Главная страница
сайта dedovkgu.narod.ru
Страница
специальности «Организация работы с молодежью»
01. Психолого-возрастные аспекты молодежного и детского
общественного движения
0. Одна
из задач курса – дать обоснование необходимости организации социальной
активности детей и молодежи, в частности, молодежного и детского движения.
1. В древних обществах были
широко распространены описанные этнографами юношеские группы (возрастные группы, тайные общества,
мальчишники, холостячества, королевства шутов и т. д.) очень часто связаны с
задачами воинского обучения. В средневековье
подростковые группы бродили по улицам городов, враждовали друг с другом.
Впрочем, по отношению к беспокойным подростковым группам взрослые проявляли
либерализм. Странствующие ватаги школяров-вагантов, карнавалы, где "первую
скрипку" играла молодежь, "ослиные обедни" - пародийные
церковные службы, устраиваемые молодежью, составляли неотъемлемую часть
средневекового быта, которая, однако, оставалась "в тени". Следует
вспомнить и детские крестовые походы 1212 года – поразительное социальное
явление. Подростки отправились в Иерусалим отбивать у мусульман Гроб Господень.
Но большинство умерло от голода и жажды. Детские крестовые походы обросли
легендами. Есть недоказанное предположение, что это движение было организовано,
чтобы избавить европейские города от подростковых ватаг.
2.
Стремление к объединению с себе подобными – одна из главных особенностей
психологии подростка, проявление кризиса подросткового возраста.
Итогом
этого кризиса должен стать переход на новую ступень социализации, обретение
большей независимости от взрослых, что является шагом к самостоятельной жизни.
Подростковый кризис
проявляется в характерных поведенческих реакциях.
Реакция эмансипации – тип поведения, посредством
которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля,
покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за
самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться
в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании
нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный
контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и
самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на
крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.
Реакция группирования со
сверстниками – инстинктивное тяготение к сплочению, формированию компаний сверстников,
где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение
подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый
статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка
подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не
общество взрослых, критику которых он отвергает.
Реакция увлечения
(хобби-реакция) необходима для становления личности подростка. В подростковом возрасте
весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные
процессы. Благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные
способности подростков. Они делятся на следующие виды: а)
Интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника,
электроника, история и т.д.). б) Накопительные увлечения (коллекционирование
марок, пластинок, открыток). в) Эксцентрические (желание подростка быть в
центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой). Знание подростковых
увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков,
улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.
Что дает
подростку общение в группах сверстников?
А. Общение со сверстниками – это очень важный специфический канал информации, по нему подростки и юноши узнают
многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают
взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток
получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его
психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер, если нет других
источников такой информации.
Б. Общение со сверстниками – специфический вид деятельности и межличностных отношений. Групповая игра, а затем
и другие виды совместной деятельности вырабатывают у ребенка необходимые навыки
социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то
же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне
общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на началах, и
статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать
необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых
взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной
жизненной школой. По выражению французского писателя А. Моруа, школьные
товарищи — лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны.
В. Общение со сверстниками – это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности,
солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку
автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное для него чувство
защищенности, эмоционального благополучия и устойчивости.
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с
ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания,
потребность осознать себя как личность.
Начинает формироваться так называемая Я-концепция – совокупность представлений
человека о себе, своих способностях и своем месте в сообществе. Одна из важнейших ее составляющих – самооценка,
которая управляет поведением человека. Самооценка формируется в
ходе общения с окружающими людьми, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на
сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе,
коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника
как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым
человеком.
Из-за «неполноценного» социального статуса самооценка подростка как
правило заниженная. Это вызывает сильнейшее чувство дискомфорта, ощущение
собственной несостоятельности. Путь к повышению самооценки – заслужить
признание референтной (авторитетной) группы. Для подростка таковой является
группа сверстников. Таким образом, стремление повышать самооценку обеспечивает реакцию группирования.
а) быть любимым (в широком смысле слова);
б) быть
нужным.
II.
Принадлежать к группе:
а) быть принятым группой;
б) чувствовать себя защищенным;
в) быть уважаемым, повышать свой статус в группе;
г) иметь опыт
внутригрупповых отношений.
III. Чувствовать
себя взрослым:
а) самостоятельно мыслить, анализировать, делать
выводы;
б) эмансипироваться от руководства взрослых:
самостоятельно планировать, совершать выбор, принимать решения;
в) ощущать
себя представителем своего пола.
IV. Чувствовать
себя умелым:
а) узнать свои возможности и выбрать ведущий вид
деятельности;
б) приобрести актуальные знания и умения;
в) определить
для себя жизненные приоритеты, ценности, идеалы.
Читаем в библиотеке:
Группирование как феномен подросткового возраста