09. История
телевидения Японии
1.
Вне Европы и Северной Америки есть только одна страна, история телевидения
которой уходит в довоенный период, – Япония.
1925
– начало телевизионных исследований в Японии. Японцы ориентировались на американцев.
Основателем японского телевидения считается перподаватель
Высшей технической школы Хамамацу Кендзиро
Таканаяги (по совместительству работал и в радиокорпорации Эн-эйч-кей).
1925
– Хидэцугу Яги из императорского университета Тохоку изобрел направленную антенну, которая стала
прототипом всех телевизионных антенн в мире (использовалась также в
радиолокации).
1926
– Таканаяги получил изображение иероглифа,
обозначающего «я», на трубке Брауна.
1927
– при участии Таканаяги создана корпорация Джи-ви-си.
1928
– Таканаяги осуществил экспериментальную передачу человеческого
образа с разверткой 40 строк, 14 кадров в секунду.
1930
– лабораторию Таканаяги посещает сам император.
1936
– Таканаяги в университете Васэда
строит полностью электронную систему телевидения разрешением 245 строк. Большой
интерес у японцев вызвало освещение Олимпийских игр берлинским
ТВ. В Японии намеревались последовать немецкому примеру на Олимпиаде-40 в
Токио, которая не состоялась из-за Второй
японо-китайской войны (перенесена в Хельсинки).
1939
– пробная передача: 12-минутная экспериментальная драма. Было объявлено о
скорой продаже относительно дешевых телевизоров производства Джи-ви-си и Тошиба. Но война
помешала реализации этих планов: регулярные передачи так и не начались, все
силы были брошены на укрепление иновещания с прицелом
на Тихоокеанский бассейн и США.
После
войны первым делом пришлось восстанавливать радиовещательную корпорацию (Эн-эйч-кей – латинская аббревиатура от Ниппон Хосо Кёкай, Японская вещательная
корпорация) и увольнять тех ее сотрудников, кто имел ярко выраженные милитаристские
взгляды.
1945
– возобновление радиопередач под контролем американских оккупационных властей.
1950
– принятие закона, который гарантировал свободу слова, не допускал
милитаристской и шовинистической пропаганды и способствовал демократизации общественной
жизни. Он предусматривал создание смешанной системы вещания – наличие и
государственных, и частных радиостанций и телецентров. Был создан
государственный орган для выдачи лицензий на частное вещание.
1953
– возобновление телепередач обновленной государственной компании Эн-эйч-кей начались (по американским стандартам).
1953
– выход в эфир первой коммерческой сети «Ниппон телевижн»,
принадлежащая газете «Иомиури». (В США газетам нельзя
получать лицензии на телевещание.) Коммерческая сеть была бы выгодна при
наличии нескольких тысяч телеприемников: только тогда можно было бы убедить
коммерсантов размещать рекламу. Основатель сети Мацутаро
Сёрики сделал «ход конем» – закупил в США большие
телевизоры и разместил их в публичных местах. Показы спортивных состязаний,
например, собирали огромные толпы, перекрывавшие уличное движение.
1955
– начало передач «Токио бродкастинг систем» (Ти-би-эс).
1959
– начало работы сетей «Асахи» и «Фудзи».
Все они принадлежат газетным издательствам, страховым и промышленным
группировкам.
2.
Эн-эйч-кей – самоуправляемая общественная компания,
получившая право самостоятельно собирать абонентную плату на свои нужды. Она
имеет автономный статус по образцу Би-би-си, что ограждает ее от мелочной опеки
государства. Корпорацией управляет совет из 12 директоров, назначаемых
премьер-министром из числа авторитетных граждан и утверждаемых обеими палатами
парламента. В свою очередь совет директоров выбирает президента корпорации. Ее
ежегодный бюджет принимается парламентом.
Эн-эйч-кей
обязана заниматься оповещением населения о
чрезвычайных ситуациях.
3.
После войны в Японии насчитывалось всего 800 телевизоров, нередко они
устанавливались в витринах магазинов и в ресторанах. Цена их равнялась средней
зарплате за несколько месяцев. Тем не менее через пять лет число телесемей
превысило один миллион.
1960
– в связи со свадьбой наследного принца впервые была разрешена прямая передача
из императорского дворца. Это заранее объявленное событие породило телебум в стране, где обожают императора и пышные зрелища,
– в конце года число телевизоров превысило 4 миллиона. Свадьбу освещали 2
тысячи телевизионщиков, 108 камер, передача шла 50 минут, ее посмотрели около
150 тысяч человек.
1960
– первые передачи в цвете.
1985
– в стране было более чем по два телевизора на семью.
Японцы
– самые «запойные» телезрители в мире: среднестатистический житель страны
проводит у экрана свыше четырех часов в сутки. Одни объясняют это сильной
усталостью японцев от работы, а другие – высоким качеством передач.
Самый
критический комментарий о телевидении оставил Соичи Охия, популярный писатель и журналист. В своем эссе 1958
года он отметил, что привычка смотреть телевизор подобна «эффекту арахиса». То есть как только вы видите на столе миску с арахисом, вы
начинаете автоматически и непрерывно забрасывать его в рот. И, как едят арахис,
как только вы включаете телевизор, вы не можете выключить его. В заключение Охия объявил телевидение средством для создания «ста
миллионов идиотов». Фраза стала крылатой.
1978
– создан канал «Юниверсити Эйр»,
продукт совместных усилий Министерства образования и Министерства почты и
телекоммуникации. Это университет открытого типа. Он имеет собственные радио- и телестанции, которые передают лекции 18 часов в
сутки круглый год. В 1993 45 тысяч человек зарегистрированы как студенты, и, по
оценкам, около миллиона граждан слушают и / или смотрят программы, предлагаемые университетом, бесплатно.
4.
В первое десятилетие вещания происходило размежевание функций между
общественным и частным ТВ:
– Эн-эйч-кей занималась информацией и просвещением, а также
экспериментировала с новой техникой, совершенствовала культурно-просветительное
вещание, часто подкрепляя учебные телепередачи радиоуроками
и специальными учебниками;
–
коммерческие телекомпании дополняли ее программы легкими развлекательными и
спортивными передачами, сделанными на американский манер шоу, «домашними
драмами» и самурайскими историческими сагами, постепенно уменьшая число
образовательных передач, которые поначалу были вменены им в обязанность.
1959
– Эн-эйч-кей создает самостоятельный второй канал –
Образовательный, в то время как первая программа, именуемая теперь Общей,
ориентируется на оперативное освещение текущих событий и
общественно-политические передачи. (Использовать радио для образовательных
целей Эн-эйч-кей начала еще в 1931 году.)
Многовековая самобытная культура страны интенсивно вбирала в себя современную
американскую технологию, но местные телекомпании покупали в США лишь лучшие
кинофильмы и сериалы. Никаких квот и ограничений здесь не существует – просто
японцы отдают предпочтение национальным передачам.
Эн-эйч-кей
раньше других общественных телекомпаний мира нашла свою нишу. Несмотря на
соперничество с сильным частным вещанием, она остается одной из самых мощных и
авторитетных телеслужб. Подобно Би-би-си, она
обходится без коммерческой рекламы. Доходы – от абонентной платы (в отличие от
Би-Би-Си нет штрафов за неуплату) и подписки на дополнительные каналы.
Гибкая
политика государства в области информации, направленная на сглаживание
противоречий, ограждает общественное вещание от кризисов, характерных для
государственных компаний большинства других стран. Эн-эйч-кей
не страдает и от конкуренции спутникового и кабельного вещания, а также видео,
поскольку сама ими занимается. Еще одна причина стабильного успеха Эн-эйч-кей – ее лидерство в разработках и внедрении новых
телевизионных технологий.
5.
Но так было не всегда.
1964
– токийская Олимпиада, позор японского телевидения. Американцы и европейцы
привезли на нее массу съемочного оборудования, у японцев же практически ничего
не было. Рядом со стадионом, где проводились игры, зиял огромный котлован:
здесь сооружали 23-этажную штаб-квартиру корпорации с двумя 8-этажными
крыльями. (В СССР накануне московской Олимпиады построили новый
аппаратно-студийный комплекс в Останкине.)
Олимпиада
заставила японских инженеров по-новому оценить значение электронной техники,
дала толчок к созданию лучшей в мире аппаратуры. Сегодня японские предприятия
занимают ведущее положение на мировом видеорынке. Все заводы в США, выпускающие
телевизоры, принадлежат японским радиотехническим компаниям.
6.
1968 – начало разработки в Японии телевидения высокой четкости (ТВЧ).
1968
– Эн-эйч-кей экспериментирует с прямым спутниковым
вещанием для жителей горных и отдаленных районов.
1990
– запуск экспериментальной программы ТВЧ (стандарт развертки – 1125 строк при
экране 3:5).
1987
– Эн-эйч-кей имеет две спутниковые программы НТВ.
1995
– в Японии насчитывалось около 12 миллионов спутниковых тарелок.
1990 – усилиями «Марубени»,
«Мицукоси» и других частных фирм для японцев, живущих
за пределами страны, ведет передачи спутниковый канал «Джапан
саттелайт телевижн». В его
программе информационные и развлекательные передачи, фильмы, спортивные
репортажи и сериалы на родном языке, уроки английского
и немецкого, а также реклама. Сегодня лишь немногие страны могут позволить себе
специальный спутниковый канал для соотечественников за рубежом.
2000
– в Японии 120 станций кабельного телевидения, которые дают возможность смотреть
30 каналов.
Глобализация
телевидения.