06. Ведущий телепрограммы как коммуникатор Сайт dedovkgu.narod.ru, раздел "Журналистика и массовые коммуникации" 


06. Ведущий телепрограммы как коммуникатор             


1. Коммуникация (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — смысловой аспект социального взаимодействия.
Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Принципиальная схема коммуникативного акта:



Коммуникационные барьеры, снижающие эффективность коммуникации, бывают:
- технического плана (эфирные помехи и т.п.),
- индивидуального плана (дефекты дикции, манера поведения и т.п.),
- личного плана (отсутствие контакта со зрителем).
Ключевая задача коммуникатора - успешно преодолеть коммуникационные барьеры.

Уже в первых исследованиях телевизионной коммуникации в 30-е годы ХХ века основной целью акта коммуникации было признано изменение социальных установок, мнений, суждений, представлений у реципиента посредством определенным образом организованного сообщения, а также поведения коммуникатора.
 
Функции общения (по Борису Федоровичу Ломову):
- информационно-коммуникативную (передача информации),
- регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и организация совместной деятельности),
- аффективно-коммуникативная (передача эмоций).

2. Средствами телевизионной коммуникации являются различные знаковые системы:
- вербальная (речь),
- невербальная:
а) оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика),
б) пара- и экстралингвистическая система (интонация, неречевые вкрапления в речь),
в) проксемика (организации пространства и времени коммуникации).
Жестовый язык глухонемых является вербальной системой!
Владение всеми средствами коммуникации является одной из компетенций телеведущего.

3. Идентификация
Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою «идеальную» представленность в другом –
идентификацию. 
Идентификация (в психологии развития) (лат. identificāre — отождествлять) — уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. Идентификация в самом общем виде — эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом. Телевидение визуализирует взаимодействие вещательной корпорации со зрительской аудиторией таким образом, что оно представляет собой процесс общения.
При эффективной идентификации зрителя с личностью телеведущего усиливается доверие информации конкретного телеканала.
Согласно концепции Малетцке (1963), для возникновения феномена зрительской идентификации с личностью телеведущего первостепенную роль играют индивидуальные особенности коммуникатора.  

Интенсивная творческая деятельность тележурналистов — редакторов, телеведущих, обозревателей, комментаторов - по созданию телевизионного продукта предоставляет им возможность самовыражения личности, которое в понимании А. Маслоу обозначает «быть собой, быть естественным или спонтанным, быть аутентичным, выражать собственную идентичность». Э. А. Рязанов заметил, что «ведущий чем-то сродни актёру, исполняющему роль самого себя. И чем вы естественнее и органичнее, тем теснее будет ваш контакт со зрителем».
Ведущий призван демонстрировать своё искреннее отношение к тому, о чём он рассказывает с экрана. Важно, чтобы он был уважительным по отношению к своему собеседнику по телепередаче, тактично воспринимал его мнения и переживания.  

4. Личность ведущего и телевизионная коммуникация
«Большая пятерка факторов» - основные черты, составляющие личность человека.
По Л. Голдбергу:
1) экстраверсия, энергичность;
2) согласие, дружелюбие;
3) сознательность, самоконтроль;
4) эмоциональная стабильность, устойчивость;
5) интеллектуальная и культурная открытость новому опыту.

Можно рассматривать особенности личности телеведущего по этим пяти факторам, учитывая оценку в континууме от абсолютного минуса до абсолютного плюса.
Структура самовыражения личности
в телевизионной коммуникации представлена шестью характеристиками:
1) уверенность личностного самопредъявления в публичной коммуникации;

2) коммуникативная установка на поддержание контакта со зрителем;
3) эмоциональная выразительность стиля общения телевизионного ведущего;

4) деловые и волевые качества личности ведущего (прагматическая направленность личности);
5) профессиональная компетентность ведущего;

6) индивидуальный стиль самовыражения личности, свободное владение ситуацией общения, темой обсуждения (информационное и интеллектуальное лидерство в общении).