06. Структура информационного сообщения

06. Структура информационного сообщения

 

 

1. Лид – корпус

 

Типы лидов

Резюмирующий

В лиде дается краткое изложение события или выделяется главное, что произошло, а сама статья посвящается раскрытию темы, представляет подробности.

Отложенный

Такой лид дает меньше информации, но втягивает в чтение. Информация последует далее, когда читатель уже увлечен.

Эпизодный

Как явствует из названия, рассказывается некий эпизод, связанный с тем, что будет в статье. Такой лид хорош в описательных статьях.

Цитатный

Часто информационные сообщения бывают посвящены тому, что известный политический деятель, руководитель государства или деятель культуры, сказал что-то важное или прокомментировал происходящее. Такие сообщения принято начинать с цитаты.

 

Чего НЕ стоит делать при написании лидов

Избегайте лидов, в которых говорится об уже известном или общеизвестном. Избегайте слов и словосочетаний: «снова», «продолжается», «как мы уже сообщали», «известно, что».

Не используйте в лиде новостного сообщения имена неизвестных людей без указания, кто они такие. Вводите их в текст, указывая, например, их должности. Избегайте лидов, указывающих читателям, как реагировать на происшедшее: «Печальная история случилась» или «Радостные вести пришли». («К сожалению…»)

Таким образом, после того как мы научились писать лид, знаем, что можно делать и чего лучше избегать, пора переходить к собственно статье. И начнем мы со следующей задачи.

 

 

2. Как пишется информационное сообщение (заметка) по Колесниченко

 

1) Собирается материал, то есть:

- выслушиваются две противоположные стороны ситуации - обвиняющий и обвиняемый, протестующий и тот, против кого протестуют, и т.п. Если вторая сторона явно не представлена (например, протест против власти, а она плевать на это хотела), то изучается позиция этой стороны;

- наблюдается картинка события (например, демонстрация или ход пресс-конференции), при этом обращается особое внимание на детали (кто сказал глупо или смешно, кто во что одет, кто оговорился и поправился и т.п.), картинка записывается подробно;

- осмысливается цель и значение предмета заметки (важно для общества, но нелепо реализуется или, наоборот, сущая чепуха, а надувается).

(Можно добавить: собирается сопутствующая информация – бэкграунд.)

2) Пишется текст, то есть:

заголовок (хэдлайн), который полностью соответствует смыслу заметки;

подзаголовок, который кратко описывает событие;

вводка (лид), которая кратко - не более 10% от общего объема заметки - излагает сюжет;

первый абзац, который рассказывает о событии более подробно;

второй абзац, в котором излагается позиция одной стороны;

третий абзац, в котором излагается позиция другой стороны;

четвертый абзац, в котором описывается реакция общественности;

пятый абзац с прогнозом эксперта;

шестой абзац с неявно выраженным отношением корреспондента-автора.

 

 

3. Voiceover, или БЗ

 

В телевидении закадровый текст под видео называется voiceover либо commentary (этот термин также обозначает и закадровый текст в репортаже). Русская версия этого названия -  БЗ (видео без закадрового текста).

Идеальная БЗ - та, после просмотра которой у зрителя не остается вопросов. Даже если он смотрит новости первый раз в жизни. При этом следует уложиться в 20-40 секунд.

Структура БЗ

 

Заход (подводка)

Удачный заход – половина дела.

Как правило, в информации об «официозе», где излишний креатив неуместен.

В других случаях в начало лучше выносить самые интересные факты, чтобы у зрителя сразу возникло желание дослушать новость до конца.  Сравните два варианта одного из того же сообщения:

«Главными персонажами выставки, которая открылась в нью-йоркском музее Метрополитен, стали привидения. В  экспозиции представлены фотографии, которые охватывают период с 1860-го года по конец первой мировой войны».

Чтобы  не дать зрителю переключить наш канал, в таких случаях целесообразно начинать с самого интересного и необычного факта. Вот более удачный вариант начала:

«Выставка привидений в нью-йоркском музее Метрополитен».

Еще пример:

«Удивительный случай из практики американского дантиста. Один из пациентов - молодой строитель – обратился к нему с жалобой на сильную зубную боль. При осмотре выяснилось, что кариес тут ни при чем, а виноват во всем гвоздь, находившийся в голове у мужчины.»

В этом сообщении мы почти «упустили» новость. Слова «удивительный» и «необычный» в самом начале БЗ «крадут» ценное эфирное время. Необычность сообщения можно передать и без этих слов. Во второй фразе мы также узнаем мало: человек пришел к дантисту с зубной болью – что в этом удивительного? «Гвоздем» этого БЗ является…. Гвоздь!!! Но зритель может этого не услышать, поскольку об этом рассказывается только в третьем предложении. А о  чудовищной  длине гвоздя – 10  см – почему-то говорится во второй половине текста.

Избегайте недосказанности

Если упоминается какое-либо событие, то обязательно надо объяснить, когда оно произошло и в чем было дело (вполне хватает одной - двух фраз), если имя – то  надо обязательно объяснить - кто это (даже если речь идет о Путине, Буше или Гитлере).

«Точку в политической карьере Цзыяна поставили события на площади Тяньаньмэнь в 89-ом году»

Во-первых, у китайцев фамилия пишется перед именем. Так что «Цзыян» выглядит, как если бы кто-нибудь написал «Президент России Владимир» - и на этом остановился. А во-вторых, собственно – кто такой этот Цзыян? Вдобавок, с фамилией Чжао? И что за события произошли на площади Тяньаньмэнь в 1989 году?

Помнить о картинке