05. Информационное сообщение
1. Информационное сообщение –
относительно короткий текст, который содержит информацию о событии, являющуюся
новостью для аудитории.
Поводом для создания информационного сообщения является информационный повод.
2.
Размещая информационные сообщения в определенном порядке и давая их определенным
объемом (большим или меньшим), СМИ тем самым ранжируют эти сообщения по
важности, значимости и таким образом дают своей аудитории
информационную картину дня. Она, в
свою очередь, зависит от редакционной политики.
3. Кто что
сделал, где. когда, как, зачем и почему?
Шестерка бравых слуг моих
Заткнет за пояс сто.
Зовут их «Как» и «Почему»,
«Где», «Кто», «Когда» и «Что».
I keep six honest serving-men
(They taught me all I knew);
Their names are What and Why, and When,
And How, and Where, and Who.
(Редьярд
Киплинг)
Упражнение 1.
Написать информационное сообщение на произвольную тему.
4.
Третьяков:
сложное событие приходится описывать в
виде усложнённого информационного сообщения.
Оно
содержит как минимум два, как максимум три содержательных пласта.
Собственно
информация
о том, что
произошло: голое перечисление фактов и значимых деталей.
Первичный
объективный комментарий
- то есть
введение данного события в ряд других, случившихся ранее, аналогичных или
противоречащих данному («только вчера эти две страны подписали соглашение о
перемирии, а сегодня возобновили военные действия»).
Вторичный
объективный комментарий
-
это
прогноз вариантов развития событий; предположения об участниках, причинах или
виновниках случившегося.
Кроме
того, в сложных информациях мы часто видим и кратчайший
субъективный комментарий -
в виде краткой оценки какого-либо участника события, свидетеля, эксперта или
самого автора информации или редакции (нынешние новости об Украине).
Колесниченко: расширенная новостная заметка состоит из ядра, деталей и
бэкграунда:
-
ядро всегда находится в начале
заметки и содержит основную информацию о событии. Это могут быть ответы как на
все шесть вопросов, так и на часть из них с добавлением ответа на вопрос «Ну и
что?» (значимость новости для читателей). Новостную заметку начинают с ответа на
вопрос «Ну и что?» в тех случаях, когда в чистом виде новость трудна для
восприятия. Например, статьи о научных открытиях или о принятых парламентом
новых законах лучше начинать не с сути этих открытий и законов, а с того,
насколько они изменят нашу жизнь;
-
детали включают в себя подробный
рассказ о событии и обстоятельствах вокруг него;
-
бэкграунд - это дополнительная
информация, напрямую не связанная с событием, однако позволяющая глубже понять
его смысл. Обычно в качестве бэкграунда приводятся сообщения об аналогичных
событиях и статистические данные. Например, для статьи про авиакатастрофу
бэкграундом будет информация о том, как часто терпели катастрофу самолеты данной
модели и данной авиакомпании, как часто это происходило в том же районе и по
аналогичной причине, какие выплаты положены семьям погибших в авиакатастрофе,
что собираются предпринять авиаторы для повышения безопасности полетов.
5.
Параметры и факторы ньюс-стори по Марку Григоряну
Параметры:
- воздействие (событие интереснее, если его последствия скажутся на большом
количестве людей);
- знаменитости (интересна информация об известных, знаменитых людях, об их
работе, повседневной жизни, увлечениях);
- необычное (события или люди, не вписывающиеся в обыденность, чем-то
выделяющиеся, странные или экстраординарные).
- конфликт,
- близость в пространстве,
- близость во времени.
Упражнение 2.
Работа с новостями.
5.
Проверка фактов
Институт освещения войны и мира (IWPR) предлагает пользоваться правилом «двух
источников»: чтобы подтвердить любую информацию, нужно использовать два
независимых друг от друга источника.
«Независимые друг от друга» значит, что:
- источник А получил свою информацию не от источника В;
- источники А и В не получили информацию из рук одного и того же источника С.
Убедитесь в том, что и А, и В - первоисточники, и не считайте что-то «фактом»,
пока это не подтверждено двумя независимыми источниками.