04. Телевидение в США. Современный период (1980-2000-е гг.)
2. Кабельно-спутниковое
изобилие
1950 – первая кабельная
сеть в США (проложил один пенсильванский торговец
телевизорами, недовольный качеством изображения при приеме на обычную антенну).
1970-е – пропускная
способность одного кабеля возросла до 12-17 каналов. Кабельные системы стали
ретранслировать все местные станции и станции соседних городов, что
способствовало развитию дециметрового вещания. Кабельное ТВ, однако, не спешило
налаживать собственное производство передач — его доходы определялись
абонентной платой и зависели от числа подключенных телевизоров, т. е. основные
усилия направлялись на расширение аудитории.
1980 – кабельные сети
охватывали четверть населения, к 1990-му — две трети. Наиболее сильные системы,
обычно насчитывавшие свыше 10 тыс. абонентов, выпускали «сверхлокальные»
новости, а некоторые выделяли один-два канала под так
называемый «открытый доступ», предоставляя эфирное время бесплатно или за
символическую плату общественным группам, коллективам местной
художественной самодеятельности и даже отдельным лицам, которые хотели
прочитать лекцию или, например, сыграть на гитаре.
1975 – «великая кабельная
лихорадка», когда тарифы на спутниковую связь снизились настолько, что стало
рентабельным распространять специальные программы для разрозненных кабельных
систем, имеющих параболические антенны. Компания «Хоум
бокс офис» через спутник в закодированном виде стала распространять за
дополнительную плату относительно свежие кинофильмы, появились и другие
тематические программы, или каналы, как их стали называть в США, дабы отличить
от эфирных станций и сетей.
1980 – в Атланте начала
вещание «Сеть кабельных новостей» (Си-эн-эн) Теда Тернера, через пять лет ее стали транслировать через
спутники на Европу и на весь мир.
Возникли также музыкальный
канал Эм-ти-ви, спортивный И-эс-пи-эн,
документальный «Дискавери», канал «Артс энд энтертеинмент»
(«Искусство и развлечения»), «Канал погоды», сеть прямых трансляций из
конгресса Си-СПЭН, канал для детей «Никельодеон», для женщин «Лайфтайм»,
канал киноклассики Т. Тернера Ти-эн-ти и т .д.
Начало 1990-х – более ста
общенациональных и региональных кабельно-спутниковых каналов, которые создавались
кабельными объединениями, эфирными телесетями,
отдельными предпринимателями — благо для этого не требуется лицензии ФКС. Пропускная
способность типичной кабельной системы превышала 30 каналов. В стране
насчитывалось свыше 10 тысяч кабельных систем. Число работников кабельного ТВ сопоставимо с эфирным ТВ.
1983 – в пропагандистских целях создана глобальная спутниковая
«Всемирная сеть» («Уорлднет») в системе ЮСИА —
Информационного агентства США. Это телеаналог радиостанции
«Голос Америки». Сначала по этой сети распространялись выступления и
пресс-конференции высокопоставленных государственных деятелей. Их принимали на
спутниковые антенны в американских посольствах и разбросанных по всему миру
пресс-центрах ЮСИА, и на эти просмотры обычно приглашали зарубежных
журналистов, предоставляя для их вопросов специальный радиоканал. Конгресс США готовился было закрыть сеть, но перемены в СССР и Восточной
Европе заставили ее сохранить. К середине 90-х среднесуточный объем вещания «Уорлднет» достиг 6 часов. Сеть показывает из Вашингтона
новости, передачи по экономике, спорту, истории и культуре США. Ее бюджет,
утверждаемый конгрессом вместе с бюджетом ЮСИА, составляет около 30 млн. долл.
в год, персонал — триста человек. Для удешевления программа строится
преимущественно из передач, предоставленных кабельным
и эфирным ТВ. Они идут на английском языке без перевода. Часть рубрик, подготовленных
самой «Уорлднет», имеет испанскую, французскую и
арабскую версии. Обычно в расписании присутствуют уроки английского языка. «Уорлднет» принимается практически во всем мире, соперничая
с телевизионным иновещанием Би-би-си, «Немецкой волны»
и «Франс интернасьональ».
Некоторые кабельные каналы выступают на комиссионных началах как
«магазины на дому». Таким путем ежегодно продается товаров на сумму до пяти
миллиардов долларов.
Для показа свежих кинобоевиков и популярных зрелищ (спортивных
состязаний, концертов модных рок-групп) кабельные
системы создают аморфные адресные платные сети. Обычно деньги, собранные при
показе кинобоевика с индивидуальной платой, делятся пополам между киностудией и
организаторами показа.
1990-е – благодаря уплотнению цифрового сигнала, повышающего пропускную
способность канала в 4-8 раз, появилось так называемое «видео по заявке» —
возможность выбирать для просмотра кинофильмы и передачи при почасовой оплате.
Новый этап — резкое увеличение набора функций кабельного ТВ – от охраны
дома и автоматического снятия показаний счетчиков электроэнергии, воды и газа
до выполнения финансовых расчетов прямо из дома (телебанкинг).
Широкое распространение кабельного ТВ в США
сдерживает непосредственный прием тех же самых программ на домашние спутниковые
антенны. Обычно их приобретают жители сельских и горных районов.
3. Кризис старых телесетей
Структурные перемены в американском
телевидении ведут к падению доходности сетей «большой тройки» (Эй-би-си, Эн-би-си, Си-би-эс): им
приходится делиться рекламой со все новыми и новыми
конкурентами, а их аудитория тает. Выбор среднестатистической американской
семьи возрос с 3-4 до 40 телеканалов и продолжает расти.
1980-е – телесети попытались упрочить свое финансовое положение,
сменив владельцев. Молодой энергичный коммуникационный конгломерат «Кэпитал ситиз» за 3,5 млрд. долл.
купил Эй-би-си. Ар-си-эй
вместе с дочерней Эн-би-си
оказалась в составе «Дженерал электрик». Си-би-эс
избежала слияния, предложив контрольный пакет акций и пост главного
администратора представителю «Льюис корпорейшн».
Австралийский миллионер Руперт Мердок
разом купил шесть крупных телестанций и голливудскую
киностудию «XX век-Фокс» и, став американским гражданином,
приступил в 1986 году к формированию из числа независимых местных станций, не
входящих в старые телесети, четвертой коммерческой
сети «Фокс бродкастинг компани»
(Эф-би-си). К середине 90-х она обеспечивала входящие
в нее филиалы вечерней программой объемом 15 часов в неделю.
Конкуренция с Си-эн-эн заставили нью-йоркские телесети сократить персонал отделов новостей. Сетевые
новости уступают в оперативности Си-эн-эн, но обгоняют
ее в зрелищности. «Звездная» концепция персонификации информации — в отличие от
Си-эн-эн, не признающей «звезд» в журналистике. Получающий
несколько миллионов долларов в год главный комментатор новостей делает
информацию доступнее для усвоения, авторитетнее, интереснее. Постоянное
улучшение «упаковки» новостей отодвигает на второй план их содержательную
сторону.
1992 – опросы впервые
зарегистрировали высокий авторитет местных новостей. Более того, почти 45
процентов опрошенных были готовы принять идею о роспуске коммерческих эфирных
сетей при условии приема Си-эн-эн и Си-СПЭН.
Кризис старых телесетей проявляется и в оскудении репертуара, сужении жанрового
диапазона. Ориентация только на самую массовую аудиторию: комедии, полицейские сериалы, современная
драма, в дневное время — «мыльные оперы» и игры. Исчезли некогда популярные
эстрадные шоу, вестерны и триллеры, сократилось число одноразовых передач (спецвыпусков) и «минисерий»
(непродолжительных сериалов, обычно экранизаций бестселлеров). Последние обычно
имеют более высокое качество, чем серийная конвейерная продукция, но они
«разрушают» аудиторию, а главное — не оправдывают высоких затрат при
сокращающейся аудитории.
1970-е – вытеснение
классической теледокументалистики более легкими для
восприятия «новостными журналами» типа «60 минут» Си-би-эс. Фундаментальные
телефильмы вытеснены на Пи-би-эс и кабельные каналы
типа «Дискавери» и «Хистори
ченнел».
1980-е –
распространение «риэлити-шоу», в которых
документальные съемки искусно соседствуют с «восстановленными событиями» и
игровыми сценами (не путать с нашими «риэлити-шоу»,
речь идет о сериалах типа «Следствие ведут» на НТВ.
Середине 1990-х – каждая из
сетей «большой тройки» собирала всего 11-13 процентов аудитории; четвертая
«неполная» сеть «Фокс» — 7-9 процентов, на долю независимых местных станций
приходилось 10, а культурно-просветительной Пи-би-эс
— 2-3 процента аудитории. Аудитория базовых кабельных каналов превысила 12, а
платных – 3 процента аудитории. Дальнейшее дробление аудитории
может привести к тому, что коммерческие телесети
станут нерентабельными и полностью переключатся на другие виды деятельности
(видео, специализированное кабельное вещание, производство развлекательных
передач и т. п.). Четверть века назад подобный процесс ослабления
общенациональных компаний произошел в американском радиовещании и привел к
локализации радио.
Американские законодатели и
ФКС пытаются смягчить неблагоприятные для «большой тройки» тенденции, как в
первые десятилетия телевидения они сдерживали монополизацию эфира и
поддерживали мелкий и средний бизнес.
4. Интеграция, цифровые
технологии и интересы общества
Либерализацией отношений
между производством и прокатом не преминули воспользоваться некоторые лос-анджелесские
студии, до сих пор лишь продававшие свои передачи нью-йоркским сетям.
1995 – на базе Голливуда
возникают сразу две новые эфирные компании – сети «Уорнер бразерс»
и «Юнайтед Парамаунт нетуорк». Обе компании распространяют новую и старую
продукцию собственного производства и собирают по 4-5 процентов аудитории,
преимущественно молодежь.
1998 – начала вещание
седьмая коммерческая общенациональная программа «Пакс»,
адресованная семьям. Появление этих пока еще «неполных» телесетей
отражает тенденцию дифференциации и демассовизации
СМИ и способствует дальнейшей индивидуализации зрительского выбора. Однако их
создание ведет и к очередному отливу аудитории «большой тройки».
Рейтинги старых сетей упали
так низко, что вначале они просто отказывались в это верить и потребовали
расширить выборку (в середине 90-х она составляла 5 тыс. семей) и повысить
точность измерений аудитории с помощью электронных счетчиков. Одновременно они
были вынуждены заняться поиском стратегических партнеров по шоу-бизнесу.
1995 – «Кэпитал
ситиз / Эй-би-си» сливается
с компанией «Уолт Дисней» В это объединение, помимо телесети
Эй-би-си и знаменитой мультипликационной студии с ее
парками аттракционов, вошли кабельно-спутниковый спортивный канал И-эс-пи-эн, семейный «Лайфтайм»,
канал новостей из мира зрелищ «Эй энд И», некоторые газеты и журналы. В том же году конгломерат
«Тайм Уорнер» (киностудия «Уорнер бразерс» и
издательство «Тайм») расширяется за счет медиаимперии
Теда Тернера (компания Ти-би-эс,
спутниковые каналы во главе с Си-эн-эн, фильмотеки
МГМ и ЮА). В сентябре 1999 года объединение «Вайеком»,
в которое входят, в частности, Эм-ти-ви и «Дискавери», приобрело сеть Си-би-эс. Наконец, в январе
2000-го происходит самое крупное слияние за всю историю американских
коммуникаций: конгломерат «Тайм Уорнер», капитал которого достиг 96 млрд.
долл., объединяется с телекоммуникационной компанией «Америка он лайн» с капиталом 141 млрд.
Вертикальная интеграция
позволяет сосредоточивать в одних руках как
производство, так и распространение программного продукта. Крупные игроки
информационно-развлекательного рынка, перебрасывая капитал из одного сектора в
другой, способны более эффективно противостоять конкуренции и идти на огромные
инвестиции в новейшие технологии, прежде всего в цифровое телевидение.
Начало 1980-х – «Сони» и
«Филипс» разработали компакт-диск с цифровой записью звука, и с этого времени
понятие «цифровой» стало синонимом высочайшего качества звука, а затем и
изображения. Цифровой сигнал копируется без потери качества и застрахован от
аналоговых искажений и шума.
1987 – первые серийные цифровые
видеомагнитофоны. Однако для перевода на цифровую систему всего ТВ-тракта — от
студии до зрителя — пришлось разработать способы снижения потока сигналов до
уровня аналогового телевидения и даже значительно ниже. При этом качество
изображения сравнимо с аналоговым и даже превосходит
его.
1993 – компрессия информации впервые применена в видеосистеме «Дигитал Бетакам». Для того чтобы
данная система пользовалась на рынке спросом, разработчики включили в список ее
возможностей воспроизведение существующих аналоговых записей. В
профессиональной области аналоговые сигнальные тракты стали в массовом порядке
заменяться цифровыми. Ди-ви и
Ди-ви-ди в бытовой электронике (носители – кассеты и
диски).
1990-е – стандарты комплексной оцифровки всего телевизионного тракта на четырех
уровнях качества — низком, нормальном, повышенном и высоком. В рамках этих
уровней скорость сигнала и ширина используемого диапазона меняются в
зависимости от характера изображения (так, показ хоккейного матча требует втрое
большего потока информации, чем изображение комментатора). Применением
компрессии достигается экономия средств: каждый канал (транспондер) спутникового ТВ теперь может транслировать от двух до
шестнадцати программ.
Другим преимуществом цифрового телевидения является его интерактивность.
Сближение двух до сих пор самостоятельных технологий
(телевизионной и компьютерной) открывает дополнительные возможности перед
телевидением (оплата за каждую просмотренную передачу) и перед «видео по
заказу» (когда зритель выбирает нужное из предлагаемого репертуара, а
заказанная программа транслируется из видеотеки сервера непосредственно на
телевизор абонента).
Международный союз электросвязи рекомендовал единый мировой стандарт для
производства цифровых телепрограмм и их обмена — 1080 строк при формате кадра
16:9. Но последнее слово принадлежит здесь скорее не японским производителям, а
американскому рынку телеаппаратуры — он составляет 60 процентов мирового и
диктует свои правила игры.
1996-1997 – тестирование всевозможных цифровых программ в ряде американских
городов, чтобы предугадать платежеспособный спрос населения и обкатать цифровую
аппаратуру.
1998 – Эй-би-си начала цифровое вещание на
стандарте 720 строк, а Пи-би-эс — 1080.
Следствие оцифровки ТВ – развитие прямого спутникового вещания. До сих
пор кабельное ТВ было дешевле спутникового, что объясняет отставание США от
Европы в распространении программ со спутника сразу на домашние антенны. Сжатие
сигнала существенно удешевляет спутниковое вещание и снижает роль кабельных
посредников. В этих условиях кабель и спутники из партнеров превращаются в конкурентов.
Современные спутники могут распространять сигналы местных станций на ограниченную
территорию.
Задача перед американскими законодателями: поддерживать развитие новых
средств массовой коммуникации и в то же время обеспечивать
конкурентоспособность старых, не забывая при этом об интересах общества,
которое опасается чрезмерной концентрации СМИ в одних руках. Нельзя, например,
сочетать владение газетой и теле- или радиостанцией
или кабельной системой.
Прямое вмешательство государства в содержание телепередач затруднено
первой поправкой к конституции о свободе слова (например, нельзя ввести
ограничения на объемы допустимой рекламы), но для того, чтобы подтолкнуть
развитие массовых коммуникаций в желательном направлении, государство
располагает экономическими рычагами и способами активизации общественного
мнения.
1996 – Закон о коммуникациях, согласно которому телевидение обязано предупреждать зрителей об уровне насилия в
каждой из них. Все телепрограммы делятся на шесть групп: для
детей любого возраста; для детей старше 7 лет (в них допустимо «мягкое
насилие», как в комедиях, но без ненормативной лексики и сцен секса); для
детского просмотра в присутствии родителей; «не рекомендованные детям до 14
лет»; «только для аудитории старше 17 лет» и «для всех». Соответствующее
обозначение появляется в левом верхнем углу экрана в первые
15 секунд после начала передачи, а если она идет свыше часа, индекс возникает
вновь. От индексации освобождены новости, разговорные шоу и
общественно-политические передачи, если в них участвуют официальные лица или
первая леди. Телевизоры оснащаются специальным устройством — «ви-чипом» (где «ви» означает «вайоленс» — насилие), который на
усмотрение семьи автоматически блокирует нежелательные передачи. Таким образом частично преодолеваются нежелательные последствия
коммерческого вещания.