А.Н. Дедов. Технологии телевизионной журналистики. Практикум

Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

Страница специальности «Журналистика»


А.Н. Дедов


ТЕХНОЛОГИИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Практикум


СОДЕРЖАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Часть I. Практические работы

 

Раздел 1. СОВРЕМЕННОЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ВЕЩАНИЕ

1.1  Анализ целевой аудитории и социальных функций телеканалов

1.2  Анализ воздействия телевизионного произведения на зрителя

1.3  Выявление особенностей форматов телевизионных программ

1.4  Создание новых форматов телепрограмм (групповая работа)

 

Раздел 2. ВЕДУЩИЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПРОГРАММЫ

2.1  Выделение важнейших компетенций ведущего телепрограммы (групповая работа)

2.2  Составление комплекса упражнений для развития качества речи

2.3  Запись видео с чтением текста информационного сообщения

2.4  Запись видео с чтением текста из скороговорок

2.5  Анализ коммуникативной деятельности ведущего телепрограммы

2.6  Создание проекта имиджа ведущих телепрограмм (групповая работа)

2.7  Видеозапись интервью с ведущим в кадре

2.8  Видеозапись свободного комментария

 

Раздел 3. РАБОТА ТЕЛЕВИЗИОННОГО РЕПОРТЁРА

3.1  Выбор информационных поводов

3.2  Анализ жанрового состава выпусков телевизионных новостей

3.3  Съёмка видеоопроса

3.4  Классификация телевизионных репортажей по разным основаниям

3.5  Съёмка некомментированного видеорепортажа

3.6  Съёмка комментированного видеорепортажа

3.7  Съёмки стендапов

3.8  Съёмка безмонтажного сюжета

3.9  Анализ особенностей текстов телевизионных сюжетов

 

Часть II. Семинары

 

1  Тенденции развития современного телевещания

2  Популярные программы телевидения СССР и их ведущие

3  Популярные телеведущие XXI века

4  Телевизионное интервью: опыт современных отечественных журналистов

5  Известные телерепортёры XXI века

6  Работа над телевизионным сюжетом: опыт профессионалов

 

Часть III. Темы контрольных работ

 

Часть IV. Методические рекомендации к производственной практике в телевизионной службе новостей

 

1  Общие рекомендации

План наблюдения за работой группы в процессе съемок телесюжета

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Практикум предназначен для студентов специальности «Журналистика», а также для специалистов, которые занимаются переподготовкой и повышением квалификации в сфере телевизионной журналистики. Это пособие рекомендуется использовать вместе с учебником «Технологии телевизионной журналистики» в процессе изучения соответствующих учебных дисциплин; ссылки на параграфы именно этого пособия приводятся в пунктах «Теоретический материал». Предлагаемые практические задания и упражнения могут быть использованы:

- в качестве основы для проведения аудиторных практических занятий,

- в качестве домашних заданий,

- как элемент самостоятельной подготовки будущего телевизионного журналиста.

Наряду с практическими работами в пособии предлагаются темы и планы семинаров, а также рекомендации к контрольным работам и производственной практике.

 

 

Часть I. Практические работы

 

Раздел 1. СОВРЕМЕННОЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ВЕЩАНИЕ

 

1.1  Анализ целевой аудитории и социальных функций телеканалов

 

Цели:

- развитие навыка определения состава аудитории телевизионного средства массовой информации, исходя из содержания его передач,

- развитие навыка выявления социальных функций телевещания применительно к разным группам населения.

Теоретический материал: 1.1.

Пояснение

При проектировании того или иного телеканала обычно сначала определяют его целевую аудиторию. Как правило, это связано с представлениями учредителя о существующих на телевизионном рынке нишах. Возможна ситуация, когда уже действующий канал стремится изменить свою целевую аудиторию. Иногда это сопряжено с ребрендингом (изменением бренда – торговой марки, играющей роль рекламы). В зависимости от целевой аудитории подбирается тематика и стиль передач.

Одной из тенденций развития современного телевещания является его дифференциация: если раньше немногочисленные широковещательные каналы включали в свою программу передачи, рассчитанные на разные целевые аудитории, то сейчас появляется всё больше специализированных и тематических каналов с относительно узкой аудиторией, и крупные вещатели вынуждены учитывать этот процесс.

В этой работе воспроизводится обратный процесс: исходя из содержания и стиля передач, следует определить целевую аудиторию.

 

Задания

1. Выберите 5 разных телевизионных каналов – как специализированных, так и широковещательных.

2. Проанализируйте программу передач каждого, их содержание и стилистику.

3. Сделайте выводы о целевой аудитории каждого из каналов. Укажите основные характеристики аудитории:

- гендер (англ. gender от лат. genus - род) – социальный пол,

- возрастные рамки,

- социальный статус,

- уровень образования, профессиональная ориентация, место проживания и т.п.

4. Аргументируйте своё мнение.

5. Предположите, какие социальные функции выполняет каждый из каналов по отношению к своей социальной аудитории. Распределите функции каждого канала по преобладанию.

6. Представьте информацию в виде таблицы:

 

Телеканал

Целевая аудитория

Аргументы

Социальные функции

 

 

 

 

 

7. Проанализируйте, выполнение каких заданий потребовало от вас наибольших усилий.

 

1.2  Анализ воздействия телевизионного произведения на зрителя

 

Цели:

- освоение навыка анализа воздействия телевизионного произведения на аудиторию,

- закрепление понимания основных факторов такого воздействия.

Теоретический материал: 1.2, 1.3.

Пояснение

Телевизионные пристрастия зрителей различаются. И наоборот – одну и ту же программу люди с разными характерами, потребностями и интересами воспринимают по-разному. И всё же, если оставить за скобками соответствие интересам целевой аудитории, арсенал приёмов, которые усиливают воздействие телепрограммы на зрителя, как и набор типичных коммуникативных барьеров, по всей видимости, универсальны.

 

Задания

1. Выберите для анализа две телевизионные программы с ведущими:

- понравившуюся вам,

- не понравившуюся.

2. Проанализируйте, какими способами создатели программ добиваются «трёх телевизионных эффектов»:

- эффекта присутствия,

- эффекта диалогичности,

- эффекта доверительности.

3. Оцените, в какой степени им удаётся добиться этих эффектов.

4. Выявите барьеры, которые снижают эффективность коммуникации создателей программ с вами как со зрителем. Определите, в частности, наличие коммуникативных барьеров по В.М. Шепелю.

5. Выделите коммуникативные «плюсы» и «минусы» каждой из программ.

6. Оформите результаты анализа в виде рецензий на каждую программу.

 

1.3  Выявление особенностей форматов телевизионных программ

 

Цели:

- закрепление понимания особенностей восприятия зрителем телепрограмм разных форматов,

- выработка рекомендаций для создателей телепрограмм.

Теоретический материал: 1.4.

Пояснение

Работники телевещания обычно говорят о достоинствах и недостатках каждого из телевизионных форматов с точки зрения восприятия зрителем. Прежде всего речь идёт об удержании внимания: создателям телепрограмм важно, чтобы их зрители не переключались на другой канал. Психологи утверждают, что устойчивость произвольного, то есть сознательно поддерживаемого внимания зависит от мотивации индивида. То есть интересную для него передачу зритель будет смотреть, даже если она непритязательна по форме. В свою очередь, непроизвольное внимание привлекают яркость (интенсивное воздействие на органы чувств) и динамика объектов. Кроме того, внимание аудитории можно контролировать, управляя его переключением.

Наряду с этими особенностями форматов телепрограмм значимы и другие, в частности, сложность изготовления, специфика ведения и т.п.

 

Задания

1. Составьте список критериев, по которым вы будете оценивать форматы телепрограмм. Выберите 7, по вашему мнению, самых значимых.

2. Обоснуйте свой выбор. Выразите своё мнение в виде текста – пояснительной записки.

3. Заполните таблицу:

 

Критерии

Разговор

Шоу

Сюжет

Тележурнал

Ток-шоу

Лайф-ту-тейп

 

 

 

 

 

 

 

 

4. В ячейки таблицы внесите свои характеристики форматов телепрограмм по каждому из предложенных вами критериев.

5. Сделайте выводы о способах совершенствования каждого из форматов. Оформите их в виде рекомендаций для создателей телепрограмм.

 

1.4  Создание новых форматов телепрограмм (групповая работа)

 

Цели:

- закрепление понимания особенностей телепрограмм разных форматов,

- развитие творческого потенциала,

- отработка навыков групповой выработки идей.

Теоретический материал: 1.4.

Пояснение

Утверждают, что создать новый формат телепрограммы очень трудно. Тем не менее, время от времени они появляются. Как показывает анализ, новые форматы – это комбинации элементов трёх базовых. Быть может, в процессе этой практической работы появится новый формат, который станет не менее популярным, чем, скажем, ток-шоу.

Помочь в творческом процессе способен метод «мозгового штурма», или, если точнее перевести английское «brain storm» на русский язык, «умственного шторма». Его придумал в 1941 году американец Алекс Осборн. В тот период он был морским офицером, а позднее использовал свой метод, работая в рекламном агентстве. Как отмечают специалисты, «умственный шторм» помогает преодолеть инерцию мышления.

 

Задания

1. Расположитесь свободно, настройтесь на творчество.

2. Выберите секретаря, который будет записывать возникающие идеи.

3. Начинайте творить. Называйте вслух варианты форматов телепрограмм, которые приходят вам в голову. Поясняйте свои мысли. Будьте свободны, не заботьтесь о том, как окружающие могут оценить ваши идеи и вас. В свою очередь, не оценивайте то, что говорят ваши коллеги. Можете лишь дополнять их идеи.

4. Секретарь фиксирует все без исключения идеи. Авторство не фиксируется.

5. После 15 минут творчества переходите к следующему этапу. Секретарь читает записанные им идеи одну за другой. Все оценивают оригинальность каждой. Возможно, некоторые идеи повторяются или похожи, и их следует объединить. Идеи, пригодные, по мнению большинства, для дальнейшей разработки переносятся в новый список по двум категориям:

- новые форматы телепрограмм,

- идеи новых программ уже известных форматов.

6. Сделайте выводы о том, насколько продуктивно вам удалось поработать. Не давайте индивидуальных оценок: «brain storm» – это коллективное творчество.

7. Зафиксируйте эмоции, которые вы испытываете. Если вы чувствуете неудовлетворённость, постарайтесь понять, почему.

8. В качестве последействия с помощью интернета выясните, не были ли уже использованы идеи, аналогичные вашим, в практике телевизионного вещания.

 

 

Раздел 2. ВЕДУЩИЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПРОГРАММЫ

 

2.1  Выделение важнейших компетенций ведущего телепрограммы (групповая работа)

 

Цели:

- закрепление понимания ключевых компетенций телеведущего,

- выяснение собственных представлений студентов о важнейших компетенциях телеведущего,

- выявление направлений самосовершенствования потенциальных телеведущих,

- отработка навыков групповой выработки идей.

Теоретический материал: 2.1.

Пояснение

Под компетенциями понимают и приобретённые профессиональные качества, и личные способности специалиста. Набор компетенций, который требуются для ведения программ разного формата, жанра, содержания и стиля, несколько различаются, но есть базовые, основные, о которых и идёт речь.

 

Задания

1. Составьте собственный список из 7-9 компетенций, которые вы считаете важнейшими для телеведущего.

2. Выберите секретаря, который будет обеспечивать групповую работу.

3. Составьте общий список компетенций телеведущего: члены группы называют те, что содержатся в их собственных списках, секретарь записывает на доске.

4. Выберите из общего списка 7 важнейших, по вашему мнению, компетенций.

5. Устройте голосование по общему списку: член группы голосует, если он выбрал данную компетенцию. Секретарь пересчитывает голоса и заносит результаты на доску. В результате получается рейтинг компетенций. Те семь из них, которые набрали большинство голосов, являются важнейшими по мнению группы.

6. Оцените развитие этих компетенций у себя, выставив оценки по 10-балльной шкале.

7. Обсудите полученные результаты. Сделайте вывод о том, насколько члены группы пригодны к роли ведущего телепрограммы. Какие компетенции, по мнению членов группы, особенно нуждаются в развитии?

 

2.2  Составление комплекса упражнений для развития качества речи

 

Цели:

- отработка методов развития техники речи и голоса,

- развитие у студентов мотивации к работе над развитием качества своей речи.

Теоретический материал: 2.3, 2.4.

Пояснение

Качество речи – это совокупность техники речи и свойств голоса. Практика показывает, что и то, и другое можно развить с помощью упражнений.

 

Задания

1. Используя литературу, составьте комплекс, который включает:

- упражнения для развития дикции,

- упражнения для тренировки дыхания, в частности, владения диафрагмой,

- упражнения для развития голоса, в частности, «открытия» резонаторов.

При составлении учитывайте собственные особенности речи. Выполнение комплекса упражнений должно занимать около 7 минут.

2. Ежедневно выполняйте комплекс.

3. По очереди с другими студентами проводите упражнения со всей группой.

 

2.3  Запись видео с чтением текста информационного сообщения

Цели:

- развитие навыков телеведущего,

- диагностика качества речи,

- освоение видеосъёмки.

Теоретический материал: 2.3.

Пояснение

Навык чтения текста с листа - один их ключевых в работе телеведущего, в частности, ведущего информационной программы. Задача - максимально понятно на литературном русском языке донести информацию до зрителя, при этом поддерживать "эффект диалогичности".

 

Задания

1. Предварительно прочитайте текст для ознакомления.

2. Включите камеру и прочитайте текст перед объективом.

3. Во время чтения старайтесь поддерживать контакт глаз, то есть отрывайтесь от листа и смотрите в объектив - "в глаза зрителю".

4. Просмотрите запись. Оцените в целом, насколько понятен зрителю прочитанный вами текст. Оцените свою дикцию. Оцените свою интонацию: насколько она помогает зрителю воспринимать текст и соответствует, на ваш взгляд, стилю ведения информационной программы.

5. Оцените своё поведение в кадре: заметна ли "зажатость", неестественность поведения, есть ли "эффект диалогичности" и "эффект доверительности".

6. Оцените наличие в своей речи "девичьего говорка". Его можно обнаружить, в частности, по излишней открытости последнего звука [а] в слове "молока".

7. Оцените наличие в своей речи фонетических следов уральского говора. Их можно обнаружить, в частности, по произношению сочетания "молока от коровы": норма произношения - [мълакá ат кʌрóвы], где [ъ] - редуцированный звук, [ʌ] - звук, близкий к [a], но менее открытый, среднее между [а] и [ы]; в уральском говоре - [мôлôкá ôт корóвы], где [ô] - звук, близкий к [о], но менее открытый, среднее между [о], [у] и [ы].

8. Сделайте общий вывод о владении вами русским нормативным произношением и, если необходимо, наметьте программу самосовершенствования.

 

Текст для чтения

 

Новости агропромышленного комплекса. В хозяйствах Зауралья продолжается летний пастбищный период. По данным областного Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, в среднем по области скотоводы получают около тринадцати килограммов молока от коровы в сутки. Лидер – сельхозпредприятие «Глинки» города Кургана: здесь среднесуточный надой от коровы составляет двадцать один килограмм молока. Высокие надои – в Сафакулевском, Петуховском и Частоозерском районах: от семнадцати до двадцати килограммов.

Значительно ниже среднеобластного показатели сельхозтоваропроизводителей Мишкинского, Макушинского и Шумихинского районов – восемь-десять килограммов. Продолжается заготовка кормов. На сегодня в области запасено около сорока процентов необходимого сена и сенажа и половина запланированного количества травяной муки. Хозяйства занимаются ремонтом коровников. А в сельхозкооперативе «Карасинский» Юргамышского района готовят к сдаче в эксплуатацию новые телятник и зимнее стойловое помещение на тридцать голов крупного рогатого скота.

 

2.4  Запись видео с чтением текста из скороговорок

 

Цели:

- развитие техники речи студентов,

- развитие творческих навыков,

- освоение навыков работы в кадре и видеосъёмки.

Теоретический материал: 2.3.

Пояснение

Скороговорка, или чистоговорка, – это короткая фраза с искусственно усложнённой артикуляцией. Она может содержать чередующиеся близкие по звучанию фонемы и сложные сочетания фонем, которые «разбивают», заставляют отказываться от произносительных автоматизмов (от греч. automates — самодействующий) – закреплённой в моторной памяти привычки произносить находящиеся рядом или чередующиеся фонемы определённым образом. Скороговорки относят к устному народному творчеству. Ускоренное их произнесение – это и игра, и тренировка техники речи. Поскольку скороговорки синтаксически правильны, они содержат смысл и могут составлять текст.

 

Задания

1. Составьте текст из разных скороговорок. Постарайтесь, чтобы он был похож на некую историю.

2. Порепетируйте. Старайтесь произносить текст в ускоренном темпе.

3. Запишите чтение вами текста на видео. Постарайтесь, чтобы видео было качественным.

4. Проанализируйте:

- какие сочетания фонем вам произносить наиболее трудно,

- какие произносительные автоматизмы вам пришлось «разбить»,

- что следует развивать в технике вашей речи.

 

2.5  Анализ коммуникативной деятельности ведущего телепрограммы

 

Цели:

- освоение навыков телевизионной коммуникации,

- осмысление средств и каналов коммуникации.

Теоретический материал: 2.5.

Пояснение

Под коммуникативной деятельностью понимают деятельность, предметом которой является общение с другим человеком – партнёром по общению [1]. Социальные психологи выделяют в такой деятельности ряд структурных компонентов, в числе которых, в частности, предмет общения – другой человек, партнер по общению как субъект; действия общения; средства общения [2]. Как правило, одной из целей коммуникативной деятельности телеведущего является собственная идентификация в сознании зрителя.

 

Задания

1. Просмотрите отрывок из телевизионной программы с ведущим.

2. Предположите, каков предмет его общения, или целевая аудитория. Являетесь ли вы частью целевой аудитории данной программы?

3. Испытываете ли вы чувство комфорта в процессе просмотра телепрограммы?

4. Насколько удовлетворительно и целесообразно, по вашему мнению, применение телеведущим средств коммуникации:

- паралингвистических,

- кинетических.

5. Оцените когнитивную составляющую коммуникативной деятельности ведущего. Насколько эффективна речевая коммуникация? Комфортно ли вам понимать смысл его высказываний? Какого желаемого поведения пытается добиться телеведущий от зрителя?

6. Оцените аффективную составляющую коммуникативной деятельности телеведущего. Передаются ли вам его эмоции? Какими средствами телеведущий старается передать эмоции?

7. Оцените суггестивную составляющую коммуникативной деятельности ведущего. Какие средства внушения вы наблюдаете? По вашему ощущению, оказывают ли они влияние?

8. Оцените конативную составляющую коммуникативной деятельности телеведущего. Формируется ли у вас желаемая им поведенческая установка?

9. Сделайте общий вывод о качестве коммуникативной деятельности данного телеведущего.

 

Литература

1 Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалёва. – М.: Когито-Центр, 2011.

2 Андреева Г.М. Социальная психология — М.: Аспект Пресс, 2009.

 

2.6  Создание проекта имиджа ведущих телепрограмм (групповая работа)

 

Цели:

- закрепление понимания структуры имиджа,

- формирование навыков проектирования телепрограмм.

Теоретический материал: 2.6.

Пояснение

Задумывая новую телепрограмму, её создатели, как правило, обдумывают и имидж её ведущего. Впрочем, возможен другой вариант, когда программа создаётся «под» конкретного телеведущего. Иногда приходится наблюдать, как колоритный ведущий благодаря своему имиджу вносит в уже существующую и ставшую привычной телепрограмму новые краски, обогащает её стиль. Следует напомнить, что при подборе имиджа ведущего прежде всего учитывают тему телепрограммы и социально-психологические особенности целевой аудитории.

Этот практикум представляет собой творческую игру с элементами конкурса.

 

Задания

1. Разделитесь на несколько творческих микрогрупп по 3-5 человек.

2. Выберите или разыграйте между группами форматы телепрограмм:

- ток-шоу,

- разговор («говорящие головы»),

- тележурнал,

- лайф-ту-тейп (ведущий в действии),

- шоу.

3. Выберите или разыграйте темы телепрограмм для каждой группы:

- семья,

- животные, природа,

- кулинария, потребительский рынок,

- жилищно-коммунальное хозяйство, домашнее хозяйство,

- наука, техника.

4. Выберите или разыграйте типы целевой аудитории:

- домохозяйки и пенсионеры,

- мужчины – работники по найму в возрасте активной трудоспособности,

- подростки,

- мужчины из «среднего класса»: мелкие и средние предприниматели, работники «свободных» профессий,

- работающие женщины из среднего класса.

5. Совместив формат, тему и аудиторию, придумайте название и в общих чертах – содержание и стиль своей телепрограммы. Каждая творческая группа сообщает остальным свои идеи. Поддерживайте друг друга аплодисментами.

6. Каждой группе нужно разработать имидж ведущего для своей телепрограммы:

- физические данные: пол, возраст, телосложение,

- амплуа, «социальную роль»,

- особенности внешнего вида,

- темперамент и особенности поведения,

- ярко выраженную отличительную черту, «фишку».

7. Сообщите другим группам то, что у вас получилось.

8. Слушая сообщения других групп, задавайте уточняющие вопросы.

9. Оцените каждую из концепций, кроме своей, по следующим критериям:

- соответствие концепции особенностям целевой аудитории,

- соответствие имиджа ведущего теме телепрограммы и особенностям целевой аудитории,

- оригинальность.

10. Суммируйте оценки и выясните, концепция какой из творческих групп лучшая.

11. Проанализируйте свой творческий процесс. Отметьте:

- насколько трудно вам было совместить формат, тему и тип аудитории телепрограммы,

- насколько влияли на вас представления об уже существующих или существовавших программах,

- насколько уверенно вы представляете вкусы и предпочтения целевой аудитории того или иного типа,

- влияние каких стереотипов вы испытывали при конструировании имиджа ведущего,

- насколько жизнеспособна и применима на практике ваша концепция телепрограммы?

 

2.7  Видеозапись интервью с ведущим в кадре

 

Цели:

- отработка навыков интервью,

- отработка поведения в кадре.

Теоретический материал: 2.8.

Пояснение

Интервью – это и метод получения информации, и жанр в журналистике. Этот жанр всегда востребован аудиторией, поскольку большинству людей интересно, что думают и говорят другие люди. Телепрограммы-интервью по формату представляют собой, как правило, разговор «говорящих голов». Чтобы сделать такие программы динамичнее и интереснее, авторы экспериментируют с интерьерами, обстоятельствами, движением и ракурсами. Но опыт показывает, что занимательное интервью можно снять и с одной точки в непритязательной обстановке. Главное – это личности говорящих людей и тема разговора.

 

Задания

1. Выберите собеседника. Обратите внимание на то, что ваш собеседник должен быть готов говорить и уметь формулировать свои мысли. Договоритесь с ним о теме интервью. Она должна быть интересна вашему собеседнику, вам и потенциальным зрителям.

2. Продумайте стилистику интервью.

3. Найдите подходящее место. Попробуйте использовать занимательные обстоятельства или интерьеры. При этом учитывайте возможности съёмки, которые есть в вашем распоряжении. Не забывайте, что если вы используете чужую собственность, помещения, например, кафе, следует заранее договориться с собственником или управляющим.

4. Договоритесь с собеседником о месте и времени съёмок.

5. Определите, каким будет ваше интервью: информационным, аналитическим или портретным.

6. Подготовьте 3-4 вопроса. Будьте готовы к возможным поворотам разговора. В общих чертах ориентируйтесь в теме.

7. Запишите интервью. Желательно, чтобы его хронометраж был около пяти минут.

8. Во время интервью находитесь в кадре. Контролируйте свои мимику, позу, жесты. Применяйте активное слушание. Обратите внимание, на какой дистанции находитесь вы с собеседником.

9. Просмотрите запись. Проанализируйте свою речь и действия, темпоритм интервью.

10. Оцените общее впечатление от интервью. Получилось ли оно интересным? Если нет, почему?

11. Проанализируйте процесс подготовки и съёмок. Что вызвало наибольшие трудности? Удалось ли «соригинальничать», если вы ставили такую задачу?

 

2.8  Видеозапись свободного комментария

 

Цели:

- отработка процесса «думания-говорения-контроля»,

- развитие навыка разговорной импровизации.

Теоретический материал: 2.3, 2.5.

Пояснение

Умение внятно, понятно и интересно сообщить информацию, импровизируя в кадре, является одним из ключевых для телевизионного журналиста. Говоря о телевизионном комментарии, мы прежде всего вспоминаем спортивные программы. Но важно уметь комментировать любое событие и любую тему.

 

Задания

1. Выберите тему, которую собираетесь прокомментировать. Лучше, если она социально значима и/или интересна для аудитории. Это может быть:

- прошедшее событие,

- объект или группа объектов,

- процесс, действие,

- общественный процесс, тенденция,

- персона.

2. Если вам нужна дополнительная информация, соберите её.

3. Договоритесь с видеооператором.

4. Выберите место съёмки. Продумайте технологические особенности:

- где вы будете находиться,

- каков будет ракурс,

- нужен ли тревеллинг,

- будете ли вы передвигаться в кадре?

5. Соберитесь с мыслями. Подумайте о том:

- что следует рассказать, а что является лишними подробностями,

- какие эмоции вам следует передать,

- какие действия и движения можно совершать в кадре.

6. Войдите к кадр и начинайте говорить. Продолжительность комментария - 2-3 минуты. Старайтесь контролировать свои действия и думать о том, что вы скажете и сделаете в следующий момент. Не сбивайтесь, не допускайте лишних пауз. Удерживайте внимание зрителя.

7. Постарайтесь записать комментарий с первого раза, не делая дублей.

8. Просмотрите запись. Оцените:

- информативность комментария,

- связность своей речи, понятность текста зрителю,

- свою харизму, способность удерживать внимание зрителя,

- своё поведение в кадре, уместность действий и движений, свой драйв и темпоритм речи.

9. Оцените общее впечатление от вашего комментария. Получился ли он интересным? Если нет, почему?

11. Проанализируйте творческий процесс. Что вызвало наибольшие трудности? Чувствовали ли вы себя достаточно свободным и уверенным? Если нет, почему? Удалось ли вам в достаточной мере контролировать свои действия во время съёмки и «думать вперёд»?

 

 

Раздел 3. РАБОТА ТЕЛЕВИЗИОННОГО РЕПОРТЁРА

 

3.1  Выбор информационных поводов

 

Цели:

- закрепление понятия информационного повода,

- отработка навыков анализа новостей и выделения информационных поводов.

Теоретический материал: 3.2.

Пояснение

Деятельность, которую предлагается выполнить в этой практической работе, у иных корреспондентов и особенно редакторов служб телевизионных новостей доведена до автоматизма. Многие из них почти не осознают, «сворачивают» промежуточные этапы на пути от получения новости до принятия решения о наличии информационного повода.

 

Задания

1. Соберите 20 новостей – преимущественно локального и регионального масштаба, а если корпоративного, национального и глобального, то имеющих отношение к жизни города и региона. Используйте разные источники.

2. Рассортируйте новости по масштабу. Заполните таблицу:

 

Масштаб

Новости

Корпоративный

 

Локальный

 

Региональный

 

Национальный

 

Глобальный

 

 

3. Распределите собранные вами новости по «инстинктам». Заполните таблицу:

 

Инстинкты

Новости

Самосохранения

 

Выживания

 

Воспроизводства

 

Родительский

 

Познавательный

 

 

4. Внесите заголовки новостей в колонку «Новость» следующей таблицы:

 

Новость

Ново

Важно

Интересно

Итог

 

 

 

 

 

 

 

5. Оцените каждую из новостей по критериям «ново – важно – интересно». Поставьте по каждому до 10 баллов, посчитайте сумму.

6. Все ли из предложенных вами новостей могут стать источниками информационных поводов? Почему? Какая часть новостей годится на эту роль?

7. Действительно ли новости, получившие у вас больше баллов, являются наиболее актуальными в плане информационных поводов?

8. Действительно ли новости, имеющие отношения к «инстинктам жизнеобеспечения» - самосохранения и выживания – претендуют на первое место в списке информационных поводов? 

3.2  Анализ жанрового состава выпусков телевизионных новостей

 

Цели:

- закрепление понятия о жанрах телевизионной новостной журналистики,

- отработка навыка просмотра телевизионных продуктов с профессиональных позиций.

Теоретический материал: 3.4.

Пояснение

При рассмотрении жанровой структуры выпусков теленовостей интересны различия в этом между каналами: есть ли они, и если есть, то какие.

 

Задания

1. Просмотрите в течение трёх дней вечерние выпуски новостных программ на трёх разных телеканалах. Лучше, если один будет каналом западноевропейской страны, США, Канады или Австралии.

2. В процессе просмотра заполняйте таблицу, проставляя в свободных графах крестики:

 

Жанры

Телеканал 1

Телеканал 2

Телеканал 3

Видео без комментария

 

 

 

Информационное сообщение

 

 

 

Расширенное информационное сообщение

 

 

 

Репортаж

 

 

 

Отчёт

 

 

 

Обзор данных

 

 

 

История

 

 

 

Информационное интервью

 

 

 

Портрет

 

 

 

Некролог

 

 

 

Комментарий эксперта

 

 

 

Корреспонденция

 

 

 

 

3. Установите:

- какие жанры преобладают в целом; предположите, почему;

- какие жанры преобладают в новостях того или иного телеканала.

4. Просмотрите дневной и вечерний выпуски новостей в один день на одном и том же телеканале.

5. Аналогичным образом отмечайте жанры в таблице:

 

Жанры

Дневной выпуск

Вечерний выпуск

Видео без комментария

 

 

Информационное сообщение

 

 

Расширенное информационное сообщение

 

 

Репортаж

 

 

Отчёт

 

 

Обзор данных

 

 

История

 

 

Информационное интервью

 

 

Портрет

 

 

Некролог

 

 

Комментарий эксперта

 

 

Корреспонденция

 

 

 

6. Наблюдается ли разница в жанровой структуре этих выпусков? Предположите, почему.

 

3.3  Съёмка видеоопроса

 

Цели:

- развитие коммуникативных навыков,

- отработка навыка видеосъмки.

Теоретический материал: 3.1, 3.8, 3.11, 6.2.

Пояснение

Видеоопрос (стрит-ток) используется как в качестве самостоятельного формата, так и как элемент телесюжета. Его основная функция – иллюстрация какого-либо тезиса, социальной проблемы или явления. Технически видеоопрос представляет собой смонтированные друг за другом «нарезкой» синхроны. Репортёру следует принять решение относительно того, включит ли он в готовый опрос собственные реплики. Считается, что если голос репортёра звучит на видеозаписи, ему лучше в этот момент находиться в кадре. Реплики репортёра помогают зрителю ориентироваться, если тема опроса сложна или люди отвечают неполно, междометиями. В свою очередь, видеоопрос только из реплик опрашиваемых в большинстве случаев смотрится динамичнее.

 

Задания

1. Выберите тему видеоопроса и придумайте один-два вопроса на эту тему.

2. Выберите место съёмки. Обычно видеоопросы снимают там, где много людей: на оживлённой улице, в помещении с публикой (например, в театральном фойе) и т.п.

3. Договоритесь с телеоператором или приготовьтесь снимать опрос самостоятельно.

4. На месте съёмки обращайтесь к людям с просьбой ответить на ваши вопросы. При этом будьте обаятельными и в меру настойчивыми.

5. В случае отказа реагируйте доброжелательно.

6. При необходимости снимайте себя, задающего вопросы или произносящего реплики.

7. Старайтесь опрашивать людей из разных возрастных и социальных групп.

8. Опросите на треть больше людей, чем число синхронов, которые вы планируете включить в видеоопрос.

9. Просмотрите снятый материал. Выберите наиболее интересные фрагменты синхронов. Опыт показывает, что продолжительность каждого не должна превышать 10-12 секунд.

10. Смонтируйте синхроны таким образом, чтобы говорящие люди как бы подтверждали, дополняли слова друг друга или полемизировали.

11. Просмотрите запись. Оцените общее впечатление. Интересно ли получилось? Удерживает ли ваш видеоопрос внимание зрителя? Если нет, почему?

12. Проанализируйте творческий процесс. Что оказалось для вас наиболее трудным? Какие эмоции вы испытали при съёмке?

 

3.4  Классификация телевизионных репортажей по разным основаниям

 

Цели:

- закрепление знаний о видах телевизионных репортажей,

- развитие аналитических способностей и закрепление навыков логических операций.

Теоретический материал: 3.6.

Пояснение

Знание разных видов телевизионных репортажей дают телевизионному репортёру возможность расширить рамки творчества, выбирать оптимальный вид телерепортажа с учётом места и характера съёмки, темы, целевой аудитории и канала вещания, учиться владеть разными техниками и формами подачи информации в телевещании.

 

Задания

1. Выберите один или несколько телерепортажей - самостоятельно или из числа предложенных преподавателем.

2. Определите, к какому виду относится каждый из этих телерепортажей:

- по способу трансляции,

- по типу звукового сопровождения,

- по способу подачи,

- по тематике (сформулируйте, как считаете нужным,

- по предметно-тематическому признаку (то есть в зависимости от того, что именно является темой репортажа),

- по степени контроля репортёра за ходом событий.

3. Оформите ваш ответ в виде текста или в виде таблицы (если телерепортажей несколько).

 

3.5  Съёмка некомментированного видеорепортажа

 

Цели:

- развитие умения видеть вокруг новости и интересные для потенциальной аудитории события,

- развитие умения рассказать о событии средствами телевидения,

- отработка навыка видеосъёмки.

Теоретический материал: 3.6, 6.1, 6.2.

Пояснение

Некомментированные видеорепортажи приобрели огромную популярность – благодаря повышению доступности возможностей для видеосъёмки и трансляции видео непрофессионалами: от видеокамер мобильных телефонов и видеорегистраторов на автомобилях до персональных видеоканалов на интернет-ресурсах. В кадр попадают забавные, драматические и трагические события. Профессиональные журналисты всё активнее используют эти материалы в своих произведениях, а также привлекают непрофессионалов к освещению окружающих событий, их называют «народными» или «гражданскими» корреспондентами. Впрочем, некомментированный репортаж существует в течение всей истории телевещания. Это и прямые репортажи социально значимых событий, и сюжеты в рубриках типа «No comment».

 

Задания

1. Будьте внимательны к окружающим событиям, держите видеокамеру наготове и не пропустите подходящий момент. Вокруг нас происходит много интересного для потенциальных зрителей, больше, чем мы порой себе представляем. Для выполнения работы годится и запланированное событие, если оно интересно для аудитории.

2. В нужный момент начинайте съёмку. Постарайтесь не пропустить важных фаз события.

3. Воздержитесь от собственных комментариев в кадре и за кадром.

4. Снимайте разными планами, не забывайте о деталях.

5. Постарайтесь зафиксировать эмоции участников и очевидцев события.

6. Не злоупотребляйте движением камеры, чтобы не создавать дискомфорт для зрителя.

7. Ведите себя вежливо и этично по отношению к окружающим людям.

8. Если вы столкнулись с резкими возражениями окружающих или подвергаетесь опасности, прекратите съёмку и покиньте место события.

9. При желании смонтируйте видео.

10. Просмотрите запись. Оцените общее впечатление. Удалось ли вам передать суть и драматизм события? Понятно ли зрителю, что и как происходит? Какие эмоции вызывает ваше видео?

11. Проанализируйте творческий процесс. Что оказалось для вас наиболее трудным? Удалось ли вам реализовать свои замыслы? Что не удалось сделать и почему?

 

3.6  Съёмка комментированного репортажа

 

Цели:

- развитие умения рассказать о событии средствами телевидения,

- отработка навыка разговорной импровизации,

- отработка навыка «думания-говорения-контроля»,

- отработка навыка видеосъёмки.

Теоретический материал: 3.6, 6.1, 6.2.

Пояснение

Эту работу можно выполнить в двух вариантах: одному и вдвоём. Во втором случае один выполняет роль телеоператора, второй комментирует.

 

Задания

1. Выберите подходящее для съёмок событие. Если работу выполняют двое, возможно, удобнее снимать заранее запланированное мероприятие.

2. Снимайте и одновременно комментируйте происходящее. Старайтесь, чтобы качество видео и комментария было хорошим. Комментарий должен представлять собой связный логичный текст без лишних междометий и слов-паразитов. Не забудьте логично начать и закончить комментарий.

3. Позаботьтесь об удовлетворительном качестве записи звука: слова комментирующего должны быть хорошо слышны и понятны.

4. Если работают двое, возможно, комментирующий может находиться в кадре – эпизодически или в течение всего репортажа.

5. Делайте небольшие паузы в комментарии, давая зрителю осмыслить информацию или предоставляя ему возможность услышать важный интершум. Также паузы дают возможность комментирующему перевести дух, оценить ситуацию и собраться с мыслями.

6. Снимайте одним кадром. Монтировать эту запись нежелательно.

7. Просмотрите запись. Оцените общее впечатление. Интересно ли получилось? Понятен ли зрителю текст? Удалось ли сохранить динамичный темпоритм? Удалось ли передать эмоции?

8. Проанализируйте творческий процесс. Что оказалось для вас наиболее трудным? Удалось ли вам в достаточной мере контролировать свои действия во время съёмки и «думать вперёд»?

 

3.7  Съёмки стендапов

 

Цели:

- развитие ораторских навыков,

- развитие уверенности перед телекамерой,

- отработка навыка видеосъёмки.

Теоретический материал: 3.10, 6.2.

Пояснение

Репортёрские стендапы могут быть в разной степени артистичными. Однако в любом случае для того, чтобы быть достаточно убедительным, репортёру требуется свобода и уверенность перед камерой. И – умение без запинок произнести текст.

 

Задания

1. Выберите три места съёмок.

2. Для каждого места придумайте фабулу сюжета, лучше – имеющую отношение к реально происходящим событиям и процессам, но можно и пофантазировать.

3. В соответствии с фабулой придумайте стендап продолжительностью до 40 секунд.

4. Выучите текст.

5. Прорепетируйте действия и жесты в кадре.

6. Попробуйте разные варианты стендапов: в действии, в движении, статично.

7. Договоритесь с телеоператором.

8. Снимите стендапы. Сделайте не менее двух удачных дублей каждого.

9. Просмотрите все дубли – удачные и неудачные. Проанализируйте и оцените. Составьте список рекомендаций для самого себя.

 

3.8  Съёмка безмонтажного сюжета

 

Цели:

- развитие умения рассказать о событии средствами телевидения,

- отработка навыка видеосъёмки.

Теоретический материал: 3.9, 3.10, 6.4.

Пояснение

Безмонтажный сюжет снимается сразу в таком виде, в каком он будет представлен зрителю. Вся работа выполняется в процессе продакшн. Кадры снимают в той последовательности, в какой они будут в готовом сюжете. При этом учитываются правила монтажа. Закадровый текст записывается на интершум непосредственно в процессе съёмки. Для этого его начитывают фрагментами под каждый кадр. Так же, как и в монтируемом сюжете, возможны синхроны, стендапы и диалоги в кадре, но при съёмке следует учитывать, что исправить и сократить их будет невозможно, текст должен быть оптимален по продолжительности и содержанию. Создание безмонтажных сюжетов требует особого взаимопонимания между репортёром и оператором.

 

Задания

1. Подберите тему. Лучше, если безмонтажный сюжет будет по жанру корреспонденцией, если репортажем, то нужно подбирать для съёмок не слишком динамичное событие.

2. Спланируйте продакшн:

- соберите информацию о событии или проблеме,

- определите место и время съёмок,

- наметьте спикеров, если необходимо – договоритесь с ними о съёмке,

- составьте примерный текст,

- продумайте, нужен ли стендап и каким может быть его тест,

- если вы намерены снимать вдвоём с оператором, договоритесь с ним и объясните задачу,

3. При съёмке видео находитесь рядом с оператором, попросите его перед тем, как нажать кнопку «пуск», произносить команду, например, «мотор».

4. После пуска начните наговаривать фрагмент текста.

5. Действуйте так же при съёмке каждого кадра.

6. Если задумано, запишите синхроны и стендапы.

7. Просмотрите и проанализируйте готовый сюжет. Получился ли он содержательным и интересным? Удалось ли вам избежать ненужных пауз и сохранить правильный темпоритм? Логично ли выстроена информация? Понятен ли зрителю текст?

8. Проанализируйте творческий процесс. Что оказалось наиболее трудным для вас?

 

3.9  Анализ особенностей текстов телевизионных сюжетов

 

Цели:

- закрепление знаний о композиции, структуре и стиле текста телевизионного сюжета.

Теоретический материал: 3.13, 3.14, 3.15.

Пояснение

Сравнительный анализ сюжетов разных авторов и телеканалов на одну тему часто даёт информацию для размышления.

 

Задания

1. Просмотрите по телевизору (а лучше скачайте из интернета и просмотрите несколько раз) новостные сюжеты на одну тему разных авторов и телеканалов. Идеально, если сюжеты сделаны на основе одного и того же видео; такое бывает, если создатели телепрограмм используют видео, приобретённое в одном и том же месте, чаще всего – у зарубежной телекомпании.

2. Проанализируйте их и определите:

- какой из сюжетов сразу привлекает внимание, «цепляет»,

- какой из сюжетов интереснее,

- текст какого из сюжетов легче для восприятия и понимания,

- в каком из сюжетов информация кажется более объективной,

- какой из сюжетов оставляет более яркое и положительное впечатление.

3. На основании  полученных знаний постарайтесь понять, почему в каждом случае вы выбрали тот или иной сюжет.

4. Напишите собственный текст сюжета на данную тему, который бы соответствовал вашим требованиям.

 

 

Часть II. Семинары

 

1  Тенденции развития современного телевещания

 

Пояснение

В рамках этого семинара студентам предлагается подготовить доклады по обсуждаемым вопросам, для этого самостоятельно найти источники информации. Источники – монографии, сборники статей, публикации на интернет-сайтах – должны быть названы при выступлении.

Доклад – публичное, развёрнутое выступление по заранее определённой и подготовленной теме, основанное на привлечении документальных данных, подтверждающих теоретические выкладки докладчика. Оптимальная продолжительность доклада – около 10 минут. Во вступлении докладчик должен объяснить актуальность и значение темы.

 

Вопросы

1. Единый стандарт цифрового телевидения MPEG: история создания и внедрения, его роль в глобализации телевещания.

2. Основные всемирные каналы, история их создания и механизм их влияния на глобализацию телевещания.

3. Интернет как фактор глобализации телевещания.

4. Дифференциация телевещания: история явления, связь с технологиями кабельно-спутникового телевидения и интернета.

5. Коммерциализация новостей как проявление общей коммерциализации телевещания. Отношение к явлению тележурналистов.

6. Телевидение высокой чёткости: история технологии и современные достижения.

7. Переход на цифровое вещание: как это происходит.

8. Современные методы улучшения телевизионной картинки.

9. Интерактивность телевещания: история явления и технологии реализации.

10. Персонализация телевещания и видеоблогерство: история явления и современное состояние.

 

2  Популярные телепрограммы телевидения СССР и их ведущие

 

Пояснение

Многие вспоминают советское телевещание как достаточно интересное и содержательное. Речь идёт и о цикловых, то есть выходящих циклом (от лат. cyclus от др.-греч. kyklos – круг) – связанной темой и названием последовательностью, программах, которые шли десятилетиями, и об экспериментах конца 1980-х – начала 1990-х годов. Люди старшего поколения с уважением отзываются о ведущих этих программ и телевизионных дикторах. Говорят, большинство из них обладало обаянием и индивидуальностью.

Студентам предлагается подготовить доклады о наиболее популярных отечественных телепрограммах 1960-1990-х годов и их ведущих по плану:

1) период существования программы, периодичность;

2) концепция программы: формат, жанровая структура, тема, содержание, участники;

3) ведущий программы: имя, профессия;

4) краткие биографические сведения о ведущем;

5) когда и при каких обстоятельствах пришёл в телевещание;

6) особенности образа (имиджа) ведущего, факторы обаяния, приёмы достижения эффектов диалогичности и доверительности;

7) индивидуальные приёмы работы в кадре;

8) опыт телеведущего, который можно использовать.

Авторам докладов предлагается показать отрывки из телепрограмм, найденные в интернете.

Примеры телепрограмм ЦТ СССР для рассмотрения:

- «Клуб путешественников»,

- «Что? Где? Когда?»,

- «Здоровье»,

- «До 16 и старше…»,

- «Международная панорама»,

- «В мире животных»,

- «Взгляд»,

- «До и после полуночи» и т.д.

 

Литература

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. – М.: Аспект Пресс, 2011.

Корин А. Феномен «Что? Где? Когда?». – М.: ЭКСМО, 2002.

Лапина И.Ю. Популяризация науки на телевидении: традиции и новаторство. – М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2001.

Саппак В. Телевидение и мы. Четыре беседы. – М.: Искусство, 1988.

Эфир Отечества. Создатели и звёзды отечественного телевидения о себе и своей работе. / Сост. В.Т. Третьяков. – Книга первая. – М.: Алгоритм, 2010.

 

3  Популярные телеведущие XXI века

 

Пояснение

Участникам семинара предстоит сделать доклады о творчестве тех ведущих телепрограмм, опыт которых им кажется наиболее интересным для собственного профессионального становления. Предлагается сделать доклады о ведущих по следующему плану:

1) краткие биографические сведения о ведущем;

2) когда и при каких обстоятельствах пришёл в телевещание;

3) опыт работы: в каких проектах участвовал, какие программы вёл, есть ли специализация на определённых темах и форматах;

4) особенности образа (имиджа) ведущего, факторы обаяния, приёмы достижения эффектов диалогичности и доверительности;

5) индивидуальные приёмы работы в кадре;

6) опыт телеведущего, который можно использовать.

Студентам рекомендуется подготовить к показу фрагменты программ, которые дают представление о работе выбранных ими телеведущих.

 

4  Телевизионное интервью: опыт современных отечественных журналистов

 

Пояснение

В ходе данного семинара студентам предлагается обсудить приёмы и стиль опытных телевизионных интервьюеров. Для докладов по каждому из вопросов студенты могут самостоятельно выбрать, чьё творчество рассматривать; указанные здесь персоны и проекты приведены в качестве рекомендации. Возможно коллективное обсуждение.

 

Вопросы

1. Жанр телевизионного интервью: история и современность.

2. Мастерство «серьёзного» интервью (политика, экономика, социальные проблемы и т.п.). Владимир Познер.

3. «Легче, легче»: интервью как развлекательный контент. Тина Канделаки.

4. «Немного острого»: провокация в интервью. «Школа злословия».

5. На грани очерка: глубокие личностные интервью. Татьяна Пушкина.

6. Ток-шоу: интервью или нет?

7. «Все на одного»: проекты с интервью-конференциями. «Акулы пера».

8. Современные телепроекты, основанные на интервью.

 

Литература

Криницын Е. Акулы интервью. 11 мастер-классов. – М.: Альпина Паблишерз, 2010.

 

5  Известные телерепортёры XXI века

 

Пояснение

Участникам семинара предстоит проанализировать творчество телерепортёров, опыт которых представляет особый интерес. Предлагается сделать доклады о ведущих по следующему плану:

1) краткие биографические сведения о ведущем;

2) когда и при каких обстоятельствах пришёл в телевещание;

3) опыт работы: в каких проектах участвовал, есть ли специализация на определённых темах и форматах;

4) особенности репортёрского стиля:

- ключевые эмоции,

- энергичность и темперамент,

- характеристики стиля текста,

- характеристики начитки текста: темп, интонирование;

5) индивидуальные приёмы работы в кадре;

6) опыт тележурналиста, который можно использовать.

Студентам рекомендуется показать фрагменты программ, которые дают представление о работе выбранных ими телерепортёров.

 

6  Работа над телевизионным сюжетом: опыт профессионалов

 

Пояснение

Студентам предлагается подготовить реферативные доклады по публикациям отечественных и зарубежных авторов. При этом предлагается придерживаться такого плана:

1) сведения об авторе публикации;

2) структура публикации,

3) оценка докладчиком характера изложения;

4) рассматриваемые автором аспекты профессиональной деятельности;

5) значимый опыт: интересные тезисы и рекомендации автора;

6) критика: спорные утверждения автора;

7) оценка докладчиком ценности изложенного в публикации опыта.

 

Литература

Гаврилов К.В. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом. – СПб.: Амфора, 2007.

Делахей М. Советы тележурналисту // URL: http://ka-film.zyro.com

Ильина Т.В., Корб В.В. Делаем хорошие новости. – Омск: ЦНТИ, 2002.

Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001.

Краткий курс телевидения для молодого журналиста RT / Сост. О.А. Дмитриев. – М.: АНО «ТВ-Новости», 2013.

Материалы тренинга тренеров для региональных СМИ. – М.: Internews Network, 2006.

Митта А.Н. Кино между адом и раем. – М.: Издательский Дом «Подкова», 1999.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М.: Международный центр журналистики, 1996.

Теленовости: секреты журналистского мастерства. Реферат книги Ирвинга Фэнга «Теленовости. Радионовости». – М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1993.

Шеремет П.Г. TV. Между иллюзией и правдой жизни. – М.: Партизан, 2009.

 

 

Часть III. Темы контрольных работ

 

Пояснение

Подразумевается, что в каждой из контрольных работ студент должен продемонстрировать весь комплекс знаний о телевещании:

- о его истории и деятелях телевещания;

- об организационных структурах телевещания,

- о техническом обеспечении и организации процесса,

- о направлениях телевизионной журналистики, форматах и жанрах телевизионных произведений,

- об особенностях восприятия зрителем телевизионных программ,

- о месте телевещания в обществе.

Контрольные работы представляются в виде электронных файлов с расширениями doc, docx, odf, rtf, pdf. К ним могут быть приложены видеоматериалы.

Допускается представление контрольных работ в рукописном виде.

 

Варианты тем работ

 

1. Создатели телевидения.

2. Социальные функции телевещания: исторический анализ.

3. Типологический анализ телевизионных компаний.

4. Типы финансирования телевещания.

5. Опыт кинематографа в телевещании.

6. Изобразительно-выразительные средства телевещания.

7. Отечественная телевизионная журналистика: рождение и первый опыт.

8. Психологические аспекты телевещания.

9. Цензура в телевещании.

10. Кабельно-спутниковое телевидение и его роль в современном мире.

11. Информационно-аналитические жанры в телевизионной журналистике.

12. Инфотейнмент в телевещании.

13. Телевизионная критика как направление публицистики.

14. Телевизионные рейтинги как феномен.

15. Видеоблогерство и телевещание.

 

 

Часть IV. Методические рекомендации к производственной практике в телевизионной службе новостей

 

1 Общие рекомендации и советы

 

1. Постарайтесь побывать на съёмках с разными репортёрами. Присмотритесь к индивидуальному стилю работы каждого.

2. Постарайтесь побывать на съёмках сюжетов разных жанров и тематики. Оцените особенности работы над сюжетами о происшествиях, официальных событиях, людях и историях из их жизни, коммунальных историях.

3. Заведите в своём блокноте отдельную страницу и обязательно фиксируйте здесь название и выходные данные каждого вашего материала, который выходит в эфир.

 

 

2 План наблюдения за работой группы в процессе съёмок телесюжета

 

1. Взаимодействие репортера с телеоператором:

- как репортер объясняет оператору суть и задачи съемки;

- помогает ли репортер оператору найти удачные кадры;

- какая существует система условных знаков в общении репортера и оператора в процессе съемки;

- помогает ли репортер оператору технически – переносить штатив, преодолевать препятствия и т.п.;

- является ли взаимодействие репортера и оператора:

а) деловым;

б) дружеским;

в) конфликтным.

 

2. Особенности организации продакшн:

- что оператор старается снять в первую очередь и почему;

- где оператор и репортер записывают синхроны с героями сюжета;

- как оператор и репортер общаются с присутствующими на площадке – организаторами и участниками события, представителями пресс-служб.

 

3. Особенности съемки видеоряда:

- как оператор учитывает возможность обзора при выборе точек съемки;

- как оператор учитывает направление света при выборе точек съемки;

- каких планов по крупности оператор снимает больше – общих, средних или крупных;

- как оператор строит композицию кадра: выглядит ли кадр уравновешенным и гармоничным;

- применяет ли оператор «монтажную съемку», когда один и тот же объект снимается последовательно общим, средним и крупным планами;

- какие детали выбирает оператор для съемки и почему;

- какими средствами оператор старается передать эмоции участников события;

- ищет ли оператор нестандартные ракурсы;

- снимает ли оператор «с плеча», в каких случаях;

- применяет ли оператор панорамирование, тревеллинг; если применяет, то с какой целью;

- применяет ли оператор эффекты размытия, расфокуса и т.п.;

- прибегают ли репортер и оператор к постановке действий в кадре.

 

4. Особенности записи синхронов:

- что в синхронах находится на заднем плане и почему;

- как располагается в кадре синхронируемый (крупность плана, наличие движения, угол поворота по отношению к камере и т.п.);

- где во время записи синхрона находится репортер;

- с каким микрофоном производится запись синхрона: на «пушку», с выносным, с «петличкой»;

- как репортер держит микрофон;

- насколько виден микрофон в кадре;

- настраивает ли репортер синхронируемого перед началом записи;

- какие вопросы задает репортер сихронируемому; использует ли он «разогревающие», «расслабляющие» вопросы, вопросы-провокации;

- что репортер стремится получить от синхронируемого – факты или эмоции, почему;

- снимает ли оператор «перебивки», когда.

 

5. Особенности записи стендапа:

- какова цель стендапа;

- как репортер записывает стендап – статично или в движении;

- оправдана ли жестикуляция репортера в стендапе;

- что находится за спиной репортера в стендапе, почему;

- сколько дублей требуется репортеру, чтобы записать стендап, почему;

- сколько удачных дублей стендапа записывается.

 

6. Окончание съемки:

- выясняет ли репортер у оператора, все ли необходимые кадры сняты;

- записывает ли репортер телефоны участников события на случай необходимости позже уточнить подробности.

 

7. Особенности съемок разных сюжетов:

- чем отличается работа репортера и оператора на съемках:

а) происшествия;

б) официального («паркетного») мероприятия;

в) организованного мероприятия под открытым небом;

г) организованного мероприятия в помещении;

д) телевизионного расследования;

е) очерка (портрета);

ж) интервью.

 

8. Индивидуальные особенности работы репортера и телеоператора:

- как отличаются действия репортера и оператора в зависимости:

а) от темперамента;

б) от профессиональных и личных интересов;

в) от настроения;

- как индивидуальные особенности работы репортера и оператора отражаются на качестве съемки.