Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница специальности «Журналистика»
ЯРКО ВЫРАЖЕННАЯ
ОБЪЕКТИВНОСТЬ
Интервью Юлии Чайкиной и Дарьи Рябовой с Марианной Максимовской
Источник: Forbes Woman, 03/2014
Печатается по: http://www.forbes.ru
Программа «Неделя с
Марианной Максимовской» выходит на РЕН ТВ 11 лет. И все эти годы
каждый день ее ведущая, заместитель главного редактора
телеканала РЕН ТВ, знает, что программу в любой момент могут
закрыть. И продолжает делать сюжеты, по ее собственному
признанию, вопреки складывающимся в профессии обстоятельствам. О
новых форматах на ТВ, запросах публики и необходимости соблюдать
«бредовые» законы она рассказывает Forbes Woman.
- Как вы, потомственный гуманитарий, оказались
на телевидении?
- На телевидении я оказалась, в общем,
случайно. А вот в журналистике и на журфаке МГУ — вполне
осмысленно. Я действительно представитель пятого поколения
женщин в нашей семьей с гуманитарным образованием. Еще в средней
школе выбирала между филфаком или истфаком МГУ. А в 12 лет
родители привели меня на смотрины к легендарной женщине —
проректору МГУ Елене Борисовне Козельцевой, подруге еще моей
прабабушки. И она тут же поставила диагноз: «Это ярко выраженный
журфак».
Так я задумалась о журналистике, а потом
оказалось, что мой психотип, действительно, чрезвычайно подходит
для журналистской работы. Потом еще, конечно, пришлось
преодолевать достаточно сексистский, гендерный подход, который
существует на телевидении, — мол, раз ты девочка, то занимайся
культурой. А мне хотелось заниматься политической журналистикой,
расследованиями. Еще студенткой, сразу после путча 1991 года,
я попала в службу новостей первого канала. Доказывала, что могу
снимать не только вернисажи, в духе того времени поехала на
войну в Приднестровье. Не сказав ничего начальству, в качестве
переводчика греческого журналиста. Он разрешил своему оператору
что-то снимать и на мои кассеты. Эти съемки я привезла в
редакцию. Мое тогдашнее начальство сначала пообещало меня
уволить за самоуправство, но потом сюжет вышел в воскресных
«Итогах», и в понедельник меня никто не уволил. А, наоборот,
стали давать уже так называемые серьезные темы.
- Последние 11 лет вы автор и ведущая программы
«Неделя с Марианной Максимовской». За это время, не побоюсь
сказать, страна изменилась. А что происходило с программой?
- Не побоюсь и я заметить, что и программа
менялась. Хотя внешне, возможно, это не так бросается в глаза. Я
в студии подвожу репортажи, сама беру интервью, в общем, мы
делаем такой классический формат итоговой программы. Но,
конечно, и подход к контенту, и к подаче материала меняем. Тут
еще надо учесть, что мы ставим своеобразный эксперимент: делаем
программу, скорее, вопреки складывающимся в профессии в целом
обстоятельствам. Ситуация в политической жизни и в нашей
профессии все это время не особо благоприятствует наличию в
эфире программы, которая позиционирует себя как независимую от
власти, чиновников и так далее. Ну насколько от всего этого в
России вообще можно быть независимым. При этом надо еще
окупаться, поддерживать рейтинг и интерес к программе не только
у так называемой целевой аудитории, которая интересуется
политикой. Нужно быть интересным и понятным для всех, кто в
момент эфира включит телевизор.
Тут как раз любопытно, как менялся контент,
содержание программы. Допустим, в 2003 году, когда мы вышли в
эфир, большинство зрителей категорически не были расположены
вникать в большие интервью с политиками или тем более
политологами. Вообще интерес к политике после бурных девяностых
упал, и мы старались всю вторую часть программы сделать более
развлекательной, чтобы зрители посмотрели первую, политическую,
в ожидании потребительских и развлекательных тем в конце
выпуска. Ближе к концу нулевых вернулся интерес аудитории к
актуальным интервью. Люди снова готовы были слушать других,
вникать в непростые темы. Потом появились волонтерские движения,
зрители начали обращать внимание на проблемы других людей. Стали
смотреть репортажи о судьбах конкретных людей, откликаться на
несправедливость или просьбы о помощи. Потом и вовсе появилось
новое протестное движение, весь 2012 год у нас в программе не
было ни одной неактуальной темы, ну из области «а как вообще
поживают медведи на севере».
- Программа менялась, адаптируясь к вкусам
публики?
- Дело не в подстраивании под вкусы публики, а
в реагировании на общественный запрос. И даже, если хотите, на
телевизионную моду, которая тоже существует. Плох тот журналист,
который не чувствует изменения общественных настроений в стране.
Смотрите: мы никогда не пропускали самых важных
общественно-политических тем недели. Никогда. Вопрос в том, как
именно о них рассказывать. Каким телевизионным языком?
Используем мы, например, музыку в наших сюжетах, создавая
дополнительный эмоциональный фон? Или строго следуем
классическому информационному жанру, давая только текст
корреспондента и фрагменты интервью в сюжетах? Делаем клиповый,
быстрый монтаж, чтобы зритель не отвлекался от телевизора, где
все время что-то мелькает и меняется, или зритель снова готов
сесть и провести 10 минут, слушая подробный и неторопливый
рассказ о том или ином событии? А от таких, казалось бы, мелочей
зависит зрительское восприятие той темы, которую мы описываем.
Есть еще и вопрос верстки программы, последовательности сюжетов.
Тут тоже важен общественный фон. К примеру, начинаем мы
программу с какой-то необычной и социально важной истории
«обычного» человека, чтобы увлечь этим зрителей. И потом уже
показываем большой сюжет о политическом раскладе накануне
каких-нибудь выборов. Или аудитория ждет именно политического
анализа и посмотрит большой политический сюжет, а потом уже
другие необычные истории, которые мы тоже раскопали на этой
неделе.
- Но существует и другая точка зрения:
телевидение должно образовывать, а зритель, наоборот, может
тянуться за учителями.
- Конечно. Это то, чем я пытаюсь заниматься в
силу своих скромных возможностей, без мессианства, конечно. Мы
не просто информируем, мы все-таки не новости в чистом виде. Мы
даем историю в контексте, ищем бэкграунд и угол зрения на любую
тему, о которой мы говорим. Именно телевидение формирует
повестку дня, об этом прекрасно знают и власти, не оставляя
телеэфир без контроля. Что касается нашей программы, мы никогда
не занимались пропагандой. Как, впрочем, и контрпропагандой. Мы
откликаемся на все значимые события. Пытаемся уловить тренды. И
первыми о них рассказать зрителям. Вот, к примеру, последние
теракты, почему вдруг заговорили о феномене «русских шахидов»?
Откуда взялись эти русские мальчишки среди радикальных
исламистов? Как с этим бороться и кто за это в ответе? Для нас
всегда было важно сформулировать максимально четкие вопросы и
попытаться найти на них ответы.
- Ориентируетесь на западный формат с
поправками на российскую действительность?
- Мы пытаемся работать в рамках классического
формата телевизионного еженедельника, делая поправку на Россию.
Мы не идем на поводу ни у чиновников, ни у так называемого
массового зрителя. Это не так уж сложно — можно было бы
показывать забавные сценки из YouTube все 60 минут эфира и иметь
хороший рейтинг. И следить разве что за тем, что сейчас
интереснее массовой аудитории и что в моде, — телетрэш,
криминальная хроника или жизнь поп-звезд.
- Как менялись зрительские настроения?
- В начале нулевых, устав от потрясений
девяностых, страна конкретно лежала под пальмой. Вот как
отдыхающие в турецком отеле по принципу All inclusive, которые
думают только о выборе еды, выпивки и анимации на пляже.
А журналисты выступали в каком-то смысле в роли тех самых
пляжных аниматоров. Мы старались быть самыми крутыми, честными и
прогрессивными аниматорами. И да, с 2003 по 2008-2009 годы мы
решительно убивались о стену только для того, чтобы мозг этого
отдыхающего зрителя вернуть в его физическое тело. Старались
убедить его вникнуть в то, что мы рассказываем о положении дел
вокруг. Потом, пожалуй, на изменение общественных интересов
и настроений повлияли и кризис, и война с Грузией, и ссоры с
соседями, возвращение риторики времен «холодной войны», курс на
антиамериканизм, изменения на политическом Олимпе внутри страны.
В общем, жизнь забурлила. А вместе с ней и телеэфир. И
содержание новостей.
- А еще приходится идти на поводу у акционера?
- Это разные вещи. Пока мы с вами говорим о
выборе тем, их подачи, исходя из настроений массового зрителя и
политического мейнстрима. Смотрите, в первый год протестных
движений у нас в программе вообще исчезли неактуальные сюжеты,
так много стало происходить событий внутри страны. А сейчас все
опять меняется, и в каком-то смысле мы возвращаемся в начало
нулевых. Люди осознали, что нынешняя политическая система
надолго и сюрпризов не будет еще лет 11. И многие вернулись к
частной жизни, расчетам кредитов, теме здоровья, планированию
отдыха, начали снова следить за экономическими новостями. Потому
что если и ждут сейчас сюрприза, то по поводу курса рубля, а не
того, кто будет следующим президентом. И в такой ситуации вместе
с политическими сюжетами, которые я, конечно, все равно буду
показывать, большое внимание в программе снова будет уделяться
экономике, финансам и вообще всем видам потребительских тем.
Тогда я смогу сохранить и репутацию, и рейтинги.
- Но политика все равно остается. И вы как
автор политических сюжетов не можете не получать какой-то отклик
от сильных мира сего и от акционеров телеканала?
- Вот вы, конечно, можете не верить, но под
акционеров я не то чтобы не подстраиваюсь, но я их даже в глаза
не видела. Я не представляю, каковы вкусы нашего главного
акционера (основным акционером медиахолдинга РЕН ТВ с долей 68%
является «Национальная Медиа Группа», подконтрольная структурам
Юрия Ковальчука. Он занимает 99-е место в рейтинге богатейших
бизнесменов России по версии Forbes с состоянием $1,1 млрд. —
Forbes Woman). Что он любит читать, смотреть в кино или по
телевизору. Не знаю, за кого он голосовал, хотя тут как раз могу
догадаться. Конечно, нас, как и любую другую программу, могут
закрыть. И когда-нибудь закроют. Ничто не вечно, тем более на
телевидении. Но я не оглядываюсь на эту мысль. Иначе моя
подкорка включит режим самоцензуры, начнет вредить как раз
выбору тем, исходя из профессиональных соображений и,
соответственно, репутации программы. И тогда мы умрем своей
смертью, не дожидаясь решения сверху или откуда-нибудь сбоку.
- Безусловно, я оглядываюсь на
законодательство. Делала это раньше и особенно сейчас, когда
Дума запретила уже, кажется, все вокруг. О тех же геях мы теперь
можем говорить либо плохо, либо никак. Иначе подпадем под
действие закона Мизулиной — Милонова. Мы теперь не можем
показать даже сюжет о том, как после начала обсуждения гейской
темы подростков нетрадиционной ориентации начали отлавливать и
бить. А то надзорные органы могут это истолковать как создание
«позитивного» образа сексуальных меньшинств, вызывание к ним
сочувствия у детей и, соответственно, пропаганду. Бред, конечно,
но тут нынешнюю реальность точно нельзя не учитывать.
- Внезапное закрытие агентства «РИА Новости» —
по-вашему, это тоже следствие изменившегося строя в стране?
- Прежде всего, жаль людей, которые остались без работы. И еще при Светлане Миронюк (теперь уже бывший главный редактор «РИА Новости», возглавляла агентство более семи лет. — Forbes Woman) огромное государственное агентство было, что называется, с человеческим лицом. «РИА Новости» часто обращали внимание как раз на судьбы простых людей, и их сообщения и сюжеты кого-то спасали, кому-то помогали. Но вот в чем проблема: когда меняли власть на НТВ, нам, журналистам, было куда уйти. Было много СМИ с различными позициями, редакционной политикой. А сейчас такого выбора для многих почти не осталось.