересыхания горла.
– Есть салат из помидоров и моркови с добавлением растительного масла — витамины А, С и Е укрепляют слизистую горла.
– Систематические занятия физкультурой также полезны для голоса, так как они нормализуют кровообращение и дыхание.
  


7. Перед работой
1. Расслабься и приведи в порядок мысли.
2. Негромко помычи на открытой гортани – стон или песенку. Выделится слизь! Ее нужно убрать.
3. Прополощи горло слегка подсоленной теплой водой или выпей теплого зеленого чаю без сахара. Сладкое обволакивает связки и мешает им свободно колебаться!
4. Подыши свободно и глубоко.

5. Всякий раз, когда чувствуешь, что голос начинает сдавать — постарайся полностью расслабиться. Отдыхай, молчи и глубоко дыши.
 
Расслабляющий массаж: легкими ударами подушечек пальцев промассировать мышцы лица, затем область гортани. Далее – погладить свое горло. 
Основные упражнения для «пробуждения» голоса и приведения его в рабочее состояние:
1) мммычание и жжжужжание, в том числе и с вибрационным массажем,

2) мммычание с одновременным раскрытием глотки – как будто в горле образуется купол,
3) «стоны» с целью расслабления связок.
  

8. Во время работы
1. Ведущий во время работы должен сидеть без напряжения, но спину держать прямо, чтобы диафрагма была не зажата и выполняла свою функцию опоры для воздушного столба.
2. Плечи должны быть свободно опущены, мышцы шеи (в области загривка) – расслаблены. Напряжение мышц плечевого пояса часто возникает непроизвольно как реакция на стресс. Это напряжение передается связкам, мешая им свободно колебаться, и бронхам, мешая свободно пропускать воздух.

3. Ноги под столом нельзя перекрещивать, они должны стоять стопами на полу. Это обеспечивает свободное кровообращение и помогает правильно дышать.

4. Если приходится работать стоя, плечи должны быть свободно развернуты. Нельзя сутулиться, это препятствует правильному дыханию.

5. Одежда не должна создавать дискомфорт и препятствовать свободному дыханию.

6. Звук должен идти из живота, от диафрагмы, через горло, вызывая приятную вибрацию в груди и голове и свободно вылетая вперед, не угасая где-то под носом.
  


9. После работы

Разогретое горло уязвимо. Нужно его утеплять, и лучше помолчать.
  


Смотрим:

Читаем в библиотеке: Линклэйтер К.  Освобождение голоса, Никольская С. Т. Техника речи. Методические рекомендации для лекторов