08. История телевидения Франции
1. 1931 – лаборатория Рене Бартелеми
провела первый публичный телесеанс (10 строк). Первая
студия парижского телевидения на улице Гренель.
Начало 1930-х – опыты с телевидением на катодных
трубках (развертка до 180 строк).
1934 – первая съемка на улице. От улицы Гренель к Эйфелевой башне, где находился передатчик с
антеннами, проложили кабель.
1935 – передачи стали более или менее регулярными –
этот год официально считается во Франции датой рождения ТВ. Репертуар строился
из номеров кабаре, цирка и т. п. На передачи в студию приходили ведущие актеры
и танцовщики «Пари опера». Из-за прожекторов температура в студии к концу
рабочего дня достигала 35 градусов, но никто не жаловался и
актеры не требовали гонораров.
1936 – начало использования иконоскопа Зворыкина (455
строк).
1937 – международная выставка в Париже:
телеустановка, домашние телевизоры вполне приемлемых размеров, посетителей
выставки интервьюировал первый репортер французского
ТВ Жак Доно, первый прямой репортаж с улицы.
1938 – правительство объявило о намерении покрыть
всю страну телесетью. Передачи стали ежедневными (15
часов в неделю). В стране насчитывалось всего лишь 500 телевизоров, которые
изготовлялись полукустарным способом. Поэтому специальная комиссия по
телевидению призвала частный сектор приступить к массовому их выпуску.
1939 – создана правительственная организация «Радиодифюзьон франсез» для
лицензирования радиостанций.
Во Франции, так же как в Англии и Германии, расходы
на экспериментальное ТВ покрывались из абонентной
платы за пользование радиоприемниками. Одно время французское правительство
было склонно разрешить функционирование коммерческих телецентров, но этим
планам суждено было сбыться только через полвека. В 30-е же
годы в вопросах вещания политические соображения преобладали над
экономическими: европейские правительства не спешили делить контроль над эфиром
с промышленно-финансовыми кругами.
1940 – немецкие оккупационные власти потребовали,
чтобы телевидение наладило передачи для раненых солдат вермахта, лечившихся в
парижских госпиталях.
1943 – такие передачи начались и шли по 14 часов.
1945 – передатчики на Эйфелевой башне были
аннексированы американцами для выпуска военных радиопередач.
1946 – французское ТВ возобновило вещание:
трансляции из кабаре и цирка, драматические и оперные спектакли.
1948 – создана дирекция телепрограмм. Она входила в
состав «Радиодифюзьон франсез»,
когда появилось массовое телевещание, она стала называться «Радиодифюзьон-телевизьон
франсез» (РТФ).
Чтобы поднять популярность телевидения, было решено
передавать прямые репортажи со спортивных и политических мероприятий. Появилась
телегазета.
1949 – Пьер Сабах передал
первый прямой репортаж для телегазеты – соревнование воздухоплавателей на
воздушных шарах. Сам Сабах вместе с оператором
находился на одном из шаров, они вели съемку до тех пор, пока неожиданно не
произошел взрыв и не начался пожар. Успех телегазеты был столь велик, что уже к
концу года она стала выходить дважды в день.
1950 – в Лилле, на северо-западе Франции, был
открыт первый региональный телецентр.
1952
– состоялась франко-британская теленеделя:
по радиорелейной линии Париж – Лилль – Лондон в обеих столицах транслировалось
по 13 часов прямых репортажей. Первые зерна Евровидения были брошены в июне
1953 года, когда на Францию транслировалась коронация Елизаветы II. За неделю, пока шли торжества, во Франции было
продано 5 тыс. телевизоров
2.
Государственная монополия
После
войны во Франции казалось естественным, что телевидение является частью
иерархической системы, подконтрольной министру информации. Вещание
использовалось против двух «отклоняющихся групп» – голлистов
и коммунистов. Де Голль, пришедший к власти в 1958 году, отождествляя интересы
общества с интересами своей партии (его сторонники получили на выборах в
парламент большинство), считал себя вправе использовать для укрепления режима
личной власти все имеющиеся средства, включая радио и телевидение. Коммунисты
сходились с голлистами в том, что правительственный
контроль является лучшим средством защиты от коммерческих интересов и что
вещание не должно находиться в частных руках.
1959
– РТФ получила свой первый устав, закреплявший государственную монополию на
эфир. Правительство назначало генерального директора вещания и отказывало
организации даже в праве иметь свой совет директоров. Организация стала
называться ОРТФ: слово «office» подчеркивало
принадлежность телевидения и радио к государственной машине.
Один из министров информации того
периода Ален Пейрефит вспоминал: «Мой предшественник
показал мне рабочий стол с целым рядом кнопок и сказал: «Эта для вызова
швейцара, другая – вашего личного секретаря, а остальные для вызова
руководителя телевидения, редакторов всех передач новостей, руководителей
программ и руководителя радио. Каждый день примерно в пять часов вам следует
созваниваться для уточнения основных моментов вечерних новостей. Вы можете
давать инструкции и по прямой линии. Не покидайте кабинет на обед до 1.30 и на
ужин до 8.30. После передачи вам будут звонить коллеги с жалобами на то, что им
не понравилось».
Эта система, возникшая еще до войны,
последовательно использовалась десятками министров, уверенных в том, что
журналисты существуют для того, чтобы как можно скорее и лояльнее
распространять то, что они говорят. «О нас думают так же, как о проститутках, –
признавался один видный журналист. – Мы нужны, но достойны презрения».
1964
– открылась вторая государственная телепрограмма в цвете.
1968-1974 – кризис французского вещания (замалчивание
майские выступления леворадикальной молодежи, публика узнавала о событиях из
газет и из-за границы). Журналисты ОРТФ, сознавая, как стремительно они теряют
авторитет, пошли на забастовку. Позднее участники забастовки были уволены или
переведены на другие должности.
И все же майский дух противоречия и критики
поколебал ОРТФ. Как и все другие институты французского общества, организация
продолжала испытывать кризис. Забастовки, политические и финансовые скандалы,
отставки руководителей, парламентские расследования следовали одно за другим.
Все это свидетельствовало о постепенной деградации ОРТФ.
1969 – ОРТФ поставлена
непосредственно под контроль президента и премьер-министра. Телевидение
получило некоторые свободы, в том числе «право на соучастие и объективность».
Время от времени оппозиции стали предоставлять эфир. Телевещание от открытой
цензуры переходило к самоцензуре. Его руководители
перестали ждать звонков от министров. Теперь звонили второстепенные чиновники и
намекали на то, что «министр был бы рад, если бы...». В любом случае заведующие
информационными отделами знали правила игры.
1972 – без особого шума на Париж и пригороды стала
вещать третья программа.
1974 – пришедшее к власти леволиберальное
правительство распустило ОРТФ. Государство сохраняло за собой монополию на
выпуск и планирование передач, но делегировало контроль над ними трем
телекомпаниям: ТФ-1, Антенн-2 (А-2) и ФР-3. В советы вошли представители
парламента, партии получили гарантированный доступ к эфиру.
1968 – с возникновением второго канала ТВ отчаянно
нуждалось в средствах, на французском телеэкране стали появляться коммерческие
объявления. Первые десять лет для них существовало множество ограничений: ТФ-1
и А-2 могли отводить рекламе не более 18 минут в сутки, запрещалось
рекламировать детские игрушки, грампластинки, кинофильмы и другие способы
проведения досуга, не говоря уже о сигаретах и алкогольных напитках. Контролировался и стиль рекламы: запрещались, например, такие
определения, как «новый» или «лучший». Рекламой нельзя было прерывать
основные передачи. Сведения о размерах аудитории передач и показанных в них
рекламных роликов не публиковались, чтобы не возникало какой-либо связи между
деньгами и характером той или иной передачи и не началась погоня за зрителем.
Только раз в год телесети узнавали, эффективно ли они
работают.
3.
Коммерциализация эфира
1970-е
– в соседней Италии стали возникать частные радио- и телестанции.
1981
– создание во Франции частного радио.
1982
– три важнейшие региональные станции в Лилле, Лионе и Марселе были объявлены
независимыми. Это требовало денег, и было решено показывать рекламу и по программе
ФР-3.
1984
– частично принадлежащий правительству конгломерат «Гавас»
открыл платную телекомпанию «Канал-плюс», которую возглавил сподвижник тогдашнего
президента Миттерана. Вначале распространялась как эфирная,
а затем – и через спутник в расчете на кабельных абонентов и владельцев
индивидуальных спутниковых антенн (в кодированном виде). Основу репертуара
составили кинофильмы – самый любимый французами «тележанр».
Прежде чем фильм мог появиться на «Канале-плюс»,
должен пройти год со дня его премьеры в парижских кинотеатрах. Для остальных сетей
– больше. Был и «открытый период» (от 2 до 4,5 часа) – для привлечения
абонентов (мыльные оперы, документальные передачи, новости американской
Си-би-эс с переводом на французский язык). Эта часть насыщена рекламой,
приносящей каналу до 10 процентов дохода. В «платной» же части реклама не идет.
Самодельные декодеры!!
За
первые пять лет «Канал-плюс» увеличил аудиторию до 3 млн. абонентов и стал
ежегодно приносить свыше 1 млрд. франков прибыли, которая позволяет ему
открывать филиалы за рубежом (в Бельгии, Испании, Германии, Польше, Африке).
1986 – вышли в эфир две коммерческие общенациональные
программы, их назвали Пятой и Шестой. Пятая программа
досталась группе инвесторов во главе с французским магнатом прессы Робером Эрсаном и итальянским
владельцем трех частных сетей Сильвио Берлускони. Она никогда не имела особого успеха из-за того,
что ее передачи прерываются рекламой в любом месте, в то время как французы
привыкли к блочной рекламе между передачами. Пятую окрестили «программой
больших денег и больших бюстов» из-за массы игр, викторин и шоу с большими
выигрышами и обилием полураздетых женщин. 1992 – из-за ссор между совладельцами
и долгов Пятая программа была закрыта.
Программа М-6 (М первоначально означало музыку) принадлежит
люксембургскому радио и лионской парфюмерной компании. Через год после начала
вещания ее превратили из музыкальной в общеразвлекательную и стали именовать «Метрополь-6». Не
менее 30 процентов эфирного времени посвящено музыке – от хит-парадов до классики,
остальное время – дешевые американские и европейские сериалы. М-6 вещает на территорию,
где живет лишь треть населения.
1987 – приватизация первой программы (ТФ-1). Европейское ТВ впервые столкнулось с новым феноменом, хотя
случаи денационализации в промышленности были известны на континенте с первых
послевоенных лет. Контроль над ТФ-1 был передан консорциуму:
строительная компания Франсиса Буига,
английский издатель и телемагнат Роберт Максвелл (вскоре
погибший при загадочных обстоятельствах на своей яхте в море), ряд французских
банков и издательств: по закону ни одной группировке в телекомпании не может
принадлежать более четверти капитала. 40 процентов акций поступило на биржу, 10
процентов было предложено купить сотрудникам компании. Передача ТФ-1 под
контроль новых хозяев состоялась в апреле 1987 года.
Таким образом, за три года Франция покончила с
государственной монополией вещания и перешла к смешанной системе. Конкуренция в
эфире: ТФ-1 стала переманивать из государственного телевидения звезд
журналистики и эстрады и избавляться от непопулярных
ведущих. Рейтинга: из репертуара безжалостно изгонялись все передачи,
популярность которых начинала падать. Компания увеличила в своих программах
число кинофильмов, игр, легких сериалов и других передач, не претендующих на
интеллектуальность, создав в глазах общественности прочный имидж канала,
соответствующего настроениям «средней Франции».
В
новой ситуации основной государственной программой оказалась «Антенн-2».
Согласно уставу, она обязана адресоваться и массовой аудитории, и меньшинствам.
А-2 столкнулась с альтернативой: либо быть похожей на американскую Пи-би-эс, задавленную конкурентами, либо подражать
Би-би-си. Предпочтение было отдано европейской традиции общественного вещания,
ставке на более интеллектуальные передачи, даже если это чревато потерей
аудитории. А-2 на 40 процентов финансируется из абонентной платы и на 60 – за
счет рекламы, в то время как третья покрывает за счет рекламы 15 процентов
своего бюджета.
4.
Стабилизация
Развитие
частного телевидения и увеличение зрительского выбора привели к тому, что
политические трения вокруг вещания стали значительно слабее. Общая тенденция
последнего десятилетия состоит в попытке создать независимую систему радио и
телевидения, окончательно отделив регулирование их деятельности от политики.
Французское ТВ, тем не менее, остается самым «зарегулированным» в мире.
1989
– начал действовать Высший аудиовизуальный совет. В его составе девять членов,
из которых три назначаются президентом и по три – председателями обеих палат
парламента из числа видных деятелей вещания, культуры и академических кругов.
Совет распределяет радио, телевизионные и спутниковые частоты и лицензирует
кабельные каналы; назначает руководителей государственных теле- и радиокомпаний
(на три года – по контракту), а также Национального института архивов и
спутникового агентства ТДФ – совместно с парламентом, правительством и
постоянным персоналом компаний; определяет условия работы с частными
вещательными компаниями; следит за беспристрастностью вещания в период выборов,
а также за соблюдением квот на импортную
продукцию в целом и показом на экране насилия и секса в частности;
наказывает нарушителей закона путем штрафов или временного прекращения передач.
Одна из задач совета – не допускать злоупотребления телевидением как
инструментом личной власти или коммерческих интересов.
На
примере Франции можно наблюдать, как историческое развитие меняет концепцию
государственного вещания.
1)
Сначала идея государственного ТВ кажется убедительной
и необходимой.
2)
Но постепенно правительство вынуждено уменьшать влияние на телевидение (и на
радио) и делиться своими правами на эфир с парламентом.
3)
Вещание получает независимость и становится общественным. Государственное (или
зависимое от государства) радио и телевидение утрачивает доверие публики, и это
тем заметнее, чем больше у аудитории альтернативных
источников информации.
4)
В условиях конкуренции государственные телеслужбы
предпочитают отказаться от роли правительственного рупора и действовать
независимо, руководствуясь интересами общества. Разработав правовые условия
деятельности общественного вещания, власть дистанцируется от выбора его
руководителей, содержания конкретных передач и распределения финансовых
средств. Этот подход повышает роль профессионалов: если в государственном
ТВ ценятся партийная принадлежность и лояльность властям предержащим, то в
общественном – прежде всего талант, объективность, профессионализм.
Аудиовизуальный совет следит:
- чтобы программы на французском языке занимали не
менее 40 процентов эфира,
- европейским передачам должно принадлежать не
менее 60 процентов времени,
-
вещательные каналы обязаны минимум 15 процентов своих поступлений вкладывать в
производство оригинальной телепродукции
и еще минимум 3 процента – в производство французских фильмов.
1989
– в число государственных телепрограмм вошла еще одна – Седьмая, или «Ла сет» (название образуют начальные буквы организации,
взявшейся за создание канала, – «Сосьете д'эдисьон де программ де телевизьон»).
Эта «европейская культурная сеть» долго ждала своего
места на спутниковом ретрансляторе и была обречена на незначительную аудиторию
из-за узкой трансляционной базы, а также из-за содержания.
1992
– освободившиеся после краха Пятой программы частоты
были отданы новому культурно-просветительному каналу «Артэ»,
владельцами которого выступают «Ла сет» и немецкие
компании АРД и ЦДФ. Канал «Артэ» финансируется из
бюджетов этих организаций и за счет государственных ассигнований. С 1995 года
днем на ее частотах идут всевозможные передачи и циклы, преследующие цель
повысить квалификацию врачей, учителей и т. д.
1992
- телепрограммы А-2 и ФР-3 начали именоваться «Франс-2» и «Франс-3».
5.
Кабельно-спутниковое ТВ
1982
– правительство опубликовало «План-кабель», согласно которому к 2000 году
каждую французскую семью предполагалось подключить к общенациональной
волоконно-оптической сети. План провалился: и по причине появления новых
эфирных каналов, и по причине своей дороговизны.
Финансированием
строительства и эксплуатацией крупных кабельных систем занимается компания
«Франс телеком», а выпуском передач – частные
компании, с которых «Телеком» взимает почти половину
абонентной платы.
Правительство
передало под контроль «Канала-плюс» несколько
специализированных кабельных программ: документально-информационную «Планет», «Канал Ж» для детей от 2 до 14 лет, «Канал Джимми»
(«ностальгический» – для развлекательных повторов), «ТВ-спорт». Еще два
относительно крупных кабельных тематических канала – «Пари премьер» и «Сине сине».
В Париже
из 18 кабельных каналов примерно половина отдана под иностранные программы. Франция
отстает от лидеров европейского кабельного ТВ – Бельгии и Голландии – на пару
десятилетий, хотя положение в ней лучше, чем в ряде других стран, например в
Италии, где кабельного ТВ вообще нет.
Если
классифицировать эти каналы по специализации, то к 2000 аудитория могла уже
выбирать из 14 киноканалов, 9 музыкальных, 7
документальных, 7 спортивных, 5 молодежных и 10 «прочих» («Игры»,
«Путешествия», «Комедия», банковские услуги и т. п.). Услугами кабельно-спутникового ТВ стала пользоваться каждая десятая
семья. По данным социометрической службы «Медиаметри»,
17 процентов французов в конце десятилетия могли принимать не менее 15 программ.
В
области спутникового ТВ достижения более впечатляющи. Французские ученые и
бизнесмены активно участвовали в ряде европейских спутниковых проектов. Страна
имеет свой космодром во Французской Гвинее (Южная Америка) и выводит на орбиту
всевозможные спутники, в том числе коммуникационные, для собственных нужд и для
других государств.
1984
– Париж сформировал межгосударственную франкоязычную спутниковую программу ТВ-5.
Такое название она получила вследствие того, что ее владельцами стали три
французские компании (ТФ-1, А-2 и ФР-3), а также государственные телеслужбы Бельгии и Швейцарии. Позднее к консорциуму
присоединилась Канада, и программа стала выходить в трех вариантах: «ТВ-5
Европа», «ТВ-5 Квебек» и «ТВ-5 Африка» (для 14 франкоговорящих стран континента)., с 1999 – в пяти вариантах. Канал считает своей целью
популяризацию французского языка и знакомство международной телеаудитории
с культурой и образом жизни франкоязычных стран. Его передачи делятся на
«легкие» – для начинающих изучать французский, «промежуточные» и «нормальные» –
для тех, кто владеет языком свободно. Соответственно меняется темп речи,
лексика, а в случае необходимости передачи снабжаются субтитрами. Дважды в день
выходят уроки французского языка, по воскресеньям демонстрируется игра со
словарем и т. д. Наибольшую аудиторию ТВ-5 собирает в
Англии и Скандинавии, где университеты и школы используют ее сюжеты для
улучшения лингвистических знаний студентов и школьников.
1989
– начал работу спутниковый «Канал Франс интернасьональ»
– телеэквивалент официального французского
радиовещания на зарубежные страны. Он финансируется из государственного бюджета
и координирует свою работу с министерством иностранных дел и министерством по
делам содружества. Кроме оперативной информации канал предлагает кинофильмы,
развлекательные, спортивные и культурно-просветительные передачи. К 1990 году
приемное оборудование для передач КФИ было установлено в 24 странах,
преимущественно африканских, которые ретранслируют его целыми блоками.
1993
– Париж стал местом пребывания редакции круглосуточного канала «Евроспорт», владельцами которого стали первая программа
французского ТВ, «Канал-плюс», Европейский союз радиовещания и крупнейшая американская спортивная кабельно-спутниковая сеть
И-эс-пи-эн.
1993
– начал вещание мультилингвистический канал
общеевропейской ориентации «Евроновости» со
штаб-квартирой в Лионе. Его официальный владелец – Европейский союз
радиовещания, канал содержит материалы, поставляемые странами–членами союза, и
финансируется ими. Особенностью является отсутствие дикторов и ведущих, что
связано с необходимостью давать разный аудиоряд при общем видеоряде. «Евроновости»
конкурируют с американским каналом оперативной информации Си-эн-эн
и Всемирной телеслужбой Би-би-си.
6.
Современный этап
В
90-х годах государственное ТВ Франции находилось в полукризисном состоянии. Абонентная плата, составлявшая в
1986-м, перед приватизацией ТФ-1, 541 франк за цветной приемник, к 2000 году
поднялась до 751 франка. Однако собираемых средств постоянно
не хватало, и руководство «Франс телевизьон»,
включающей в себя каналы «Франс-2» и «Франс-3», непрерывно расширяло продажу
эфирного времени под рекламу. К концу десятилетия реклама стала
покрывать половину бюджета государственного ТВ. Впрочем, и этих денег все равно
оказывалось недостаточно.
Возрастание выбора не меняет радикально привычек и
вкусов массовой французской аудитории. Она по-прежнему верна многожанровым
«общим» эфирным программам.