06.
Структура информационного сообщения
1. Лид –
корпус
Резюмирующий
В лиде дается краткое изложение события или выделяется главное, что произошло, а
сама статья посвящается раскрытию темы, представляет подробности.
Отложенный
Такой лид дает меньше информации, но втягивает в чтение. Информация последует
далее, когда читатель уже увлечен.
Эпизодный
Как явствует из названия, рассказывается некий эпизод, связанный с тем, что
будет в статье. Такой лид хорош в описательных статьях.
Цитатный
Часто информационные сообщения бывают посвящены тому, что известный политический
деятель, руководитель государства или деятель культуры, сказал что-то важное или
прокомментировал происходящее. Такие сообщения принято начинать с цитаты.
Чего НЕ стоит делать при написании лидов
Избегайте лидов, в которых говорится об уже известном или общеизвестном.
Избегайте слов и словосочетаний: «снова», «продолжается», «как мы уже сообщали»,
«известно, что».
Не используйте в лиде новостного сообщения имена неизвестных людей без указания,
кто они такие. Вводите их в текст, указывая, например, их должности. Избегайте
лидов, указывающих читателям, как реагировать на происшедшее: «Печальная история
случилась» или «Радостные вести пришли». («К сожалению…»)
Таким образом, после того как мы научились писать лид, знаем, что можно делать и
чего лучше избегать, пора переходить к собственно статье. И начнем мы со
следующей задачи.
2. Как пишется информационное сообщение (заметка) по Колесниченко
1)
Собирается материал, то есть:
-
выслушиваются две противоположные стороны ситуации - обвиняющий и обвиняемый,
протестующий и тот, против кого протестуют, и т.п. Если вторая сторона явно не
представлена (например, протест против власти, а она плевать на это хотела), то
изучается позиция этой стороны;
-
наблюдается картинка события (например, демонстрация или ход пресс-конференции),
при этом обращается особое внимание на детали (кто сказал глупо или смешно, кто
во что одет, кто оговорился и поправился и т.п.), картинка записывается
подробно;
-
осмысливается цель и значение предмета заметки (важно для общества, но нелепо
реализуется или, наоборот, сущая чепуха, а надувается).
(Можно
добавить: собирается сопутствующая информация – бэкграунд.)
2) Пишется
текст, то есть:
заголовок
(хэдлайн),
который полностью соответствует смыслу заметки;
подзаголовок,
который кратко описывает событие;
вводка
(лид),
которая кратко - не более 10% от общего объема заметки - излагает сюжет;
первый
абзац,
который рассказывает о событии более подробно;
второй
абзац,
в котором излагается позиция одной стороны;
третий
абзац,
в котором излагается позиция другой стороны;
четвертый
абзац,
в котором описывается реакция общественности;
пятый
абзац
с прогнозом эксперта;
шестой
абзац
с неявно выраженным отношением корреспондента-автора.
В телевидении
закадровый текст под видео называется
voiceover либо
commentary
(этот термин также обозначает и закадровый текст в репортаже). Русская версия
этого названия - БЗ (видео без закадрового текста).
Идеальная БЗ - та, после просмотра которой у зрителя не остается вопросов. Даже
если он смотрит новости первый раз в жизни. При этом следует уложиться в 20-40
секунд.
Структура БЗ
Заход (подводка)
Удачный заход – половина дела.
Как правило, в
информации об «официозе», где излишний креатив неуместен.
В других случаях в начало лучше
выносить самые интересные факты, чтобы у зрителя сразу возникло желание
дослушать новость до конца. Сравните два варианта одного из того же сообщения:
«Главными
персонажами выставки, которая открылась в нью-йоркском музее Метрополитен, стали
привидения. В экспозиции представлены фотографии, которые охватывают
период с 1860-го года по конец первой мировой войны».
Чтобы не дать зрителю
переключить наш канал, в таких случаях целесообразно начинать с самого
интересного и необычного факта. Вот более удачный вариант начала:
«Выставка привидений в нью-йоркском
музее Метрополитен».
Еще пример:
«Удивительный
случай из практики американского дантиста. Один из пациентов - молодой строитель
– обратился к нему с жалобой на сильную зубную боль. При осмотре выяснилось, что
кариес тут ни при чем, а виноват во всем гвоздь, находившийся в голове у
мужчины.»
В этом сообщении мы почти «упустили»
новость. Слова «удивительный» и «необычный» в самом начале БЗ «крадут» ценное
эфирное время. Необычность сообщения можно передать и без этих слов. Во второй
фразе мы также узнаем мало: человек пришел к дантисту с зубной болью – что в
этом удивительного? «Гвоздем» этого БЗ является…. Гвоздь!!! Но зритель может
этого не услышать, поскольку об этом рассказывается только в третьем
предложении. А о чудовищной длине гвоздя – 10 см – почему-то говорится
во второй половине текста.
Избегайте недосказанности
Если упоминается какое-либо событие, то обязательно надо объяснить, когда оно
произошло и в чем было дело (вполне хватает одной - двух фраз), если имя – то
надо обязательно объяснить - кто это (даже если речь идет о Путине, Буше или
Гитлере).
«Точку в
политической карьере Цзыяна поставили события на площади Тяньаньмэнь в 89-ом
году»
Во-первых, у китайцев фамилия пишется
перед именем. Так что «Цзыян» выглядит, как если бы кто-нибудь написал
«Президент России Владимир» - и на этом остановился. А во-вторых, собственно –
кто такой этот Цзыян? Вдобавок, с фамилией Чжао? И что за события произошли на
площади Тяньаньмэнь в 1989 году?
Помнить о картинке