04. Телевидение в США. Современный период (1980-2000-е гг.)

 

 

1. Общественное (образовательное) ТВ

В США телевидение – это прежде всего бизнес. Однако уже в послевоенные годы при распределении частот в каждом регионе ФКС начала резервировать один канал под «некоммерческие операции».

1953 – первой заняла такой канал учебно-образовательная станция города Хьюстона.

Середина 1960 – подобных станций насчитывалось 75. Днем они показывали уроки для школ, вечером — общеобразовательные и культурно-просветительные передачи. Эти станции принадлежат городским властям, колледжам и университетам, всевозможным общественным организациям и финансируются ими, а также за счет пожертвований аудитории и даров корпораций.

1967 – учреждена Корпорация общественного вещания для государственной поддержки некоммерческого радио и телеидения. К термину «общественный» решили прибегнуть по тактическим соображениям, поскольку слово «образовательный» могло вызывать у зрителей неприятные ассоциации с классной комнатой. (Следует подчеркнуть, что американское общественное ТВ – это культурно-просветительное вещание, в то время как в Европе общественными телекомпаниями именуются государственные структуры, достаточно автономные от правительства.)

1969 – создана телесеть Служба общественного вещания (Пи-би-эс).

1970 – 128 станций начали трансляцию единой вечерней программы Пи-би-эс, в которую вошли такие рубрики, как «Обзор Вашингтонской недели», «Французская кухня», «Цивилизация», «Чернокожая граница».

Сама Пи-би-эс передач не готовит, а приобретает их у независимых продюсеров или заказывает местным общественным станциям и зарубежным организациям. Таким образом, ее сфера — программирование, приобретение передач и верстка расписания, а также техническое обеспечение сети, изучение аудитории и самореклама. Это своего рода кооператив, возглавляемый советом из управляющих местных образовательных станций, которые выделяют средства на содержание общей вечерней программы. Днем они работают по самостоятельным программам, обычно предлагая лекции и уроки.

Коммерческие телесети США приветствовали и поддержали Пи-би-эс, которая избавляет их от необходимости показывать высокохудожественные, но заведомо обреченные на узкую аудиторию передачи. Никакой серьезной конкуренции Пи-би-эс для них не представляет: ее средняя аудитория не превышает трех процентов, а лучшие передачи, вроде детской «Сезам-стрит», собирают не больше шести-семи процентов.

Система финансирования Пи-би-эс очень ненадежна. Частные пожертвования и дары корпораций уменьшаются при экономических спадах, а поддержка из государственного бюджета недостаточна (около 300 млн. долл. ежегодно на все общественные радио и телестанции, в то время как их общие расходы составляют 1,4 млрд. долл.). Обсуждаются такие возможные способы финансирования Пи-би-эс, как налог на покупаемые телевизоры, налоговые льготы для корпораций-спонсоров, а также косвенная реклама. В 80-е годы были проведены эксперименты с косвенной рекламой, но от этой идеи отказались, так как тем самым нарушался сам принцип некоммерческого вещания.

Как бы то ни было, Пи-би-эс создает альтернативу развлекательным программам коммерческого ТВ. Ежевечерне она предлагает четыре часа общественно-политических передач, передач по культуре, науке и технике, а также серьезные развлекательные программы (например, «Театр шедевров» — обычно это английские сериалы по литературным произведениям). В 80-е годы Пи-би-эс расширила свою деятельность, открыв Службу обучения для взрослых — систему заочных занятий, в которой принимают участие 1500 колледжей страны. При компании действует видеослужба, за небольшую плату продающая или предоставляющая напрокат записи образовательных передач школам, колледжам, библиотекам, больницам и другим организациям.

 

 

2. Кабельно-спутниковое изобилие

1950 – первая кабельная сеть в США (проложил один пенсильванский торговец телевизорами, недовольный качеством изображения при приеме на обычную антенну).

1970-е – пропускная способность одного кабеля возросла до 12-17 каналов. Кабельные системы стали ретранслировать все местные станции и станции соседних городов, что способствовало развитию дециметрового вещания. Кабельное ТВ, однако, не спешило налаживать собственное производство передач — его доходы определялись абонентной платой и зависели от числа подключенных телевизоров, т. е. основные усилия направлялись на расширение аудитории.

1980 – кабельные сети охватывали четверть населения, к 1990-му — две трети. Наиболее сильные системы, обычно насчитывавшие свыше 10 тыс. абонентов, выпускали «сверхлокальные» новости, а некоторые выделяли один-два канала под так называемый «открытый доступ», предоставляя эфирное время бесплатно или за символическую плату общественным группам, коллективам местной художественной самодеятельности и даже отдельным лицам, которые хотели прочитать лекцию или, например, сыграть на гитаре.

1975 – «великая кабельная лихорадка», когда тарифы на спутниковую связь снизились настолько, что стало рентабельным распространять специальные программы для разрозненных кабельных систем, имеющих параболические антенны. Компания «Хоум бокс офис» через спутник в закодированном виде стала распространять за дополнительную плату относительно свежие кинофильмы, появились и другие тематические программы, или каналы, как их стали называть в США, дабы отличить от эфирных станций и сетей.

1980 – в Атланте начала вещание «Сеть кабельных новостей» (Си-эн-эн) Теда Тернера, через пять лет ее стали транслировать через спутники на Европу и на весь мир.

Возникли также музыкальный канал Эм-ти-ви, спортивный И-эс-пи-эн, документальный «Дискавери», канал «Артс энд энтертеинмент» («Искусство и развлечения»), «Канал погоды», сеть прямых трансляций из конгресса Си-СПЭН, канал для детей «Никельодеон», для женщин «Лайфтайм», канал киноклассики Т. Тернера Ти-эн-ти и т .д.

Начало 1990-х – более ста общенациональных и региональных кабельно-спутниковых каналов, которые создавались кабельными объединениями, эфирными телесетями, отдельными предпринимателями — благо для этого не требуется лицензии ФКС. Пропускная способность типичной кабельной системы превышала 30 каналов. В стране насчитывалось свыше 10 тысяч кабельных систем. Число работников кабельного ТВ сопоставимо с эфирным ТВ.

1983 – в пропагандистских целях создана глобальная спутниковая «Всемирная сеть» («Уорлднет») в системе ЮСИА — Информационного агентства США. Это телеаналог радиостанции «Голос Америки». Сначала по этой сети распространялись выступления и пресс-конференции высокопоставленных государственных деятелей. Их принимали на спутниковые антенны в американских посольствах и разбросанных по всему миру пресс-центрах ЮСИА, и на эти просмотры обычно приглашали зарубежных журналистов, предоставляя для их вопросов специальный радиоканал. Конгресс США готовился было закрыть сеть, но перемены в СССР и Восточной Европе заставили ее сохранить. К середине 90-х среднесуточный объем вещания «Уорлднет» достиг 6 часов. Сеть показывает из Вашингтона новости, передачи по экономике, спорту, истории и культуре США. Ее бюджет, утверждаемый конгрессом вместе с бюджетом ЮСИА, составляет около 30 млн. долл. в год, персонал — триста человек. Для удешевления программа строится преимущественно из передач, предоставленных кабельным и эфирным ТВ. Они идут на английском языке без перевода. Часть рубрик, подготовленных самой «Уорлднет», имеет испанскую, французскую и арабскую версии. Обычно в расписании присутствуют уроки английского языка. «Уорлднет» принимается практически во всем мире, соперничая с телевизионным иновещанием Би-би-си, «Немецкой волны» и «Франс интернасьональ».

Некоторые кабельные каналы выступают на комиссионных началах как «магазины на дому». Таким путем ежегодно продается товаров на сумму до пяти миллиардов долларов.

Для показа свежих кинобоевиков и популярных зрелищ (спортивных состязаний, концертов модных рок-групп) кабельные системы создают аморфные адресные платные сети. Обычно деньги, собранные при показе кинобоевика с индивидуальной платой, делятся пополам между киностудией и организаторами показа.

1990-е – благодаря уплотнению цифрового сигнала, повышающего пропускную способность канала в 4-8 раз, появилось так называемое «видео по заявке» — возможность выбирать для просмотра кинофильмы и передачи при почасовой оплате.

Новый этап — резкое увеличение набора функций кабельного ТВ – от охраны дома и автоматического снятия показаний счетчиков электроэнергии, воды и газа до выполнения финансовых расчетов прямо из дома (телебанкинг).

Широкое распространение кабельного ТВ в США сдерживает непосредственный прием тех же самых программ на домашние спутниковые антенны. Обычно их приобретают жители сельских и горных районов.

 

3. Кризис старых телесетей

Структурные перемены в американском телевидении ведут к падению доходности сетей «большой тройки» (Эй-би-си, Эн-би-си, Си-би-эс): им приходится делиться рекламой со все новыми и новыми конкурентами, а их аудитория тает. Выбор среднестатистической американской семьи возрос с 3-4 до 40 телеканалов и продолжает расти.

1980-е – телесети попытались упрочить свое финансовое положение, сменив владельцев. Молодой энергичный коммуникационный конгломерат «Кэпитал ситиз» за 3,5 млрд. долл. купил Эй-би-си. Ар-си-эй вместе с дочерней Эн-би-си оказалась в составе «Дженерал электрик». Си-би-эс избежала слияния, предложив контрольный пакет акций и пост главного администратора представителю «Льюис корпорейшн». Австралийский миллионер Руперт Мердок разом купил шесть крупных телестанций и голливудскую киностудию «XX век-Фокс» и, став американским гражданином, приступил в 1986 году к формированию из числа независимых местных станций, не входящих в старые телесети, четвертой коммерческой сети «Фокс бродкастинг компани» (Эф-би-си). К середине 90-х она обеспечивала входящие в нее филиалы вечерней программой объемом 15 часов в неделю.

Конкуренция с Си-эн-эн заставили нью-йоркские телесети сократить персонал отделов новостей. Сетевые новости уступают в оперативности Си-эн-эн, но обгоняют ее в зрелищности. «Звездная» концепция персонификации информации — в отличие от Си-эн-эн, не признающей «звезд» в журналистике. Получающий несколько миллионов долларов в год главный комментатор новостей делает информацию доступнее для усвоения, авторитетнее, интереснее. Постоянное улучшение «упаковки» новостей отодвигает на второй план их содержательную сторону.

1992 – опросы впервые зарегистрировали высокий авторитет местных новостей. Более того, почти 45 процентов опрошенных были готовы принять идею о роспуске коммерческих эфирных сетей при условии приема Си-эн-эн и Си-СПЭН.

Кризис старых телесетей проявляется и в оскудении репертуара, сужении жанрового диапазона. Ориентация только на самую массовую аудиторию: комедии, полицейские сериалы, современная драма, в дневное время — «мыльные оперы» и игры. Исчезли некогда популярные эстрадные шоу, вестерны и триллеры, сократилось число одноразовых передач (спецвыпусков) и «минисерий» (непродолжительных сериалов, обычно экранизаций бестселлеров). Последние обычно имеют более высокое качество, чем серийная конвейерная продукция, но они «разрушают» аудиторию, а главное — не оправдывают высоких затрат при сокращающейся аудитории.

1970-е – вытеснение классической теледокументалистики более легкими для восприятия «новостными журналами» типа «60 минут» Си-би-эс. Фундаментальные телефильмы вытеснены на Пи-би-эс и кабельные каналы типа «Дискавери» и «Хистори ченнел».  

1980-е – распространение «риэлити-шоу», в которых документальные съемки искусно соседствуют с «восстановленными событиями» и игровыми сценами (не путать с нашими «риэлити-шоу», речь идет о сериалах типа «Следствие ведут» на НТВ.

Середине 1990-х – каждая из сетей «большой тройки» собирала всего 11-13 процентов аудитории; четвертая «неполная» сеть «Фокс» — 7-9 процентов, на долю независимых местных станций приходилось 10, а культурно-просветительной Пи-би-эс — 2-3 процента аудитории. Аудитория базовых кабельных каналов превысила 12, а платных – 3 процента аудитории. Дальнейшее дробление аудитории может привести к тому, что коммерческие телесети станут нерентабельными и полностью переключатся на другие виды деятельности (видео, специализированное кабельное вещание, производство развлекательных передач и т. п.). Четверть века назад подобный процесс ослабления общенациональных компаний произошел в американском радиовещании и привел к локализации радио.

Американские законодатели и ФКС пытаются смягчить неблагоприятные для «большой тройки» тенденции, как в первые десятилетия телевидения они сдерживали монополизацию эфира и поддерживали мелкий и средний бизнес.

 

4. Интеграция, цифровые технологии и интересы общества

Либерализацией отношений между производством и прокатом не преминули воспользоваться некоторые лос-анджелесские студии, до сих пор лишь продававшие свои передачи нью-йоркским сетям.

1995 – на базе Голливуда возникают сразу две новые эфирные компании – сети «Уорнер бразерс» и «Юнайтед Парамаунт нетуорк». Обе компании распространяют новую и старую продукцию собственного производства и собирают по 4-5 процентов аудитории, преимущественно молодежь.

1998 – начала вещание седьмая коммерческая общенациональная программа «Пакс», адресованная семьям. Появление этих пока еще «неполных» телесетей отражает тенденцию дифференциации и демассовизации СМИ и способствует дальнейшей индивидуализации зрительского выбора. Однако их создание ведет и к очередному отливу аудитории «большой тройки».

Рейтинги старых сетей упали так низко, что вначале они просто отказывались в это верить и потребовали расширить выборку (в середине 90-х она составляла 5 тыс. семей) и повысить точность измерений аудитории с помощью электронных счетчиков. Одновременно они были вынуждены заняться поиском стратегических партнеров по шоу-бизнесу.

1995 – «Кэпитал ситиз / Эй-би-си» сливается с компанией «Уолт Дисней» В это объединение, помимо телесети Эй-би-си и знаменитой мультипликационной студии с ее парками аттракционов, вошли кабельно-спутниковый спортивный канал И-эс-пи-эн, семейный «Лайфтайм», канал новостей из мира зрелищ «Эй энд И», некоторые газеты и журналы. В том же году конгломерат «Тайм Уорнер» (киностудия «Уорнер бразерс» и издательство «Тайм») расширяется за счет медиаимперии Теда Тернера (компания Ти-би-эс, спутниковые каналы во главе с Си-эн-эн, фильмотеки МГМ и ЮА). В сентябре 1999 года объединение «Вайеком», в которое входят, в частности, Эм-ти-ви и «Дискавери», приобрело сеть Си-би-эс. Наконец, в январе 2000-го происходит самое крупное слияние за всю историю американских коммуникаций: конгломерат «Тайм Уорнер», капитал которого достиг 96 млрд. долл., объединяется с телекоммуникационной компанией «Америка он лайн» с капиталом 141 млрд.

Вертикальная интеграция позволяет сосредоточивать в одних руках как производство, так и распространение программного продукта. Крупные игроки информационно-развлекательного рынка, перебрасывая капитал из одного сектора в другой, способны более эффективно противостоять конкуренции и идти на огромные инвестиции в новейшие технологии, прежде всего в цифровое телевидение.

 

Начало 1980-х – «Сони» и «Филипс» разработали компакт-диск с цифровой записью звука, и с этого времени понятие «цифровой» стало синонимом высочайшего качества звука, а затем и изображения. Цифровой сигнал копируется без потери качества и застрахован от аналоговых искажений и шума.

1987 – первые серийные цифровые видеомагнитофоны. Однако для перевода на цифровую систему всего ТВ-тракта — от студии до зрителя — пришлось разработать способы снижения потока сигналов до уровня аналогового телевидения и даже значительно ниже. При этом качество изображения сравнимо с аналоговым и даже превосходит его.

1993 – компрессия информации впервые применена в видеосистеме «Дигитал Бетакам». Для того чтобы данная система пользовалась на рынке спросом, разработчики включили в список ее возможностей воспроизведение существующих аналоговых записей. В профессиональной области аналоговые сигнальные тракты стали в массовом порядке заменяться цифровыми. Ди-ви и Ди-ви-ди в бытовой электронике (носители – кассеты и диски).

1990-е – стандарты комплексной оцифровки всего телевизионного тракта на четырех уровнях качества — низком, нормальном, повышенном и высоком. В рамках этих уровней скорость сигнала и ширина используемого диапазона меняются в зависимости от характера изображения (так, показ хоккейного матча требует втрое большего потока информации, чем изображение комментатора). Применением компрессии достигается экономия средств: каждый канал (транспондер) спутникового ТВ теперь может транслировать от двух до шестнадцати программ.

Другим преимуществом цифрового телевидения является его интерактивность. Сближение двух до сих пор самостоятельных технологий (телевизионной и компьютерной) открывает дополнительные возможности перед телевидением (оплата за каждую просмотренную передачу) и перед «видео по заказу» (когда зритель выбирает нужное из предлагаемого репертуара, а заказанная программа транслируется из видеотеки сервера непосредственно на телевизор абонента).

Международный союз электросвязи рекомендовал единый мировой стандарт для производства цифровых телепрограмм и их обмена — 1080 строк при формате кадра 16:9. Но последнее слово принадлежит здесь скорее не японским производителям, а американскому рынку телеаппаратуры — он составляет 60 процентов мирового и диктует свои правила игры.

1996-1997 – тестирование всевозможных цифровых программ в ряде американских городов, чтобы предугадать платежеспособный спрос населения и обкатать цифровую аппаратуру.

1998 – Эй-би-си начала цифровое вещание на стандарте 720 строк, а Пи-би-эс — 1080.

Следствие оцифровки ТВ – развитие прямого спутникового вещания. До сих пор кабельное ТВ было дешевле спутникового, что объясняет отставание США от Европы в распространении программ со спутника сразу на домашние антенны. Сжатие сигнала существенно удешевляет спутниковое вещание и снижает роль кабельных посредников. В этих условиях кабель и спутники из партнеров превращаются в конкурентов. Современные спутники могут распространять сигналы местных станций на ограниченную территорию.

 

Задача перед американскими законодателями: поддерживать развитие новых средств массовой коммуникации и в то же время обеспечивать конкурентоспособность старых, не забывая при этом об интересах общества, которое опасается чрезмерной концентрации СМИ в одних руках. Нельзя, например, сочетать владение газетой и теле- или радиостанцией или кабельной системой.

Прямое вмешательство государства в содержание телепередач затруднено первой поправкой к конституции о свободе слова (например, нельзя ввести ограничения на объемы допустимой рекламы), но для того, чтобы подтолкнуть развитие массовых коммуникаций в желательном направлении, государство располагает экономическими рычагами и способами активизации общественного мнения.

1996 – Закон о коммуникациях, согласно которому телевидение обязано предупреждать зрителей об уровне насилия в каждой из них. Все телепрограммы делятся на шесть групп: для детей любого возраста; для детей старше 7 лет (в них допустимо «мягкое насилие», как в комедиях, но без ненормативной лексики и сцен секса); для детского просмотра в присутствии родителей; «не рекомендованные детям до 14 лет»; «только для аудитории старше 17 лет» и «для всех». Соответствующее обозначение появляется в левом верхнем углу экрана в первые 15 секунд после начала передачи, а если она идет свыше часа, индекс возникает вновь. От индексации освобождены новости, разговорные шоу и общественно-политические передачи, если в них участвуют официальные лица или первая леди. Телевизоры оснащаются специальным устройством — «ви-чипом» (где «ви» означает «вайоленс» — насилие), который на усмотрение семьи автоматически блокирует нежелательные передачи. Таким образом частично преодолеваются нежелательные последствия коммерческого вещания.

 

Hosted by uCoz