Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница специальности «Журналистика»
Наталья Маркова
АЛЕКСЕЙ ПИЩУЛИН: «НАШЕ
ТЕЛЕВИДЕНИЕ НЕ ВЫДЕРДАЛО ИСПЫТАНИЯ ОГРОМНЫМИ ДЕНЬГАМИ»
Интервью с И. Кирилловым
Печатается по: http://www.lenta.tv
Алексей Пищулин - творческая личность. За его плечами работа в
крупных телекомпаниях: МТК, НТВ, "ТВ Центр". Его богатейший опыт был
высоко оценен руководством познавательного телеканала "Rambler-телесеть",
куда он был приглашен на должность генерального продюсера. Однако 1 апреля, в
день юмора, познавательный телеканал уйдет в историю, на его месте начнет
вещание анимационный канал "2×2".
- Алексей Юрьевич, вы на
телевидении больше 20 лет. А как изменилось, на ВАШ взгляд, российское
телевидение?
- В конце 80-ых, выбравшись
на волю из идеологического блиндажа, российское телевидение стало
экспериментировать, открывать для себя новые формы и новые темы. Именно тогда
появились в эфире программы, ставшие классикой жанра - "До и после
полуночи", "Взгляд", литературно-художественный канал
"Слово", "Веселые ребята" А.Кнышева и "Монтаж"
Дмитрия Диброва и А.Столярова,
"Тема" Владислава Листьева и многие другие.
В 1989-м году, стажируясь на CBS в Нью-Йорке, и в 1992-м, совершая тур по
телекомпаниям Калифорнии, я с гордостью говорил коллегам, что российское
телевидение сейчас - лучшее в мире. И я действительно в это верил.
- И все-таки?
- К сожалению, наше
телевидение не выдержало испытания огромными деньгами, которые обрушились на
вещателя благодаря бурному развитию рекламы. Как говорил один мой друг, немец,
"...вы, русские, всегда заявляете, что вы европейцы - и при этом всегда стремитесь
подражать американцам!". Пока европейское (в особенности
- британское и французское) телевидение на протяжении 15-ти лет смело
экспериментировало с форматами, осваивало свежие приемы творческого синтеза
разных искусств, создавало новые, высочайшего качества каналы - такие, как Canal +, ARTE, объединяющие возможности сразу
нескольких языков и культур - мы спешно адаптировали, а иногда и
"заимствовали" американизированные развлекательные проекты,
последовательно вытесняя из эфира все самобытное, талантливое, основанное на
русской культурной традиции. За эти годы многие блестящие профессионалы
были потеряны для телеаудитории - вытеснены на
периферию вещания, или, что еще хуже, подвергнуты "переквалификации",
а иногда просто принуждены сменить ремесло. Их место повсюду занимали мастера
по "освоению бюджета" и "привлечению средств", менеджеры,
которые, прочитав несколько американских учебников по "технологии
успеха", вместе с убогим бизнес-жаргоном
приобретали уверенность, что могут управлять чем угодно. И, наконец, пришли
сериалы - и довершили превращение зрителя в "телепузика",
лишенного критериев качества и собственного достоинства.
Если
вдруг покажется, что я сгущаю краски, предлагаю обратить внимание на
систематическое "протестное голосование" телеакадемиков: год за годом
ТЭФИ достается не амбициозным и запредельно-затратным проектам
"национальных" каналов, а тем, кто пытается и в условиях рынка не
снижать планку качества - каналам "Культура" и прежнему РЕН
ТВ, снятым с эфира проектам "Намедни", "Тушите свет"
и т.д.
- Вы прошли потрясающую
школу профессионалов российского телевидения. Работали на МТК (делали программу
"Кто есть кто?"), занимали должность зам. Главного продюсера на НТВ,
и в течение семи лет работали главным продюсером канала ТВЦ. У вас богатая телебиография?
- К сожалению, да, если под
"богатством" понимать большое количество мест работы. Но я,
безусловно, предпочел бы много лет работать в одном проекте, а не пятиться
перед превосходящими силами неприятеля, отдавая одну линию окопов за другой.
- Алексей Юрьевич, как вы
можете объяснить свой переход в 2006 году на канал "RAMBLER-телесеть"?
- Когда Раневскую спросили,
почему она так часто меняла театры, она с усмешкой ответила: "Искала
Великое Искусство!". Я, конечно, не равняю себя с Фаиной Георгиевной, и не
сопоставляю высокий мир театра с такой специфической областью массовой
культуры, как ТВ, но... НТВ, где мне посчастливилось работать в эпоху,
которая кажется теперь Золотым Веком (при Евгении Киселеве, прим.
редакции Lenta.TV), и ТВЦ при Олеге
Попцове давали возможность работать в сфере массовой культуры, не теряя
самоуважения. Когда, после очередной смены руководства на ТВЦ, ко мне
обратились люди с Рамблера, они произнесли лишь три
слова: "образовательно-просветительское телевидение" - и я в
ту же секунду осознал, что именно таким телевидением и хочу заниматься больше
всего!
- Насколько, я понимаю,
именно с вашей легкой подачи, на накале RAMBLER стали показывать эксклюзивные
документальные фильмы и сериалы?
- Приходя на канал в апреле
2006-го, я получил некий кредит доверия и бюджет, достаточный для того, чтобы
приобретать качественный европейский телепродукт. Я
горжусь тем, что удалось отобрать для показа российскому зрителю, и могу только
сожалеть, что большую часть из отобранного он в бесплатном эфире так и не
увидит. Всего лишь за полгода Рамблер приобрел у
европейских коллег репутацию канала, который проводит последовательную
программную политику, знает, чего хочет и следует общепринятым стандартам
современного телевидения. Думаю, некоторые из фильмов, выйди они в эфир не на Рамблере, а на одном из каналов с большим охватом, - стали
бы громким телевизионным событием.
- Как вы считаете, в России
должен существовать доступный познавательный канал, или он должен быть вместе с
другими тематическими каналами в пакете спутникового телевидения?
- По моему мнению,
уважающая себя и свою историю, и культуру держава, даже если она перестала
считать себя "самой читающей в мире", просто обязана иметь мощный,
богатый, общедоступный познавательный канал,
занимающий достойное место в "социальном пакете" вещания, сколько бы
каналов он не включал в себя. Недопустимо превращать телевизор в источник одних
незатейливых и бессмысленных развлечений: он может и должен быть источником
информации, знаний о мире и человеке, трибуной умных, образованных и
компетентных людей. Именно такова была программная концепция канала "Рамблер".
- 19 марта
"Телеканал 2×2" начал техническое вещание в Москве. Известно,
что 1 апреля познавательный канал RAMBLER перестанет вещать. Неужели на этом
история познавательного телевидения в России заканчивается?
- Мне не хочется в это
верить. Думаю, государство, осуществляя национальный образовательный проект, не
может пренебрегать таким мощным средством, как телевидение. Это противоречило
бы государственным интересам, которые подразумевают воспитание образованных,
любознательных граждан с широким кругозором. Мы получали письма, в которых наши
зрители сообщали нам, что записывают наши программы и фильмы с эфира, а иногда
даже демонстрируют их на уроках в школе! Не секрет, что не у всех есть
материальная возможность поездить по свету, увидеть разные страны и народы,
пообщаться с виднейшими представителями мировой науки. Познавательный канал
способен предоставить такую возможность каждому обладателю телевизора, где бы он не жил и каков бы не был уровень его финансовой
состоятельности.
- Ряд СМИ в прошлом году,
когда канал был продан холдингу "ПРОФ-МЕДИА", сообщили, что RAMBLER
все это время был убыточный, и лишь в 2006 году канал вышел на самоокупаемость?
- Это - общее правило
телевизионных бизнес-проектов: первые несколько лет
они остаются убыточными, затем выходят на самоокупаемость, и лишь через
пять-шесть лет начинают приносить прибыль. Рамблеру
не дали этих пяти-шести лет. Но в стране, где частотный ресурс принадлежит
государству, власть не может, не имеет права быть безразличной к тому, как этот
ресурс используется! Мы ведь, кажется, уже перестали поощрять
"перепрофилирование" проданных детских садов в коммерческие
предприятия? Как же можно санкционировать покупку "телевизионной
школы" для последующего превращения еe
в очередной "развлекательный центр"? Ведь освобождение российского
эфира от осмысленного вещания в долгосрочной перспективе повлечет за собой убытки,
которые будет невозможно наверстать! Не хотелось бы, по традиции российской
истории, сперва отступать до Урала, а потом неимоверными усилиями поворачивать
вспять и отвоeвывать
территорию, которая принадлежит нам по праву. Поэтому ответственный бизнес в
союзе с ответственной властью должны вкладывать средства и предоставлять эфир
образовательному телевидению сегодня, пока еще не перевелись в стране зрители,
которым не всe равно, что
смотреть.
- Какие телеканалы и
программы Вы предпочитаете сегодня смотреть? И почему?
- Из телеканалов
систематически смотрю "Культуру". Из первоначального формата
он, мне кажется, вырос во всеобъемлющий канал для нормального зрителя, который
может найти тут и качественное кино, и научно-популярные фильмы, и
"человеческую" музыку самых разных жанров. Можно только пожалеть, что
"Культура" имеет недостаточный охват по России: думаю,
телевизионщикам приходилось бы выслушивать меньше жалоб на оглупляющее
воздействие "ящика", если бы общедоступные развлекательные каналы
уравновешивались бы хоть одним содержательным. Что касается программ, продолжаю
- по инерции десятилетней давности - смотреть новости, смотрю документальные
фильмы на "России", некоторые ток-шоу на той же "Культуре",
иногда - свежее игровое кино. И - вы не поверите - пока был жив "Рамблер", с удовольствием смотрел его.
- Что категорически не
приемлете на современном телевидении?
- У меня вызывает
отвращение потворство самым гадким, самым примитивным инстинктам
необразованного и убогого зрителя - в погоне за мифическим
"рейтингом". Как выразилась в интервью госпожа Наталья Вашко, генеральный директор канала "2×2"
и наследница сети канала "Рамблер",
"...лучший способ получить лояльную аудиторию -
это делать порноканал". Если
следовать подобной логике, лучший способ заработать на жизнь молодой девице
сегодня - это выйти на обочину шоссе: вот уж где "лояльная
аудитория!" зачем учиться, терпеть нужду, вообще - терпеть, делать усилия,
когда решение всех проблем - "в шаговой доступности!" и, к сожалению,
эти представления, пусть не в такой гротескной форме, диктуют сегодня многие
программные решения и на других каналах. Мне бывает стыдно за свой цех,
мне жалко огромных денежных средств, изъятых в том
числе у населения - и истраченных на его же растление и оглупление.
- Какие программы
вызывают у Вас раздражение?
- Те, где ведущий и гости в студии орут, чтобы создать
"энергетику"; те, где нам предлагают следить за
подопытными участниками, как за лабораторными крысами, а сами подопытные готовы
показывать любые трюки, лишь бы обеспечить себе минутную популярность (кто
помнит сегодня, как звали участников программы "за стеклом?")...
вообще, меня раздражает умышленное "снижение планки" - авторской,
драматургической, объясняемое классическим: "пипл
хавает!" как же надо презирать - не только свой
народ, но и самого себя - чтобы участвовать в производстве подобного
телевизионного "фаст фуда!"
СПРАВКА:
Пищулин Алексей Юрьевич родился в 1960 году. В 1982 году с отличием
окончил Московский Полиграфический институт по специальности
"художник-график". Является членом Союза художников. Телевизионная
карьера Алексея Пищулина началась в 1986 году с работы в Главной Дирекции
Центрального Телевидения (ЦТ) в качестве художника-постановщика. С 1989 по 1990
год Пищулин был художественным руководителем Центра компьютерной графики
Центрального телевидения, а в 1990-91 гг. принимал непосредственное участие в
создании Российского телевидения и в разработке проекта "Первый канал
ЦТ". В качестве режиссера Алексей Пищулин начал работать в 1992 году на
студии Никиты Михалкова "ТРИТЭ Видео", затем он продолжил
режиссерский путь в студии Музыкальных программ телекомпании
"Останкино", на "Первом канале" (в программе "Империя
зрелищ") и на "НТВ" (программа "Овация"). С 1995 по
1996 год был автором и режиссером еженедельной публицистической программы
"Кто есть кто" (МТК). В 1996 году Алексей Пищулин начинает работу в
новом для себя качестве - генерального продюсера (компания "Всемирный
русский канал"). С 1997 по 1999 гг. занимал пост продюсера музыкального и
художественного вещания НТВ, затем был руководителем отдела производства и
приобретения телевизионных программ, и, наконец, заместителем главного
продюсера; автором сценария и продюсером документального пятисерийного
фильма "Николай II. Круг жизни" с Георгием Жженовым
и четырехсерийного фильма "Жизнь
Солженицына", а также соавтором пятисерийного
фильма "Живой Пушкин" (совместно с Леонидом Парфеновым). С 1999 года
Алексей Пищулин был главным режиссером, затем - главным продюсером телеканала
"ТВ Центр". 3 апреля 2006 года Алексей Пищулин был назначен на пост
генерального продюсера телеканала "Rambler-телесеть".