Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница специальности «Журналистика»
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТЕЛЕВЕДУЩИЙ
Рекомендации Би-би-си
Кроме физических данных – хорошей внешности, приятного голоса и правильного
произношения – диктору-журналисту нужны:
• широкое образование, знание жизни и людей;
• ум и находчивость;
• чувство юмора;
• терпение;
• воображение;
• энтузиазм;
• скромность, основанная на вере в себя;
• способность работать в коллективе.
Все эти качества входят в самую суть человека: либо они есть, либо их нет.
Научиться им нельзя; в лучшем случае их можно развить – и то не все.
Зато одной весьма существенной вещи – хорошей речи – научиться можно. Помните,
речь не то же самое, что голос. (Так, младенец речью не владеет, а голос у него
есть). Кроме того, можно освоить приемы телевизионного вещания.
Внешность.
Для телевидения прекрасно подходит
приятное, правильное, твердое лицо; очень хорошо, если глаза, рот, нос, уши не
слишком велики. Цвет лица роли не играет, это дело гримера. Голубые глаза
нередко выглядят жутковато на телеэкране. Дикторы-женщины примерно поровну
делятся на светлых и темных. Однако у большинства дикторов-мужчин на английском
телевидении темные волосы. Если вы блондин, вы, возможно, введете новую моду –
на светловолосых дикторов.
Если вы предрасположены к полноте, следите за своим весом; на экране люди
кажутся толще и вообще крупнее.
Голос и речь.
Диктору нужен хороший, поставленный
голос, и говорить он должен правильно. Плохой голос хуже для него, чем
сломанный нос.
Представьте себе, что речь мелодия, которую исполняют на музыкальном
инструменте. Мелодия эта – интонация разговорной речи – очень красива, но
звучание ее зависит только от говорящего.
Здоровье.
Хроническое заболевание, к сожалению,
исключает для вас возможность стать диктором. Совершенно непростительно, если
ваше здоровье подорвано небрежением к себе, потворством к своим слабостям или
слишком частыми вечеринками. Телевидение – трудное, требовательное дело, и там
нет места для дилетантов.
Вы должны быть здоровы, чтобы справляться с напряженной работой.
Образование и жизненный опыт.
Когда вы впервые приходите в студию, у вас
может не быть никакого профессионального опыта. Это вполне естественно. Однако
у вас должен быть большой жизненный опыт и широкое образование.
Теоретический багаж – не главное. Тонко разбираться в практических вопросах
гораздо полезнее. Помните: то, чему мы научились на опыте, по меньшей мере так же важно, как специальные знания.
Не менее ценно умение понимать людей и события. Большинство зрителей быстро
отличит зрелого и вдумчивого диктора от «телевизионной звезды». Они сразу
поверят человеку, который «знает, о чем говорит».
Ум и находчивость.
Сообразительность и находчивость –
способность быстро решать новые проблемы. Именно это телевизионному диктору
приходится делать всю свою трудовую жизнь.
Чувство юмора.
Если вы один из тех несчастных, у которых
нет чувства юмора, - даже не пытайтесь стать телевизионным диктором.
Юмор понадобится вам – для зрителей и для себя.
Во-первых, зрителю неприятно смотреть на мрачное лицо. Он насмотрелся угрюмых
физиономий за свой рабочий день.
Во-вторых, без чувства юмора не вынесешь дикторской жизни. Очень трудно
выдержать такое нервное напряжение. Надо уметь посмеиваться над собой и над
своим трудным положением. В телескоп доброго юмора видишь все не так мрачно.
Искренность.
Считается, что телевидение
отсортировывает людей неискренних. Это правда: явный
обманщик изобличается здесь весьма наглядно. С другой стороны, первоклассный
журналист телеэкрана способен имитировать искренность – выражение лица, голос,
подбор слов могут казаться абсолютно естественными.
Хорошая реакция.
Представьте, что вы дежурный диктор и вам
нужно читать объявления в потоке передач. Вы думаете о предстоящем объявлении.
Подсчитываете по часам, когда вы начнете и сколько
будете говорить. Следите за монитором камерного канала и программным монитором.
Занимаете нужную позицию перед объективом камеры. Проверяете микрофонную папку
с перечнем передач. Правой рукой включаете свет; левую
держите наготове на кнопке включения микрофона. Слушаете идущую в данный момент
передачу или самые последние указания режиссера.
Все это происходит в считанные секунды. И, может быть, в еще меньшее время
должно уложиться запланированное объявление. Возможно также, что в последний
момент его придется заменить. Однако когда вы появитесь на экране, зрители
должны думать, что все идет, как по обычно.
Да, диктору нужно мыслить и реагировать со скоростью пилота или автогонщика.
Выносливость.
Не так уж трудно перенести напряжение
случайной передачи. Другое дело – каждодневные нагрузки. Вам приходится подолгу
находится в очень небольшой студии. От света жарко; он вас слепит. Вентиляция,
может быть, недостаточна. Трудно провести без напряжения несколько часов подряд
– и вот рано или поздно ваши нервы напрягутся до предела. Наконец, согнав с
лица блаженную улыбку, которая держалась так долго на
радость публике, вы покидаете душную, как тропики студию. Зрители ложатся в
постель, а вы выходите на улицу, невзирая на плохую погоду.
На внестудийных передачах нужно быть выносливым, как сельскохозяйственный
рабочий. Во многих телевизионных студиях, особенно небольших, вы будете членом
дикторской бригады, которая работает ежедневно с утра до ночи.
Профессиональный журналист телеэкрана работает на втором дыхании.
Терпение.
Допустим, вам удалось попасть на
телевидение, но достались вам не главные передачи, а будничные обязанности.
Может быть, пройдут годы, прежде чем представится возможность доказать
режиссерам и публике как много они теряют. И тут нужно терпение.
В телевизионной студии множество людей делает самую разнообразную работу.
Каждый считает, что его работа важна, и, конечно он прав. Однако, начинающему диктору может показаться, что трудно запомнить
текст, когда одни входят в студию, громко топая, и начинают устанавливать свет,
а другие толкутся рядом, занимаясь своими делами. Чтобы приучить себя к такой
обстановке, тоже нужно терпение.
Воображение.
На камере вспыхивает красный «глазок» - и
вы один с несколькими миллионами телезрителей. Надо четко представить – как бы
увидеть – аудиторию, находящуюся где-то за пределами студии. Это образ
человека, слушающего вас с предельным вниманием. Он улыбается вашим остротам,
радуется вашей находчивости, соглашается с вами. Он олицетворяет для вас
доброжелательную аудиторию.
Позднее, овладев профессией, позвольте своему воображению создать образ
критического зрителя, не очень-то льстящего вашему самолюбию. Это тоже поможет
вашей работе. Воображение – незаменимое качество диктора.
Энтузиазм.
Вряд ли можно представить теледиктора,
холодно и вяло объявляющего программу, читающего текст реклам или передающего
новости.
Зритель любит, чтобы диктор относился к работе с энтузиазмом. Диктор должен
сохранять живую заинтересованность в эфире.
Умение работать в коллективе.
Вы, вероятно, - яркая индивидуальность.
Вам не так-то легко приспособиться к коллективу. Однако,
работа на телевидении связана с большим количеством людей. Чтобы провести
интервью на две-три минуты, руководитель отдела или редактор посылает с вами
режиссера, оператора, ассистента оператора, звукооператора и, возможно,
электрика. Иногда, телевизионная группа, обслуживающая синхронную камеру,
бывает и значительно больше.
Вам придется полагаться на чужой опыт и профессионализм, чтобы ваше выступление
прошло как можно лучше или, хотя бы, просто смотрелось.
Вверх