03. Информационный повод

03. Информационный повод

 

 

 

1. Информационный повод – это объект, целенаправленно используемый субъектом информационного процесса для внесения информации в информационное пространство.

Существуют разные подходы к определению признаков информационного повода:

А.

- Наличие главного героя.

- Яркость события.

- Однозначность интерпретации события.

Б.

- Воздействие. Событие интереснее, если его последствия скажутся на большом количестве людей.

- Знаменитости. Нам свойственно любопытство. Интересна информация об известных, знаменитых людях, об их работе, повседневной жизни, увлечениях.

- Необычное. События или люди, не вписывающиеся в обыденность, чем-то выделяющиеся, странные или экстраординарные всегда интересны для читателей.

В. (По Третьякову Виталию Товиевичу)

- Новизна.

- Масштаб.

- Эмоциональность восприятия.

 

Упражнение 2. Работа со списком новостей.

 

Г. (наш вариант).

- Ново. (На телевидении новизна сохраняется один день, а то и несколько часов.)
- Важно. (На жизнь какого числа людей может повлиять событие.)
- Интересно. (Насколько данное событие выделяется из обыденности.)

 

 

2. В зависимости от информационного повода различают новость-факт, новость-событие и новость-цитату.

Новость-факт - сообщение о ситуации, например о принятии нового закона, о решении суда, о результатах переговоров. Заметка начинается с самого важного аспекта этой ситуации.

Новость-событие - сообщение о действии, например о покорении горной вершины или об ограблении банка. При этом соблюдать хронологию действия не нужно. Заметка начинается с результата этого действия или его кульминационной точки.

Новость-цитата - это сообщение о выступлении какого-то важного человека. Обычно новости-цитаты располагаются в разделах политики и экономики и посвящены тому, что политические лидеры и бизнесмены что-то обещают, к чему-то призывают или чего-то не исключают. Начинается такая заметка с центрального высказывания и ни в коем случае не с упоминания о том, что кто-то где-то держал речь.

 

 

3. Одно из свойств новости – актуальность

 

Существует пять видов актуальности.

Непосредственная актуальность - это актуальность в собственном смысле слова, когда событие только что произошло либо событие произошло давно, но известно о нем стало только сейчас.

Латентная актуальность используется при освещении проблем и процессов, которые давно существуют и скорее всего еще долго будут существовать, например наркомания или военная реформа. Написать о них можно было бы неделю, месяц или год назад, а можно будет и через неделю, месяц или год. Чтобы привязать проблему или процесс к текущей ситуации, журналисты ждут, когда в связи с этим кто-то что-то сделает, и используют это действие как информационный повод. Например, о проблеме наркомании можно написать в связи с открытием нового реабилитационного центра для больных наркоманией, а в качестве информационного повода для статьи про военную реформу можно использовать парламентские слушания или научную конференцию на эту тему.

Календарная актуальность заключается в использовании в качестве информационного повода какой-то памятной даты, например годовщины рождения, смерти, вступления в должность, начала реформы, совершения теракта. Календарная актуальность, в отличие от латентной, позволяет написать о проблемах и процессах, не дожидаясь того, чтобы в связи с ними что-то происходило, а также подвести какие-либо промежуточные итоги, что само по себе может явиться темой статьи.

Собственная актуальность - журналистика акций. Журналисты сами провоцируют событие, а потом пишут о нем и о реакции на него.

Сюда же относится «метод маски», когда журналист временно меняет профессию, чтобы разоблачить злоупотребления в какой-либо сфере деятельности.

Кажущаяся актуальность служит «палочкой-выручалочкой» в тех случаях, когда никаких других информационных поводов нет, а информацию публиковать надо именно сейчас. Тогда развитие проблемной ситуации имитируется при помощи слов «все больше», «все чаще», «все опаснее» и т.д., например «Все больше выпускников вузов не могут найти работу», «Все чаще в магазинах продают просроченные продукты», «Все опаснее становится ездить на зарубежные курорты». Использование подобных выражений в начале статьи означает, что у журналиста нет цифр, которые бы подтвердили его вывод, так как если бы журналист такими цифрами располагал, он бы обязательно их упомянул. Хотя из этого вовсе не следует, что журналист не прав, утверждая, что нечто стало «все больше» или происходит «все чаще». Вполне возможно, что это действительно так.

 

 

4. Последний вид актуальности показывает, что новость можно сделать даже из информации, которая, казалось бы, не является новой. Есть приём, который американцы называют «update» - осовременивание, освежение новости.

 

Упражнение 2. Какие варианты «апдейта» можно придумать?

 

Варианты:

- найти новый аспект («в состоянии охранника, которого накануне ранили при ограблении банка, наметилось улучшение…»);

- ухватиться за продолжение истории;

- взять новый, актуальный комментарий;

- «подтянуть» к дате;

- найти новые сведения, которые «разворачивают» новость в новое русло (на месте новостройки был химический склад);

- …

 

 

5. Чтобы усилить новостной элемент сообщения, нужно употреблять необходимые слова. В зависимости от ситуации это могут быть: «первый», «впервые», «новый», «вновь», «как стало известно сегодня», «самый большой», «самый маленький» и т.д. Следует избегать употребления слов типа: «очередной», «в прошлом году», «в который раз», «традиционно» и т. д.

Если событие действительно традиционное, нужно понять, чем оно отличается от предыдущих.