02. Новость
1. В
теории журналистики существует определённая терминологическая путаница:
аналитики смешивают понятия «новость», «сообщение», «информация»,
«информационный повод». Возможно, для практика это не особо существенно, но всё
же следует разграничить эти понятия.
2.
Новость - сообщение о чем-то новом,
явлении или событии, которое произошло совсем недавно.
Есть
альтернативные определения:
- момент
изменения действительности
- факт,
событие, явление или проблема, к которым стоит привлечь внимание.
По Мелвину
Менчеру, автору популярных в США учебников журналистики, новости - это:
-
важная информация, необходимая людям для принятия решений, которые
касаются
их жизни;
-
интересная информация: отклонения от естественного хода событий.
Пожалуй,
самое оригинальное из определений новостей принадлежит перу бывшего редактора
"Нью-Йорк Сан" Чарльза Дана: "Новость - это всё, что заставляет людей беседовать
друг с другом..."
Есть
редакторы, которые заявляют: «Новости – это то, что я считаю новостями».
По идее,
главное свойство новости – новизна. Однако авторы всех этих определений
вскрывают свои аспекты такого явления, как «новость».
3. Где взять новости?
Существуют новости первого, второго и третьего порядков:
1) сообщения создателей событий: организаций, предприятий (как правило, их
пресс-служб и сайтов) и конкретных людей;
2) сообщения информационных агентств, которые специализируются на сборе и
передаче новостей;
3) сообщения средств массовой информации, которые пользуются услугами
информационных агентств, например, информационных служб теле- и радиокомпаний.
ТРК и газеты используют «вторичные» новости, но при этом стремятся всё-таки
получать «первичные». (Пример – обострение внимания ВГТРК к новостному контенту
региональных филиалов.)
К этому их вынуждает:
- необходимость платить информационным агентствам,
- конкуренция с другими ТРК и газетами.
Для этого используют:
- создание собственной сети информаторов и стимулирование за ценные новости и
фотовидеоматериалы;
- развитие собственной наблюдательности (и умение вплести малозначимый факт в
систему событий, выйти на обобщение, чтобы получить более весомую новость,
возможно, с элементами аналитики);
- систему «бит» (beat
– англ. дозор, обход): создание каждым репортёром круга общения, который служит
источником новостей.
Упражнение 1.
Какие места следует обойти и обзвонить хорошему репортёру в надежде, что они
окажутся «рыбными»?
Как правило, это оказываются:
- суд, полиция;
- контролирующие органы;
- органы власти;
- образовательные учреждения;
- общественные объединения граждан;
- …
Американцы отмечают: контакты нужно регулярно поддерживать: поздравлять с
праздниками, днями рождения и т.п.
Важное замечание: не следует устанавливать с источниками слишком тесные
дружеские отношения. Почему?
4.
Классификация новостей
По
содержанию:
-
«жёсткие» (на серьезные темы, о происшествиях плюс экстренные новости);
- «мягкие»
(сообщения более развлекательного характера, которые обращаются прежде всего к
чувствам, а не к интеллекту).
Упражнение
1.
Придумать по 15 «жёстких» и «мягких» новостей.
По
тематике.
По объекту
рассмотрения:
- о
событии,
- о
процессе, явлении (часто подразумевает элементы анализа).
5. Информационное сообщение – текст,
который содержит информацию, предназначенную для доведения её до потребителя.
Поводом для создания информационного сообщения является информационный повод.
По манере
подачи сообщения условно делятся на:
- ньюс
стори (стандартная информационная заметка);
- фиче, или фичер, или даже фичерз (англ. feature —
особенность, необычное свойство, «фишка»
) - новость в литературном обрамлении. (Александр Колесниченко относит фиче к
жанрам выделяемой им «эмоциональной журналистики» - история, в отличие от
репортажа написанная от третьего лица, но также дающая возможность пережить
событие).
6. Информационный повод – это
объект, целенаправленно используемый субъектом информационного процесса для
внесения информации в информационное пространство.
Существуют разные подходы к определению признаков информационного повода:
А.
- Наличие главного героя.
- Яркость события.
- Однозначность интерпретации события.
Б.
- Воздействие. Событие интереснее,
если его последствия скажутся на большом количестве людей.
- Знаменитости. Нам свойственно
любопытство. Интересна информация об известных, знаменитых людях, об их работе,
повседневной жизни, увлечениях.
- Необычное. События или люди, не
вписывающиеся в обыденность, чем-то выделяющиеся, странные или экстраординарные
всегда интересны для читателей.
Упражнение 2.
Работа со списком новостей.
Упражнение 3.
Работа с новостями.
В (наш вариант).
- Ново.
(На телевидении новизна сохраняется один день, а то и несколько часов.)
- Важно. (На жизнь какого числа
людей может повлиять событие.)
- Интересно. (Насколько данное
событие выделяется из обыденности.)
7. Новость можно сделать даже из информации, которая, казалось бы, не является
новой. Есть приём, который американцы называют «update»
- осовременивание, освежение новости.
Упражнение 3. Какие варианты «апдейта»
можно придумать?
Варианты:
- найти новый аспект («в состоянии охранника, которого накануне ранили при
ограблении банка, наметилось улучшение…»);
- ухватиться за продолжение истории;
- взять новый, актуальный комментарий;
- «подтянуть» к дате;
- найти новые сведения, которые «разворачивают» новость в новое русло (на месте
новостройки был химический склад);
- …
8. Чтобы
усилить новостной элемент сообщения, нужно употреблять необходимые слова. В
зависимости от ситуации это могут быть: «первый», «впервые», «новый», «вновь»,
«как стало известно сегодня», «самый большой», «самый маленький» и т.д. Следует
избегать употребления слов типа: «очередной», «в прошлом году», «в который раз»,
«традиционно» и т. д.
Если
событие действительно традиционное, нужно понять, чем оно отличается от
предыдущих.