05. Феномен воздействия телевидения Сайт dedovkgu.narod.ru, раздел "Журналистика и массовые коммуникации" 


05. Феномен воздействия телевидения             


0. Феномен (от греч. phainomenon – видимый, являющийся) – в широком смысле: наблюдаемое явление или событие. Но чаще мы используем это слово для обозначения необычного, редкого, уникального явления.  

1. Феномен воздействия телевидения
Говоря о феномене воздействия телевидения, обычно имеют в виду прежде всего его феноменальную способность влиять на эмоции, мысли и поступки людей. Обычно отмечается, что по силе такого влияния у телевидения практически нет конкурентов.
Основные качества телевидения, которые обеспечивают силу его воздействия на зрителя:
- цветная динамичная картинка,

- яркость и привлекательность образов,
- люди, которые с экрана общаются со зрителем, как правило, талантливые и умелые коммуникаторы,
- звучащий текст, который помогает понять и оценить происходящее, предоставляет информацию в «разжёванном» виде.

Эти качества определяют три ключевых эффекта телевидения:

- эффект диалогичности;

- эффект доверительности;

- эффект присутствия.

Эффект
(от лат. effectys – действие, исполнение) – в данном случае: сильное впечатление, произведенное кем-либо, чем-либо.  

3. Эффект диалогичности

Диалог
(греч. diálogos — разговор, беседа) — разговор, форма непосредственного речевого взаимодействия двух или нескольких лиц, состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик. В широком смысле репликой считается мимика, жест, молчание.
Эффект диалогичности – ощущение у зрителя, что он является участником акта коммуникации, к нему обращаются и от него ждут реакции. («Наша Раша»: Сергей Юрьевич Беляков любит разговаривать с телевизором.)

Базовые приемы диалогичной коммуникации ведущего со зрителем:

- контакт глазами (навык важен при чтении и с листа, и с телесуфлера);
- наклон корпуса чуть-чуть вперед, как при заинтересованном общении с реальным собеседником.

«Стеклянная стенка» и ее отсутствие.

Смотрим: 01 - Шахова - мастер-класс.flv (кому – о чем – зачем)

Доверие зрителя телевизионному коммуникатору тесно связано с принципом
диалогического построения высказывания в телевизионном сообщении. Хотя голос, реплика зрителя для ведущего отсутствует в режиме реального времени, он заведомо учитывает роль зрителя в качестве партнера по общению, моделируя систему так называемых риторических ожиданий зрителя.
  

4. Эффект доверительности – ощущение зрителем глубокого межличностного контакта с телевизионным коммуникатором и в связи с этим – доверия к коммуникатору. Стадии доверительного общения (по В. Н. Куницыной):
1) стадия социальной перцепции (восприятия): установление первого контакта и формирование образа другого человека, формирования адекватного первого впечатления;

2) стадия формирования межличностных отношений: достижение согласия, принятия и разделение позиций (когнитивный компонент); получение эмоциональной поддержки, одобрения (эмоциональный компонент); стремление добиться принятия себя как личности (стадия самораскрытия, личностный компонент);

3) стадия стабилизации межличностных отношений, имеющая целью устанавливать оптимальный межличностный контакт и преобразовывать его в желательную сторону.
Субъект-субъектный подход.
Парадигма субъект-субъектного подхода в психологии подразумевает отношение к партнеру как ценности. 
Теория «пристройки» (Э. Берн).
Элементы поведения ведущего, обусловливающие эффект доверительности:
- партнёрская пристройка ведущего «наравне»,
- демонстрация убеждённости (или убеждённость?) ведущего в том, что он говорит,
- установка на поддержание контакта со зрителем,
- доверительность интонаций («сообщаю только вам»),
- свободное владение ситуацией общения, отсутствие «зажатости», естественность, спонтанность поведения (
спонтанность (от лат. spontaneus - добровольный - произвольный) – самопроизвольность, действие, вызванное не внешними факторами, а внутренними причинами),
- отсутствие пантомимических «фигур защиты».
  

5. Эффект присутствия

Парадокс: эффект присутствия одновременно связан как с ощущение реальности происходящего, так и с «уходом от реальности» (перенос в отдалённые точки мира, необычные ситуации с сохранение «включённости» в происходящее).

Ценность эффекта присутствия определяется:
- возможностью переживать эмоции, которых зритель лишён в повседневной жизни,

- высоким доверием к информации («видел своими глазами»).

Элементы поведения ведущего, обусловливающие эффект присутствия:
- присутствие ведущего (репортёра) на месте события,
- эмоциональность ведущего,
- подбор объектов для показа (передачи про путешествия, «инфотеймент» Парфёнова).
  

Упражнения с видеокамерой:
чтение – просмотр – коррекция – чтение. 

Смотрим:
02 - Времена -  послесловие - Познер.flv (полная доверительность), 03 - Звезды эфира. Рязанов - фрагмент.avi (естественность, спонтанность), 04 - Время - Леонтьева.flv (ведущая, создававшая максимальный эффект доверительности), 05 - Время - Николаев.flv (то же), 06 - Комолов о профессии.
flv (удивительно точно сказано)  

Читаем в библиотеке: